Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Тагирова Н.Х.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Гаджиевой Ш.В.,
судей Алиевой Э.З. и Шапиева М.Р.,
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу А.К. на решение Дербенсткого городского суда от 02.05.2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Администрации ГО <...> к А.К., Управлению земельных и имущественных отношений ГО <...> о признании недействительными: постановления администрации ГО <...> от 18 ноября 2008 года N, договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 11 февраля 2009 года N, заключенный между Комитетом по управлению имуществом администрации и А.К., решения о присвоении кадастрового номера N, свидетельства о государственной регистрации права собственности на имя А.К. от 11 марта 2009 года и записи регистрации N удовлетворить.
Признать недействительными: постановление администрации ГО <...> от 18 ноября 2008 года N, - договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 11 февраля 2009 года N, заключенный между Комитетом по управлению имуществом администрации и А.К., - решение о присвоении кадастрового номера N,
свидетельство о государственной регистрации права собственности на имя А.К. от 11 марта 2009 года и запись регистрации N
В удовлетворении встречных исковых требований А.К. к Администрации ГО <...> о признании недействительным постановления Администрации ГО <...> N от 31 декабря 2010 года "Об отмене постановления администрации городского округа <...> от 18 ноября 2008 года N "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность А.К." и признании ее добросовестным приобретателем земельного участка, площадью 500 кв. м, расположенного в, в кадастровом квартале N отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Алиевой Э.З., объяснения представителя А.К. - А.Н., просившего отменить решение суда, судебная коллегия,
установила:
Администрация обратилась с иском к А.К., Управлению земельных и имущественных отношений ГО <...> о признании недействительными: постановление администрации ГО <...> от 18 ноября 2008 года N, договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 11 февраля 2009 года N, заключенный между Комитетом по управлению имуществом администрации и А.К., решение о присвоении кадастрового номера N, свидетельство о
государственной регистрации права собственности на имя А.К. от 11 марта 2009 года и запись регистрации N. В обоснование она сослалась на то, что спорный земельный участок был предоставлен А.К. с грубейшими нарушениями норм земельного и градостроительного законодательства. В нарушение ст. 31 Земельного кодекса РФ Администрация ГО <...> не обеспечила выбор земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на основе документов государственного кадастра недвижимости, с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории, Население не было информировано о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Не было выяснена обеспеченность граждан жильем, или земельным участком для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок предоставлен в рекреационной зоне, который не подлежит приватизации. Поскольку постановление администрации ГО <...> от 18 ноября 2008 года N "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность А.К." отменено, как незаконно принятое, следует признать недействительным и другие документы, выданные ответчице на спорный земельный участок.
А.К. обратилась со встречным иском к Администрации ГО <...> о признании недействительным постановления Администрации ГО <...> N от 31 декабря 2010 года "Об отмене постановления администрации городского округа <...> от 18 ноября 2008 года N "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность А.К." и признании ее добросовестным приобретателем земельного участка, площадью 500 кв. м, расположенного в, в кадастровом квартале N., ссылаясь на то, что земельный участок был предоставлен ей в установленном законом порядке, она является добросовестным приобретателем. Администрация города не вправе была отменять принятое им постановление. Истец обратился в суд с пропуском установленного законом срока.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик указала, что с данным решением суда она не согласна и считает, что оно подлежит отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Администрация города не вправе была отменять принятое им постановление. Она обратилась в суд с пропуском установленного законом срока.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как усматривается из постановления главы администрации за N от 18 ноября 2008 года А.К. предоставлен земельный участок площадью 0,05 га, расположенный в кадастровом квартале N для строительства индивидуального жилого дома.
На основании указанного постановления между Комитетом по управлению имуществом администрации (правопреемник Управление земельных и имущественных отношений администрации) заключен договор N от 11 февраля 2009 года "О безвозмездном предоставлении в собственность
находящегося в муниципальной собственности земельного участка". Составлен кадастровый паспорт и присвоен кадастровый номер земельному участку N. За А.К. зарегистрировано право собственности на земельный участок (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 11 03.2009 года N).
В соответствии с пунктом 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность гражданки юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 32 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2003 г. N 45 "О земле" гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок; предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.
В силу ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется после проведения работ по формированию земельного участка, выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществления государственного кадастрового учета такого земельного участка; определения разрешенного использования земельного участка; определения технических условий" подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения: принятия решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикации: сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Статья 31 Земельного кодекса РФ предусматривает, что лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка, в котором должно быть указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера участка, а также испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий, посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур
согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления; муниципальными образованиями.
При предоставлении земельного участка А.К. изложенные выше требования земельного законодательства не были соблюдены.
До предоставления земельного участка А.К. он не был сформирован. Межевой план, кадастровый паспорт на спорный земельный участок выданы ей после вынесения постановления о предоставлении земельного участка под строительство дома. Администрацией МО городской округ <...> были нарушены требования пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Судом также установлено, что земельный участок, предоставленный А.К., расположен в рекреационной зоне и зоне зеленых насаждений общего пользования.
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения: историко-культурного назначения, иные особо ценные земли в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом, федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий.
К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 Земельного кодекса, ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 декабря 1996 года N 1425 (в редакции от 19 июля 2006 года N 449), которым утверждено Положение "Об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей, устанавливаются округа горно-санитарной охраны в составе которого выделяются до 3 зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливается на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливается в соответствии с ФЗ от 23.02.1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 г. N 105 "Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения" в дополнение к постановлению СМ РСФСР от 06.01.1997 г. N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение" к курортам Республиканского значения (РСФСР) отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27 мая 1993 года N 498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан. Законы и иные правовые акты законодательства Союза ССР и РСФСР применяются постольку, поскольку не противоречит действующему законодательству. Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря" (пункт 4 ст. 32 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и пункт 2 ст. 16 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"), границы округа санитарной зоны данного курорта определяется на основании Постановления СМ-Правительства РФ от 27 мая 1993 года N 498. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ..." курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности. В силу п. 6 ст. 2 ФЗ от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ) являются федеральной собственностью, и находится в ведении федеральных органов государственной власти.
Поэтому спорный земельный участок не мог быть предоставлен истцом в собственность А.К.
Согласно ст. 48 ФЗ N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Поскольку при предоставлении А.К. земельного участка администрацией были нарушены требования земельного законодательства постановлением главы Администрации N от 31 декабря 2010 года обоснованно отменено ранее принятое постановление администрации городского округа <...> от 18 ноября 2008 года N "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность А.К.".
В связи с этим суд правомерно отказал в удовлетворении встречного иска А.К. о признании недействительным постановления администрации городского округа <...> от 31 декабря 2010 года N "Об отмене постановления администрации городского округа <...> от 18.11.2008 года N "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность А.К.".
Суд также правильно указал, что А.К. не является добросовестным покупателем, поскольку земельный участок был предоставлен ей администрацией бесплатно.
В соответствии со ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц по их просьбе либо в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Суд пришел к правильному выводу, что прибрежная зона Каспийского моря, на котором отведен земельный участок А.К. для строительства дома, является лечебно-оздоровительной местностью, т.е. особо охраняемой природной территорией и предназначен для отдыха и лечебно-оздоровительных целей всех граждан. Предоставление земельного участка конкретному лицу нарушает права и законные интересы остальных граждан на равный доступ к местам отдыха и лечебных процедур.
Исходя из изложенного выше, а также положений п. 3 ст. 3 Земельного Кодекса РФ, договор, заключенный между А.К. и администрацией о безвозмездном предоставлении спорного земельного участка в ее собственность является ничтожным, по основаниям, предусмотренным статьей 168 ГК РФ, как сделки, не соответствующие требованиям закона и иных нормативных актов. Недействительность ничтожной сделки в силу статьи 166 ГК РФ не требует признания судом, в суд могут быть заявлены требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
В связи с этим защита прав населения на доступ к водным процедурам является прямой обязанностью органа местного самоуправления и администрации, как заинтересованная сторона, была вправе обращаться в суд с иском об оспаривании документов о праве собственности А.К. на земельный участок в рекреационной зоне, полученных на основании договора о безвозмездном предоставлении спорного земельного участка в собственность, не соответствующего требованиям закона и иных нормативных актов.
Заключенный Комитетом по управлению имуществом с А.К. договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 11 февраля 2009 года N не соответствует требованиям земельного законодательства, является ничтожной сделкой (ст. 168 ГК РФ).
В связи с этим правильно удовлетворены судом и производные требования истца о признании недействительными: решения о присвоении кадастрового номера N свидетельства о государственной регистрации права собственности на имя А.К. от 11 марта 2009 года и запись регистрации N.
Не может быть принят во внимание довод жалобы о пропуске истцом срока обращения в суд.
В соответствии со ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано А.К. 11 марта 2009 года, истец - Администрация обратилась в суд с требованиями о признании правоустанавливающих документов на спорный земельный 08 июля 2011 года, то есть до истечения трехгодичного срока исковой давности.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дербентского городского суда от 02 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 14.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2234/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 августа 2012 г. по делу N 33-2234/2012
Судья Тагирова Н.Х.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Гаджиевой Ш.В.,
судей Алиевой Э.З. и Шапиева М.Р.,
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу А.К. на решение Дербенсткого городского суда от 02.05.2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Администрации ГО <...> к А.К., Управлению земельных и имущественных отношений ГО <...> о признании недействительными: постановления администрации ГО <...> от 18 ноября 2008 года N, договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 11 февраля 2009 года N, заключенный между Комитетом по управлению имуществом администрации и А.К., решения о присвоении кадастрового номера N, свидетельства о государственной регистрации права собственности на имя А.К. от 11 марта 2009 года и записи регистрации N удовлетворить.
Признать недействительными: постановление администрации ГО <...> от 18 ноября 2008 года N, - договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 11 февраля 2009 года N, заключенный между Комитетом по управлению имуществом администрации и А.К., - решение о присвоении кадастрового номера N,
свидетельство о государственной регистрации права собственности на имя А.К. от 11 марта 2009 года и запись регистрации N
В удовлетворении встречных исковых требований А.К. к Администрации ГО <...> о признании недействительным постановления Администрации ГО <...> N от 31 декабря 2010 года "Об отмене постановления администрации городского округа <...> от 18 ноября 2008 года N "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность А.К." и признании ее добросовестным приобретателем земельного участка, площадью 500 кв. м, расположенного в, в кадастровом квартале N отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Алиевой Э.З., объяснения представителя А.К. - А.Н., просившего отменить решение суда, судебная коллегия,
установила:
Администрация обратилась с иском к А.К., Управлению земельных и имущественных отношений ГО <...> о признании недействительными: постановление администрации ГО <...> от 18 ноября 2008 года N, договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 11 февраля 2009 года N, заключенный между Комитетом по управлению имуществом администрации и А.К., решение о присвоении кадастрового номера N, свидетельство о
государственной регистрации права собственности на имя А.К. от 11 марта 2009 года и запись регистрации N. В обоснование она сослалась на то, что спорный земельный участок был предоставлен А.К. с грубейшими нарушениями норм земельного и градостроительного законодательства. В нарушение ст. 31 Земельного кодекса РФ Администрация ГО <...> не обеспечила выбор земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на основе документов государственного кадастра недвижимости, с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории, Население не было информировано о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Не было выяснена обеспеченность граждан жильем, или земельным участком для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок предоставлен в рекреационной зоне, который не подлежит приватизации. Поскольку постановление администрации ГО <...> от 18 ноября 2008 года N "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность А.К." отменено, как незаконно принятое, следует признать недействительным и другие документы, выданные ответчице на спорный земельный участок.
А.К. обратилась со встречным иском к Администрации ГО <...> о признании недействительным постановления Администрации ГО <...> N от 31 декабря 2010 года "Об отмене постановления администрации городского округа <...> от 18 ноября 2008 года N "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность А.К." и признании ее добросовестным приобретателем земельного участка, площадью 500 кв. м, расположенного в, в кадастровом квартале N., ссылаясь на то, что земельный участок был предоставлен ей в установленном законом порядке, она является добросовестным приобретателем. Администрация города не вправе была отменять принятое им постановление. Истец обратился в суд с пропуском установленного законом срока.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик указала, что с данным решением суда она не согласна и считает, что оно подлежит отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Администрация города не вправе была отменять принятое им постановление. Она обратилась в суд с пропуском установленного законом срока.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как усматривается из постановления главы администрации за N от 18 ноября 2008 года А.К. предоставлен земельный участок площадью 0,05 га, расположенный в кадастровом квартале N для строительства индивидуального жилого дома.
На основании указанного постановления между Комитетом по управлению имуществом администрации (правопреемник Управление земельных и имущественных отношений администрации) заключен договор N от 11 февраля 2009 года "О безвозмездном предоставлении в собственность
находящегося в муниципальной собственности земельного участка". Составлен кадастровый паспорт и присвоен кадастровый номер земельному участку N. За А.К. зарегистрировано право собственности на земельный участок (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 11 03.2009 года N).
В соответствии с пунктом 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность гражданки юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 32 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2003 г. N 45 "О земле" гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок; предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.
В силу ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется после проведения работ по формированию земельного участка, выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществления государственного кадастрового учета такого земельного участка; определения разрешенного использования земельного участка; определения технических условий" подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения: принятия решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикации: сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Статья 31 Земельного кодекса РФ предусматривает, что лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка, в котором должно быть указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера участка, а также испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий, посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур
согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления; муниципальными образованиями.
При предоставлении земельного участка А.К. изложенные выше требования земельного законодательства не были соблюдены.
До предоставления земельного участка А.К. он не был сформирован. Межевой план, кадастровый паспорт на спорный земельный участок выданы ей после вынесения постановления о предоставлении земельного участка под строительство дома. Администрацией МО городской округ <...> были нарушены требования пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Судом также установлено, что земельный участок, предоставленный А.К., расположен в рекреационной зоне и зоне зеленых насаждений общего пользования.
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения: историко-культурного назначения, иные особо ценные земли в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом, федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий.
К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 Земельного кодекса, ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 декабря 1996 года N 1425 (в редакции от 19 июля 2006 года N 449), которым утверждено Положение "Об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей, устанавливаются округа горно-санитарной охраны в составе которого выделяются до 3 зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливается на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливается в соответствии с ФЗ от 23.02.1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 г. N 105 "Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения" в дополнение к постановлению СМ РСФСР от 06.01.1997 г. N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение" к курортам Республиканского значения (РСФСР) отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27 мая 1993 года N 498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан. Законы и иные правовые акты законодательства Союза ССР и РСФСР применяются постольку, поскольку не противоречит действующему законодательству. Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря" (пункт 4 ст. 32 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и пункт 2 ст. 16 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"), границы округа санитарной зоны данного курорта определяется на основании Постановления СМ-Правительства РФ от 27 мая 1993 года N 498. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ..." курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности. В силу п. 6 ст. 2 ФЗ от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ) являются федеральной собственностью, и находится в ведении федеральных органов государственной власти.
Поэтому спорный земельный участок не мог быть предоставлен истцом в собственность А.К.
Согласно ст. 48 ФЗ N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Поскольку при предоставлении А.К. земельного участка администрацией были нарушены требования земельного законодательства постановлением главы Администрации N от 31 декабря 2010 года обоснованно отменено ранее принятое постановление администрации городского округа <...> от 18 ноября 2008 года N "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность А.К.".
В связи с этим суд правомерно отказал в удовлетворении встречного иска А.К. о признании недействительным постановления администрации городского округа <...> от 31 декабря 2010 года N "Об отмене постановления администрации городского округа <...> от 18.11.2008 года N "О предоставлении земель населенных пунктов в собственность А.К.".
Суд также правильно указал, что А.К. не является добросовестным покупателем, поскольку земельный участок был предоставлен ей администрацией бесплатно.
В соответствии со ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц по их просьбе либо в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Суд пришел к правильному выводу, что прибрежная зона Каспийского моря, на котором отведен земельный участок А.К. для строительства дома, является лечебно-оздоровительной местностью, т.е. особо охраняемой природной территорией и предназначен для отдыха и лечебно-оздоровительных целей всех граждан. Предоставление земельного участка конкретному лицу нарушает права и законные интересы остальных граждан на равный доступ к местам отдыха и лечебных процедур.
Исходя из изложенного выше, а также положений п. 3 ст. 3 Земельного Кодекса РФ, договор, заключенный между А.К. и администрацией о безвозмездном предоставлении спорного земельного участка в ее собственность является ничтожным, по основаниям, предусмотренным статьей 168 ГК РФ, как сделки, не соответствующие требованиям закона и иных нормативных актов. Недействительность ничтожной сделки в силу статьи 166 ГК РФ не требует признания судом, в суд могут быть заявлены требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
В связи с этим защита прав населения на доступ к водным процедурам является прямой обязанностью органа местного самоуправления и администрации, как заинтересованная сторона, была вправе обращаться в суд с иском об оспаривании документов о праве собственности А.К. на земельный участок в рекреационной зоне, полученных на основании договора о безвозмездном предоставлении спорного земельного участка в собственность, не соответствующего требованиям закона и иных нормативных актов.
Заключенный Комитетом по управлению имуществом с А.К. договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 11 февраля 2009 года N не соответствует требованиям земельного законодательства, является ничтожной сделкой (ст. 168 ГК РФ).
В связи с этим правильно удовлетворены судом и производные требования истца о признании недействительными: решения о присвоении кадастрового номера N свидетельства о государственной регистрации права собственности на имя А.К. от 11 марта 2009 года и запись регистрации N.
Не может быть принят во внимание довод жалобы о пропуске истцом срока обращения в суд.
В соответствии со ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано А.К. 11 марта 2009 года, истец - Администрация обратилась в суд с требованиями о признании правоустанавливающих документов на спорный земельный 08 июля 2011 года, то есть до истечения трехгодичного срока исковой давности.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дербентского городского суда от 02 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)