Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2469

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 сентября 2012 г. по делу N 33-2469


Судья: Амельчева И.Н.

Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Белоусовой В.Б.,
судей: Тюриной Н.А., Бучневой О.А.,
при секретаре К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к администрации г. Тамбова о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство незаконным и обязании рассмотреть вопрос о предоставлении в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство бесплатно,
по апелляционной жалобе администрации г. Тамбова на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 03 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Тюриной Н.А., судебная коллегия

установила:

*** К., проживающая на территории Тамбовского района Тамбовской области, обратилась в администрацию г. Тамбова с заявлением о предоставлении ей земельного участка под строительство индивидуального жилого дома, однако *** получила письмо комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова об отказе ей в предоставлении земельного участка в связи с тем, что она не является жителем города Тамбова с рекомендацией обратиться в орган местного самоуправления по месту регистрации.
К. обратилась в суд, просила признать отказ администрации г. Тамбова в предоставлении ей бесплатно в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство незаконным и обязать ответчика рассмотреть данный вопрос. Указала, что в соответствии со ст. 7 Закона Тамбовской области "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области от 05.12.2007 г. N 316-3 и ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ она, как ветеран тыла, имеет соответствующие права. Кроме того, полагает, что закон не устанавливает каких-либо ограничений на предоставление земельного участка в связи с проживанием гражданина в том или ином населенном пункте Тамбовской области.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 03 июля 2012 года исковые требования К. удовлетворены в полном объеме: отказ администрации г. Тамбова в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство К. был признан незаконным, администрация г. Тамбова обязана рассмотреть вопрос о предоставлении К. бесплатно в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на основании ч. 1 п. 2 ст. 7 Закона Тамбовской области от 05 декабря 2007 г. N 316-3 "О регулировании земельный отношений в Тамбовской области".
В апелляционной жалобе на решение суда администрация г. Тамбова просит его отменить. Указывает, что все льготы предоставляются по месту жительства граждан, в том числе и предоставление земельных участков для жилищного строительства. К., являющаяся ветераном ВОВ, но не являющаяся участником ВОВ, в соответствии действующим на территории Тамбовской области законодательством не имеет права на льготы в виде бесплатного предоставления в собственность земельного участка.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, поддержанной представителем администрации г. Тамбова Б., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Условия предоставления земельных участков на территории Тамбовской области регламентируются положениями Закона Тамбовской области "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области" от 05.12.2007 года N 316-З (далее Закон N 316-З).
В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона N 316-З предоставление земельных участков бесплатно в собственность граждан по установленным нормам осуществляется для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства или огородничества (по выбору гражданина) проживающим на территории Тамбовской области участникам Великой Отечественной войны, а также гражданам, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны.
В основу обращения К. с заявлением о предоставлении ей земельного участка положена ее позиция о наличии у нее права на получение указанных социальных гарантий.
Правовые гарантии социальной защиты указанной категории граждан определены положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ"О ветеранах" (далее Закон N 5-ФЗ).
В ст. 2 Закона N 5-ФЗ четко разграничены категории граждан, являющихся Ветеранами Великой Отечественной войны, статус которых определен как участники Великой Отечественной войны (п. 1 ч. 1 статьи, всего в девяти подпунктах), и граждан, являющихся Ветеранами Великой Отечественной войны, но к участникам Великой Отечественной войны не относящихся (п. 2, п. 3, п. 4 ч. 1 статьи).
Как следует из содержания удостоверения К., она имеет право на льготы, определенные в ст. 20 Закона N 5-ФЗ, предоставляемые Ветеранам Великой Отечественной войны - лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (п. 4 ч. 1 ст. 2 вышеприведенной нормы).
Указанная категория граждан к участникам Великой Отечественной войны положениями Закона N 5-ФЗ не отнесена, предоставляемые каждой из рассматриваемых категорий меры социальной поддержки индивидуализированы.
В соответствии со ст. 20 Закона N 5-ФЗ в редакции, действовавшей до 31.12.2004 г., предусматривалось право тружеников тыла на бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства.
Статьей 20 Закона N 5-ФЗ в действующей редакции определено, что меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На территории Тамбовской области, вопреки позиции стороны истца, меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, также разграничены. На тружеников тыла социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны не распространяются.
Так, правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки труженикам тыла определены Законом Тамбовской области от 27 февраля 2009 г. N 497-З "О мерах социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда и лиц, к ним приравненных, жертв политических репрессий, ветеранов труда Тамбовской области" (далее Закон N 497-З). Статьей 7 Закона N 497-З установлено, что предоставление мер социальной поддержки гражданам, указанным в настоящем Законе, осуществляется по месту постоянного или преимущественного проживания на территории Тамбовской области.
Поскольку К. жителем г. Тамбова не является, то ее обращение с заявлением о предоставлении земельного участка в администрацию г. Тамбова (в силу ст. 11 ЗК РФ, положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава города Тамбова наделенную полномочиями на решение вопросов местного значения по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе в области использования земель, только в границах указанного муниципального образования), вопреки выводам суда первой инстанции, изложенным в обжалуемом решении, не основано на положениях действующего законодательства. Сообщение администрации г. Тамбова о необходимости обращения К. в орган местного самоуправления по месту регистрации по месту жительства является обоснованным.
В связи с тем, что в перечне мер социальной поддержки, содержащемся в ст. 4 Закона N 497-З, право на бесплатное предоставление труженикам тыла земельных участков не предусмотрено, то не основаны на законе и выводы суда о соответствующих правах К. в соответствии с положениями п. 2 ст. 7 Закона Тамбовской области от 05 декабря 2007 г. N 316-3 "О регулировании земельный отношений в Тамбовской области".
Таким образом, обжалуемое решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с вынесением нового решения по делу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 03 июля 2012 года отменить и вынести по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований К. к администрации г. Тамбова о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство незаконным и обязании рассмотреть вопрос о предоставлении в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство бесплатно, отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)