Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.08.2012 ПО ДЕЛУ N 3-94/12

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 августа 2012 г. по делу N 3-94/12


Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре М.Е.Г.,
с участием прокурора Андронова С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-94/12 по заявлениям М.Ш.А., Ш.И.А. и Б.Е.Я. о признании недействующими в части абзацы 2 и 3 статьи 2 и пункт 3 части 3 статьи 3 Закона Московской области от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" (с последующими изменениями и дополнениями)
установил:

М.Ш.А., а также супруги Ш.И.А. и Б.Е.Я. обратились в Московский областной суд с заявлениями об оспаривании в части Закона Московской области от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" (далее Закон Московской области N 73/2011-ОЗ) (л.д. 4-5, 66-70).
Определениями суда дела по данным заявлениям объединены в одно производство (л.д. 59, 287-288).
Уточнив в ходе судебного разбирательства свои требования, заявители оспаривают в части абзац 2 статьи 2 названного Закона Московской области, Ш.И.А. и Б.Е.Я. помимо указанного абзаца оспаривают также абзац 3 статьи 2 и пункт 3 части 3 статьи 3 того же Закона в действующей редакции (л.д. 258, 288, 289).
В абзацах 2 и 3 статьи 2 Закона Московской области N 73/2011-ОЗ раскрываются понятия многодетной семьи и членов многодетной семьи, применяемых для целей данного Закона, в соответствии с которыми "многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц)"; "члены многодетной семьи - супруги либо одинокая мать (отец), а также их дети в возрасте до 18 лет (в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы)" (л.д. 303).
В пункте 3 части 3 статьи 3 Закона Московской области N 73/2011-ОЗ установлено, что у многодетной семьи право на бесплатное предоставление земельных участков возникает при условии, если на дату подачи заявления "трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области".
В обоснование своих требований М.Ш.А., Ш.И.А. и Б.Е.Я. указывают, что являются многодетными родителями, у которых некоторые из детей достигли 18 лет, но не достигли 23 лет и продолжают обучаться в образовательных учреждениях по очной форме обучения. В связи с достижением детьми возраста 18 лет им - заявителям отказали в бесплатном предоставлении земельных участков. При этом один из детей Ш.И.А. и Б.Е.Я. достиг возраста совершеннолетия на день подачи ими заявления о предоставлении земельного участка, но на момент вступления в законную силу оспариваемого Закона Московской области ребенку еще не исполнилось 18 лет. Однако и при таких обстоятельствах в предоставлении земельного участка им было отказано.
Заявители полагают, что установленный оспариваемыми нормами возрастной ценз детей при определении понятий многодетной семьи и членов многодетной семьи, а также условий бесплатного предоставления земельных участков нарушает их права и законные интересы, лишает возможности получить меру социальной поддержки в виде бесплатного предоставления земельного участка многодетной семье.
По мнению заявителей Ш.И.А. и Б.Е.А., Закон Московской области в данной части противоречит Указу Президента РФ от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в соответствии с которым предоставление земельных участков многодетным семьям является мерами социальной поддержки, которые органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны таким семьям оказывать.
Кроме того, все заявители утверждают, что оспариваемые нормы противоречат Закону Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (далее - Закон Московской области N 1/2006-ОЗ), поскольку данным Законом уже определено понятие многодетной семьи, отличающееся от понятия определенного в оспариваемом Законе Московской области.
Согласно Закону Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ к многодетным семьям по мерам социальной поддержки относятся также семьи, имеющие трех и более детей, один или несколько из которых достигли совершеннолетия, но продолжают обучаться в образовательных учреждениях по очной форме обучения и не достигли 23 лет. Заявители считают, что поскольку предоставление земельных участков многодетным семьям также является мерой социальной поддержки, оспариваемый Закон не может противоречить ранее принятому Закону Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ.
Заявители, уточнив требования, просят признать недействующими со дня принятия абзац 2 статьи 2 Закона Московской области от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" (с последующими изменениями и дополнениями) в части слов "в возрасте до 18 лет". Заявители Ш.И.А. и Б.Е.Я. просят также признать недействующими со дня принятия абзац 3 статьи 2 названного Закона в части слов "в возрасте до 18 лет" и пункт 3 части 3 статьи 3 - в части слов "не достигли возраста 18 лет" (л.д. 288, 289).
В судебном заседании заявители поддержали уточненные требования.
Представители Московской областной Думы М.Т.С. и Губернатора Московской области - Д.О.Г. требования заявителей не признали и пояснили, что оспариваемый Закон Московской области принят в пределах компетенции органов государственной власти Московской области, в оспариваемой части не противоречит федеральным законам или иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также не нарушает прав и законных интересов заявителей. Представителями заинтересованных лиц представлены также письменные возражения на заявление (л.д. 290-292, 293-298, 299-301).
Суд, выслушав заявителей, представителей Московской областной Думы и Губернатора Московской области, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ). Федеральным законом Российской Федерации от 14 июня 2011 года N 138-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации" пункт 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ дополнен абзацем, в котором предусмотрено, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящихся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Реализуя предоставленные названной нормой Земельного кодекса РФ полномочия, Московская областная Дума приняла Закон Московской области "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области", подписанный Губернатором Московской области 1 июня 2011 года (N 73/2011-ОЗ) (л.д. 303-306).
Данный Закон Московской области официально опубликован в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" от 4 июня 2011 года N 98.
Таким образом, нормативный правовой акт, положения которого оспариваются, был принят в пределах компетенции органов государственной власти Московской области. Порядок принятия и опубликования данного нормативного правового акта заявителями не оспаривается.
Как следует из названного абзаца 2 пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по установлению случаев и порядка бесплатного предоставления земельным участков гражданам, имеющим трех и более детей, являются дискреционными, то есть полномочиями, дающими им право действовать в данном случае по собственному усмотрению.
В силу положений ч. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ ребенком признается лицо, не достигшее восемнадцати лет (совершеннолетия).
Таким образом, определение в оспариваемых положениях Закона Московской области применительно к его целям многодетной семьи как семьи состоящей из родителей (родителя) и троих и более детей в возрасте до 18 лет и отнесение детей только такого возраста к членам многодетной семьи, не противоречит указанным нормам федерального законодательства.
Утверждение заявителей Ш.И.А. и Б.Е.Я. о противоречии оспариваемых норм Закона Московской области Указу Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" является необоснованным.
Названным Указом Президента РФ органам исполнительной власти субъектов РФ предписано самостоятельно определить категории семей, которые относятся к многодетным, и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.
Также данным Указом для многодетных семей был установлен ряд мер социальной поддержки, которые не предусматривали бесплатное предоставление таким семьям земельных участков. Такое право многодетных семей впервые было закреплено в пункте 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ Законом РФ от 14 июня 2011 года N 138-ФЗ 14 июня 2011 года.
Доводы заявителей о противоречии оспариваемых положений Закона Московской области от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ другому Закону Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" суд находит несостоятельными.
В силу положений статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении заявления об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет данный акт на его соответствие только федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Между тем Закон Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ, на который ссылаются заявители, имеет ту же юридическую силу, что и оспариваемый нормативный правовой акт.
Кроме того, утверждение заявителей о несоответствии понятия многодетной семьи данного в Законе Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ понятию многодетной семьи указанному в оспариваемом Законе Московской области не соответствует действительности.
Согласно абзацу 5 статьи 2 Закона от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ многодетная семья - семья, воспитывающая трех или более несовершеннолетних детей (то есть детей в возрасте до 18 лет). Таким образом, понятия многодетной семьи в указанных Законах Московской области тождественны. И только исключительно для целей Закона от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ в данном нормативном акте к многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных учреждениях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет (абз. 1, 5 ст. 2) (л.д. 6-7).
Доводы заявителей Ш.И.А. и Б.Е.Я. о незаконности пункта 3 части 3 статьи 3 Закона Московской области N 73/2011-ОЗ в части установления возрастного ценза детей на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка также являются необоснованными.
Заявителями не указаны нормы федерального законодательства, которым противоречил бы определенный в оспариваемой норме заявительный характер реализации права многодетных семей на получение земельных участков. Судом также подобных противоречий не установлено.
Суд, проанализировав вышеназванные областные и федеральные нормативные правовые акты, приходит к выводу о том, что Закон Московской области от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав, свобод и законных интересов заявителей.
Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявлений М.Ш.А., Ш.И.А. и Б.Е.Я.
Руководствуясь, статьями 199-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:

заявления М.Ш.А., Ш.И.А. и Б.Е.Я. о признании недействующими в части абзацы 2 и 3 статьи 2 и пункт 3 части 3 статьи 3 Закон Московской области от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" (с последующими изменениями и дополнениями) оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
М.Г. Власова















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)