Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Сухарева С.А.
25 января 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Дьякова М.И.,
судей Мокрушиной В.П., Зацепина Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы заинтересованных лиц - администрации г. Бийска, Управления муниципальным имуществом администрации г. Бийска на решение Бийского городского суда Алтайского края от 13 октября 2011 года по делу по заявлению
Л. о признании незаконным бездействия администрации г. Бийска, Управления муниципальным имуществом администрации г. Бийска по вопросу рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в аренду.
Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия
установила:
Л. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации г. Бийска, Управления муниципальным имуществом администрации г. Бийска по рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка в аренду, возложить на администрацию г. Бийска, Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска обязанность подготовить проект постановления о предоставлении Л., земельного участка с кадастровым номером " ", площадью " " кв. м, расположенного в " " в пользование на условиях аренды. Обязать администрацию г. Бийска принять решение о предоставлении Л. указанного земельного участка в пользование на условиях аренды.
Заявленные требования мотивированы тем, что Л. является собственником нежилых зданий: " ", расположенной по адресу: " "; нежилого здания, расположенного по этому же адресу. Указанные нежилые здания расположены на земельном участке, площадью " " кв. м, расположенном в " ". Ранее данный земельный участок был предоставлен Л. в пользование на основании договора аренды земли N 959 от 24.08.2005 г. для строительства нежилого помещения. Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска письмом от 1 февраля 2011 года уведомил о прекращении договора аренды земли в одностороннем порядке в соответствии со ст. 610 ГК РФ.
15 июня 2011 года Л. обратился в Управление "Единое окно" с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью " " кв. м, расположенном в " " в пользование на условиях аренды для эксплуатации нежилых зданий. К заявлению были приложены копии и оригиналы документов, предусмотренных перечнем, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г. N 370, что подтверждается выданной ему распиской. Однако в нарушение п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления не принял в установленный законом срок решение о предоставлении земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка. По мнению заявителя, бездействием администрации г. Бийска и Управлением муниципальным имуществом администрации г. Бийска нарушены права Л., который, в силу ст. 36 ЗК РФ, имеет преимущественное право на приобретение данного земельного участка.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 13 октября 2011 года заявленные требования удовлетворены частично. Постановлено признать незаконным бездействие администрации г. Бийска, муниципального казенного учреждения "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска", выразившееся в нерассмотрении по существу в установленный законом срок заявления Л. от 15 июня 2011 года о предоставлении в пользование на условиях аренды земельного участка с кадастровым номером " ", площадью " " кв. м, расположенного в " ". На администрацию г. Бийска, муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" возложена обязанность рассмотреть в установленный законом срок в рамках своих полномочий заявление Л. от 15 июня 2011 года о предоставлении в пользование на условиях аренды вышеуказанного земельного участка. В удовлетворении остальной части требований Л. отказано.
В кассационной жалобе Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска просит решение изменить, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; судом не принято во внимание, что 23 сентября 2011 года в адрес Л. направлен отказ в предоставлении в аренду земельного участка, поскольку администрацией г. Барнаула направлено в суд исковое заявление о демонтаже сооружений, самовольно возведенных на спорном земельном участка, решение суда о сносе самовольной постройки послужит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности Л. на самовольную постройку; суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по данному делу.
В кассационной жалобе администрация г. Бийска поставила вопрос об отмене решения суда, направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции для приостановления производства по делу, ссылаясь на то, что судом необоснованно оставлен без правовой оценки довод администрации г. Бийска об отсутствии возможности рассмотреть в установленный законом срок заявление Л. в связи с предъявлением администрации г. Бийска иска о сносе самовольной постройки, расположенной на испрашиваемом участке.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации г. Бийска С., представителя Управления муниципальным имуществом администрации г. Бийска М., поддержавших доводы кассационных жалобы, представителя заявителя Л. Х., возражавшего против отмены решения, обсудив кассационные жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), т.е. в пределах изложенных в них доводов, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Принятие уполномоченным органом муниципального образования решения о предоставлении земельного участка является составной частью процедуры предоставления земельных участков) в данном случае - в аренду), установленной указанной выше нормой земельного законодательства. Предоставление земельных участков должно производиться в порядке, установленном органами местного самоуправления, с соблюдением принципов публичности, справедливости, прозрачности такой процедуры.
Постановлением администрации г. Бийска от 30 декабря 2008 года N 2805 принято Положение о порядке оформления правоустанавливающий документов на земельные участки в границах города Бийска (далее по тексту - Постановление N 2805).
Приложением к данному постановлению утвержден порядок рассмотрения заявлений и принятия решений по предоставлению земельных участков в границах города Бийска (далее по тексту - Приложение).
Настоящий порядок определяет организацию приема заявлений для оформления правоустанавливающий документов на земельный участок на территории города, на котором расположены здания, строения, сооружения (пункт 1 Приложения).
В соответствии с п. 3 указанного Приложения физическое или юридическое лицо, заинтересованное в приобретении прав на земельный участок, обращается в муниципальное учреждение "Управление "Единое окно" администрации г. Бийска" с заявлением на имя администрации г. Бийска.
Учреждение регистрирует заявление с полным пакетом документов в день его поступления и в течение 1 дня с момента подачи заявления передает пакет документов для исполнения в МУ "Управление муниципальным имуществом Администрации г. Бийска" (пункт 4 Приложения).
Управление в течение 10 рабочих дней обязано подготовить соответствующий проект постановления Администрации г. Бийска о предоставлении, изъятии земельного участка и направить его в Администрации. города для согласования и подписания, либо направить заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка (пункт 5 Приложения).
Из материалов дела следует, что 15 июня 2011 года Л. обратился в МУ "Управление "Единое окно" с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером " ", площадью " " кв. м, расположенного в " " в пользование на условиях аренды для эксплуатации нежилых зданий.
Однако в установленные сроки и в установленном порядке заявление Л. не было рассмотрено.
Нерассмотрение в установленном порядке и в установленные сроки заявлений противоречит закрепленному в законе принципу публичности, справедливости и прозрачности, нарушает права заявителя, является незаконным бездействием компетентных органов.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд обоснованно признал незаконным бездействие органов местного самоуправления по рассмотрению заявления Л., обоснованно возложил на администрацию г. Бийска, муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" обязанность рассмотреть в установленный законом срок в рамках своих полномочий заявление Л. от 15 июня 2011 года о предоставлении в пользование на условиях аренды вышеуказанного земельного участка.
Доводы кассационных жалоб заинтересованных лиц сводятся к несогласию с вынесенным решением на том основании, что администрацией г. Бийска в Восточный районный суд г. Бийска было подано исковое заявление к Л. о сносе самовольной постройки, расположенной на испрашиваемом участке. Между тем, данное обстоятельство не имеет правового значения для разрешения данного дела, поскольку предметом рассмотрения настоящего заявления является законность действий органов местного самоуправления.
Не может быть принят во внимание довод жалобы о том, что 23 сентября 2011 года Л. был направлен ответ на его заявление от 15 июня 2011 года. Действительно 23 сентября 2011 года в адрес заявителя было направлено письмо, подписанное заместителем начальника Управления по земельным вопросам администрации г. Бийска, в котором Л. сообщалось о невозможности предоставления в настоящее время спорного земельного участка на том основании, что земельный участок является предметом спора, т.к. администрацией г. Бийска подано исковое заявление о демонтаже самовольно возведенных на земельном участке сооружений. Однако данный ответ не соответствует пункту 5 приложения, является немотивированным, не содержит предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении земельного участка.
Иные доводы, изложенные в кассационных жалобах, направлены на иную оценку доказательств, исследованных районным судом, а потому не могут служить поводом к отмене постановленного по делу решения.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену или изменение решения суда первой инстанции, не установлено, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
кассационные жалобы заинтересованных лиц - администрации г. Бийска, Управления муниципальным имуществом администрации г. Бийска на решение Бийского городского суда Алтайского края от 13 октября 2011 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 25.01.2012 ПО ДЕЛУ N 33-500/12
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 января 2012 г. по делу N 33-500/12
Судья Сухарева С.А.
25 января 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Дьякова М.И.,
судей Мокрушиной В.П., Зацепина Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы заинтересованных лиц - администрации г. Бийска, Управления муниципальным имуществом администрации г. Бийска на решение Бийского городского суда Алтайского края от 13 октября 2011 года по делу по заявлению
Л. о признании незаконным бездействия администрации г. Бийска, Управления муниципальным имуществом администрации г. Бийска по вопросу рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в аренду.
Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия
установила:
Л. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации г. Бийска, Управления муниципальным имуществом администрации г. Бийска по рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка в аренду, возложить на администрацию г. Бийска, Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска обязанность подготовить проект постановления о предоставлении Л., земельного участка с кадастровым номером " ", площадью " " кв. м, расположенного в " " в пользование на условиях аренды. Обязать администрацию г. Бийска принять решение о предоставлении Л. указанного земельного участка в пользование на условиях аренды.
Заявленные требования мотивированы тем, что Л. является собственником нежилых зданий: " ", расположенной по адресу: " "; нежилого здания, расположенного по этому же адресу. Указанные нежилые здания расположены на земельном участке, площадью " " кв. м, расположенном в " ". Ранее данный земельный участок был предоставлен Л. в пользование на основании договора аренды земли N 959 от 24.08.2005 г. для строительства нежилого помещения. Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска письмом от 1 февраля 2011 года уведомил о прекращении договора аренды земли в одностороннем порядке в соответствии со ст. 610 ГК РФ.
15 июня 2011 года Л. обратился в Управление "Единое окно" с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью " " кв. м, расположенном в " " в пользование на условиях аренды для эксплуатации нежилых зданий. К заявлению были приложены копии и оригиналы документов, предусмотренных перечнем, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г. N 370, что подтверждается выданной ему распиской. Однако в нарушение п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления не принял в установленный законом срок решение о предоставлении земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка. По мнению заявителя, бездействием администрации г. Бийска и Управлением муниципальным имуществом администрации г. Бийска нарушены права Л., который, в силу ст. 36 ЗК РФ, имеет преимущественное право на приобретение данного земельного участка.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 13 октября 2011 года заявленные требования удовлетворены частично. Постановлено признать незаконным бездействие администрации г. Бийска, муниципального казенного учреждения "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска", выразившееся в нерассмотрении по существу в установленный законом срок заявления Л. от 15 июня 2011 года о предоставлении в пользование на условиях аренды земельного участка с кадастровым номером " ", площадью " " кв. м, расположенного в " ". На администрацию г. Бийска, муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" возложена обязанность рассмотреть в установленный законом срок в рамках своих полномочий заявление Л. от 15 июня 2011 года о предоставлении в пользование на условиях аренды вышеуказанного земельного участка. В удовлетворении остальной части требований Л. отказано.
В кассационной жалобе Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска просит решение изменить, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; судом не принято во внимание, что 23 сентября 2011 года в адрес Л. направлен отказ в предоставлении в аренду земельного участка, поскольку администрацией г. Барнаула направлено в суд исковое заявление о демонтаже сооружений, самовольно возведенных на спорном земельном участка, решение суда о сносе самовольной постройки послужит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности Л. на самовольную постройку; суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по данному делу.
В кассационной жалобе администрация г. Бийска поставила вопрос об отмене решения суда, направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции для приостановления производства по делу, ссылаясь на то, что судом необоснованно оставлен без правовой оценки довод администрации г. Бийска об отсутствии возможности рассмотреть в установленный законом срок заявление Л. в связи с предъявлением администрации г. Бийска иска о сносе самовольной постройки, расположенной на испрашиваемом участке.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации г. Бийска С., представителя Управления муниципальным имуществом администрации г. Бийска М., поддержавших доводы кассационных жалобы, представителя заявителя Л. Х., возражавшего против отмены решения, обсудив кассационные жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), т.е. в пределах изложенных в них доводов, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Принятие уполномоченным органом муниципального образования решения о предоставлении земельного участка является составной частью процедуры предоставления земельных участков) в данном случае - в аренду), установленной указанной выше нормой земельного законодательства. Предоставление земельных участков должно производиться в порядке, установленном органами местного самоуправления, с соблюдением принципов публичности, справедливости, прозрачности такой процедуры.
Постановлением администрации г. Бийска от 30 декабря 2008 года N 2805 принято Положение о порядке оформления правоустанавливающий документов на земельные участки в границах города Бийска (далее по тексту - Постановление N 2805).
Приложением к данному постановлению утвержден порядок рассмотрения заявлений и принятия решений по предоставлению земельных участков в границах города Бийска (далее по тексту - Приложение).
Настоящий порядок определяет организацию приема заявлений для оформления правоустанавливающий документов на земельный участок на территории города, на котором расположены здания, строения, сооружения (пункт 1 Приложения).
В соответствии с п. 3 указанного Приложения физическое или юридическое лицо, заинтересованное в приобретении прав на земельный участок, обращается в муниципальное учреждение "Управление "Единое окно" администрации г. Бийска" с заявлением на имя администрации г. Бийска.
Учреждение регистрирует заявление с полным пакетом документов в день его поступления и в течение 1 дня с момента подачи заявления передает пакет документов для исполнения в МУ "Управление муниципальным имуществом Администрации г. Бийска" (пункт 4 Приложения).
Управление в течение 10 рабочих дней обязано подготовить соответствующий проект постановления Администрации г. Бийска о предоставлении, изъятии земельного участка и направить его в Администрации. города для согласования и подписания, либо направить заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка (пункт 5 Приложения).
Из материалов дела следует, что 15 июня 2011 года Л. обратился в МУ "Управление "Единое окно" с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером " ", площадью " " кв. м, расположенного в " " в пользование на условиях аренды для эксплуатации нежилых зданий.
Однако в установленные сроки и в установленном порядке заявление Л. не было рассмотрено.
Нерассмотрение в установленном порядке и в установленные сроки заявлений противоречит закрепленному в законе принципу публичности, справедливости и прозрачности, нарушает права заявителя, является незаконным бездействием компетентных органов.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд обоснованно признал незаконным бездействие органов местного самоуправления по рассмотрению заявления Л., обоснованно возложил на администрацию г. Бийска, муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" обязанность рассмотреть в установленный законом срок в рамках своих полномочий заявление Л. от 15 июня 2011 года о предоставлении в пользование на условиях аренды вышеуказанного земельного участка.
Доводы кассационных жалоб заинтересованных лиц сводятся к несогласию с вынесенным решением на том основании, что администрацией г. Бийска в Восточный районный суд г. Бийска было подано исковое заявление к Л. о сносе самовольной постройки, расположенной на испрашиваемом участке. Между тем, данное обстоятельство не имеет правового значения для разрешения данного дела, поскольку предметом рассмотрения настоящего заявления является законность действий органов местного самоуправления.
Не может быть принят во внимание довод жалобы о том, что 23 сентября 2011 года Л. был направлен ответ на его заявление от 15 июня 2011 года. Действительно 23 сентября 2011 года в адрес заявителя было направлено письмо, подписанное заместителем начальника Управления по земельным вопросам администрации г. Бийска, в котором Л. сообщалось о невозможности предоставления в настоящее время спорного земельного участка на том основании, что земельный участок является предметом спора, т.к. администрацией г. Бийска подано исковое заявление о демонтаже самовольно возведенных на земельном участке сооружений. Однако данный ответ не соответствует пункту 5 приложения, является немотивированным, не содержит предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении земельного участка.
Иные доводы, изложенные в кассационных жалобах, направлены на иную оценку доказательств, исследованных районным судом, а потому не могут служить поводом к отмене постановленного по делу решения.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену или изменение решения суда первой инстанции, не установлено, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
кассационные жалобы заинтересованных лиц - администрации г. Бийска, Управления муниципальным имуществом администрации г. Бийска на решение Бийского городского суда Алтайского края от 13 октября 2011 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)