Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Никонова Ж.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Есаковой С.В.,
судей областного суда - Колокольцева Ю.А. и Соколова С.Б.,
при секретаре - Ф.,
с участием представителя Администрации Великого Новгорода Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 августа 2012 года по докладу судьи Соколова С.Б. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Великого Новгорода на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 13 июня 2012 года, которым иск М. удовлетворен частично и постановлено:
- обязать Администрацию Великого Новгорода предоставить М. в аренду земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа Великого Новгорода;
- в удовлетворении требований М. к Комитету по управлению государственным имуществом Новгородской области об обязании предоставления земельного участка на праве аренды сроком на 49 лет отказать,
установила:
М. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению государственным имуществом области (далее Комитет) о возложении обязанности предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов в черте Великого Новгорода, указав, что она является инвалидом 2 группы и, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Комитетом ей в предоставлении участка без проведения аукциона отказано, что нарушает ее права.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Великого Новгорода.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым Администрация Великого Новгорода не согласна, просит его отменить, в обоснование указывая, что действующим законодательством, определяющим порядок предоставления земельных участков, не предусмотрен льготный порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а потому решение суда, как постановленное с неправильным применением норм материального права подлежит отмене.
М., представитель Комитета, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Администрации Великого Новгорода Я., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" установлено право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ.
Судом первой инстанции установлено, что М. является инвалидом 2 группы бессрочно по общему заболеванию. На ее обращение в Комитет о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, письмом от Комитет ей отказал в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что Земельным кодексом РФ не предусмотрен льготный порядок приобретения земельных участков в отношении граждан, являющихся инвалидами, кроме того, вступившим в законную силу 23.12.2011 года областным законом от 05.12.2011 года N 1125-03 "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области" предусмотрено установление Администрацией области порядка предоставления земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим в соответствии с федеральным законодательством внеочередное или первоочередное право на получение таких участков. После принятия такого порядка заявления будут рассматриваться в соответствии с установленным порядком. Удовлетворяя требования истца, суд правильно исходил из того, что отсутствие разработанного порядка предоставления земельных участков не может ограничивать права граждан, предусмотренные федеральным законом.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-Ф3 (ред. от 12.12.2011) "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Областного закона Новгородской области от 05.12.2011 года N 1125-ОЗ "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области" областной закон распространяется на отношения, возникающие при распоряжении земельными участками, находящимися в собственности Новгородской области или муниципальных образований Новгородской области, в части их предоставления гражданам и юридическим лицам.
В силу п. "ж" ч. 2 ст. 3 вышеназванного Областного закона (в редакции Областного закона от 04.04.2012 года N 37-ОЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде, являющемся административным центром Новгородской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, осуществляют органы местного самоуправления городского округа Великий Новгород в отношении земельных участков, предоставленных для строительства и эксплуатации индивидуальных жилых домов и вновь предоставляемых для индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, предоставляемых для комплексного освоения в целях индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с данными нормами областного закона, вступившими в законную силу с 20 апреля 2012 года, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для строительства и эксплуатации индивидуальных жилых домов, осуществляет Администрация Великого Новгорода.
При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства на Администрацию Великого Новгорода.
Поскольку при предоставлении жилого помещения инвалидам закон обязывает учитывать состояние их здоровья и другие заслуживающие внимания обстоятельства (ч. 5 ст. 17 вышеприведенного Федерального закона), то вывод суда о необходимости предоставления истцу земельного участка для индивидуального жилищного строительства в черте Великого Новгорода, где он постоянно проживает, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые бы опровергали выводы, изложенные в решении суда, и основаны на неправильном толковании норм права. Так, аукцион представляет собой продажу имущества с публичных торгов, не предусматривающих каких-либо льгот для его участников. При этом продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение имущества предполагает безусловное его предоставление при отсутствии торгов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий и обязательное участие в нем нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков, суд обоснованно руководствовался положениями статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", предоставляющим инвалидам льготу в виде предоставления земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не установила.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 13 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Великого Новгорода - без удовлетворения.
Председательствующий
С.В.ЕСАКОВА
Судьи
Ю.А.КОЛОКОЛЬЦЕВ
С.Б.СОКОЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.08.2012 ПО ДЕЛУ N 2-2970-33-1339
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 августа 2012 г. по делу N 2-2970-33-1339
Судья: Никонова Ж.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Есаковой С.В.,
судей областного суда - Колокольцева Ю.А. и Соколова С.Б.,
при секретаре - Ф.,
с участием представителя Администрации Великого Новгорода Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 августа 2012 года по докладу судьи Соколова С.Б. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Великого Новгорода на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 13 июня 2012 года, которым иск М. удовлетворен частично и постановлено:
- обязать Администрацию Великого Новгорода предоставить М. в аренду земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа Великого Новгорода;
- в удовлетворении требований М. к Комитету по управлению государственным имуществом Новгородской области об обязании предоставления земельного участка на праве аренды сроком на 49 лет отказать,
установила:
М. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению государственным имуществом области (далее Комитет) о возложении обязанности предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов в черте Великого Новгорода, указав, что она является инвалидом 2 группы и, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Комитетом ей в предоставлении участка без проведения аукциона отказано, что нарушает ее права.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Великого Новгорода.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым Администрация Великого Новгорода не согласна, просит его отменить, в обоснование указывая, что действующим законодательством, определяющим порядок предоставления земельных участков, не предусмотрен льготный порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а потому решение суда, как постановленное с неправильным применением норм материального права подлежит отмене.
М., представитель Комитета, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Администрации Великого Новгорода Я., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" установлено право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ.
Судом первой инстанции установлено, что М. является инвалидом 2 группы бессрочно по общему заболеванию. На ее обращение в Комитет о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, письмом от Комитет ей отказал в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что Земельным кодексом РФ не предусмотрен льготный порядок приобретения земельных участков в отношении граждан, являющихся инвалидами, кроме того, вступившим в законную силу 23.12.2011 года областным законом от 05.12.2011 года N 1125-03 "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области" предусмотрено установление Администрацией области порядка предоставления земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим в соответствии с федеральным законодательством внеочередное или первоочередное право на получение таких участков. После принятия такого порядка заявления будут рассматриваться в соответствии с установленным порядком. Удовлетворяя требования истца, суд правильно исходил из того, что отсутствие разработанного порядка предоставления земельных участков не может ограничивать права граждан, предусмотренные федеральным законом.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-Ф3 (ред. от 12.12.2011) "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Областного закона Новгородской области от 05.12.2011 года N 1125-ОЗ "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области" областной закон распространяется на отношения, возникающие при распоряжении земельными участками, находящимися в собственности Новгородской области или муниципальных образований Новгородской области, в части их предоставления гражданам и юридическим лицам.
В силу п. "ж" ч. 2 ст. 3 вышеназванного Областного закона (в редакции Областного закона от 04.04.2012 года N 37-ОЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде, являющемся административным центром Новгородской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, осуществляют органы местного самоуправления городского округа Великий Новгород в отношении земельных участков, предоставленных для строительства и эксплуатации индивидуальных жилых домов и вновь предоставляемых для индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, предоставляемых для комплексного освоения в целях индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с данными нормами областного закона, вступившими в законную силу с 20 апреля 2012 года, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для строительства и эксплуатации индивидуальных жилых домов, осуществляет Администрация Великого Новгорода.
При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства на Администрацию Великого Новгорода.
Поскольку при предоставлении жилого помещения инвалидам закон обязывает учитывать состояние их здоровья и другие заслуживающие внимания обстоятельства (ч. 5 ст. 17 вышеприведенного Федерального закона), то вывод суда о необходимости предоставления истцу земельного участка для индивидуального жилищного строительства в черте Великого Новгорода, где он постоянно проживает, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые бы опровергали выводы, изложенные в решении суда, и основаны на неправильном толковании норм права. Так, аукцион представляет собой продажу имущества с публичных торгов, не предусматривающих каких-либо льгот для его участников. При этом продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение имущества предполагает безусловное его предоставление при отсутствии торгов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий и обязательное участие в нем нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков, суд обоснованно руководствовался положениями статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", предоставляющим инвалидам льготу в виде предоставления земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не установила.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 13 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Великого Новгорода - без удовлетворения.
Председательствующий
С.В.ЕСАКОВА
Судьи
Ю.А.КОЛОКОЛЬЦЕВ
С.Б.СОКОЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)