Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Никонова Ж.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Есаковой С.В.,
судей областного суда - Колокольцева Ю.А. и Соколова С.Б.,
при секретаре - Ф.,
с участием прокурора - Степановой Е.И.,
с участием представителя Администрации Великого Новгорода - Я.,
- рассмотрев в открытом судебном заседании 29 августа 2012 года по докладу судьи Есаковой С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Великого Новгорода на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 29 мая 2012 года, которым иск прокурора в интересах А. к Комитету по управлению государственным имуществом Новгородской области и Администрации Великого Новгорода об обязании предоставить земельный участок на праве аренды удовлетворен частично и постановлено: признать отказ Комитета по управлению государственным имуществом Новгородской области в предоставлении земельного участка незаконным;
- обязать Администрацию Великого Новгорода предоставить А. в аренду земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа Великий Новгород на праве аренды в срок до;
- в удовлетворении остальных требований отказать;
- установила:
Заместитель прокурора Новгородской области, действуя в интересах А., обратился в суд с иском к Комитету по управлению государственным имуществом области (далее по тексту - Комитет), в котором с учетом уточнения требований просил, признав незаконным отказ в предоставлении земельного участка, обязать ответчика предоставить А. без проведения аукциона земельный участок для индивидуального жилищного строительства на праве аренды, в обоснование заявления указав, что истец, являясь инвалидом, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а потому отказ Комитета в предоставлении земельного участка не основан на законе, нарушает права А.
В качестве соответчика к участию в деле была привлечена Администрация Великого Новгорода (далее по тексту - Администрация).
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрации Великого Новгорода ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права. Указывается, что действующее земельное законодательство, определяющее правила предоставления земельных участков, не предоставляет гражданам льготы при выделении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции А., представитель Комитета по управлению государственным имуществом Новгородской области, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу Администрации в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Администрации Великого Новгорода - Я., поддержавшей жалобу, заслушав прокурора, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении возражениях относительно доводов жалобы, представления.
Частью 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" установлено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ.
Как установлено судом из материалов дела, А., являясь инвалидом бессрочно по общему заболеванию, обратился в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Письмом от Комитет отказал А. в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что Земельным кодексом РФ не предусмотрен льготный порядок приобретения земельных участков в отношении граждан, являющихся инвалидами, а также на то, заявления о предоставлении земельных участков будут рассматриваться только после принятия Администрацией области Порядка предоставления земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим в соответствии с федеральным законодательством внеочередное или первоочередное право на получение таких участков, предусмотренного Областным законом от 5 декабря 2011 года N 1125-ОЗ "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области".
Признавая отказ в предоставлении А. земельного участка незаконным, суд правомерно исходил из того, что отсутствие разработанного порядка предоставления земельных участков не может ограничивать права граждан, предусмотренные федеральным законом.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Областного закона "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области" областной закон распространяется на отношения, возникающие при распоряжении земельными участками, находящимися в собственности Новгородской области или муниципальных образований Новгородской области, в части их предоставления гражданам и юридическим лицам.
Согласно п. "ж" ч. 2 ст. 3 вышеназванного Областного закона (в редакции Областного закона от 04.04.2012 года N 37-ОЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде, являющемся административным центром Новгородской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, осуществляют органы местного самоуправления городского округа Великий Новгород в отношении земельных участков, предоставленных для строительства и эксплуатации индивидуальных жилых домов и вновь предоставляемых для индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, предоставляемых для комплексного освоения в целях индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с данными нормами областного закона, вступившими в действие с 20 апреля 2012 года, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для строительства и эксплуатации индивидуальных жилых домов, осуществляет Администрация Великого Новгорода.
При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства на Администрацию Великого Новгорода.
Поскольку при предоставлении жилого помещения инвалидам закон обязывает учитывать состояние их здоровья и другие заслуживающие внимания обстоятельства (ч. 5 ст. 17 вышеприведенного Федерального закона), то вывод суда о необходимости предоставления истцу земельного участка для индивидуального жилищного строительства в черте Великого Новгорода, где он постоянно проживает, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, изложенные в решении суда, и основаны на ошибочном толковании нормы права, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в связи со следующим.
Аукцион представляет собой продажу имущества с публичных торгов, не предусматривающих каких-либо льгот для его участников. При этом продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение имущества предполагает безусловное его предоставление при отсутствии торгов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий и обязательное участие в нем нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков, суд обоснованно руководствовался положениями статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", предоставляющим инвалидам льготу в виде предоставления земельного участка для жилищного строительства без проведения аукциона.
Таким образом, решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства, которое получило в решении верное толкование. Не допущено судом при рассмотрении дела и существенных нарушений процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Администрации Великого Новгорода не установила.
Руководствуясь 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 29 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Великого Новгорода - без удовлетворения.
Председательствующий
С.В.ЕСАКОВА
Судьи
Ю.А.КОЛОКОЛЬЦЕВ
С.Б.СОКОЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.08.2012 ПО ДЕЛУ N 2-2841-33-1340
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 августа 2012 г. по делу N 2-2841-33-1340
Судья: Никонова Ж.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Есаковой С.В.,
судей областного суда - Колокольцева Ю.А. и Соколова С.Б.,
при секретаре - Ф.,
с участием прокурора - Степановой Е.И.,
с участием представителя Администрации Великого Новгорода - Я.,
- рассмотрев в открытом судебном заседании 29 августа 2012 года по докладу судьи Есаковой С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Великого Новгорода на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 29 мая 2012 года, которым иск прокурора в интересах А. к Комитету по управлению государственным имуществом Новгородской области и Администрации Великого Новгорода об обязании предоставить земельный участок на праве аренды удовлетворен частично и постановлено: признать отказ Комитета по управлению государственным имуществом Новгородской области в предоставлении земельного участка незаконным;
- обязать Администрацию Великого Новгорода предоставить А. в аренду земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа Великий Новгород на праве аренды в срок до;
- в удовлетворении остальных требований отказать;
- установила:
Заместитель прокурора Новгородской области, действуя в интересах А., обратился в суд с иском к Комитету по управлению государственным имуществом области (далее по тексту - Комитет), в котором с учетом уточнения требований просил, признав незаконным отказ в предоставлении земельного участка, обязать ответчика предоставить А. без проведения аукциона земельный участок для индивидуального жилищного строительства на праве аренды, в обоснование заявления указав, что истец, являясь инвалидом, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а потому отказ Комитета в предоставлении земельного участка не основан на законе, нарушает права А.
В качестве соответчика к участию в деле была привлечена Администрация Великого Новгорода (далее по тексту - Администрация).
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрации Великого Новгорода ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права. Указывается, что действующее земельное законодательство, определяющее правила предоставления земельных участков, не предоставляет гражданам льготы при выделении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции А., представитель Комитета по управлению государственным имуществом Новгородской области, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу Администрации в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Администрации Великого Новгорода - Я., поддержавшей жалобу, заслушав прокурора, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении возражениях относительно доводов жалобы, представления.
Частью 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" установлено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ.
Как установлено судом из материалов дела, А., являясь инвалидом бессрочно по общему заболеванию, обратился в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Письмом от Комитет отказал А. в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что Земельным кодексом РФ не предусмотрен льготный порядок приобретения земельных участков в отношении граждан, являющихся инвалидами, а также на то, заявления о предоставлении земельных участков будут рассматриваться только после принятия Администрацией области Порядка предоставления земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим в соответствии с федеральным законодательством внеочередное или первоочередное право на получение таких участков, предусмотренного Областным законом от 5 декабря 2011 года N 1125-ОЗ "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области".
Признавая отказ в предоставлении А. земельного участка незаконным, суд правомерно исходил из того, что отсутствие разработанного порядка предоставления земельных участков не может ограничивать права граждан, предусмотренные федеральным законом.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Областного закона "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области" областной закон распространяется на отношения, возникающие при распоряжении земельными участками, находящимися в собственности Новгородской области или муниципальных образований Новгородской области, в части их предоставления гражданам и юридическим лицам.
Согласно п. "ж" ч. 2 ст. 3 вышеназванного Областного закона (в редакции Областного закона от 04.04.2012 года N 37-ОЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде, являющемся административным центром Новгородской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, осуществляют органы местного самоуправления городского округа Великий Новгород в отношении земельных участков, предоставленных для строительства и эксплуатации индивидуальных жилых домов и вновь предоставляемых для индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, предоставляемых для комплексного освоения в целях индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с данными нормами областного закона, вступившими в действие с 20 апреля 2012 года, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для строительства и эксплуатации индивидуальных жилых домов, осуществляет Администрация Великого Новгорода.
При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства на Администрацию Великого Новгорода.
Поскольку при предоставлении жилого помещения инвалидам закон обязывает учитывать состояние их здоровья и другие заслуживающие внимания обстоятельства (ч. 5 ст. 17 вышеприведенного Федерального закона), то вывод суда о необходимости предоставления истцу земельного участка для индивидуального жилищного строительства в черте Великого Новгорода, где он постоянно проживает, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, изложенные в решении суда, и основаны на ошибочном толковании нормы права, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в связи со следующим.
Аукцион представляет собой продажу имущества с публичных торгов, не предусматривающих каких-либо льгот для его участников. При этом продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение имущества предполагает безусловное его предоставление при отсутствии торгов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий и обязательное участие в нем нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков, суд обоснованно руководствовался положениями статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", предоставляющим инвалидам льготу в виде предоставления земельного участка для жилищного строительства без проведения аукциона.
Таким образом, решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства, которое получило в решении верное толкование. Не допущено судом при рассмотрении дела и существенных нарушений процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Администрации Великого Новгорода не установила.
Руководствуясь 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 29 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Великого Новгорода - без удовлетворения.
Председательствующий
С.В.ЕСАКОВА
Судьи
Ю.А.КОЛОКОЛЬЦЕВ
С.Б.СОКОЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)