Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Шулуу Л.К.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Железняковой С.А., Кунгаа Т.В.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Железняковой С.А. гражданское дело по иску Л. к мэрии г. Кызыла, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства по апелляционной жалобе представителя мэрии г. Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 02 февраля 2012 года,
установила:
Л. обратился в суд с исковым заявлением к мэрии г. Кызыла, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, указывая на то, что с 01 января 2004 г. является ветераном боевых действий на территории РФ. 13 октября 2008 г. обращался с заявлением в мэрию г. Кызыла и в Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Кызыла (далее - КУМИ г. Кызыла) с просьбой выделить земельный участок в соответствии с Конституционным законом Республики Тыва от 21.04.2008 г. N 681 ВХ-2 "О земле", однако ответа не поступило. Просит обязать ответчиков выделить бесплатно земельный участок в размере 0,08 га в черте административной границы г. Кызыла.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 02 февраля 2012 года исковое заявление Л. к мэрии г. Кызыла и Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно удовлетворено частично. Суд обязал мэрию г. Кызыла предоставить Л. в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" в размерах не более 0,08 га. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель мэрии г. Кызыла подал апелляционную жалобу, в которой указывает, что в заявлении, поданном в КУМИ г. Кызыла 13.10.2008 г. за N *, Л. просит выделить земельный участок без предварительного согласования места размещения объекта, тогда как на тот момент Конституционным законом РТ от 27.11.2004 года N 886 ВХ-1 "О земле" предусматривалось предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), доказательств обращения в мэрию г. Кызыла истцом не представлено. Кроме того, истец ссылается на Положение о порядке предоставления отдельным категориям граждан в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства N *, утвержденное решением Хурала представителей г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ., которое на тот момент не существовало, а после принятия указанного Положения в мэрию г. Кызыла он не обращался. Судом не выяснено наличие в муниципальной собственности сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков, зарегистрированных в Управлении Росреестра по Республике Тыва, хотя свободные участки, находящиеся в муниципальной собственности, отсутствуют. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к мэрии г. Кызыла.
В судебное заседание представитель ответчика - мэрии г. Кызыла - не явился, хотя мэрия г. Кызыла была надлежащим образом извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении не представлено, поэтому суд признает неявку представителя ответчика неуважительной и рассматривает дело в его отсутствие в порядке ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.
Истец Л. и его представитель О., действующий по ордеру, в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласились, просили оставить решение суда без изменения.
Представитель соответчика - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва - Х., действующий по доверенности, также просил оставить решение суда без изменения, пояснив, что у ответчика имеются в муниципальной собственности земельные участки, в том числе по **.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, Л. является ветераном боевых действий и имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах", что подтверждается удостоверением, выданным ДД.ММ.ГГГГ МВД по РТ. У него отсутствует в собственности земельный участок, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра по Республике Тыва от 02 февраля 2012 года.
13 октября 2008 года Л. обращался в КУМИ г. Кызыла с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа в размере 0,08 га, однако ответа на указанное заявление не получил.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, (пп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
На основании ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, такая льгота, как предоставление земельных участков бесплатно в собственность, отсутствует (исключена в 2004 году).
Статьей 13 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" от 27 ноября 2004 года N 886 ВХ-1 предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности Республики Тыва, предоставляются на основании решения специально уполномоченного органа государственной власти Республики Тыва или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, ветеранам боевых действий на территории Российской Федерации, бывшего Союза Советских Социалистических Республик и территориях других государств, не имеющим в собственности земельные участки, для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, однократно, в размерах не более 0,08 га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в сельской местности.
Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, поскольку земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ могут издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ, то истец Л. имеет право на получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Истец Л. изъявил желание получить в собственность земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, так как обратился с заявлением в КУМИ г. Кызыла.
Довод апелляционной жалобы о том, что истец подал заявление в КУМИ г. Кызыла, а доказательств обращения в мэрию г. Кызыла им не представлено, необоснован, так как в соответствии с решением Кызылского городского Хурала представителей N от ** "Об утверждении Положения "О порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа "Город Кызыл РТ" Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Кызыла (КУМИ) является самостоятельным структурным подразделением мэрии города Кызыла, осуществляющим в пределах своих полномочий от имени города управление и распоряжение муниципальным имуществом.
Как установлено судом, на момент обращения истца Л. в КУМИ г. Кызыла с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно (13 октября 2008 года вх. N *) порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" определен не был, следовательно, по аналогии закона должен был применяться порядок, установленный ч. 1 ст. 13.1 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" для приобретения права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Тыва, то есть решение о предоставлении или об отказе в предоставлении земельного участка должно было быть принято в двухнедельный срок со дня подачи Л. заявления.
При разрешении данного спора у суда не было оснований для применения Положения о порядке предоставления отдельным категориям граждан в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, утвержденного решением Хурала представителей г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ. N и введенного в действие с 6 ноября 2010 года, поскольку истцом заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с данным Положением не подавалось, а обжаловалось бездействие мэрии г. Кызыла в предоставлении земельного участка на основании заявления от 13 октября 2008 года, то есть до введения в действия названного Положения. Однако указанное обстоятельство не влияет на законность постановленного судом решения.
Довод жалобы о том, что в муниципальной собственности отсутствуют сформированные, поставленные на кадастровый учет и зарегистрированные в Управлении Росреестра по РТ земельные участки, суд во внимание не принимает, поскольку, во-первых, ответчиком не представлено никаких доказательств отсутствия в муниципальной собственности земельных участков, во-вторых, отсутствие сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков при наличии у лица права на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, предусмотренного законом субъекта РФ, на основании ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что истец, обращаясь к мэрии г. Кызыла с просьбой о предоставлении земельного участка, реализовывал свое право на однократное предоставление ему в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, данное ему Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, Конституционным законом РТ "О земле", является правильным. В связи с чем обоснованным является и вывод суда об обязании мэрии г. Кызыла предоставить Л. в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" в размерах не более 0,08 га.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые обстоятельства, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 02 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 апреля 2012 года (14, 15 апреля - выходные дни).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ОТ 10.04.2012 ПО ДЕЛУ N 86/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 апреля 2012 г. по делу N 86/2012
Судья Шулуу Л.К.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Железняковой С.А., Кунгаа Т.В.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Железняковой С.А. гражданское дело по иску Л. к мэрии г. Кызыла, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства по апелляционной жалобе представителя мэрии г. Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 02 февраля 2012 года,
установила:
Л. обратился в суд с исковым заявлением к мэрии г. Кызыла, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, указывая на то, что с 01 января 2004 г. является ветераном боевых действий на территории РФ. 13 октября 2008 г. обращался с заявлением в мэрию г. Кызыла и в Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Кызыла (далее - КУМИ г. Кызыла) с просьбой выделить земельный участок в соответствии с Конституционным законом Республики Тыва от 21.04.2008 г. N 681 ВХ-2 "О земле", однако ответа не поступило. Просит обязать ответчиков выделить бесплатно земельный участок в размере 0,08 га в черте административной границы г. Кызыла.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 02 февраля 2012 года исковое заявление Л. к мэрии г. Кызыла и Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно удовлетворено частично. Суд обязал мэрию г. Кызыла предоставить Л. в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" в размерах не более 0,08 га. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель мэрии г. Кызыла подал апелляционную жалобу, в которой указывает, что в заявлении, поданном в КУМИ г. Кызыла 13.10.2008 г. за N *, Л. просит выделить земельный участок без предварительного согласования места размещения объекта, тогда как на тот момент Конституционным законом РТ от 27.11.2004 года N 886 ВХ-1 "О земле" предусматривалось предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), доказательств обращения в мэрию г. Кызыла истцом не представлено. Кроме того, истец ссылается на Положение о порядке предоставления отдельным категориям граждан в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства N *, утвержденное решением Хурала представителей г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ., которое на тот момент не существовало, а после принятия указанного Положения в мэрию г. Кызыла он не обращался. Судом не выяснено наличие в муниципальной собственности сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков, зарегистрированных в Управлении Росреестра по Республике Тыва, хотя свободные участки, находящиеся в муниципальной собственности, отсутствуют. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к мэрии г. Кызыла.
В судебное заседание представитель ответчика - мэрии г. Кызыла - не явился, хотя мэрия г. Кызыла была надлежащим образом извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении не представлено, поэтому суд признает неявку представителя ответчика неуважительной и рассматривает дело в его отсутствие в порядке ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.
Истец Л. и его представитель О., действующий по ордеру, в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласились, просили оставить решение суда без изменения.
Представитель соответчика - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва - Х., действующий по доверенности, также просил оставить решение суда без изменения, пояснив, что у ответчика имеются в муниципальной собственности земельные участки, в том числе по **.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, Л. является ветераном боевых действий и имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах", что подтверждается удостоверением, выданным ДД.ММ.ГГГГ МВД по РТ. У него отсутствует в собственности земельный участок, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра по Республике Тыва от 02 февраля 2012 года.
13 октября 2008 года Л. обращался в КУМИ г. Кызыла с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа в размере 0,08 га, однако ответа на указанное заявление не получил.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, (пп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
На основании ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, такая льгота, как предоставление земельных участков бесплатно в собственность, отсутствует (исключена в 2004 году).
Статьей 13 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" от 27 ноября 2004 года N 886 ВХ-1 предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности Республики Тыва, предоставляются на основании решения специально уполномоченного органа государственной власти Республики Тыва или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, ветеранам боевых действий на территории Российской Федерации, бывшего Союза Советских Социалистических Республик и территориях других государств, не имеющим в собственности земельные участки, для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, однократно, в размерах не более 0,08 га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в сельской местности.
Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, поскольку земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ могут издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ, то истец Л. имеет право на получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Истец Л. изъявил желание получить в собственность земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, так как обратился с заявлением в КУМИ г. Кызыла.
Довод апелляционной жалобы о том, что истец подал заявление в КУМИ г. Кызыла, а доказательств обращения в мэрию г. Кызыла им не представлено, необоснован, так как в соответствии с решением Кызылского городского Хурала представителей N от ** "Об утверждении Положения "О порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа "Город Кызыл РТ" Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Кызыла (КУМИ) является самостоятельным структурным подразделением мэрии города Кызыла, осуществляющим в пределах своих полномочий от имени города управление и распоряжение муниципальным имуществом.
Как установлено судом, на момент обращения истца Л. в КУМИ г. Кызыла с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно (13 октября 2008 года вх. N *) порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" определен не был, следовательно, по аналогии закона должен был применяться порядок, установленный ч. 1 ст. 13.1 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" для приобретения права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Тыва, то есть решение о предоставлении или об отказе в предоставлении земельного участка должно было быть принято в двухнедельный срок со дня подачи Л. заявления.
При разрешении данного спора у суда не было оснований для применения Положения о порядке предоставления отдельным категориям граждан в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, утвержденного решением Хурала представителей г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ. N и введенного в действие с 6 ноября 2010 года, поскольку истцом заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с данным Положением не подавалось, а обжаловалось бездействие мэрии г. Кызыла в предоставлении земельного участка на основании заявления от 13 октября 2008 года, то есть до введения в действия названного Положения. Однако указанное обстоятельство не влияет на законность постановленного судом решения.
Довод жалобы о том, что в муниципальной собственности отсутствуют сформированные, поставленные на кадастровый учет и зарегистрированные в Управлении Росреестра по РТ земельные участки, суд во внимание не принимает, поскольку, во-первых, ответчиком не представлено никаких доказательств отсутствия в муниципальной собственности земельных участков, во-вторых, отсутствие сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков при наличии у лица права на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, предусмотренного законом субъекта РФ, на основании ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что истец, обращаясь к мэрии г. Кызыла с просьбой о предоставлении земельного участка, реализовывал свое право на однократное предоставление ему в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, данное ему Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, Конституционным законом РТ "О земле", является правильным. В связи с чем обоснованным является и вывод суда об обязании мэрии г. Кызыла предоставить Л. в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" в размерах не более 0,08 га.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые обстоятельства, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 02 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 апреля 2012 года (14, 15 апреля - выходные дни).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)