Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:
председательствующего Победова В.В.
судей Малыгиной Г.В., Белоноговой Н.Ю.
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу И. на решение Пушкиногорского районного суда Псковской области от 10 августа 2012 года, которым постановлено:
"И. в удовлетворении заявления к Администрации муниципального образования "Пушкиногорский район" об оспаривании решения органа местного самоуправления и изменении вида разрешенного использования земельного участка отказать".
Выслушав доклад судьи Белоноговой Н.Ю., объяснения представителя И. - С., объяснения заместителя главы администрации Пушкиногорского района, председателя комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Я., начальника правового отдела администрации района Е., судебная коллегия
установила:
И. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Главы Пушкиногорского района в изменении вида разрешенного использования земельного участка и возложении обязанности на Главу Пушкиногорского района изменить вид разрешенного использования земельного участка.
В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит три земельных участка:
- площадью 61620 кв. м, КН N 1, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный по адресу:
- площадью 92050 кв. м, КН N 2, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный по адресу:
- площадью 13025 кв. м, КН N 3, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный по адресу:
19 июля 2012 года Главой Пушкиногорского района ему было отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для ведения личного подсобного хозяйства" на "садоводство" со ссылкой на то, что земельный участок расположен в черте охранных зон территории особо ценного объекта культурного наследия "Государственный мемориальный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское".
Полагал, что отказ является незаконным, поскольку в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации он, как собственник земельных участков, вправе изменить вид разрешенного использования земельного участка на "садоводство" на основании решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном нормами градостроительного законодательства.
В судебное заседание И. не явился, является инвалидом 1 группы, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителя - И. поддержал заявление в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Администрации Пушкиногорского района Я. в судебном заседании указал, что спорные земельные участки находятся в границах территории объекта культурного наследия федерального значения со статусом "особо ценный" - Пушкинский заповедник. Приказом Госкомитета Псковской области по культуре от 22.08.2011 года N 291 утвержден правовой режим использования земель и земельных участков в границах территории особо ценного объекта культурного наследия, которым запрещается изменять разрешенное использование земельных участков. Вместе с тем высказал мнение, что комитет по культуре не наделен правом устанавливать границы особо ценных охраняемых земель федерального значения.
Судьей постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе И. ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права. Указывается на то, что собственник вправе владеть пользоваться и распоряжаться своим имуществом, что изменение вида разрешенного использования земельных участков не влечет изменение категории земель, что отказ главы района незаконен, ссылка на приказ N 291 необоснованна.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, позиций участников судебного заседания судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что И., житель г. О. Псковской области, является собственником земельных участков,
- площадью 61620 кв. м, КН N 1, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный по адресу:
- площадью 92050 кв. м, КН N 2, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный по адресу:
- площадью 13025 кв. м, КН N 3, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный по адресу:
Участки приобретены им по договорам купли-продажи 05.07.2011 года. Ранее земельные участки входили в общедолевую собственность земель СПК "Б.", были выделены участниками общедолевой собственности и реализованы.
В силу подпункта 3 пункта 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид принимается главой местной администрации.
Главой Пушкиногорского района 19.07.2012 года И. отказано в изменении вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Причиной отказа явилось то, что спорные земельные участки расположены в черте охранных зон, установленных Приказом Государственного комитета Псковской области по культуре от 22.08.2011 года N 291.
Приказом Государственного комитета Псковской области по культуре определен правовой режим использования земель и земельных участков в границах территории особо ценного объекта культурного наследия "Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С.Пушкина "Михайловское". В границах территории особо ценного объекта культурного наследия "Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" находятся земельные участки, находящиеся в собственности И., что подтверждается входящими в перечень приказа, кадастровыми номерами участков. Пунктом 1.5 Приказа обозначено, что при установленном для этих земель правовом режиме запрещается изменение разрешенного использования земельных участков (л.д.).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правильно руководствовался этим правовым актом.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.
При таких обстоятельствах, вывод суда об отсутствии правовых оснований для изменения вида разрешенного использования земельных участков является правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обжалуемым решением суда нарушены права истца как собственника, которому принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, ошибочны, поскольку вид разрешенного использования земельных участков "для ведения личного подсобного хозяйства" позволяет заниматься садоводством, без каких-либо ограничений.
Иные доводы жалобы сводятся к воспроизведению позиции, изложенной в судебном заседании представителем заявителя - И.Д., что оценивалось судом первой инстанции. Мотивы, по которым суд признал их необоснованными, подробно изложены в судебном постановлении, и судебная коллегия соглашается с ними.
Судом апелляционной инстанции исследована позиция заместителя главы администрации района, председателя комитета по управлению имуществом и земельным отношениям и начальника правового отдела управления делами администрации района о том, что комитет по культуре администрации Псковской области в отсутствие согласования с Правительством Российской Федерации не наделен полномочиями устанавливать границы особо охраняемых земель федерального значения. Полагают, что приказ N 291 от 22.08.2011 года действует, однако препятствий для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения с "для личного подсобного хозяйства" на "для садоводства" не усматривается, поэтому решение вопроса о законности решения суда первой инстанции оставляют на усмотрение суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия с такой позицией не соглашается.
Положением о Государственном комитете Псковской области по культуре, утвержденным постановлением Администрации области от 18.02.2010 г. N 43, определено, что комитет является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в области культуры на территории Псковской области. В своей деятельности комитет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Псковской области, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами. Комитет по вопросам своей компетенции принимает правовые акты в форме приказов. Приказы комитета являются обязательными для исполнения на территории области в порядке, аналогичном с исполнением актов Администрации области. В полномочия комитета наряду с другими задачами входит сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в федеральной собственности и собственности Псковской области, государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и федерального значения в пределах своей компетенции. Осуществление в пределах компетенции государственного учета объектов культурного наследия области. Осуществление контроля за состоянием объектов культурного наследия, утверждение границ территории объекта культурного наследия федерального значения.
Установление правового режима использования земель и земельных участков, обозначенное в приказе N 291, является осуществлением полномочий Государственного комитета Псковской области и не принимать во внимание наличие приказа, запрещающего изменение разрешенного использования земельных участков, не представляется возможным. Приказ комитета является обязательным для исполнения на территории области.
Поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы и выраженных в заседании суда апелляционной инстанции позиций не усматривается.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пушкиногорского районного суда Псковской области от 10 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу И. - без удовлетворения.
Председательствующий
В.В.ПОБЕДОВ
Судьи
Г.В.МАЛЫГИНА
Н.Ю.БЕЛОНОГОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-1593/12
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 октября 2012 г. по делу N 33-1593/12
Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:
председательствующего Победова В.В.
судей Малыгиной Г.В., Белоноговой Н.Ю.
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу И. на решение Пушкиногорского районного суда Псковской области от 10 августа 2012 года, которым постановлено:
"И. в удовлетворении заявления к Администрации муниципального образования "Пушкиногорский район" об оспаривании решения органа местного самоуправления и изменении вида разрешенного использования земельного участка отказать".
Выслушав доклад судьи Белоноговой Н.Ю., объяснения представителя И. - С., объяснения заместителя главы администрации Пушкиногорского района, председателя комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Я., начальника правового отдела администрации района Е., судебная коллегия
установила:
И. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Главы Пушкиногорского района в изменении вида разрешенного использования земельного участка и возложении обязанности на Главу Пушкиногорского района изменить вид разрешенного использования земельного участка.
В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит три земельных участка:
- площадью 61620 кв. м, КН N 1, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный по адресу:
- площадью 92050 кв. м, КН N 2, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный по адресу:
- площадью 13025 кв. м, КН N 3, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный по адресу:
19 июля 2012 года Главой Пушкиногорского района ему было отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для ведения личного подсобного хозяйства" на "садоводство" со ссылкой на то, что земельный участок расположен в черте охранных зон территории особо ценного объекта культурного наследия "Государственный мемориальный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское".
Полагал, что отказ является незаконным, поскольку в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации он, как собственник земельных участков, вправе изменить вид разрешенного использования земельного участка на "садоводство" на основании решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном нормами градостроительного законодательства.
В судебное заседание И. не явился, является инвалидом 1 группы, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителя - И. поддержал заявление в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Администрации Пушкиногорского района Я. в судебном заседании указал, что спорные земельные участки находятся в границах территории объекта культурного наследия федерального значения со статусом "особо ценный" - Пушкинский заповедник. Приказом Госкомитета Псковской области по культуре от 22.08.2011 года N 291 утвержден правовой режим использования земель и земельных участков в границах территории особо ценного объекта культурного наследия, которым запрещается изменять разрешенное использование земельных участков. Вместе с тем высказал мнение, что комитет по культуре не наделен правом устанавливать границы особо ценных охраняемых земель федерального значения.
Судьей постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе И. ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права. Указывается на то, что собственник вправе владеть пользоваться и распоряжаться своим имуществом, что изменение вида разрешенного использования земельных участков не влечет изменение категории земель, что отказ главы района незаконен, ссылка на приказ N 291 необоснованна.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, позиций участников судебного заседания судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что И., житель г. О. Псковской области, является собственником земельных участков,
- площадью 61620 кв. м, КН N 1, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный по адресу:
- площадью 92050 кв. м, КН N 2, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный по адресу:
- площадью 13025 кв. м, КН N 3, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный по адресу:
Участки приобретены им по договорам купли-продажи 05.07.2011 года. Ранее земельные участки входили в общедолевую собственность земель СПК "Б.", были выделены участниками общедолевой собственности и реализованы.
В силу подпункта 3 пункта 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид принимается главой местной администрации.
Главой Пушкиногорского района 19.07.2012 года И. отказано в изменении вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Причиной отказа явилось то, что спорные земельные участки расположены в черте охранных зон, установленных Приказом Государственного комитета Псковской области по культуре от 22.08.2011 года N 291.
Приказом Государственного комитета Псковской области по культуре определен правовой режим использования земель и земельных участков в границах территории особо ценного объекта культурного наследия "Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С.Пушкина "Михайловское". В границах территории особо ценного объекта культурного наследия "Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" находятся земельные участки, находящиеся в собственности И., что подтверждается входящими в перечень приказа, кадастровыми номерами участков. Пунктом 1.5 Приказа обозначено, что при установленном для этих земель правовом режиме запрещается изменение разрешенного использования земельных участков (л.д.).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правильно руководствовался этим правовым актом.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.
При таких обстоятельствах, вывод суда об отсутствии правовых оснований для изменения вида разрешенного использования земельных участков является правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обжалуемым решением суда нарушены права истца как собственника, которому принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, ошибочны, поскольку вид разрешенного использования земельных участков "для ведения личного подсобного хозяйства" позволяет заниматься садоводством, без каких-либо ограничений.
Иные доводы жалобы сводятся к воспроизведению позиции, изложенной в судебном заседании представителем заявителя - И.Д., что оценивалось судом первой инстанции. Мотивы, по которым суд признал их необоснованными, подробно изложены в судебном постановлении, и судебная коллегия соглашается с ними.
Судом апелляционной инстанции исследована позиция заместителя главы администрации района, председателя комитета по управлению имуществом и земельным отношениям и начальника правового отдела управления делами администрации района о том, что комитет по культуре администрации Псковской области в отсутствие согласования с Правительством Российской Федерации не наделен полномочиями устанавливать границы особо охраняемых земель федерального значения. Полагают, что приказ N 291 от 22.08.2011 года действует, однако препятствий для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения с "для личного подсобного хозяйства" на "для садоводства" не усматривается, поэтому решение вопроса о законности решения суда первой инстанции оставляют на усмотрение суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия с такой позицией не соглашается.
Положением о Государственном комитете Псковской области по культуре, утвержденным постановлением Администрации области от 18.02.2010 г. N 43, определено, что комитет является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в области культуры на территории Псковской области. В своей деятельности комитет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Псковской области, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами. Комитет по вопросам своей компетенции принимает правовые акты в форме приказов. Приказы комитета являются обязательными для исполнения на территории области в порядке, аналогичном с исполнением актов Администрации области. В полномочия комитета наряду с другими задачами входит сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в федеральной собственности и собственности Псковской области, государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и федерального значения в пределах своей компетенции. Осуществление в пределах компетенции государственного учета объектов культурного наследия области. Осуществление контроля за состоянием объектов культурного наследия, утверждение границ территории объекта культурного наследия федерального значения.
Установление правового режима использования земель и земельных участков, обозначенное в приказе N 291, является осуществлением полномочий Государственного комитета Псковской области и не принимать во внимание наличие приказа, запрещающего изменение разрешенного использования земельных участков, не представляется возможным. Приказ комитета является обязательным для исполнения на территории области.
Поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы и выраженных в заседании суда апелляционной инстанции позиций не усматривается.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пушкиногорского районного суда Псковской области от 10 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу И. - без удовлетворения.
Председательствующий
В.В.ПОБЕДОВ
Судьи
Г.В.МАЛЫГИНА
Н.Ю.БЕЛОНОГОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)