Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.
судей Стыцюн С.А., Савина А.И.
при секретаре З.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Г. на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 31 июля 2012 года по иску Г. к администрации Петрозаводского городского округа о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка и предоставить бесплатно земельный участок в собственность.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
Г. предъявила иск по тем основаниям, что <...> она обратилась в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью <...> расположенного в районе <...> в <...>, примыкающего к кварталу будущей малоэтажной застройки (кадастровый квартал <...>), целевое назначение - земли для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с приложенной к заявлению схемой расположения земельного участка. В предоставлении земельного участка по данному заявлению было отказано в связи с отсутствием утвержденной документации по планировке территории. Вместе с тем, <...> администрацией Петрозаводского городского округа (далее - в т.ч. администрация) семья истицы была признана соответствующей требованиям, необходимым для получения в собственность бесплатно земельного участка в соответствии с Законом Республики Карелия "О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия", семья поставлена на учет в целях дальнейшего предоставления земельного участка. Истица просила признать решение администрации Петрозаводского городского округа от <...> об отказе в предоставлении земельного участка противоречащим федеральному законодательству, обязать ответчика бесплатно предоставить истице земельный участок общей площадью <...> расположенный в районе: <...> в <...>, в кадастровом квартале <...>, в соответствии с приложенной к заявлению от <...> схемой расположения земельного участка.
В предварительном судебном заседании судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Г.М.Г.
В последующем истица дополнила исковые требования, просила также обязать ответчика утвердить и направить ей схему расположения земельного участка общей площадью <...>, расположенного в районе: <...> в <...>, в кадастровом квартале <...>, в соответствии с приложенной к заявлению от <...> схемой расположения земельного участка, обязать ответчика бесплатно предоставить многодетной семье истицы в собственность земельный участок общей площадью <...>, расположенный в районе: <...> в <...>, в кадастровом квартале <...>, в соответствии с приложенной к заявлению от <...> схемой расположения земельного участка.
Суд в иске отказал.
С таким решением не согласна Г. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и п. 5 Закона Республики Карелия "О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия" содержат исчерпывающий перечень оснований к отказу в предоставлении земельного участка в собственность. Такого обстоятельства как "отсутствие проекта планировки" не указано в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка. При вынесении решения суд руководствовался нормами права, не подлежащими применению. Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденные решением Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 года N 26/38-771 (далее - Правила землепользования и застройки города Петрозаводска), регулируют порядок предоставления и формирования земельных участков в соответствии с положениями ст. 30 ЗК РФ и не применяются к спорным правоотношениям, регулируемым ст. 28 ЗК РФ. Суд не принял во внимание доводы истицы в судебном заседании о комплексном освоении кадастрового квартала, о том, что в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось <...> многодетных семей, между которыми была распределена та часть кадастрового квартала, в которой располагается испрашиваемый истцом земельный участок. Вывод суда об отказе в удовлетворении требования об утверждении схемы расположения земельного участка является немотивированным и не соответствует действующему порядку и правилам, предусмотренным для утверждения схемы расположения земельных участков, причины невозможности изготовления проекта планировки судом не исследовались. Суд не принял во внимание письмо Минэкономразвития Российской Федерации от 23 декабря 2009 N Д23-4360, в котором указано на недопустимость отказа в предоставлении земельного участка по причине отсутствия проекта планировки.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица и 3-е лицо Г.М.Г. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель администрации С. по доводам жалобы возражала, просила оставить без изменения решение суда.
Заслушав истицу, 3-е лицо, представителя администрации, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в силу положений п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - в т.ч. ГПК РФ) в связи с неправильным определением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.
На основании п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В Республике Карелия указанный порядок предоставления земельных участков урегулирован Законом Республики Карелия от 30.11.2011 года N 1560-ЗРК "О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия" (далее - Закон Республики Карелия N 1560-ЗРК).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что <...> Г. обратилась в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ее многодетной семье в собственность бесплатно земельного участка с указанием его местоположения, а именно земельного участка, расположенного в районе <...> в <...>, примыкающего к кварталу будущей малоэтажной застройки (кадастровый квартал <...>), целевое назначение - земли для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с приложенной к заявлению схемой расположения земельного участка. Письмом администрации Петрозаводского городского округа от <...> истице было сообщено, что согласно Правилам землепользования и застройки города Петрозаводска формирование земельных участков и осуществление любого строительства в границах территориальной зоны перспективной застройки (Жип), где расположен испрашиваемый истцом земельный участок, производятся с учетом требований ч. 9 ст. 15 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска, в соответствии с которыми в границах территориальной зоны перспективной застройки (Жип) запрещается формирование земельных участков и осуществление любого строительства без утвержденной документации по планировке территории, указано на возможность формирования земельных участков указанной территориальной зоны для их комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что, поскольку проект планировки территории, где расположен спорный земельный участок, не разработан, его предоставление для индивидуального жилищного строительства в настоящее время невозможно.
Однако судебная коллегия считает такой вывод суда первой инстанции основанным на неправильном применении норм материального права.
Многодетная семья Г. была признана администрацией Петрозаводского городского округа соответствующей требованиям, необходимым для получения в собственность бесплатно земельного участка в соответствии с указанным выше Законом Республики Карелия, что подтверждается письмом администрации Петрозаводского городского округа от <...> следует из представленных в материалы дела документов. В указанном письме истице также было сообщено о том, что испрашиваемый (ранее) истицей земельный участок в районе <...> расположен в природно-рекреационной зоне, размещение индивидуального жилого дома в данной зоне не допускается. Для предоставления земельных участков многодетным семьям разработан проект планировки и застройки жилого района <...> в соответствии с которым разработана схема размещения земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.
В соответствии с Порядком рассмотрения заявлений о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям и принятия решений по ним, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 31 января 2012 года N 29-П, действовавшим на момент обращения Г. с заявлением о предоставлении земельного участка, земельный участок предоставлялся в собственность многодетной семье на основании заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, поданного одним из родителей (супругов), в орган исполнительной власти Республики Карелия или орган местного самоуправления в Республике Карелия, обладающий правом распоряжения земельными участками в соответствии со статьями 10 и 11 ЗК РФ, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". При этом заявитель вправе был указать местоположение земельного участка либо конкретный земельный участок. Порядком предусмотрено, что уполномоченный орган рассматривает возможность предоставления земельного участка в случае указания его местоположения с учетом экологических и градостроительных условий использования такого земельного участка в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий). Аналогичная норма введена в ч. 2 ст. 4 Закона Республики Карелия N 1560-ЗРК Законом Республики Карелия от 08 июня 2012 года N 1600-ЗРК "О внесении изменений в статью 4 Закона Республики Карелия "О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия".
Испрашиваемый Г. земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Петрозаводска расположен в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (перспективной застройки) (Жип). То есть участок испрошен истцом в соответствии с требованиями к зонированию указанной территории.
Разработка и принятие правил землепользования и застройки предусмотрены нормами Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ).
В соответствии со ст. 41 ГрК РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков. Вопросы территориального планирования и застройки городских округов отнесены действующим законодательством к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности (ст. 8 ГрК РФ). Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство отнесены законом к вопросам местного значения городского округа (п. п. 5, 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии со ст. 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 ГрК РФ), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. При этом согласно ч. 8 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, заключенного по итогам размещения заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, за исключением случая, указанного в части 8.1 данной статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Согласно ст. 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 ГрК РФ.
Отсутствие проекта планировки не является законным основанием для отказа от исполнения обязанности по утверждению схемы расположения спорного земельного участка и не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
В соответствии с п. 14 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с 31 декабря 2012 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. То есть отказ в предоставлении земельных участков возможен не ранее 31 декабря 2012 года при условии отсутствия правил землепользования и застройки. Однако такие правила в Петрозаводском городском округе утверждены, что исключает возможность отказа в предоставлении участков со ссылкой на указанные нормы.
Кроме того, ссылка ответчика на ч. 9 ст. 15 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска, согласно которой в границах территориальной зоны перспективной застройки Жип запрещается формирование земельных участков и осуществление любого строительства без утвержденной документации по планировке территории (проектов планировки) и формирование земельных участков указанной территориальной зоны возможно только для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, не может быть признана обоснованной, так как Градостроительный кодекс РФ и Земельный кодекс РФ подобного запрета не содержат.
В соответствии с ч. 9 ст. 4 (на момент обращения истицы с заявлением о предоставлении земельного участка - ч. 5 ст. 4) Закона Республики Карелия N 1560-ЗРК основанием для отказа в бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье, помимо случаев, установленных п. 4 ст. 28 ЗК РФ, является наличие решения уполномоченного органа о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье, принятого на основании настоящего Закона. Иных оснований для отказа многодетной семье в предоставлении земельного участка законом не установлено.
На основании изложенного, учитывая отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка многодетной семье истицы, решение администрации Петрозаводского городского округа, изложенное в письме от <...> <...> об отказе в предоставлении многодетной семье Г. земельного участка, является незаконным. Поскольку ответчиком созданы препятствия семье истицы в реализации ее права на приобретение земельного участка в собственность, на ответчика должна быть возложена обязанность по предоставлению семье истицы испрашиваемого земельного участка.
Требование истицы о понуждении ответчика утвердить схему расположения земельного участка также является обоснованным.
Действовавшая на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства редакция Закона Республики Карелия N 1560-ЗРК не указывала на обязанность администрации утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка. Однако такая обязанность была установлена постановлением Правительства Республики Карелия от 31 января 2012 года N 29-П "О Порядке рассмотрения заявлений о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям и принятия решений по ним" (п. 9 Порядка). Кроме того, такая обязанность определяется при применении в силу аналогии закона п. 7 ст. 36 ЗК РФ.
Утверждение схемы расположения земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления. Невыполнение администрацией Петрозаводского городского округа данных обязанностей препятствует истице в проведении кадастровых работ, постановке участка на кадастровый учет и приобретению его в собственность. Так как в соответствии с указанными нормами схема расположения земельного участка утверждается на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, то отсутствие документов по планировке территории не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Вывод суда о том, что заявление истицы в администрации Петрозаводского городского округа зарегистрировано под номером <...> и соответственно решение о предоставлении земельного участка может быть принято только в порядке очередности, является необоснованным. Исходя из ч. 2 ст. 4 Закона Республики Карелия N 1560-ЗРК, предоставление в собственность многодетным семьям земельных участков в хронологической последовательности поступления заявлений осуществляется только в отношении земельных участков, включенных в перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям. Истица воспользовалась предоставленным ей правом указать конкретный земельный участок, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что на данный земельный участок претендуют другие многодетные семьи, либо принято решение о предоставлении указанного участка другой многодетной семье, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене, а заявленные Г. исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании положений ст. ст. 98, 329 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные им при подаче иска, а также апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в общей сумме <...> рублей.
Руководствуясь положениями ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 31 июля 2012 года по настоящему делу отменить.
Принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Г. к администрации Петрозаводского городского округа о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, обязании утвердить схему расположения земельного участка, предоставлении бесплатно земельного участка в собственность.
Признать незаконным решение администрации Петрозаводского городского округа, выраженное в письме от <...> об отказе в предоставлении многодетной семье Г. земельного участка.
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и направить Г. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, общей площадью <...>, расположенного в районе <...> в кадастровом квартале <...>, в соответствии с приложенной к заявлению Г. от <...> схемой расположения земельного участка.
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить многодетной семье Г. (в составе: <...> бесплатно в общую долевую собственность всех членов многодетной семьи в равных долях для индивидуального жилищного строительства земельный участок общей площадью <...>, расположенный в районе <...> в кадастровом квартале <...>, в срок не более 14 календарных дней со дня получения кадастрового паспорта земельного участка, сформированного на основании заявления Г. от <...> и утвержденной администрацией Петрозаводского городского округа схемы расположения указанного земельного участка.
Взыскать с администрации Петрозаводского городского округа в пользу Г. расходы по уплате государственной пошлины в размере <...> рублей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 28.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2898/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2012 г. по делу N 33-2898/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.
судей Стыцюн С.А., Савина А.И.
при секретаре З.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Г. на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 31 июля 2012 года по иску Г. к администрации Петрозаводского городского округа о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка и предоставить бесплатно земельный участок в собственность.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
Г. предъявила иск по тем основаниям, что <...> она обратилась в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью <...> расположенного в районе <...> в <...>, примыкающего к кварталу будущей малоэтажной застройки (кадастровый квартал <...>), целевое назначение - земли для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с приложенной к заявлению схемой расположения земельного участка. В предоставлении земельного участка по данному заявлению было отказано в связи с отсутствием утвержденной документации по планировке территории. Вместе с тем, <...> администрацией Петрозаводского городского округа (далее - в т.ч. администрация) семья истицы была признана соответствующей требованиям, необходимым для получения в собственность бесплатно земельного участка в соответствии с Законом Республики Карелия "О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия", семья поставлена на учет в целях дальнейшего предоставления земельного участка. Истица просила признать решение администрации Петрозаводского городского округа от <...> об отказе в предоставлении земельного участка противоречащим федеральному законодательству, обязать ответчика бесплатно предоставить истице земельный участок общей площадью <...> расположенный в районе: <...> в <...>, в кадастровом квартале <...>, в соответствии с приложенной к заявлению от <...> схемой расположения земельного участка.
В предварительном судебном заседании судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Г.М.Г.
В последующем истица дополнила исковые требования, просила также обязать ответчика утвердить и направить ей схему расположения земельного участка общей площадью <...>, расположенного в районе: <...> в <...>, в кадастровом квартале <...>, в соответствии с приложенной к заявлению от <...> схемой расположения земельного участка, обязать ответчика бесплатно предоставить многодетной семье истицы в собственность земельный участок общей площадью <...>, расположенный в районе: <...> в <...>, в кадастровом квартале <...>, в соответствии с приложенной к заявлению от <...> схемой расположения земельного участка.
Суд в иске отказал.
С таким решением не согласна Г. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и п. 5 Закона Республики Карелия "О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия" содержат исчерпывающий перечень оснований к отказу в предоставлении земельного участка в собственность. Такого обстоятельства как "отсутствие проекта планировки" не указано в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка. При вынесении решения суд руководствовался нормами права, не подлежащими применению. Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденные решением Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 года N 26/38-771 (далее - Правила землепользования и застройки города Петрозаводска), регулируют порядок предоставления и формирования земельных участков в соответствии с положениями ст. 30 ЗК РФ и не применяются к спорным правоотношениям, регулируемым ст. 28 ЗК РФ. Суд не принял во внимание доводы истицы в судебном заседании о комплексном освоении кадастрового квартала, о том, что в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось <...> многодетных семей, между которыми была распределена та часть кадастрового квартала, в которой располагается испрашиваемый истцом земельный участок. Вывод суда об отказе в удовлетворении требования об утверждении схемы расположения земельного участка является немотивированным и не соответствует действующему порядку и правилам, предусмотренным для утверждения схемы расположения земельных участков, причины невозможности изготовления проекта планировки судом не исследовались. Суд не принял во внимание письмо Минэкономразвития Российской Федерации от 23 декабря 2009 N Д23-4360, в котором указано на недопустимость отказа в предоставлении земельного участка по причине отсутствия проекта планировки.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица и 3-е лицо Г.М.Г. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель администрации С. по доводам жалобы возражала, просила оставить без изменения решение суда.
Заслушав истицу, 3-е лицо, представителя администрации, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в силу положений п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - в т.ч. ГПК РФ) в связи с неправильным определением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.
На основании п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В Республике Карелия указанный порядок предоставления земельных участков урегулирован Законом Республики Карелия от 30.11.2011 года N 1560-ЗРК "О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия" (далее - Закон Республики Карелия N 1560-ЗРК).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что <...> Г. обратилась в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ее многодетной семье в собственность бесплатно земельного участка с указанием его местоположения, а именно земельного участка, расположенного в районе <...> в <...>, примыкающего к кварталу будущей малоэтажной застройки (кадастровый квартал <...>), целевое назначение - земли для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с приложенной к заявлению схемой расположения земельного участка. Письмом администрации Петрозаводского городского округа от <...> истице было сообщено, что согласно Правилам землепользования и застройки города Петрозаводска формирование земельных участков и осуществление любого строительства в границах территориальной зоны перспективной застройки (Жип), где расположен испрашиваемый истцом земельный участок, производятся с учетом требований ч. 9 ст. 15 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска, в соответствии с которыми в границах территориальной зоны перспективной застройки (Жип) запрещается формирование земельных участков и осуществление любого строительства без утвержденной документации по планировке территории, указано на возможность формирования земельных участков указанной территориальной зоны для их комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что, поскольку проект планировки территории, где расположен спорный земельный участок, не разработан, его предоставление для индивидуального жилищного строительства в настоящее время невозможно.
Однако судебная коллегия считает такой вывод суда первой инстанции основанным на неправильном применении норм материального права.
Многодетная семья Г. была признана администрацией Петрозаводского городского округа соответствующей требованиям, необходимым для получения в собственность бесплатно земельного участка в соответствии с указанным выше Законом Республики Карелия, что подтверждается письмом администрации Петрозаводского городского округа от <...> следует из представленных в материалы дела документов. В указанном письме истице также было сообщено о том, что испрашиваемый (ранее) истицей земельный участок в районе <...> расположен в природно-рекреационной зоне, размещение индивидуального жилого дома в данной зоне не допускается. Для предоставления земельных участков многодетным семьям разработан проект планировки и застройки жилого района <...> в соответствии с которым разработана схема размещения земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.
В соответствии с Порядком рассмотрения заявлений о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям и принятия решений по ним, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 31 января 2012 года N 29-П, действовавшим на момент обращения Г. с заявлением о предоставлении земельного участка, земельный участок предоставлялся в собственность многодетной семье на основании заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, поданного одним из родителей (супругов), в орган исполнительной власти Республики Карелия или орган местного самоуправления в Республике Карелия, обладающий правом распоряжения земельными участками в соответствии со статьями 10 и 11 ЗК РФ, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". При этом заявитель вправе был указать местоположение земельного участка либо конкретный земельный участок. Порядком предусмотрено, что уполномоченный орган рассматривает возможность предоставления земельного участка в случае указания его местоположения с учетом экологических и градостроительных условий использования такого земельного участка в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий). Аналогичная норма введена в ч. 2 ст. 4 Закона Республики Карелия N 1560-ЗРК Законом Республики Карелия от 08 июня 2012 года N 1600-ЗРК "О внесении изменений в статью 4 Закона Республики Карелия "О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия".
Испрашиваемый Г. земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Петрозаводска расположен в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (перспективной застройки) (Жип). То есть участок испрошен истцом в соответствии с требованиями к зонированию указанной территории.
Разработка и принятие правил землепользования и застройки предусмотрены нормами Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ).
В соответствии со ст. 41 ГрК РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков. Вопросы территориального планирования и застройки городских округов отнесены действующим законодательством к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности (ст. 8 ГрК РФ). Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство отнесены законом к вопросам местного значения городского округа (п. п. 5, 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии со ст. 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 ГрК РФ), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. При этом согласно ч. 8 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, заключенного по итогам размещения заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, за исключением случая, указанного в части 8.1 данной статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Согласно ст. 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 ГрК РФ.
Отсутствие проекта планировки не является законным основанием для отказа от исполнения обязанности по утверждению схемы расположения спорного земельного участка и не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
В соответствии с п. 14 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с 31 декабря 2012 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. То есть отказ в предоставлении земельных участков возможен не ранее 31 декабря 2012 года при условии отсутствия правил землепользования и застройки. Однако такие правила в Петрозаводском городском округе утверждены, что исключает возможность отказа в предоставлении участков со ссылкой на указанные нормы.
Кроме того, ссылка ответчика на ч. 9 ст. 15 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска, согласно которой в границах территориальной зоны перспективной застройки Жип запрещается формирование земельных участков и осуществление любого строительства без утвержденной документации по планировке территории (проектов планировки) и формирование земельных участков указанной территориальной зоны возможно только для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, не может быть признана обоснованной, так как Градостроительный кодекс РФ и Земельный кодекс РФ подобного запрета не содержат.
В соответствии с ч. 9 ст. 4 (на момент обращения истицы с заявлением о предоставлении земельного участка - ч. 5 ст. 4) Закона Республики Карелия N 1560-ЗРК основанием для отказа в бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье, помимо случаев, установленных п. 4 ст. 28 ЗК РФ, является наличие решения уполномоченного органа о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье, принятого на основании настоящего Закона. Иных оснований для отказа многодетной семье в предоставлении земельного участка законом не установлено.
На основании изложенного, учитывая отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка многодетной семье истицы, решение администрации Петрозаводского городского округа, изложенное в письме от <...> <...> об отказе в предоставлении многодетной семье Г. земельного участка, является незаконным. Поскольку ответчиком созданы препятствия семье истицы в реализации ее права на приобретение земельного участка в собственность, на ответчика должна быть возложена обязанность по предоставлению семье истицы испрашиваемого земельного участка.
Требование истицы о понуждении ответчика утвердить схему расположения земельного участка также является обоснованным.
Действовавшая на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства редакция Закона Республики Карелия N 1560-ЗРК не указывала на обязанность администрации утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка. Однако такая обязанность была установлена постановлением Правительства Республики Карелия от 31 января 2012 года N 29-П "О Порядке рассмотрения заявлений о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям и принятия решений по ним" (п. 9 Порядка). Кроме того, такая обязанность определяется при применении в силу аналогии закона п. 7 ст. 36 ЗК РФ.
Утверждение схемы расположения земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления. Невыполнение администрацией Петрозаводского городского округа данных обязанностей препятствует истице в проведении кадастровых работ, постановке участка на кадастровый учет и приобретению его в собственность. Так как в соответствии с указанными нормами схема расположения земельного участка утверждается на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, то отсутствие документов по планировке территории не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Вывод суда о том, что заявление истицы в администрации Петрозаводского городского округа зарегистрировано под номером <...> и соответственно решение о предоставлении земельного участка может быть принято только в порядке очередности, является необоснованным. Исходя из ч. 2 ст. 4 Закона Республики Карелия N 1560-ЗРК, предоставление в собственность многодетным семьям земельных участков в хронологической последовательности поступления заявлений осуществляется только в отношении земельных участков, включенных в перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям. Истица воспользовалась предоставленным ей правом указать конкретный земельный участок, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что на данный земельный участок претендуют другие многодетные семьи, либо принято решение о предоставлении указанного участка другой многодетной семье, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене, а заявленные Г. исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании положений ст. ст. 98, 329 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные им при подаче иска, а также апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в общей сумме <...> рублей.
Руководствуясь положениями ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 31 июля 2012 года по настоящему делу отменить.
Принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Г. к администрации Петрозаводского городского округа о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, обязании утвердить схему расположения земельного участка, предоставлении бесплатно земельного участка в собственность.
Признать незаконным решение администрации Петрозаводского городского округа, выраженное в письме от <...> об отказе в предоставлении многодетной семье Г. земельного участка.
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и направить Г. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, общей площадью <...>, расположенного в районе <...> в кадастровом квартале <...>, в соответствии с приложенной к заявлению Г. от <...> схемой расположения земельного участка.
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить многодетной семье Г. (в составе: <...> бесплатно в общую долевую собственность всех членов многодетной семьи в равных долях для индивидуального жилищного строительства земельный участок общей площадью <...>, расположенный в районе <...> в кадастровом квартале <...>, в срок не более 14 календарных дней со дня получения кадастрового паспорта земельного участка, сформированного на основании заявления Г. от <...> и утвержденной администрацией Петрозаводского городского округа схемы расположения указанного земельного участка.
Взыскать с администрации Петрозаводского городского округа в пользу Г. расходы по уплате государственной пошлины в размере <...> рублей.
Председательствующий
Судьи
Судьи
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)