Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Воронцов А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.
судей Вороной Н.Л., Дука Е.А.
при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению К. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
по апелляционной жалобе Департамента имущественных, земельных отношений и природопользования администрации Ханты-Мансийского района на решение Ханты-Мансийского районного суда от 05 июля 2012 года, которым постановлено:
"Заявление К. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента имущественных, земельных отношений и природопользования администрации Ханты-Мансийского района осуществить выкуп жилого (адрес обезличен) по улице (ФИО обезличено) 1 в (адрес обезличен) (адрес обезличен), принадлежащего К. на праве собственности.
Обязать Департамент имущественных, земельных отношений и природопользования администрации (адрес обезличен) осуществить выкуп жилого (адрес обезличен) по улице (ФИО обезличено) 1 в (адрес обезличен) (адрес обезличен), принадлежащего К. на праве собственности.
Взыскать с Департамента имущественных, земельных отношений и природопользования администрации (адрес обезличен) в пользу К. расходы по оплате государственной пошлины в размере (номер обезличен)".
Заслушав доклад судьи Дука Е.А., объяснения представителя Департамента имущественных, земельных отношений и природопользования администрации Ханты-Мансийского района Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя заявителя Т., судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, ссылаясь на незаконный отказ в получении выкупной стоимости принадлежащего ему на праве собственности жилого (адрес обезличен) по ул. (ФИО обезличено) 1 в (адрес обезличен), в рамках реализации программы "Переселение жителей из населенных пунктов с низкой плотностью населения и труднодоступных местностей Ханты-Мансийского района ((адрес обезличен)) на 2012-2013 годы".
Дело рассмотрено в отсутствие К.
Представитель заявителя Т. заявленные требования поддержал.
Представитель Департамента имущественных, земельных отношений и природопользования администрации Ханты-Мансийского района, Администрации Ханты-Мансийского района Л. заявленные требования не признала, считает их необоснованными, поскольку действие целевой программы не распространяется на заявителя, так как К. не проживает постоянно в (адрес обезличен).
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента имущественных, земельных отношений и природопользования администрации Ханты-Мансийского района В. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что государственная поддержка в рамках программы переселения предоставляется лицам, постоянно проживающим в населенном пункте. К. не представлено доказательств постоянного или преимущественного проживания в (адрес обезличен). Регистрация К. с (дата обезличена) в (адрес обезличен) факт его постоянного проживания не подтверждает.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя, извещенного о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ).
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), обсудив их, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и видно из материалов дела, К. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ХМАО - Югра, (адрес обезличен), (адрес обезличен) (адрес обезличен), (адрес обезличен) (л.д. 20), где зарегистрирован с (дата обезличена).
Заявителю отказано в предоставлении выкупной стоимости за принадлежащий ему дом в рамках программы "Переселение жителей из населенных пунктов с низкой плотностью населения в труднодоступных местностях (адрес обезличен) на 2012 - 2013 годы" в связи с тем, что он не проживает по месту регистрации в (адрес обезличен) (л.д. 15, 16).
В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 ноября 2010 года N 285-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Содействие развитию жилищного строительства на 2011-2013 годы и период до 2015 года", постановлением администрации Ханты-Мансийского района от 14 сентября 2009 года N 120 "О долгосрочных целевых программах Ханты-Мансийского района", в целях улучшения жилищных условий жителей Ханты-Мансийского района утверждена муниципальная целевая программа "Переселение жителей из населенных пунктов с низкой плотностью населения и труднодоступных местностей (адрес обезличен), (адрес обезличен)) на 2012 - 2013 годы" (далее - Программа).
Необходимость реализации данной Программы обусловлена обострением социально-экономической обстановки в ряде населенных пунктов района, вызванной полным или частичным отсутствием производства, прогрессирующей безработицей, снижением жизненного уровня граждан, отсутствием постоянного транспортного сообщения. Большинство населенных пунктов находится в зоне затопления весенними паводковыми водами, бюджетные расходы на их содержание значительно превышают средние показатели по району.
(адрес обезличен) - это территория со сложной транспортной схемой. В период летней навигации пассажирские перевозки осуществляются на теплоходе "Линда", при этом дебаркадер находится в 5 км от деревни. Зимой транспортное сообщение осуществляется нерегулярно - 3 раза в неделю. В период весенне-осенней распутицы авиационные пассажирские перевозки осуществляются по маршруту: (адрес обезличен) то есть у жителей (адрес обезличен) есть возможность улететь только в одну сторону - в (адрес обезличен).
В настоящее время в (адрес обезличен) отсутствует производство, нет школы, детского сада, отсутствуют учреждения здравоохранения и культурно-досугового направления, нет почты, связи, магазинов. Для получения почты и пенсии, а также чтобы оплатить счета за электроснабжение необходимо ехать в (адрес обезличен).
Жилищно-коммунальные услуги населению не оказываются.
Котельная закрыта с (дата обезличена). Водой население снабжает себя самостоятельно.
Необходимость переселения жителей (адрес обезличен) связана с отсутствием возможности трудоустройства и высоким уровнем безработицы.
В связи с географическим расположением большая часть территории Ханты-Мансийского района затапливается во время половодий и паводков. Высокие уровни грунтовых вод наблюдаются во многих населенных пунктах. В результате в период половодий и паводков происходит разрушение зданий и сооружений, смывается плодородный слой земли, гибнет скот, а также создаются крайне неблагоприятные условия для жизни людей. Особенно большой ущерб населению и народному хозяйству района наносит разрушение берегов.
Защита от наводнения заключается в виде сооружения насыпных дамб и практически отсутствует в виде защиты берегов, препятствования размыва поверхности поймы. Учитывая высокую стоимость строительства водозащитных дамб (стоимость строительства 1 км дамбы обвалования составляет более 85 млн. рублей) и высокодотационный бюджет муниципального образования, у администрации района и населения района отсутствует возможность полноценного противостояния регулярно происходящим наводнениям, которые напрямую угрожают здоровью и жизни населения.
Ежегодное подтопление во время весенних паводков является основным критерием для переселения граждан их затапливаемых населенных пунктов.
Необходимость переселения усугубляется отсутствием перспективы социально-экономического развития данных населенных пунктов - (адрес обезличен) и (адрес обезличен), что, по существу свидетельствует о фактической ликвидации (адрес обезличен) как населенного пункта.
В соответствии с п. 6.2 Программы гражданам, постоянно проживающим в (адрес обезличен) и (адрес обезличен), по их выбору оказывается один из следующих видов государственной поддержки:
1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
2) предоставление жилого помещения по договору найма;
3) предоставление субсидии на приобретение жилого помещения;
4) выкуп жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности.
Пунктом 6.3 Программы предусмотрены мероприятия по сносу высвобождаемых жилых домов и объектов муниципальной инфраструктуры. Жилые дома и объекты муниципальной инфраструктуры подлежат сносу поэтапно, по мере их освобождения и переселения граждан во вновь приобретаемые жилые помещения.
Как указывалось выше, К. является собственником жилого дома в (адрес обезличен) (адрес обезличен), в связи с чем, имеет право на оказание государственной поддержки в виде выкупа жилого помещения.
Наличие или отсутствие регистрации по месту жительства значения для настоящего спора не имеет, поскольку регистрация является административным актом и свидетельствует о наличии иных правоотношений.
Реализация Программы не может быть поставлена в зависимость от факта постоянного или временного проживания собственника в принадлежащем ему жилом помещении.
Иное бы противоречило статьям 27, 35 Конституции Российской Федерации о праве на свободу передвижения, праве выбора места пребывания и жительства, о запрете лишения своего имущества иначе как по решению суда, принудительном отчуждении имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения.
При таких обстоятельствах вывод суда о признании отказа в выкупе жилого дома, принадлежащего заявителю на праве собственности, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и не содержат оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 05 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных, земельных отношений и природопользования администрации Ханты-Мансийского района - без удовлетворения.
Председательствующий судья
И.Е.ИВАНОВА
Судьи
Н.Л.ВОРОНАЯ
Е.А.ДУКА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ОТ 25.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4264/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 сентября 2012 г. по делу N 33-4264/2012
Судья: Воронцов А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.
судей Вороной Н.Л., Дука Е.А.
при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению К. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
по апелляционной жалобе Департамента имущественных, земельных отношений и природопользования администрации Ханты-Мансийского района на решение Ханты-Мансийского районного суда от 05 июля 2012 года, которым постановлено:
"Заявление К. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента имущественных, земельных отношений и природопользования администрации Ханты-Мансийского района осуществить выкуп жилого (адрес обезличен) по улице (ФИО обезличено) 1 в (адрес обезличен) (адрес обезличен), принадлежащего К. на праве собственности.
Обязать Департамент имущественных, земельных отношений и природопользования администрации (адрес обезличен) осуществить выкуп жилого (адрес обезличен) по улице (ФИО обезличено) 1 в (адрес обезличен) (адрес обезличен), принадлежащего К. на праве собственности.
Взыскать с Департамента имущественных, земельных отношений и природопользования администрации (адрес обезличен) в пользу К. расходы по оплате государственной пошлины в размере (номер обезличен)".
Заслушав доклад судьи Дука Е.А., объяснения представителя Департамента имущественных, земельных отношений и природопользования администрации Ханты-Мансийского района Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя заявителя Т., судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, ссылаясь на незаконный отказ в получении выкупной стоимости принадлежащего ему на праве собственности жилого (адрес обезличен) по ул. (ФИО обезличено) 1 в (адрес обезличен), в рамках реализации программы "Переселение жителей из населенных пунктов с низкой плотностью населения и труднодоступных местностей Ханты-Мансийского района ((адрес обезличен)) на 2012-2013 годы".
Дело рассмотрено в отсутствие К.
Представитель заявителя Т. заявленные требования поддержал.
Представитель Департамента имущественных, земельных отношений и природопользования администрации Ханты-Мансийского района, Администрации Ханты-Мансийского района Л. заявленные требования не признала, считает их необоснованными, поскольку действие целевой программы не распространяется на заявителя, так как К. не проживает постоянно в (адрес обезличен).
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента имущественных, земельных отношений и природопользования администрации Ханты-Мансийского района В. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что государственная поддержка в рамках программы переселения предоставляется лицам, постоянно проживающим в населенном пункте. К. не представлено доказательств постоянного или преимущественного проживания в (адрес обезличен). Регистрация К. с (дата обезличена) в (адрес обезличен) факт его постоянного проживания не подтверждает.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя, извещенного о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ).
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), обсудив их, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и видно из материалов дела, К. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ХМАО - Югра, (адрес обезличен), (адрес обезличен) (адрес обезличен), (адрес обезличен) (л.д. 20), где зарегистрирован с (дата обезличена).
Заявителю отказано в предоставлении выкупной стоимости за принадлежащий ему дом в рамках программы "Переселение жителей из населенных пунктов с низкой плотностью населения в труднодоступных местностях (адрес обезличен) на 2012 - 2013 годы" в связи с тем, что он не проживает по месту регистрации в (адрес обезличен) (л.д. 15, 16).
В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 ноября 2010 года N 285-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Содействие развитию жилищного строительства на 2011-2013 годы и период до 2015 года", постановлением администрации Ханты-Мансийского района от 14 сентября 2009 года N 120 "О долгосрочных целевых программах Ханты-Мансийского района", в целях улучшения жилищных условий жителей Ханты-Мансийского района утверждена муниципальная целевая программа "Переселение жителей из населенных пунктов с низкой плотностью населения и труднодоступных местностей (адрес обезличен), (адрес обезличен)) на 2012 - 2013 годы" (далее - Программа).
Необходимость реализации данной Программы обусловлена обострением социально-экономической обстановки в ряде населенных пунктов района, вызванной полным или частичным отсутствием производства, прогрессирующей безработицей, снижением жизненного уровня граждан, отсутствием постоянного транспортного сообщения. Большинство населенных пунктов находится в зоне затопления весенними паводковыми водами, бюджетные расходы на их содержание значительно превышают средние показатели по району.
(адрес обезличен) - это территория со сложной транспортной схемой. В период летней навигации пассажирские перевозки осуществляются на теплоходе "Линда", при этом дебаркадер находится в 5 км от деревни. Зимой транспортное сообщение осуществляется нерегулярно - 3 раза в неделю. В период весенне-осенней распутицы авиационные пассажирские перевозки осуществляются по маршруту: (адрес обезличен) то есть у жителей (адрес обезличен) есть возможность улететь только в одну сторону - в (адрес обезличен).
В настоящее время в (адрес обезличен) отсутствует производство, нет школы, детского сада, отсутствуют учреждения здравоохранения и культурно-досугового направления, нет почты, связи, магазинов. Для получения почты и пенсии, а также чтобы оплатить счета за электроснабжение необходимо ехать в (адрес обезличен).
Жилищно-коммунальные услуги населению не оказываются.
Котельная закрыта с (дата обезличена). Водой население снабжает себя самостоятельно.
Необходимость переселения жителей (адрес обезличен) связана с отсутствием возможности трудоустройства и высоким уровнем безработицы.
В связи с географическим расположением большая часть территории Ханты-Мансийского района затапливается во время половодий и паводков. Высокие уровни грунтовых вод наблюдаются во многих населенных пунктах. В результате в период половодий и паводков происходит разрушение зданий и сооружений, смывается плодородный слой земли, гибнет скот, а также создаются крайне неблагоприятные условия для жизни людей. Особенно большой ущерб населению и народному хозяйству района наносит разрушение берегов.
Защита от наводнения заключается в виде сооружения насыпных дамб и практически отсутствует в виде защиты берегов, препятствования размыва поверхности поймы. Учитывая высокую стоимость строительства водозащитных дамб (стоимость строительства 1 км дамбы обвалования составляет более 85 млн. рублей) и высокодотационный бюджет муниципального образования, у администрации района и населения района отсутствует возможность полноценного противостояния регулярно происходящим наводнениям, которые напрямую угрожают здоровью и жизни населения.
Ежегодное подтопление во время весенних паводков является основным критерием для переселения граждан их затапливаемых населенных пунктов.
Необходимость переселения усугубляется отсутствием перспективы социально-экономического развития данных населенных пунктов - (адрес обезличен) и (адрес обезличен), что, по существу свидетельствует о фактической ликвидации (адрес обезличен) как населенного пункта.
В соответствии с п. 6.2 Программы гражданам, постоянно проживающим в (адрес обезличен) и (адрес обезличен), по их выбору оказывается один из следующих видов государственной поддержки:
1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
2) предоставление жилого помещения по договору найма;
3) предоставление субсидии на приобретение жилого помещения;
4) выкуп жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности.
Пунктом 6.3 Программы предусмотрены мероприятия по сносу высвобождаемых жилых домов и объектов муниципальной инфраструктуры. Жилые дома и объекты муниципальной инфраструктуры подлежат сносу поэтапно, по мере их освобождения и переселения граждан во вновь приобретаемые жилые помещения.
Как указывалось выше, К. является собственником жилого дома в (адрес обезличен) (адрес обезличен), в связи с чем, имеет право на оказание государственной поддержки в виде выкупа жилого помещения.
Наличие или отсутствие регистрации по месту жительства значения для настоящего спора не имеет, поскольку регистрация является административным актом и свидетельствует о наличии иных правоотношений.
Реализация Программы не может быть поставлена в зависимость от факта постоянного или временного проживания собственника в принадлежащем ему жилом помещении.
Иное бы противоречило статьям 27, 35 Конституции Российской Федерации о праве на свободу передвижения, праве выбора места пребывания и жительства, о запрете лишения своего имущества иначе как по решению суда, принудительном отчуждении имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения.
При таких обстоятельствах вывод суда о признании отказа в выкупе жилого дома, принадлежащего заявителю на праве собственности, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и не содержат оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 05 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных, земельных отношений и природопользования администрации Ханты-Мансийского района - без удовлетворения.
Председательствующий судья
И.Е.ИВАНОВА
Судьи
Н.Л.ВОРОНАЯ
Е.А.ДУКА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)