Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья Кузнецова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Фатеевой Л.В.,
судей Копаневой И.Н., Сенчуковой Е.В.,
при секретаре Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе К. на решение Щекинского районного суда Тульской области от 20 июля 2012 года по заявлению К. о признании незаконным отказа администрации МО Щекинский район в предоставлении в аренду земельного участка площадью 217 кв. м, расположенного около дома, и об обязании администрации МО Щекинский район предоставить в аренду указанный земельный участок.
Заслушав доклад судьи Копаневой И.Н., судебная коллегия
К. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации МО Щекинский район в предоставлении в аренду земельного участка площадью 217 кв. м, расположенного около дома, и об обязании администрации МО Щекинский район предоставить в аренду указанный земельный участок, ссылаясь на то, что 03 февраля 2012 года она подала заявление в администрацию МО Щекинский район о выделении в аренду земельного участка площадью 217 кв. м. Однако письмом администрации МО Щекинский район от 20 марта 2012 года N ей отказано в предоставлении в аренду названного земельного участка со ссылкой на решение схода граждан от 17 марта 2012 года. Ссылаясь на ст. 25.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 11, 19, 22, 27 Земельного кодекса РФ, считает отказ администрации МО Щекинский район в предоставлении ей земельного участка в аренду незаконным, создающим препятствие к осуществлению ее прав.
В судебное заседание заявитель К. не явилась, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, обратилась в суд с письменным заявлением, в котором указала, что при рассмотрении ее заявления просит учесть, что решением собрания представителей МО Щекинский район N от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения N от 24 ноября 2010 года) установлены предельные размеры земельных участков для целей предоставления земельных участков в собственность. Предельные размеры земельных участков при предоставлении в аренду не установлены.
Представитель заинтересованного лица - администрации МО Щекинский район по доверенности М. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных К. требований.
Суд решил:
в удовлетворении заявленных требований К. о признании незаконным отказа администрации МО Щекинский район в предоставлении в аренду земельного участка площадью 217 кв. м, расположенного около дома, и об обязании администрации МО Щекинский район предоставить в аренду указанный земельный участок отказать.
В апелляционной жалобе К. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Доводы заявителя жалобы сводятся к утверждению о том, что выводы суда первой инстанции прямо противоречат как Земельному кодексу РФ, так и Решению Собрания представителей муниципального образования Щекинский район от ДД.ММ.ГГГГ N (ред. от 15 апреля 2010 года) "О Положении "О порядке предоставления и изъятия земельных участков на территории муниципального образования Щекинский район".
Возражения на апелляционную жалобу не подавались.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения представителя администрации МО Щекинский район по доверенности М., судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что решением Щекинского районного суда Тульской области от 24 августа 2010 года, вступившим в законную силу 07 сентября 2010 года, на К. возложена обязанность освободить занимаемый земельный участок площадью 217 кв. м, расположенный в д...., примерно 5 м западнее дома N.
06 февраля 2012 года К. обратилась в устном порядке к главе администрации МО Щекинский район С. с вопросом о праве собственности на колодец и оформлении права на земельный участок площадью 217 кв. м, расположенный в д...., примерно 5 м западнее дома N.
Письмом администрации МО Щекинский район от 20 марта 2012 года К. сообщено, что вопрос об испрашиваемом земельном участке площадью 217 кв. м, расположенном в д...., примерно 5 м западнее дома N, рассмотрен на сходе граждан, на котором вынесено решение о необходимости восстановления общественного колодца. Вопрос о предоставлении земельного участка в аренду будет рассмотрен дополнительно после восстановления колодца.
Разрешая при вышеуказанных обстоятельствах заявленные К. требования, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Земельного кодекса РФ.
Так, согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован в ст. 34 Земельного кодекса РФ, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны обеспечить, в том числе, подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.
Как правильно указал суд первой инстанции, из системного анализа приведенных норм следует, что заявитель имеет право на получение земельного участка для целей, не связанных со строительством, платно в собственность или в аренду, однако наличие такого права не означает обязанность органа местного самоуправления представить заявителю по его требованию любой произвольно выбранный земельный участок. Органы местного самоуправления самостоятельны в принятии решений о судьбе конкретных земельных участков. Право заявителя на получение земельного участка для целей не связанных со строительством может быть реализовано только в отношении сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка. Правовой возможности возложения на орган местного самоуправления обязанности по формированию участка и постановке его на кадастровый учет не имеется.
Проанализировав с учетом этого установленные обстоятельства, а также принимая во внимание отсутствие доказательств соблюдения К. предусмотренной ст. 34 Земельного кодекса РФ процедуры, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных К. требований о признании незаконным отказа администрации МО Щекинский район в предоставлении в аренду земельного участка площадью 217 кв. м, расположенного около дома, и об обязании администрации МО Щекинский район предоставить в аренду указанный земельный участок.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанному выводу, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Довод апелляционной жалобы К. о том, что выводы суда первой инстанции прямо противоречат как Земельному кодексу РФ, так и Решению Собрания представителей муниципального образования Щекинский район от ДД.ММ.ГГГГ N (ред. от 15 апреля 2010 года) "О Положении "О порядке предоставления и изъятия земельных участков на территории муниципального образования Щекинский район", несостоятелен, так как основан на субъективном, ошибочном толковании положений данных актов самим заявителем жалобы.
Не свидетельствует о незаконности вынесенного судом решения и доводы апелляционной жалобы о том, что ввиду неучастия в судебном заседании заявитель не могла представить доказательства своего письменного обращения в администрацию МО Щекинский район, а суд не истребовал с заинтересованного лица такие доказательства, а также о том, что суд не привел мотивы, по которым он отверг ее довод о том, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду на основании решения сельского схода граждан не основан на нормах законодательства.
В соответствии с действующим гражданским процессуальным законодательством К. имела право, даже не участвуя в судебном заседании, представить суду доказательства своего письменного обращения в администрацию МО Щекинский район. Однако такие документы ею не были направлены ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции.
Истребование же доказательств судом по собственной инициативе при рассмотрении дел данной категории является в силу ч. 2 ст. 249 ГПК РФ правом, а не обязанностью суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ не связан суд первой инстанции при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, и основаниями, и доводами заявленных требований.
Более того, доказательств того, что К. отказано в предоставлении земельного участка в аренду на основании решения сельского схода граждан, в материалах дела не имеется.
Из письма администрации МО Щекинский район от 20 марта 2012 года следует, что на сходе граждан принято решение о необходимости восстановления общественного колодца, и что вопрос о предоставлении земельного участка в аренду будет рассмотрен администрацией МО Щекинский район дополнительно после восстановления колодца.
Оценка, суждения и выводы суда первой инстанции относительно имеющихся доказательств и установленных по делу обстоятельств соответствуют требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.
Иные же, чем у суда первой инстанции, оценка обстоятельств и толкования закона заявителем жалобы сами по себе не указывают на то, что судом вынесено неправомерное решение.
Исходя из вышеприведенного, а также принимая во внимание то, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено, судебная коллегия считает, что правовых оснований для отмены решения Щекинского районного суда Тульской области от 20 июля 2012 года по доводам апелляционной жалобы К. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Щекинского районного суда Тульской области от 20 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2703
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 октября 2012 г. по делу N 33-2703
судья Кузнецова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Фатеевой Л.В.,
судей Копаневой И.Н., Сенчуковой Е.В.,
при секретаре Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе К. на решение Щекинского районного суда Тульской области от 20 июля 2012 года по заявлению К. о признании незаконным отказа администрации МО Щекинский район в предоставлении в аренду земельного участка площадью 217 кв. м, расположенного около дома, и об обязании администрации МО Щекинский район предоставить в аренду указанный земельный участок.
Заслушав доклад судьи Копаневой И.Н., судебная коллегия
установила:
К. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации МО Щекинский район в предоставлении в аренду земельного участка площадью 217 кв. м, расположенного около дома, и об обязании администрации МО Щекинский район предоставить в аренду указанный земельный участок, ссылаясь на то, что 03 февраля 2012 года она подала заявление в администрацию МО Щекинский район о выделении в аренду земельного участка площадью 217 кв. м. Однако письмом администрации МО Щекинский район от 20 марта 2012 года N ей отказано в предоставлении в аренду названного земельного участка со ссылкой на решение схода граждан от 17 марта 2012 года. Ссылаясь на ст. 25.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 11, 19, 22, 27 Земельного кодекса РФ, считает отказ администрации МО Щекинский район в предоставлении ей земельного участка в аренду незаконным, создающим препятствие к осуществлению ее прав.
В судебное заседание заявитель К. не явилась, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, обратилась в суд с письменным заявлением, в котором указала, что при рассмотрении ее заявления просит учесть, что решением собрания представителей МО Щекинский район N от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения N от 24 ноября 2010 года) установлены предельные размеры земельных участков для целей предоставления земельных участков в собственность. Предельные размеры земельных участков при предоставлении в аренду не установлены.
Представитель заинтересованного лица - администрации МО Щекинский район по доверенности М. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных К. требований.
Суд решил:
в удовлетворении заявленных требований К. о признании незаконным отказа администрации МО Щекинский район в предоставлении в аренду земельного участка площадью 217 кв. м, расположенного около дома, и об обязании администрации МО Щекинский район предоставить в аренду указанный земельный участок отказать.
В апелляционной жалобе К. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Доводы заявителя жалобы сводятся к утверждению о том, что выводы суда первой инстанции прямо противоречат как Земельному кодексу РФ, так и Решению Собрания представителей муниципального образования Щекинский район от ДД.ММ.ГГГГ N (ред. от 15 апреля 2010 года) "О Положении "О порядке предоставления и изъятия земельных участков на территории муниципального образования Щекинский район".
Возражения на апелляционную жалобу не подавались.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения представителя администрации МО Щекинский район по доверенности М., судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что решением Щекинского районного суда Тульской области от 24 августа 2010 года, вступившим в законную силу 07 сентября 2010 года, на К. возложена обязанность освободить занимаемый земельный участок площадью 217 кв. м, расположенный в д...., примерно 5 м западнее дома N.
06 февраля 2012 года К. обратилась в устном порядке к главе администрации МО Щекинский район С. с вопросом о праве собственности на колодец и оформлении права на земельный участок площадью 217 кв. м, расположенный в д...., примерно 5 м западнее дома N.
Письмом администрации МО Щекинский район от 20 марта 2012 года К. сообщено, что вопрос об испрашиваемом земельном участке площадью 217 кв. м, расположенном в д...., примерно 5 м западнее дома N, рассмотрен на сходе граждан, на котором вынесено решение о необходимости восстановления общественного колодца. Вопрос о предоставлении земельного участка в аренду будет рассмотрен дополнительно после восстановления колодца.
Разрешая при вышеуказанных обстоятельствах заявленные К. требования, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Земельного кодекса РФ.
Так, согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован в ст. 34 Земельного кодекса РФ, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны обеспечить, в том числе, подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.
Как правильно указал суд первой инстанции, из системного анализа приведенных норм следует, что заявитель имеет право на получение земельного участка для целей, не связанных со строительством, платно в собственность или в аренду, однако наличие такого права не означает обязанность органа местного самоуправления представить заявителю по его требованию любой произвольно выбранный земельный участок. Органы местного самоуправления самостоятельны в принятии решений о судьбе конкретных земельных участков. Право заявителя на получение земельного участка для целей не связанных со строительством может быть реализовано только в отношении сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка. Правовой возможности возложения на орган местного самоуправления обязанности по формированию участка и постановке его на кадастровый учет не имеется.
Проанализировав с учетом этого установленные обстоятельства, а также принимая во внимание отсутствие доказательств соблюдения К. предусмотренной ст. 34 Земельного кодекса РФ процедуры, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных К. требований о признании незаконным отказа администрации МО Щекинский район в предоставлении в аренду земельного участка площадью 217 кв. м, расположенного около дома, и об обязании администрации МО Щекинский район предоставить в аренду указанный земельный участок.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанному выводу, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Довод апелляционной жалобы К. о том, что выводы суда первой инстанции прямо противоречат как Земельному кодексу РФ, так и Решению Собрания представителей муниципального образования Щекинский район от ДД.ММ.ГГГГ N (ред. от 15 апреля 2010 года) "О Положении "О порядке предоставления и изъятия земельных участков на территории муниципального образования Щекинский район", несостоятелен, так как основан на субъективном, ошибочном толковании положений данных актов самим заявителем жалобы.
Не свидетельствует о незаконности вынесенного судом решения и доводы апелляционной жалобы о том, что ввиду неучастия в судебном заседании заявитель не могла представить доказательства своего письменного обращения в администрацию МО Щекинский район, а суд не истребовал с заинтересованного лица такие доказательства, а также о том, что суд не привел мотивы, по которым он отверг ее довод о том, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду на основании решения сельского схода граждан не основан на нормах законодательства.
В соответствии с действующим гражданским процессуальным законодательством К. имела право, даже не участвуя в судебном заседании, представить суду доказательства своего письменного обращения в администрацию МО Щекинский район. Однако такие документы ею не были направлены ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции.
Истребование же доказательств судом по собственной инициативе при рассмотрении дел данной категории является в силу ч. 2 ст. 249 ГПК РФ правом, а не обязанностью суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ не связан суд первой инстанции при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, и основаниями, и доводами заявленных требований.
Более того, доказательств того, что К. отказано в предоставлении земельного участка в аренду на основании решения сельского схода граждан, в материалах дела не имеется.
Из письма администрации МО Щекинский район от 20 марта 2012 года следует, что на сходе граждан принято решение о необходимости восстановления общественного колодца, и что вопрос о предоставлении земельного участка в аренду будет рассмотрен администрацией МО Щекинский район дополнительно после восстановления колодца.
Оценка, суждения и выводы суда первой инстанции относительно имеющихся доказательств и установленных по делу обстоятельств соответствуют требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.
Иные же, чем у суда первой инстанции, оценка обстоятельств и толкования закона заявителем жалобы сами по себе не указывают на то, что судом вынесено неправомерное решение.
Исходя из вышеприведенного, а также принимая во внимание то, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено, судебная коллегия считает, что правовых оснований для отмены решения Щекинского районного суда Тульской области от 20 июля 2012 года по доводам апелляционной жалобы К. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Щекинского районного суда Тульской области от 20 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)