Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Мустафаев С.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Гаджиевой Ш.В.
судей Алиевой Э.З. и Шапиева М.Р.
при секретаре Х.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Г. на решение Дербентского городского суда от 04.05.2012 года, которым постановлено:
- "Иски территориального управления Росимущество по Республике Дагестан удовлетворить. Признать недействительными: договор передачи в собственность земельного участка, заключенный между Х.Л. и управлением земельными и имущественными отношениями администрации городского округа <...> от 20 ноября 2008 года за N; документы о постановке на государственный учет и присвоении земельному участку кадастрового номера в кадастровом квартале N; свидетельство о государственной регистрации права собственности Х.Л. на земельный участок площадью 600 кв. м от 11 декабря 2008 года и исключении из ЕГРП записи за N; договор купли-продажи земельного участка от 7 июля 2010 года, заключенный между Х.Л. и Г.; свидетельство о государственной регистрации права Г. на земельный участок площадью 600 кв. м от 22 июля 2010 года и исключить из ЕГРП записи за N, расположенного в кадастровом квартале N; устранении препятствий в пользовании земельным участком площадью 600 кв. м, расположенным в кадастровом квартале N и обязать Г. вернуть земельный участок в федеральную собственность - распоряжение ТУ Росимущества в Республике Дагестан;
- договор передачи в собственность земельного участка, заключенный между А. и управлением земельными и имущественными отношениями администрации городского округа <...> от 21 ноября 2008 года за N; документы о постановке на государственный учет и присвоении земельному участку кадастрового номера в кадастровом квартале N; свидетельство о государственной регистрации права собственности А. на земельный участок площадью 600 кв. м от 11 декабря 2008 года и исключить из ЕГРП записи за N; договор купли-продажи земельного участка от 7 июля 2010 года, заключенный между А. и Г.; свидетельство о государственной регистрации права Г. на земельный участок площадью 600 кв. м от 22 июля 2010 года и исключении из ЕГРП записи за N, расположенного в кадастровом квартале N; устранить препятствия в пользовании земельным участком площадью 600 кв. м, расположенным в кадастровом квартале N и обязать Г. вернуть земельный участок в федеральную собственность-распоряжение ТУ Росимущества в Республике Дагестан;
- договор передачи в собственность земельного участка, заключенный между Р. и управлением земельными и имущественными отношениями администрации городского округа <...> от 20 ноября 2008 года за N; документы о постановке на государственный учет и присвоении земельному участку кадастрового номера в кадастровом квартале N:42:000047:79; свидетельство о государственной регистрации права собственности Р. на земельный участок площадью 600 кв. м от 11 декабря 2008 года и исключить из ЕГРП записи за N; договор купли-продажи земельного участка от 7 июля 2010 года, заключенный между Р. и Г.; свидетельство о государственной регистрации права Г. на земельный участок площадью 600 кв. м от 22 июля 2010 года и исключить из ЕГРП записи за N, расположенный в кадастровом квартале N:42:000047:79; устранить препятствия в пользовании земельным участком площадью 600 кв. м, расположенный в кадастровом квартале N:42:000047:79 и обязать Г. вернуть земельный участок в федеральную собственность-распоряжение ТУ Росимущества в республике Дагестан.
После вступления решения в законную силу обязать Р., А., Х.Л. вернуть Г. полученные ими по сделкам деньги по 500000 (пятьсот тысяча) рублей за каждый проданный земельный участок".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Алиевой Э.З., судебная коллегия
установила:
Территориальное управление Росимущества в Республике Дагестан обратилось в суд с иском к Х.Л., А., Р., Г., управлению земельными, имущественными отношениями администрации городского округа <...>, администрации городского округа <...> о признании недействительными:
- договор передачи в собственность земельного участка, заключенного между Х.Л. и управлением земельными и имущественными отношениями администрации городского округа <...> от 20 ноября 2008 года за N; документов о постановке на государственный учет и присвоении земельному участку кадастрового номера в кадастровом квартале N; свидетельства о государственной регистрации права собственности Х.Л. на земельный участок площадью 600 кв. м от 11 декабря 2008 года и исключении из ЕГРП записи за N; договор купли-продажи земельного участка от 7 июля 2010 года, заключенного между Х.Л. и Г.; свидетельства о государственной регистрации права Г. на земельный участок площадью 600 кв. м от 22 июля 2010 года и исключении из ЕГРП записи за N, расположенного в кадастровом квартале N; устранении препятствий в пользовании земельным участком площадью 600 кв. м, расположенным в кадастровом квартале N и обязать Г. вернуть земельный участок в федеральную собственность - распоряжение ТУ Росимущества в Республике Дагестан;
- договор передачи в собственность земельного участка, заключенного между А. и управлением земельными и имущественными отношениями администрации городского округа <...> от 21 ноября 2008 года за N; документов о постановке на государственный учет и присвоении земельному участку кадастрового номера в кадастровом квартале N; свидетельства о государственной регистрации права собственности А. на земельный участок площадью 600 кв. м от 11 декабря 2008 года и исключении из ЕГРП записи за N; договора купли-продажи земельного участка от 7 июля 2010 года, заключенный между А. и Г.; свидетельства о государственной регистрации права Г. на земельный участок площадью 600 кв. м от 22 июля 2010 года и исключении из ЕГРП записи за N, расположенного в кадастровом квартале N; устранении препятствия в пользовании земельным участком площадью 600 кв. м, расположенным в кадастровом квартале N и обязать Г. вернуть земельный участок в федеральную собственность - распоряжение ТУ Росимущества в Республике Дагестан;
- договор передачи в собственность земельного участка, заключенного между Р. и управлением земельными и имущественными отношениями администрации городского округа <...> от 20 ноября 2008 года за N; документов о постановке на государственный учет и присвоении земельному участку кадастрового номера в кадастровом квартале N; свидетельства о государственной регистрации права собственности Р. на земельный участок площадью 600 кв. м от 11 декабря 2008 года и исключении из ЕГРП записи за N - ПО; договора купли-продажи земельного участка от 7 июля 2010 года, заключенный между Р. и Г.; свидетельства о государственной регистрации права Г. на земельный участок площадью 600 кв. м от 22 июля 2010 года и исключении из ЕГРП записи за N, расположенного в кадастровом квартале N устранении препятствия в пользовании земельным участком площадью 600 кв. м, расположенного в кадастровом квартале N и обязать Г. вернуть земельный участок в федеральную собственность- распоряжение ТУ Росимущества в Республике Дагестан.
Все три гражданских дела объединены и рассмотрены в одном производстве.
Ту Росимущества в Республике Дагестан в обоснование своих требований сослалось на то, что Х.Л., А., Р. предоставлены бесплатно в собственность земельные участки по 600 кв. м под садоводство с нарушением установленного законом порядка. При предоставлении земельных участков не были проведены соответствующие мероприятия по их формированию в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 ЗК РФ; не получено соответствующее заключение уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора (в соответствии со ст. 12 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), не получены кадастровые паспорта, не опубликована информация о сформированных земельных участках для бесплатного предоставления, не проверено соответствие предоставляемых заявителями документов требованиям закона, имеют ли они право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков. Они предоставлены ответчикам в течение нескольких дней и с нарушением очередности. Эти земельные участки входят в состав земель особо-охраняемых природных территорий, в связи с чем не могли быть предоставлены в собственность частным лицам.
Постановления главы администрации городского округа <...> о предоставлении Х.Л., А., Р. земельных участков им же были отменены. Поэтому следует признать недействительными договора и правоустанавливающие документы, выданные им на спорные земельные участки. Г. видела, что земельные участки не относятся к землям сельхозназначения, находятся на берегу моря, приобретая их не проявила должной осмотрительности и осторожности.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Г. просит отменить решение, как незаконное и необоснованное. Земельные участки были предоставлены ответчикам в установленном законом порядке, у них имелись правоустанавливающие документы, они открыто и добросовестно пользовались ими. До их приобретения она убедилась в достоверности их документов, договора были надлежаще оформлены и удостоверены нотариально. Она не могла знать, что спустя более двух лет администрация города будет отменять изданные ею постановления о предоставлении ответчикам земельных участков, а ГУ Росимущество станет оспаривать право собственности на землю, поэтому является добросовестным приобретателем. Неверным является и довод истца о том, что земельные участки находятся на побережье Каспийского моря, отнесенного к курортам республиканского значения.
ТУ Росимущество не является надлежащим истцом по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судом установлено, что при предоставлении земельных участков А. Р., Х.Л. администрация городского округа <...> нарушила требования Земельного Кодекса РФ, Закона Республики Дагестан "О земле", Градостроительного Кодекса РФ, других нормативно-правовых актов.
Согласно ч. 1 ст. 71 Закона о местном самоуправлении городская администрация предоставляет земельные участки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 83 ЗК РФ землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Из генерального плана застройки и схемы территориального зонирования, карты земель поселений видно, что в кадастровом квартале N в том месте, где земельные участки предоставлены, садоводство не предусмотрено.
В соответствии со ст. 12 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" схема зонирования территории для размещения садоводческих объединений не составлялась, проект организации и застройки территории для садоводства не утверждался. Соответственно не соблюдены требования закона (ст. ст. 2 - 15 ФЗ) при предоставлении земель для садоводства.
Под садоводство земельные участки могут быть предоставлены только членам садоводческих товариществ, а ответчики таковыми не являлись.
Судом также установлено, что в СМИ не публиковались объявления о предстоящем предоставлении земельных участков в кадастровом квартале N в городе Дербенте.
Согласно ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.
При предоставлении земельных участков А., Р., Х.Л. эти требования закона также не были соблюдены.
Согласно ч. 2 ст. 32 закона Республики Дагестан "О земле" гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, вправе по месту постоянного жительства получить земельный участок в собственность бесплатно для этих целей в пределах норм и в порядке, установленном органами местного самоуправления.
Заявления от А., Р., Х.Л. о предоставлении земельных участков были приняты без проведения кадастровых работ, приложения кадастрового паспорта, которые были выданы после вынесения постановлений, а также без необходимых справок, в том числе и справки об отсутствии у них земельных участков.
Кроме того, судом установлено, что спорные земельные участки находятся в рекреационной зоне, относятся к землям особо охраняемых территорий.
Так, в соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами.
В соответствии со ст. 95 ЗК РФ, ст. 2 Федерального закона за N от 14 марта 1995 года "Об особо охраняемых природных территориях" к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Согласно ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 года N (в редакции от 19 июля 2006 года N), которым утверждено положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей устанавливаются округа горно-санитарной охраны в составе, которого выделяются до трех зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливается на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горносанитарной) охраны устанавливаются в соответствии с ФЗ от 23 февраля 1995 года за N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов производственной деятельности, за исключением работ, связанных использованием природных ресурсов в лечебно-оздоровительных целях.
Постановлением Совета министров РСФСР от 10 февраля 1977 года за N 105 "Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения", дополнением к Постановлению Совета Министров РСФСР от 6 января 1971 года за N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение постановлено отнести к курортам республиканского значения побережье Каспийского моря от г. Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР (Махачкалинское, Манасское, Каякентское, Самурское взморье).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 мая 1993 года за N 498 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан" имеется приложение с указанием границы курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан.
Кроме того, в соответствии с п. 2 раздела 1 приложениям N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года за N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности. В силу п. 6 ст. 2 ФЗ от 14 марта 1995 года за N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты федерального значения (п. 1 ст. 95 ЗК РФ) являются федеральной собственностью, и находится в ведении федеральных органов государственной власти.
В связи с изложенным не может быть принят во внимание довод жалобы о том, что спорные земельные являются землями населенных пунктов, не являются землями рекреационного назначения, особо охраняемых территорий.
Согласно ст. 27 п. 2 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий.
Согласно п. 8 ст. 28 ФЗ от 21 декабря 2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Довод жалобы о том, что Г. являлась добросовестным приобретателем земельных участков не может быть принят во внимание.
Г., заключая договора купли-продажи спорных земельных участков не проявила разумную осмотрительность и осторожность, приобрела в одном и том же районе три земельных участка по 600 кв. м. Она не могла не знать, что никакого садоводства на этих землях не велось и не ведется, местность является каменистой, участки расположены непосредственно на берегу моря и не относятся к сельскохозяйственным землям.
Не заслуживает внимания и довод жалобы о том, что Территориальное управление Росимущества в Республике Дагестан не является надлежащим истцом по делу, поскольку спорные земельные участки являются федеральной собственностью, находятся в ведении федеральных органов государственной власти, интересы которых представляет в республике это управление.
При таких данных суд обоснованно удовлетворил его требования, признал недействительными все договора, заключенные с ответчиками А., Р., Х.Л. о безвозмездной передаче им в собственность земельных участков под садоводство, их правоустанавливающие документы на землю, договора купли - продажи земельных участков Г. и полученные ею документы о регистрации права собственности на землю.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дербентского городского суда от 04 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Г. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 09.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2060/2012
Разделы:Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 августа 2012 г. по делу N 33-2060/2012
Судья Мустафаев С.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Гаджиевой Ш.В.
судей Алиевой Э.З. и Шапиева М.Р.
при секретаре Х.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Г. на решение Дербентского городского суда от 04.05.2012 года, которым постановлено:
- "Иски территориального управления Росимущество по Республике Дагестан удовлетворить. Признать недействительными: договор передачи в собственность земельного участка, заключенный между Х.Л. и управлением земельными и имущественными отношениями администрации городского округа <...> от 20 ноября 2008 года за N; документы о постановке на государственный учет и присвоении земельному участку кадастрового номера в кадастровом квартале N; свидетельство о государственной регистрации права собственности Х.Л. на земельный участок площадью 600 кв. м от 11 декабря 2008 года и исключении из ЕГРП записи за N; договор купли-продажи земельного участка от 7 июля 2010 года, заключенный между Х.Л. и Г.; свидетельство о государственной регистрации права Г. на земельный участок площадью 600 кв. м от 22 июля 2010 года и исключить из ЕГРП записи за N, расположенного в кадастровом квартале N; устранении препятствий в пользовании земельным участком площадью 600 кв. м, расположенным в кадастровом квартале N и обязать Г. вернуть земельный участок в федеральную собственность - распоряжение ТУ Росимущества в Республике Дагестан;
- договор передачи в собственность земельного участка, заключенный между А. и управлением земельными и имущественными отношениями администрации городского округа <...> от 21 ноября 2008 года за N; документы о постановке на государственный учет и присвоении земельному участку кадастрового номера в кадастровом квартале N; свидетельство о государственной регистрации права собственности А. на земельный участок площадью 600 кв. м от 11 декабря 2008 года и исключить из ЕГРП записи за N; договор купли-продажи земельного участка от 7 июля 2010 года, заключенный между А. и Г.; свидетельство о государственной регистрации права Г. на земельный участок площадью 600 кв. м от 22 июля 2010 года и исключении из ЕГРП записи за N, расположенного в кадастровом квартале N; устранить препятствия в пользовании земельным участком площадью 600 кв. м, расположенным в кадастровом квартале N и обязать Г. вернуть земельный участок в федеральную собственность-распоряжение ТУ Росимущества в Республике Дагестан;
- договор передачи в собственность земельного участка, заключенный между Р. и управлением земельными и имущественными отношениями администрации городского округа <...> от 20 ноября 2008 года за N; документы о постановке на государственный учет и присвоении земельному участку кадастрового номера в кадастровом квартале N:42:000047:79; свидетельство о государственной регистрации права собственности Р. на земельный участок площадью 600 кв. м от 11 декабря 2008 года и исключить из ЕГРП записи за N; договор купли-продажи земельного участка от 7 июля 2010 года, заключенный между Р. и Г.; свидетельство о государственной регистрации права Г. на земельный участок площадью 600 кв. м от 22 июля 2010 года и исключить из ЕГРП записи за N, расположенный в кадастровом квартале N:42:000047:79; устранить препятствия в пользовании земельным участком площадью 600 кв. м, расположенный в кадастровом квартале N:42:000047:79 и обязать Г. вернуть земельный участок в федеральную собственность-распоряжение ТУ Росимущества в республике Дагестан.
После вступления решения в законную силу обязать Р., А., Х.Л. вернуть Г. полученные ими по сделкам деньги по 500000 (пятьсот тысяча) рублей за каждый проданный земельный участок".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Алиевой Э.З., судебная коллегия
установила:
Территориальное управление Росимущества в Республике Дагестан обратилось в суд с иском к Х.Л., А., Р., Г., управлению земельными, имущественными отношениями администрации городского округа <...>, администрации городского округа <...> о признании недействительными:
- договор передачи в собственность земельного участка, заключенного между Х.Л. и управлением земельными и имущественными отношениями администрации городского округа <...> от 20 ноября 2008 года за N; документов о постановке на государственный учет и присвоении земельному участку кадастрового номера в кадастровом квартале N; свидетельства о государственной регистрации права собственности Х.Л. на земельный участок площадью 600 кв. м от 11 декабря 2008 года и исключении из ЕГРП записи за N; договор купли-продажи земельного участка от 7 июля 2010 года, заключенного между Х.Л. и Г.; свидетельства о государственной регистрации права Г. на земельный участок площадью 600 кв. м от 22 июля 2010 года и исключении из ЕГРП записи за N, расположенного в кадастровом квартале N; устранении препятствий в пользовании земельным участком площадью 600 кв. м, расположенным в кадастровом квартале N и обязать Г. вернуть земельный участок в федеральную собственность - распоряжение ТУ Росимущества в Республике Дагестан;
- договор передачи в собственность земельного участка, заключенного между А. и управлением земельными и имущественными отношениями администрации городского округа <...> от 21 ноября 2008 года за N; документов о постановке на государственный учет и присвоении земельному участку кадастрового номера в кадастровом квартале N; свидетельства о государственной регистрации права собственности А. на земельный участок площадью 600 кв. м от 11 декабря 2008 года и исключении из ЕГРП записи за N; договора купли-продажи земельного участка от 7 июля 2010 года, заключенный между А. и Г.; свидетельства о государственной регистрации права Г. на земельный участок площадью 600 кв. м от 22 июля 2010 года и исключении из ЕГРП записи за N, расположенного в кадастровом квартале N; устранении препятствия в пользовании земельным участком площадью 600 кв. м, расположенным в кадастровом квартале N и обязать Г. вернуть земельный участок в федеральную собственность - распоряжение ТУ Росимущества в Республике Дагестан;
- договор передачи в собственность земельного участка, заключенного между Р. и управлением земельными и имущественными отношениями администрации городского округа <...> от 20 ноября 2008 года за N; документов о постановке на государственный учет и присвоении земельному участку кадастрового номера в кадастровом квартале N; свидетельства о государственной регистрации права собственности Р. на земельный участок площадью 600 кв. м от 11 декабря 2008 года и исключении из ЕГРП записи за N - ПО; договора купли-продажи земельного участка от 7 июля 2010 года, заключенный между Р. и Г.; свидетельства о государственной регистрации права Г. на земельный участок площадью 600 кв. м от 22 июля 2010 года и исключении из ЕГРП записи за N, расположенного в кадастровом квартале N устранении препятствия в пользовании земельным участком площадью 600 кв. м, расположенного в кадастровом квартале N и обязать Г. вернуть земельный участок в федеральную собственность- распоряжение ТУ Росимущества в Республике Дагестан.
Все три гражданских дела объединены и рассмотрены в одном производстве.
Ту Росимущества в Республике Дагестан в обоснование своих требований сослалось на то, что Х.Л., А., Р. предоставлены бесплатно в собственность земельные участки по 600 кв. м под садоводство с нарушением установленного законом порядка. При предоставлении земельных участков не были проведены соответствующие мероприятия по их формированию в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 ЗК РФ; не получено соответствующее заключение уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора (в соответствии со ст. 12 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), не получены кадастровые паспорта, не опубликована информация о сформированных земельных участках для бесплатного предоставления, не проверено соответствие предоставляемых заявителями документов требованиям закона, имеют ли они право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков. Они предоставлены ответчикам в течение нескольких дней и с нарушением очередности. Эти земельные участки входят в состав земель особо-охраняемых природных территорий, в связи с чем не могли быть предоставлены в собственность частным лицам.
Постановления главы администрации городского округа <...> о предоставлении Х.Л., А., Р. земельных участков им же были отменены. Поэтому следует признать недействительными договора и правоустанавливающие документы, выданные им на спорные земельные участки. Г. видела, что земельные участки не относятся к землям сельхозназначения, находятся на берегу моря, приобретая их не проявила должной осмотрительности и осторожности.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Г. просит отменить решение, как незаконное и необоснованное. Земельные участки были предоставлены ответчикам в установленном законом порядке, у них имелись правоустанавливающие документы, они открыто и добросовестно пользовались ими. До их приобретения она убедилась в достоверности их документов, договора были надлежаще оформлены и удостоверены нотариально. Она не могла знать, что спустя более двух лет администрация города будет отменять изданные ею постановления о предоставлении ответчикам земельных участков, а ГУ Росимущество станет оспаривать право собственности на землю, поэтому является добросовестным приобретателем. Неверным является и довод истца о том, что земельные участки находятся на побережье Каспийского моря, отнесенного к курортам республиканского значения.
ТУ Росимущество не является надлежащим истцом по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судом установлено, что при предоставлении земельных участков А. Р., Х.Л. администрация городского округа <...> нарушила требования Земельного Кодекса РФ, Закона Республики Дагестан "О земле", Градостроительного Кодекса РФ, других нормативно-правовых актов.
Согласно ч. 1 ст. 71 Закона о местном самоуправлении городская администрация предоставляет земельные участки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 83 ЗК РФ землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Из генерального плана застройки и схемы территориального зонирования, карты земель поселений видно, что в кадастровом квартале N в том месте, где земельные участки предоставлены, садоводство не предусмотрено.
В соответствии со ст. 12 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" схема зонирования территории для размещения садоводческих объединений не составлялась, проект организации и застройки территории для садоводства не утверждался. Соответственно не соблюдены требования закона (ст. ст. 2 - 15 ФЗ) при предоставлении земель для садоводства.
Под садоводство земельные участки могут быть предоставлены только членам садоводческих товариществ, а ответчики таковыми не являлись.
Судом также установлено, что в СМИ не публиковались объявления о предстоящем предоставлении земельных участков в кадастровом квартале N в городе Дербенте.
Согласно ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.
При предоставлении земельных участков А., Р., Х.Л. эти требования закона также не были соблюдены.
Согласно ч. 2 ст. 32 закона Республики Дагестан "О земле" гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, вправе по месту постоянного жительства получить земельный участок в собственность бесплатно для этих целей в пределах норм и в порядке, установленном органами местного самоуправления.
Заявления от А., Р., Х.Л. о предоставлении земельных участков были приняты без проведения кадастровых работ, приложения кадастрового паспорта, которые были выданы после вынесения постановлений, а также без необходимых справок, в том числе и справки об отсутствии у них земельных участков.
Кроме того, судом установлено, что спорные земельные участки находятся в рекреационной зоне, относятся к землям особо охраняемых территорий.
Так, в соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами.
В соответствии со ст. 95 ЗК РФ, ст. 2 Федерального закона за N от 14 марта 1995 года "Об особо охраняемых природных территориях" к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Согласно ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 года N (в редакции от 19 июля 2006 года N), которым утверждено положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей устанавливаются округа горно-санитарной охраны в составе, которого выделяются до трех зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливается на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горносанитарной) охраны устанавливаются в соответствии с ФЗ от 23 февраля 1995 года за N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов производственной деятельности, за исключением работ, связанных использованием природных ресурсов в лечебно-оздоровительных целях.
Постановлением Совета министров РСФСР от 10 февраля 1977 года за N 105 "Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения", дополнением к Постановлению Совета Министров РСФСР от 6 января 1971 года за N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение постановлено отнести к курортам республиканского значения побережье Каспийского моря от г. Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР (Махачкалинское, Манасское, Каякентское, Самурское взморье).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 мая 1993 года за N 498 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан" имеется приложение с указанием границы курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан.
Кроме того, в соответствии с п. 2 раздела 1 приложениям N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года за N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности. В силу п. 6 ст. 2 ФЗ от 14 марта 1995 года за N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты федерального значения (п. 1 ст. 95 ЗК РФ) являются федеральной собственностью, и находится в ведении федеральных органов государственной власти.
В связи с изложенным не может быть принят во внимание довод жалобы о том, что спорные земельные являются землями населенных пунктов, не являются землями рекреационного назначения, особо охраняемых территорий.
Согласно ст. 27 п. 2 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий.
Согласно п. 8 ст. 28 ФЗ от 21 декабря 2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Довод жалобы о том, что Г. являлась добросовестным приобретателем земельных участков не может быть принят во внимание.
Г., заключая договора купли-продажи спорных земельных участков не проявила разумную осмотрительность и осторожность, приобрела в одном и том же районе три земельных участка по 600 кв. м. Она не могла не знать, что никакого садоводства на этих землях не велось и не ведется, местность является каменистой, участки расположены непосредственно на берегу моря и не относятся к сельскохозяйственным землям.
Не заслуживает внимания и довод жалобы о том, что Территориальное управление Росимущества в Республике Дагестан не является надлежащим истцом по делу, поскольку спорные земельные участки являются федеральной собственностью, находятся в ведении федеральных органов государственной власти, интересы которых представляет в республике это управление.
При таких данных суд обоснованно удовлетворил его требования, признал недействительными все договора, заключенные с ответчиками А., Р., Х.Л. о безвозмездной передаче им в собственность земельных участков под садоводство, их правоустанавливающие документы на землю, договора купли - продажи земельных участков Г. и полученные ею документы о регистрации права собственности на землю.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дербентского городского суда от 04 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Г. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)