Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья Миллер В.Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Дорохина О.М.,
судей Майбороды В.А., Крыловой Э.Ю.
при секретаре С.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам ООО "Т...", администрации МО Заокский район, С.И. на решение Заокского районного суда Тульской области от 05 июля 2012 года по иску прокурора Заокского района к администрации МО Заокский район о признании недействительным постановления.
Заслушав доклад судьи Дорохина О.М., судебная коллегия
прокурор Заокского района Тульской области обратился в суд с иском к администрации МО Заокский район Тульской области о признании недействительным постановления. В обоснование указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства при изменении вида разрешенного использования земельного участка. В ходе проверки установлено, что 17.01.2012 г. главой администрации МО Заокский район вынесено постановление N "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка", которым вид разрешенного использования земельного участка N категории земли сельскохозяйственного назначения установлен "для дачного строительства", без изменения категории земель. Ранее участок имел вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства". Как установлено в ходе проверки, данное постановление не соответствует положениям п. 8 ч. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7, ч. 2 ст. 77, ч. 1 ст. 78 ЗК РФ, п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона РФ от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", п. 1 ч. 6 ст. 30, ч. 6 ст. 36, ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ. Указанный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям. Соответственно, градостроительный регламент для такого земельного участка не устанавливается. Изменение вида разрешенного использования данного земельного участка без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий невозможно. Политика государства направлена на обеспечение экологического равновесия и охрану сельскохозяйственных земель, повышение их плодородия. Одной из основных целей государственной аграрной политики в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" является сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов. В соответствии с ч. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Просит суд признать постановление администрации МО Заокский район от 17.01.2012 N "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" недействительным.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить. Возражала против прекращения дела в связи с неподведомственностью суду общей юрисдикции и применением срока исковой давности, поскольку данный спор ввиду принадлежности спорного участка физическому лицу подведомственен суду общей юрисдикции, а срок исковой давности не пропущен, поскольку оспариваемое постановление поступило в прокуратуру не ранее 29.01.2012 г.
Представитель ответчика администрации МО Заокский район по доверенности К.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска прокурора, просила дело производством прекратить ввиду его подведомственности не суду общей юрисдикции, а арбитражному суду. В обоснование сослалась на то, что оспариваемое постановление не является нормативным актом. Настаивала на том, что оспариваемое постановление вынесено главой администрации согласно имеющимся полномочиям. Указала на отсутствие доказательств отнесения спорного земельного участка к сельскохозяйственный угодьям. Пояснила, что постановления выносимые главой администрации МО Заокский район, направляются прокурору Заокского района 29 числа каждого месяца.
Представители третьего лица ООО "Т..." генеральный директор К.С. и по доверенности Ш. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, просили дело производством прекратить. В обоснование сослались на то, что обращаясь в суд прокурор не указал, чем спорное постановление нарушило права РФ. Кроме того, данный спор подведомственен не суду общей юрисдикции, а арбитражному суду, поскольку оспариваемое постановление не является нормативным актом. Указали на то, что доводы прокурора о невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка без смены его категории сводятся к неправильному толкованию норм материального права.
Представитель третьего лица С.И. по доверенности М. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска. В обоснование указал, что позиция прокурора о невозможности изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка без изменения категории земель - для сельскохозяйственных угодий противоречит законодательству. Кроме того, просил применить срок исковой давности.
Третье лицо С.И. в судебное заседание не явился. О слушании дела был извещен. О причине неявки суд не известил, об отложении заседания не просил.
Согласно ст. 167 ГПК РФ суд первой инстанции рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд решил исковые требования прокурора Заокского района удовлетворить.
Признать недействительным постановление главы администрации муниципального образования Заокский район Тульской области от 17.01.2012 г. N 119 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка".
Не согласившись с постановленным решением, Генеральный директор ООО "Т...", глава администрации муниципального образования Заокский район, С.И. обратились в суд с апелляционными жалобами, в которых Генеральный директор ООО "Т..." просит решение Заокского районного суда Тульской области от 05 июля 2012 года отменить и производство по делу прекратить, глава администрации муниципального образования Заокский район просит решение отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, С.И. просит отменить постановленное решение, считая его незаконным и необоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, и возражений на них, выслушав объяснения представителей 3-го лица ООО "Т..." генерального директора К.С., и по доверенности Ш., представителя администрации МО Заокский район по доверенности К.Е., представителя 3-го лица С.И. по доверенности М., поддержавших апелляционные жалобы, заслушав, участвующего в деле прокурора, полагавшего постановленное решение законным и обоснованным, проверив, в соответствии с ч. 1 статьи 327-1 ГПК РФ, законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Главы администрации МО Заокский район от 17.01.2012 г. N 119 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка", на основании заявления генерального директора ООО "Т...", материалов публичных слушаний (протокол от 02.12.2011) по изменению вида разрешенного использования земельного участка и приложенных документов, рекомендаций Комиссии администрации МО Заокский район по проведению и организации публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности и по предоставлению разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и по изменению одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки по установлению публичных сервитутов от 13.12.2011 г. принято решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с N с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства" без изменения категории земель.
Согласно выписке из ЕГРПНИ от 28.04.2012 г. права на земельный участок N площадью кв. м, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения для ведения дачного хозяйства, дачного строительства по адресу:, зарегистрированы 11.03.2012 г. за С.И.
Как установлено судом первой инстанции и следует из представленных документов, указанный земельный участок С.И. приобрел по договору купли-продажи от 05.02.2012 г. у ООО "Т...". Это Общество приобрело указанный участок, по договорам купли-продажи от 28.11.2006 г. у физических лиц ХХХ, которые приобрели право общей долевой собственности, по 1/2 доле каждый, на участок на основании договора дарения от 24.08.2006 г., заключенного с Х....
Х... приобрел данный земельный участок на основании договоров купли-продажи доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения заключенных: 15.11.2005 г. с К...; 15.11.2005 г. с Б...; 15.11.2005 г. с Т...; 28.02.2006 г. со С..., 28.02.2006 г. с И... и Решения о выделении земельного участка в счет земельных долей (долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения) от 05.06.2006 г.
Согласно данным договорам, Х... приобрел у ХХХ... по 1/399 доле, а всего 5/399 долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный:, N. Данные земельные доли принадлежат продавцам на праве собственности на основании Постановления главы администрации Заокского района от 04.10.1994 г. N "О выдаче свидетельств собственникам земельных долей (паев) КДП "Б...", которым постановлено: "Выдать Свидетельства собственникам земельных долей (паев) коллективного долевого предприятия "Б..." Заокского района Тульской области согласно Приложению N 1 к Государственному акту серия N, выданному КДП "Б..." 06.09.1993 г. Площадь земельной доли (пая) составляет в КДП "Б..." га, в том числе га - пашня, га - пастбища, га - сенокос.
Из Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N следует, что он выдан КДП "Б..." в том, что ему передано для сельскохозяйственного производства га земли, в том числе в собственность бесплатно га, в бессрочное постоянное пользование га.
В соответствии с прилагаемой к акту экспликацией земель, предоставляемых КДП "Б...": а) передаваемые в собственность га являются сельскохозяйственными угодьями, из которых пашни - га, залежи - га, сенокосы - га, пастбища - га; б) передаваемые в постоянное бессрочное пользование га являются: га - сельскохозяйственными угодьями, из них га - пашни; га - леса и кустарники; га - под водой; га - другие земли.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Поскольку для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются градостроительные регламенты, порядок изменения вида разрешенного использования данных земельных участков в настоящее время регулируется п. 2 ст. 4.1 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ.
Кроме того, в ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ законодателем дано понятие дачного земельного участка, под которым понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля). Таким образом, закон допускает возможность возведения на дачных участках жилых строений и жилых домов.
В силу ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, п. 2 и п. 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее, чем до 31 декабря 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Таким образом, до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 31 декабря 2012 года, изменение разрешенного использования земельного участка, на которого градостроительные регламенты не распространяются, осуществляется решением органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний.
На основании пунктов 1, 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию по землепользованию и застройке. Вопрос о предоставлении указанного разрешения подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Порядок проведения публичных слушаний предусмотрен Уставом муниципального образования Заокский район Тульской области, утвержденным решением собранием представителей МО Заокский район 02 июня 2010 года N 16/119, а также Положением "О порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории муниципального образования Заокский район", утвержденным решением собранием представителей муниципального образования Заокский район 07 июля 2097 года N 15/71.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд пришел к выводу о том, что независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования названного земельного участка, оснований для изменения вида разрешенного использования не имеется.
Однако, в силу изложенных выше обстоятельств и приведенных правовых норм, с данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может.
Кроме того, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что срок исковой давности, установленный ст. 256 ГПК РФ, прокурором не был пропущен.
Как следует из материалов дела, вынесению, оспариваемого прокурором Заокского района, постановления главы администрации МО Заокский район N от 17.01.2012 г. "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" предшествовали предусмотренные законодательством публичные слушания, дача заключения и рекомендаций по итогам публичных слушаний. Результаты публичных слушаний, заключение и рекомендации были известны до вынесения постановления, никем не оспаривались и не обжаловались. В то же время, после вынесения главой администрации МО Заокский район постановления N от 17.01.2012 г. "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка", которое, как и публичные слушания, заключение и рекомендации, имело все признаки публичного характера, прокурор обратился в суд с иском о признании указанного постановления недействительным лишь 19.04.2012 г., то есть за пределами трех месячного срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ.
Согласно ч. 2 статьи 256 ГПК РФ, пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут явиться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска трехмесячного срока для обращения в суд, а напротив, свидетельствуют о том, что при наличии возможности обращения в суд в пределах установленного процессуального срока, подателем искового заявления указанный срок был пропущен.
При таких обстоятельствах решение Заокского районного суда Тульской области от 05 июля 2012 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене как постановленное с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и с нарушением норм материального права.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия считает необходимым постановить по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Заокского района Тульской области о признании недействительным постановления главы администрации МО Заокский район N от 17.01.2012 г. "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Заокского районного суда Тульской области от 05 июля 2012 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать удовлетворении исковых требований прокурора Заокского района Тульской области о признании недействительным постановления главы администрации МО Заокский район N 119 от 17.01.2012 г. "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2502
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 октября 2012 г. по делу N 33-2502
судья Миллер В.Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Дорохина О.М.,
судей Майбороды В.А., Крыловой Э.Ю.
при секретаре С.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам ООО "Т...", администрации МО Заокский район, С.И. на решение Заокского районного суда Тульской области от 05 июля 2012 года по иску прокурора Заокского района к администрации МО Заокский район о признании недействительным постановления.
Заслушав доклад судьи Дорохина О.М., судебная коллегия
установила:
прокурор Заокского района Тульской области обратился в суд с иском к администрации МО Заокский район Тульской области о признании недействительным постановления. В обоснование указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства при изменении вида разрешенного использования земельного участка. В ходе проверки установлено, что 17.01.2012 г. главой администрации МО Заокский район вынесено постановление N "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка", которым вид разрешенного использования земельного участка N категории земли сельскохозяйственного назначения установлен "для дачного строительства", без изменения категории земель. Ранее участок имел вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства". Как установлено в ходе проверки, данное постановление не соответствует положениям п. 8 ч. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7, ч. 2 ст. 77, ч. 1 ст. 78 ЗК РФ, п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона РФ от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", п. 1 ч. 6 ст. 30, ч. 6 ст. 36, ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ. Указанный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям. Соответственно, градостроительный регламент для такого земельного участка не устанавливается. Изменение вида разрешенного использования данного земельного участка без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий невозможно. Политика государства направлена на обеспечение экологического равновесия и охрану сельскохозяйственных земель, повышение их плодородия. Одной из основных целей государственной аграрной политики в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" является сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов. В соответствии с ч. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Просит суд признать постановление администрации МО Заокский район от 17.01.2012 N "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" недействительным.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить. Возражала против прекращения дела в связи с неподведомственностью суду общей юрисдикции и применением срока исковой давности, поскольку данный спор ввиду принадлежности спорного участка физическому лицу подведомственен суду общей юрисдикции, а срок исковой давности не пропущен, поскольку оспариваемое постановление поступило в прокуратуру не ранее 29.01.2012 г.
Представитель ответчика администрации МО Заокский район по доверенности К.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска прокурора, просила дело производством прекратить ввиду его подведомственности не суду общей юрисдикции, а арбитражному суду. В обоснование сослалась на то, что оспариваемое постановление не является нормативным актом. Настаивала на том, что оспариваемое постановление вынесено главой администрации согласно имеющимся полномочиям. Указала на отсутствие доказательств отнесения спорного земельного участка к сельскохозяйственный угодьям. Пояснила, что постановления выносимые главой администрации МО Заокский район, направляются прокурору Заокского района 29 числа каждого месяца.
Представители третьего лица ООО "Т..." генеральный директор К.С. и по доверенности Ш. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, просили дело производством прекратить. В обоснование сослались на то, что обращаясь в суд прокурор не указал, чем спорное постановление нарушило права РФ. Кроме того, данный спор подведомственен не суду общей юрисдикции, а арбитражному суду, поскольку оспариваемое постановление не является нормативным актом. Указали на то, что доводы прокурора о невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка без смены его категории сводятся к неправильному толкованию норм материального права.
Представитель третьего лица С.И. по доверенности М. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска. В обоснование указал, что позиция прокурора о невозможности изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка без изменения категории земель - для сельскохозяйственных угодий противоречит законодательству. Кроме того, просил применить срок исковой давности.
Третье лицо С.И. в судебное заседание не явился. О слушании дела был извещен. О причине неявки суд не известил, об отложении заседания не просил.
Согласно ст. 167 ГПК РФ суд первой инстанции рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд решил исковые требования прокурора Заокского района удовлетворить.
Признать недействительным постановление главы администрации муниципального образования Заокский район Тульской области от 17.01.2012 г. N 119 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка".
Не согласившись с постановленным решением, Генеральный директор ООО "Т...", глава администрации муниципального образования Заокский район, С.И. обратились в суд с апелляционными жалобами, в которых Генеральный директор ООО "Т..." просит решение Заокского районного суда Тульской области от 05 июля 2012 года отменить и производство по делу прекратить, глава администрации муниципального образования Заокский район просит решение отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, С.И. просит отменить постановленное решение, считая его незаконным и необоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, и возражений на них, выслушав объяснения представителей 3-го лица ООО "Т..." генерального директора К.С., и по доверенности Ш., представителя администрации МО Заокский район по доверенности К.Е., представителя 3-го лица С.И. по доверенности М., поддержавших апелляционные жалобы, заслушав, участвующего в деле прокурора, полагавшего постановленное решение законным и обоснованным, проверив, в соответствии с ч. 1 статьи 327-1 ГПК РФ, законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Главы администрации МО Заокский район от 17.01.2012 г. N 119 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка", на основании заявления генерального директора ООО "Т...", материалов публичных слушаний (протокол от 02.12.2011) по изменению вида разрешенного использования земельного участка и приложенных документов, рекомендаций Комиссии администрации МО Заокский район по проведению и организации публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности и по предоставлению разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и по изменению одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки по установлению публичных сервитутов от 13.12.2011 г. принято решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с N с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства" без изменения категории земель.
Согласно выписке из ЕГРПНИ от 28.04.2012 г. права на земельный участок N площадью кв. м, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения для ведения дачного хозяйства, дачного строительства по адресу:, зарегистрированы 11.03.2012 г. за С.И.
Как установлено судом первой инстанции и следует из представленных документов, указанный земельный участок С.И. приобрел по договору купли-продажи от 05.02.2012 г. у ООО "Т...". Это Общество приобрело указанный участок, по договорам купли-продажи от 28.11.2006 г. у физических лиц ХХХ, которые приобрели право общей долевой собственности, по 1/2 доле каждый, на участок на основании договора дарения от 24.08.2006 г., заключенного с Х....
Х... приобрел данный земельный участок на основании договоров купли-продажи доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения заключенных: 15.11.2005 г. с К...; 15.11.2005 г. с Б...; 15.11.2005 г. с Т...; 28.02.2006 г. со С..., 28.02.2006 г. с И... и Решения о выделении земельного участка в счет земельных долей (долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения) от 05.06.2006 г.
Согласно данным договорам, Х... приобрел у ХХХ... по 1/399 доле, а всего 5/399 долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный:, N. Данные земельные доли принадлежат продавцам на праве собственности на основании Постановления главы администрации Заокского района от 04.10.1994 г. N "О выдаче свидетельств собственникам земельных долей (паев) КДП "Б...", которым постановлено: "Выдать Свидетельства собственникам земельных долей (паев) коллективного долевого предприятия "Б..." Заокского района Тульской области согласно Приложению N 1 к Государственному акту серия N, выданному КДП "Б..." 06.09.1993 г. Площадь земельной доли (пая) составляет в КДП "Б..." га, в том числе га - пашня, га - пастбища, га - сенокос.
Из Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N следует, что он выдан КДП "Б..." в том, что ему передано для сельскохозяйственного производства га земли, в том числе в собственность бесплатно га, в бессрочное постоянное пользование га.
В соответствии с прилагаемой к акту экспликацией земель, предоставляемых КДП "Б...": а) передаваемые в собственность га являются сельскохозяйственными угодьями, из которых пашни - га, залежи - га, сенокосы - га, пастбища - га; б) передаваемые в постоянное бессрочное пользование га являются: га - сельскохозяйственными угодьями, из них га - пашни; га - леса и кустарники; га - под водой; га - другие земли.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Поскольку для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются градостроительные регламенты, порядок изменения вида разрешенного использования данных земельных участков в настоящее время регулируется п. 2 ст. 4.1 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ.
Кроме того, в ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ законодателем дано понятие дачного земельного участка, под которым понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля). Таким образом, закон допускает возможность возведения на дачных участках жилых строений и жилых домов.
В силу ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, п. 2 и п. 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее, чем до 31 декабря 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Таким образом, до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 31 декабря 2012 года, изменение разрешенного использования земельного участка, на которого градостроительные регламенты не распространяются, осуществляется решением органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний.
На основании пунктов 1, 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию по землепользованию и застройке. Вопрос о предоставлении указанного разрешения подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Порядок проведения публичных слушаний предусмотрен Уставом муниципального образования Заокский район Тульской области, утвержденным решением собранием представителей МО Заокский район 02 июня 2010 года N 16/119, а также Положением "О порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории муниципального образования Заокский район", утвержденным решением собранием представителей муниципального образования Заокский район 07 июля 2097 года N 15/71.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд пришел к выводу о том, что независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования названного земельного участка, оснований для изменения вида разрешенного использования не имеется.
Однако, в силу изложенных выше обстоятельств и приведенных правовых норм, с данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может.
Кроме того, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что срок исковой давности, установленный ст. 256 ГПК РФ, прокурором не был пропущен.
Как следует из материалов дела, вынесению, оспариваемого прокурором Заокского района, постановления главы администрации МО Заокский район N от 17.01.2012 г. "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" предшествовали предусмотренные законодательством публичные слушания, дача заключения и рекомендаций по итогам публичных слушаний. Результаты публичных слушаний, заключение и рекомендации были известны до вынесения постановления, никем не оспаривались и не обжаловались. В то же время, после вынесения главой администрации МО Заокский район постановления N от 17.01.2012 г. "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка", которое, как и публичные слушания, заключение и рекомендации, имело все признаки публичного характера, прокурор обратился в суд с иском о признании указанного постановления недействительным лишь 19.04.2012 г., то есть за пределами трех месячного срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ.
Согласно ч. 2 статьи 256 ГПК РФ, пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут явиться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска трехмесячного срока для обращения в суд, а напротив, свидетельствуют о том, что при наличии возможности обращения в суд в пределах установленного процессуального срока, подателем искового заявления указанный срок был пропущен.
При таких обстоятельствах решение Заокского районного суда Тульской области от 05 июля 2012 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене как постановленное с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и с нарушением норм материального права.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия считает необходимым постановить по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Заокского района Тульской области о признании недействительным постановления главы администрации МО Заокский район N от 17.01.2012 г. "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заокского районного суда Тульской области от 05 июля 2012 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать удовлетворении исковых требований прокурора Заокского района Тульской области о признании недействительным постановления главы администрации МО Заокский район N 119 от 17.01.2012 г. "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)