Судебные решения, арбитраж
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Д.А. Хабибрахманов
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.Я. Калимуллина, судей Р.С. Ибрагимова, Р.Э. Курмашевой при секретаре судебного заседания Н.А. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Э. Курмашевой гражданское дело по апелляционному представлению помощника прокурора Пестречинского района Республики Татарстан О. на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 28 мая 2012 года. Этим решением постановлено: заявление прокурора Пестречинского района Республики Татарстан в интересах Пестречинского муниципального района о признании незаконным бездействия Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления помощника прокурора Пестречинского района Республики Татарстан О., заслушав О., представителей Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан З., К.Р., судебная коллегия
установила:
прокурор Пестречинского района Республики Татарстан обратился в суд с заявлением в интересах Пестречинского муниципального образования о признании незаконным бездействия Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.
В обоснование заявления указано, что по информации Пестречинского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан земельные участки для жилищного строительства в с кадастровыми номерами ...., в с кадастровыми номерами .... в с кадастровым номером .... и земельные участки сельскохозяйственного назначения в с кадастровыми номерами ...., в с кадастровым номером .... в с кадастровым номером ...., в с кадастровым номером ...., в с кадастровым номером .... не используются по своему назначению.
В нарушение положений статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации Палатой имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан в течение месячного срока не были приняты решения по заявлениям граждан А.Д., К.В., С. о предоставлении земельных участков.
Кроме того, в нарушение требований статей 32, 34 Земельного кодекса Российской Федерации не были приняты решения о предоставлении земельных участков в установленные законом сроки по заявлениям М.З., А.Ш., Б.Н., Д.Э., М.Ф., Р., С.В., Н.Т., Г.И., И.А., Б.В., К.П., И.Н., Х.Г.Н., С.М., А.В., Г.Ч., Г.Р., М.В., М.Л., Б.Л., Г.Г., С.А., В.М., Ш., Ф.Г., Н.Г., С.И., М.О., К.Ф., А.Т., П., Т., М.Л.. Допущена волокита при рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков граждан Н.Ф., И.И., Я., Я., И.А., Б.В., В.Б., В.И., Ч., Х.С., А.В, Е.Р., Х.Г.С.
С учетом изложенного прокурор просил суд признать незаконным бездействие Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в непринятии мер по использованию земельных участков, расположенных на территории Пестречинского муниципального района, и в не предоставлении земельных участков в собственность и в аренду.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора И.Н.Осипов поддержал заявление.
Руководитель Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан З. с заявлением не согласился.
Суд заявление прокурора оставил без удовлетворения.
В апелляционном представлении помощник прокурора Пестречинского района Республики Татарстан О. ставит вопрос об отмене решения суда. При этом указывает, что решение принято без учета имеющихся в деле доказательств бездействия Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского района Республики Татарстан, выразившего в непринятии мер по использованию земельных участков и в не предоставлении земельных участков гражданам. Судом оставлено без внимания, что постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Пестречинского района Республики Татарстан от руководитель Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан привлечен к административной ответственности за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции помощник прокурора Пестречинского района Республики Татарстан О. представление поддержал по приведенным в нем основаниям.
Представители Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан З. и К.Р. с доводами жалобы не согласились и пояснили, что земельные участки, сведения о которых отсутствуют в информации Пестречинского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан, переданы в краткосрочную аренду сроком на 11 месяцев. Заявления граждан о предоставлении земельных участков рассматривались в установленные сроки.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу положений части *** статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 7 Земельного Кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно статье 11 Земельного Кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
На основании статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Из материалов дела видно, что прокуратурой Пестречинского района Республики Татарстан проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства Палатой имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан. По результатам данной проверки прокурором усмотрено нарушение закона, выразившееся в бездействии данного муниципального органа при осуществлении полномочий по эффективному управлению муниципальным имуществом, в частности, земельными ресурсами.
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что доводы прокурора о бездействии Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения заявления.
Заслушав стороны и исследовав материалы дела, судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Так, довод прокурора о неиспользовании земельных участков для жилищного строительства и сельскохозяйственного назначения основан на информации Пестречинского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан. Между тем из пояснений руководителя Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан следует, что земельные участки переданы в краткосрочную аренду сроком на 11 месяцев, поэтому сведения о них не могут содержаться в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Данные обстоятельства подтверждаются исследованными судом апелляционной инстанции копиями договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами .....
Представленный прокурором в суд апелляционной инстанции акт обследования земельных участков от, составленный заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель Пестречинского района Республики Татарстан Д.И., не опровергает вышеизложенных выводов суда, поскольку не свидетельствует о невыполнении муниципальным органом своих полномочий по эффективному управлению муниципальным имуществом. Неиспользование земельных участков их правообладателями по назначению в пределах срока действия договоров аренды не образует виновного бездействия Палаты имущественных и земельных отношений муниципального района.
Относительно фактов ненадлежащего рассмотрения Палатой имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан обращений граждан о предоставлении земельных участков суд пришел к выводу, что гражданами при сдаче заявлений не были предоставлены необходимые документы, поэтому в течение месячного срока не были приняты решения о предоставлении им земельных участков, заявителям направлены извещения о необходимости представить данные документы.
Не опровергнуты и доводы представителя Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан о том, что заявления ряда граждан не соответствовали требованиям, предъявляемым к ним статьями 32, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем в их адрес были направлены отказы.
Изложенные обстоятельства нашли подтверждение в ходе их проверки судом апелляционной инстанции. Заявления граждан рассмотрены в установленные законом сроки, по каждому из них с учетом их содержания приняты соответствующие решения, о чем сообщено заявителям путем направления письменных извещений.
С учетом изложенного судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, не усматривает со стороны Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан бездействия по вопросам, вытекающим из полномочий данного муниципального органа в области земельных отношений.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормам материального закона, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционного представления помощника прокурора направлены на переоценку доказательств по делу и выводов суда не опровергают.
Ссылка в апелляционной жалобе на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Пестречинского района Республики Татарстан от о привлечении руководителя Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан к административной ответственности как на доказательство бездействия муниципального органа по распоряжению земельными ресурсами не может быть принята во внимание, поскольку указанное постановление в законную силу не вступило.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 28 мая 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционное представление помощника прокурора Пестречинского района Республики Татарстан О. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 27.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-7989/2012
Разделы:Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 августа 2012 г. по делу N 33-7989/2012
Судья Д.А. Хабибрахманов
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.Я. Калимуллина, судей Р.С. Ибрагимова, Р.Э. Курмашевой при секретаре судебного заседания Н.А. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Э. Курмашевой гражданское дело по апелляционному представлению помощника прокурора Пестречинского района Республики Татарстан О. на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 28 мая 2012 года. Этим решением постановлено: заявление прокурора Пестречинского района Республики Татарстан в интересах Пестречинского муниципального района о признании незаконным бездействия Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления помощника прокурора Пестречинского района Республики Татарстан О., заслушав О., представителей Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан З., К.Р., судебная коллегия
установила:
прокурор Пестречинского района Республики Татарстан обратился в суд с заявлением в интересах Пестречинского муниципального образования о признании незаконным бездействия Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.
В обоснование заявления указано, что по информации Пестречинского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан земельные участки для жилищного строительства в с кадастровыми номерами ...., в с кадастровыми номерами .... в с кадастровым номером .... и земельные участки сельскохозяйственного назначения в с кадастровыми номерами ...., в с кадастровым номером .... в с кадастровым номером ...., в с кадастровым номером ...., в с кадастровым номером .... не используются по своему назначению.
В нарушение положений статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации Палатой имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан в течение месячного срока не были приняты решения по заявлениям граждан А.Д., К.В., С. о предоставлении земельных участков.
Кроме того, в нарушение требований статей 32, 34 Земельного кодекса Российской Федерации не были приняты решения о предоставлении земельных участков в установленные законом сроки по заявлениям М.З., А.Ш., Б.Н., Д.Э., М.Ф., Р., С.В., Н.Т., Г.И., И.А., Б.В., К.П., И.Н., Х.Г.Н., С.М., А.В., Г.Ч., Г.Р., М.В., М.Л., Б.Л., Г.Г., С.А., В.М., Ш., Ф.Г., Н.Г., С.И., М.О., К.Ф., А.Т., П., Т., М.Л.. Допущена волокита при рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков граждан Н.Ф., И.И., Я., Я., И.А., Б.В., В.Б., В.И., Ч., Х.С., А.В, Е.Р., Х.Г.С.
С учетом изложенного прокурор просил суд признать незаконным бездействие Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в непринятии мер по использованию земельных участков, расположенных на территории Пестречинского муниципального района, и в не предоставлении земельных участков в собственность и в аренду.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора И.Н.Осипов поддержал заявление.
Руководитель Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан З. с заявлением не согласился.
Суд заявление прокурора оставил без удовлетворения.
В апелляционном представлении помощник прокурора Пестречинского района Республики Татарстан О. ставит вопрос об отмене решения суда. При этом указывает, что решение принято без учета имеющихся в деле доказательств бездействия Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского района Республики Татарстан, выразившего в непринятии мер по использованию земельных участков и в не предоставлении земельных участков гражданам. Судом оставлено без внимания, что постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Пестречинского района Республики Татарстан от руководитель Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан привлечен к административной ответственности за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции помощник прокурора Пестречинского района Республики Татарстан О. представление поддержал по приведенным в нем основаниям.
Представители Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан З. и К.Р. с доводами жалобы не согласились и пояснили, что земельные участки, сведения о которых отсутствуют в информации Пестречинского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан, переданы в краткосрочную аренду сроком на 11 месяцев. Заявления граждан о предоставлении земельных участков рассматривались в установленные сроки.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу положений части *** статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 7 Земельного Кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно статье 11 Земельного Кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
На основании статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Из материалов дела видно, что прокуратурой Пестречинского района Республики Татарстан проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства Палатой имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан. По результатам данной проверки прокурором усмотрено нарушение закона, выразившееся в бездействии данного муниципального органа при осуществлении полномочий по эффективному управлению муниципальным имуществом, в частности, земельными ресурсами.
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что доводы прокурора о бездействии Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения заявления.
Заслушав стороны и исследовав материалы дела, судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Так, довод прокурора о неиспользовании земельных участков для жилищного строительства и сельскохозяйственного назначения основан на информации Пестречинского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан. Между тем из пояснений руководителя Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан следует, что земельные участки переданы в краткосрочную аренду сроком на 11 месяцев, поэтому сведения о них не могут содержаться в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Данные обстоятельства подтверждаются исследованными судом апелляционной инстанции копиями договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами .....
Представленный прокурором в суд апелляционной инстанции акт обследования земельных участков от, составленный заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель Пестречинского района Республики Татарстан Д.И., не опровергает вышеизложенных выводов суда, поскольку не свидетельствует о невыполнении муниципальным органом своих полномочий по эффективному управлению муниципальным имуществом. Неиспользование земельных участков их правообладателями по назначению в пределах срока действия договоров аренды не образует виновного бездействия Палаты имущественных и земельных отношений муниципального района.
Относительно фактов ненадлежащего рассмотрения Палатой имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан обращений граждан о предоставлении земельных участков суд пришел к выводу, что гражданами при сдаче заявлений не были предоставлены необходимые документы, поэтому в течение месячного срока не были приняты решения о предоставлении им земельных участков, заявителям направлены извещения о необходимости представить данные документы.
Не опровергнуты и доводы представителя Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан о том, что заявления ряда граждан не соответствовали требованиям, предъявляемым к ним статьями 32, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем в их адрес были направлены отказы.
Изложенные обстоятельства нашли подтверждение в ходе их проверки судом апелляционной инстанции. Заявления граждан рассмотрены в установленные законом сроки, по каждому из них с учетом их содержания приняты соответствующие решения, о чем сообщено заявителям путем направления письменных извещений.
С учетом изложенного судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, не усматривает со стороны Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан бездействия по вопросам, вытекающим из полномочий данного муниципального органа в области земельных отношений.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормам материального закона, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционного представления помощника прокурора направлены на переоценку доказательств по делу и выводов суда не опровергают.
Ссылка в апелляционной жалобе на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Пестречинского района Республики Татарстан от о привлечении руководителя Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан к административной ответственности как на доказательство бездействия муниципального органа по распоряжению земельными ресурсами не может быть принята во внимание, поскольку указанное постановление в законную силу не вступило.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 28 мая 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционное представление помощника прокурора Пестречинского района Республики Татарстан О. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)