Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.06.2012 N 33-1867

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июня 2012 г. N 33-1867


Судья Шамрикова В.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи
Т.С. Погудиной
Судей
В.И. Стексова, О.Н. Сметаниной
при секретаре
К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации МО "г. Киров" С. на решение Ленинского районного суда г. Кирова от 20 апреля 2012 года по иску Ю. о признании незаконным решения Администрации МО "город Киров", об обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане, которым постановлено:
Заявление Ю. о признании незаконным решения Администрации МО "город Киров", об обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане, удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации МО "Город Киров" от 20.12.2011 г. исх. N 18-4193 в утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Обязать администрацию МО "Город Киров" в установленный Земельным кодексом РФ срок рассмотреть обращение об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на основании заявления заявителя от 24.11.2011 года.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Стексова В.И., судебная коллегия

установила:

Заявитель Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации МО "Город Киров" об обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане. В обоснование заявления указал, что ему на праве собственности принадлежит сооружение: открытая стоянка с/х машин площадью 17074,0 кв. м, расположенная по адресу: что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.11.2011. Заявитель обратился к ответчику с просьбой об утверждении схемы расположении земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по адресу: Письмом 20.12.2011 исх. N 18-4193 ответчик отказал Ю. в утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Ю. считает, что решение об отказе в утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории от 20.12.2011 исх. N 18-4193 нарушает его права и законные интересы, предусмотренные Земельным кодексом РФ. Просит решение администрации МО "Город Киров" от 20.12.2011 исх. N 18-4193 об отказе в утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане ли кадастровой карте соответствующей территории признать незаконным, обязать администрацию МО "Город Киров" в установленный Земельным кодексом РФ срок утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением не согласен представитель администрации МО "г. Киров". В апелляционной жалобе ставит требование об его отмене и принятии нового решения. В обоснование жалобы указал, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. В материалы дела не представлено доказательств создания администрацией г. Кирова необоснованных препятствий для реализации в порядке ст. 36 ЗК РФ исключительного права на приватизацию земельного участка, занятого сооружением "открытая стоянка с/х машин", что исключает возможность признания незаконным ответа об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории. При обращении 25.11.2012 с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка Ю. не было представлено предусмотренного Положением о подготовке, утверждении схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории МО "Город Киров" документа, подтверждающего отсутствие сведений о зарегистрированных правах или иных правоустанавливающих документах на земельный участок. В результате осмотра в апреле 2011 года размещения открытой стоянки с/х машин не установлено (между тем утверждение схемы расположения земельного участка мотивировано заявителем необходимостью формирования земельного участка для размещения стоянки с/х машин). Подготовленная заявителем и представленная в администрацию схема расположения земельного участка также свидетельствовала об отсутствии на спорном земельном участке сооружения "открытая стоянка с/х машин" площадью 17074 кв. м. Представленная заявителем схема, изготовленная посредством спутниковой съемки, свидетельствовала о нахождении на спорном земельном участке иных объектов, а, как уже указано, заявителем не представлено сведений об отсутствии зарегистрированных прав на земельный участок. Вывод суда о том, что на стадии подготовительных работ не проводилось натурного обследования территории кадастрового квартала, не соответствует обстоятельствам дела. Учитывая, что заявителю на праве собственности принадлежит сооружение "открытая стоянка с/х машин", и, как следует из технического паспорта, данное сооружение является "утрамбованным грунтом", возможность определить, где под снегом заканчивается неутрамбованный грунт и начинается утрамбованный, отсутствовала. Вывод суда о том, что несмотря на наличие снежного покрова у администрации города Кирова имелась возможность определить местоположение границ земельного участка, на основании свидетельства о праве собственности и технического паспорта сооружения, является необоснованным и незаконным. Вывод суда о том, что местоположение земельного участка возможно идентифицировать по местоположению объекта недвижимости, указанному в свидетельстве и в техническом паспорте, местоположение границ земельного участка относительно объектов искусственного происхождения возможно определить согласно техпаспорту, основан на не неверном толковании норм права.
Представитель Администрации МО "г. Киров" С. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Истец Ю., его представитель П. с доводами апелляционной жалобы не согласны. Ю. представил возражения на апелляционную жалобу администрации МО "г. Киров", в которых указал, что решение Ленинского районного суда г. Кирова от 20.04.2012 считает законным и обоснованным. Обязанность по выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории лежит на администрации г. Кирова. В своей жалобе администрация со ссылками на нормативные акты указывает, что границы земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка. Но данные нормы права заявителем не нарушались, администрации никто не препятствует определить границы земельного участка с учетом фактически используемой площади земельного участка, и документов, представленных заявителем. Администрация указывает, что заявителем не представлен документ, подтверждающий отсутствие сведений о зарегистрированных правах или иных правоустанавливающих документах на земельный участок, в то же время отсутствие указанного документа не являлось основанием для отказа в выдаче схемы расположения земельного участка. Администрация обладает полной информацией о земельном участке, на котором расположена открытая стоянка для с/х машин. Фактически, как следует из содержания апелляционной жалобы, администрация оспаривает только вывод суда о том, что несмотря на наличие снежного покрова у администрации г. Кирова имелась возможность определить местоположение границ земельного участка, на основании свидетельства о праве собственности и технического паспорта
Изучив материалы дела, заслушав доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка
Ю. является собственником объекта недвижимости открытая стоянка с/х машин, назначение: производственное, основные характеристики: открытая стоянка с/х машин (литер А) площадь 17074,0 кв. м; домик охраны (литер А1) общая площадь 14,3 кв. м; линия освещения (литер А2) количество опор 7 шт., лит. А, А1, А2, адрес объекта: о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14.11.2011 сделана запись регистрации N.
24.11.2011 Ю. обратился в администрацию г. Кирова с заявлением об утверждении схемы размещения земельного участка с условным номером N, расположенного в, образуемом из земель, находящихся в муниципальной собственности в кадастровом квартале N
По результатам рассмотрения обращения Администрацией МО "г. Киров" письмом от 20.12.2011 N 18-4193, заявителю предложено предоставить точные сведения о расположении земельного участка, его границ, площади и другие фактические данные, которые позволили бы идентифицировать местоположения границ земельного участка для размещения стоянки сельскохозяйственных машин с приложением справок, документов, а также картографического материала, позволяющего определить ее местоположение.
Ю. к заявлению об утверждении схемы размещения земельного участка были представлены технический паспорт на объект недвижимого имущества, схема размещения земельного участка.
Порядок утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ предусмотрен "Положением о подготовке, утверждении схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории муниципального образования "Город Киров" утвержденным Постановлением администрации города Кирова от 20.01.2009 N 116-П (ред. от 21.11.2011) "О подготовке, утверждении схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
В соответствии с п. 1.4 Положения, органом, уполномоченным утверждать, регистрировать, хранить и выдавать схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, является управление градостроительства и архитектуры администрации города Кирова.
В соответствии с п. 2.2 Положения составление схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории включает:
1) подготовительные работы;
2) подготовку материалов по подготовке схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
3) утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
На основании п. 3.1 Постановления администрации города Кирова от 20.01.2009 N 116-П (ред. от 21.11.2011) "О подготовке, утверждении схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (вместе с "Положением о подготовке, утверждении схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории муниципального образования "Город Киров"), подготовительные работы включают в себя натурное обследование территории кадастрового квартала, сопоставление сведений о земельных участках, содержащихся на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории, ситуации на местности, осмотр ландшафта территории, цифровую фотосъемку необходимой (испрашиваемой) территории квартала, изучение и анализ картографического материала, имеющихся материалов утвержденного межевого плана квартала (инвентаризации квартала), технологии обслуживания земельного участка, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации, технической документации объектов недвижимости, размещенных на земельном участке.
Исходя из анализа вышеназванных норм, а также ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ коллегия приходит к выводу, что данные нормы направлены подготовительные мероприятия, предназначенные для дальнейшего установления границ земельного участка и закрепление их. Из указанных норм следует, что утверждение схемы расположения земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления.
Следовательно невыполнение Администрацией МО "г. Кирова" данных обязанностей, препятствует Ю. в проведении работ по установлению границ земельного участка (межеванию), постановке участка на кадастровый учет и дальнейших действий по приобретению указанно участка собственность либо аренду.
Кроме того фактическое местоположение земельного участка для утверждения схемы расположения земельного участка, возможно идентифицировать по местоположению объекта недвижимости, указанному в свидетельстве о праве собственности и в техническом паспорте с инвентаризационным планом на котором есть привязка стоянки для с/х машин относительно дорог, иных зданий и железобетонных опор в объект не входящих, площадь земельного участка определить, исходя из площади необходимой для использования объекта недвижимости площадью 17074,0 кв. м.
При этом, коллегия учитывает, что "Положение о подготовке, утверждении схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории муниципального образования "Город Киров" не содержит перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что действие администрации МО "Город Киров", выразившееся в отказе от предоставлении услуги - утверждении схемы расположения земельного участка, не основано на нормах действующего законодательства, чем создает препятствия в реализации законных прав Ю. на приобретение прав на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю.
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд первой инстанции верно установил, что восстановление прав Ю. возможно путем возложения обязанности на Администрацию МО "г. Киров" рассмотреть в установленный Земельным кодексом РФ срок обращение Ю. об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на основании заявления заявителя от 24.11.2011 года.
Исходя из вышеизложенного коллегия считает доводы апелляционной жалобы не обоснованными.
По изложенным мотивам вынесенное по делу решение является законным, оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Кирова от 20 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МО "г. Киров" без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)