Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 09.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2973/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 октября 2012 г. по делу N 33-2973/2012


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Слиж Н.Ю., Леоновой Л.П.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 27 июля 2012 года по заявлению <...> об оспаривании постановления главы администрации Пряжинского национального муниципального района и устранении допущенных нарушений.
Заслушав доклад судьи Слиж Н.Ю., судебная коллегия
установила:

Л. обратился в суд по тем основаниям, что постановлением администрации Пряжинского национального муниципального района (далее - Администрация) <...> N <...> нарушается его право на аренду земельного участка с кадастровым номером <...>. Указанные нарушения, по мнению заявителя, заключаются в том, что ранее на основании решения Пряжинского районного суда от <...> администрацией было издано постановление от <...> г. N <...> "Об утверждении схемы расположения земельного участка в <...>". Заявитель обеспечил за свой счет выполнение кадастровых работ и постановку на кадастровый учет указанного участка. После этого, <...> заявитель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему земельного участка в аренду. Администрацией в нарушение пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) принято оспариваемое постановление, согласно которому администрация распорядилась опубликовать в районной газете информационное сообщение о возможном предоставлении в аренду спорного земельного участка сроком на пять лет и, в случае поступления заявлений от граждан, организовать проведение аукциона по предоставлению земельного участка в аренду. Заявитель в соответствии с главой 25 ГПК РФ просил признать ненормативный акт органа местного самоуправления незаконным и обязать администрацию передать ему земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенном в <...>, в аренду, поскольку рассматривает указанное постановление как отказ в принятии решения, предусмотренного пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ.
Решением суда в удовлетворении заявления отказано.
С решением суда не согласен заявитель. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении требования заявителя. Указывает, что выводы суда основаны на неправильном толковании положений ст. 34 ЗК РФ. Неверно применен закон N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", не подлежащий применению в силу нормы прямого действия. Ссылаясь на п. 5 ст. 34 ЗК РФ, полагает, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка должен принять решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 ст. 34 ЗК РФ, и направить ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключить в недельный срок со дня принятия указанного решения. Совершение каких-либо других действий ст. 34 ЗК РФ не содержит.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу администрация Пряжинского национального муниципального района просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения. Считает доводы апелляционной жалобы не обоснованными. Указывает, что заявитель не учитывает то, что в соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ обязанность принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, возложена на органы местного самоуправления. Решением VII сессии Пряжинского районного Совета I созыва от 27 марта 2007 г. "Об утверждении Временного положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Пряжинского муниципального района" установлен порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. При поступлении заявления от Л. во исполнение ст. 34 ЗК РФ и Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, администрация Пряжинского национального муниципального района <...> опубликовала в районной газете <...> информацию о возможном предоставлении в аренду земельного участка, площадью <...>, с кадастровым номером <...>. Считает, что в настоящее время предмет спора отсутствует, поскольку после принятия судом решения 27.07.2012 об отказе в удовлетворении требований заявителя, администрация Пряжинского национального муниципального района вынесла постановление "О предоставлении земельного участка в аренду Л." N <...> от 03.08.2012, а также подготовила договор аренды земельного участка N <...> от <...>.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Л. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, для участия в деле направил своего представителя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя К., действующий по доверенности, пояснил, что в настоящее время спорный земельный участок предоставлен Л. в аренду; настаивал на требовании о признании незаконным постановления администрации Пряжинского национального муниципального района от <...> N <...> по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель заинтересованного лица администрации Пряжинского национального муниципального района Г., действующая по доверенности, в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Заслушав явившиеся стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и отказывая Л. в удовлетворении заявления, суд первой инстанции применил положения Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Временное Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Пряжинского муниципального района, утвержденное Решением Совета Пряжинского муниципального района VII сессии I созыва от 27 марта 2007 г.
Между тем с таким выводом суда нельзя согласиться, поскольку он сделан без должного учета требований земельного законодательства.
В судебном заседании установлено, что решением Пряжинского районного суда Республики Карелия от <...> удовлетворены требования Л. Суд обязал Администрацию в течение <...> дней со дня вступления решения в силу утвердить и выдать Л. схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ведения личного подсобного хозяйства в б. <...>.
Во исполнение указанного судебного постановления Администрация издала постановление от <...> N <...> "Об утверждении схемы расположения земельного участка в <...>", после чего Л. обеспечил за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и его постановку на кадастровый учет.
Статья 34 ЗК РФ определяет порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Согласно ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Затем, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю.
В развитие положений ст. 34 ЗК РФ принято Решение Совета Пряжинского муниципального района VII сессии I созыва от 27 марта 2007 г. "Об утверждении Временного Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Пряжинского муниципального района".
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Таким образом, в соответствии со ст. 29 ЗК РФ и п. 3 Временного Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Пряжинского муниципального района уполномоченным органом по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, находящихся на территории Пряжинского муниципального района, является администрация Пряжинского национального муниципального района РК.
<...> Л. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в соответствии с п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенного в <...>.
Установлено, что указанный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, площадь земельного участка - <...> кв. м.
Пункт 14 Временного Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Пряжинского муниципального района предусматривает предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в собственность путем проведения торгов либо в аренду при условии опубликования в районной газете <...> сообщения о сдаче в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
Постановлением N <...> от <...> администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия предписано опубликовать в газете <...> информационное сообщение о возможном предоставлении в аренду сроком на пять лет земельного участка с кадастровым номером <...> и, в случае поступления заявлений от граждан, желающих приобрести указанный участок, организовать проведение аукциона по его предоставлению в аренду. В номере <...> газеты <...> за <...> такое сообщение и было опубликовано.
Проанализировав нормы Временного Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Пряжинского муниципального района, судебная коллегия приходит к выводу о том, что указанный специальный акт устанавливает иную процедуру предоставления земельных участков в аренду по сравнению с Земельным кодексом РФ, которая нарушает права заявителя.
В письме Минэкономразвития РФ от <...> N <...> было дано разъяснение, что предоставление гражданам свободных, то есть незастроенных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства осуществляется в порядке, установленном ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, а для целей, не связанных со строительством, - в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, обращение заявителя должно было быть рассмотрено в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, в установленном названной нормой закона порядке, которая определяет все действия органа местного самоуправления, носящие обязательный характер и последовательность их совершения, заявление Л. не было рассмотрено, что, по мнению судебной коллегии, указывает на незаконность оспариваемого решения, которым нарушены права заявителя.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от <...> по настоящему делу нельзя признать законным, оно подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, а заявление Л. в части признания незаконным постановления администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия N <...> от <...> - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 27 июля 2012 года по настоящему делу отменить. Принять по делу новое решение.
Заявление Л. удовлетворить. Признать постановление администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия N <...> от <...> незаконным.
Председательствующий

Судьи















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)