Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Ивахненко Л.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.
судей Щегольковой Е.Ю., Кузьминой О.Ю.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ломтевой Л.С.
02 октября 2012 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом Переславского муниципального района Ярославской области на решение Переславского районного суда Ярославской области от 23 июля 2012 года, которым постановлено:
Признать недействительным постановление Администрации Переславского муниципального района от 03 мая 2012 года N 425.
В. поставить с 23 марта 2012 года на учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка на территории Переславского муниципального района.
Заслушав доклад судьи областного суда Ломтевой Л.С., судебная коллегия
установила:
В. обратилась в суд с заявлением о признании недействительным постановления администрации Переславского муниципального района от 03 мая 2012 года N 425, обязании поставить заявителя на учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков.
В обоснование заявления В. указала, что 17.01.2012 года обратилась в администрацию Переславского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка многодетной семье. 15.02.2012 года обратилась с аналогичным заявлением, т.к. первоначальное заявление не было рассмотрено. 03.05.2012 года Главой Переславского муниципального района было вынесено постановление о снятии В. с учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в связи с утратой оснований, т.к. старшему ребенку заявителя исполнилось 18 лет. В. считает данное постановление незаконным, поскольку на момент первоначального обращения все дети являлись несовершеннолетними.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом Переславского муниципального района Ярославской области и П.
Судом вынесено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе В. в удовлетворении заявления. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, нарушению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, заслушав В., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявление В., суд пришел к выводу, что Администрацией ПМР, КУМИ ПМР были нарушены установленные законом сроки предоставления земельного участка льготной категории граждан, что повлекло утрату оснований для выделения в собственность земельного участка бесплатно.
С указанным выводом, судебная коллегия не соглашается, поскольку он противоречит обстоятельствам дела и нормам материального права - ст. 28 ЗК РФ, Закону ЯО N 22-з от 27.04.2007 г. "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее Закон ЯО N 22-з), Постановлению Правительства Ярославской области от 29 декабря 2011 года N 1131-п Об утверждении формы заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность граждан, имеющих трех и более детей, и порядка его рассмотрения (далее Постановление Правительства ЯО N 1131-п).
Согласно ч. 2 ст. 28 ЗК РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, порядок и случаи бесплатного предоставления земельных участков указанной категории граждан, осуществляется в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Применение судом при разрешении спора ст. 34 ЗК РФ, регламентирующей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, является неправильным.
11.12.2011 года вступили в силу изменения в Закон ЯО N 22-з, согласно п. 2 и п. 4 ст. 2 которого, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются копия документа, удостоверяющего личность гражданина, а также копия свидетельства о рождении или копия свидетельства об усыновлении (удочерении) каждого из детей. Уполномоченный орган в течение тридцати календарных дней со дня регистрации заявления рассматривает заявление, проводит проверку достоверности указанных в заявлении или прилагаемых документах сведений, принимает решение о принятии гражданина на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка (далее - учет) или об отказе в принятии гражданина на учет.Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, с заявлением о предоставлении земельного участка с приложением всех необходимых документов В. обратилась в Администрацию ПМР 15.02.2012 года. Доказательств надлежащего обращения в более ранние сроки материалы дела не содержат. Таким образом, решение о постановке на учет либо об отказе в постановке на учет В. должно было быть принято Администрацией ПМР в срок до 15.03.2012 года.
Указанное решение было принято только 23.03.2012 года, т.е. с нарушением срока на 8 дней.
Вместе с тем, согласно Порядка рассмотрения заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность граждан, имеющих трех и более детей, ведение учета граждан в целях бесплатного предоставления земельных участков осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты регистрации заявления, по которому принято решение о постановке на учет (п. 4.4).
Земельный участок предлагается гражданину из перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан (далее - перечень земельных участков), в соответствии с очередностью, определенной порядковым номером в книге учета, с учетом указанных в заявлении местонахождения и предполагаемой цели использования земельного участка (п. 5).
При наличии земельного участка в перечне земельных участков уполномоченный орган не менее чем за четырнадцать календарных дней до дня рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка направляет гражданину письмо о рассмотрении вопроса о предоставлении ему земельного участка способом, указанным в заявлении (п. 5.1).
Таким образом, в случае своевременного принятия решения Администрацией ПМР о постановке В. на учет (15.03.2012 г.), и наличия земельного участка в перечне земельных участков, предоставляемых указанной категории граждан, решение о предоставлении такого участка могло быть принято Администрацией ПМР не ранее 30.03.2012 года. Старшая дочь В. - П. достигла совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ года.
Судебная коллегия также учитывает, что заявление В. было зарегистрировано за порядковым номером 7, на момент принятия решения о постановке В. на учет в Перечне земельных участков, земельный участок который мог бы быть предоставлен В. отсутствовал. Формирование земельных участков для предоставления многодетным семьям было завершено Администрацией ПМР 01.03.2012 года, на кадастровый учет они поставлены 02.04.2012 года.
Сроки формирования земельных участков и включения их в Перечень для бесплатного предоставления указанной категории граждан, законом не предусмотрены. Вместе с тем, учитывая конкретные обстоятельства дела, судебная коллегия не усматривает злоупотребления со стороны Администрации ПМР и неправомерного затягивания либо бездействия в решении вопроса о формировании земельных участков и включения их в Перечень.
Допущенные Администрацией ПМР нарушения сроков рассмотрения заявления В., сроков извещения ее о принятых решениях, не повлекли нарушения прав заявителя в виде снятия с учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка.
Доводы заявителя о том, что на момент регистрации заявления все ее дети были несовершеннолетними, не имеет юридического значения для правильного разрешения спора.
Право на бесплатное предоставление земельного участка предоставлено семьям, имеющим троих и более детей.
Согласно ст. 54 Семейного кодекса РФ, ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ребенком является лицо, не достигшее возраста 18 лет.
Исключения из этих норм ни п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ, ни ст. 2 Закона ЯО N 22-з не установлены.
В силу п. 2 ст. 11 Закона ЯО N 22-з основанием для принятия решения о снятии гражданина с учета является утрата оснований для бесплатного предоставления гражданину земельного участка в собственность в соответствии с настоящим Законом.
С учетом изложенного, Постановление Администрации Переславского муниципального района от 03.05.2012 г. N 425 которым В. снята с учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, является законным.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Переславского районного суда Ярославской области от 23 июля 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления В. отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.10.2012 N 33-5277
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 октября 2012 г. N 33-5277
Судья Ивахненко Л.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.
судей Щегольковой Е.Ю., Кузьминой О.Ю.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ломтевой Л.С.
02 октября 2012 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом Переславского муниципального района Ярославской области на решение Переславского районного суда Ярославской области от 23 июля 2012 года, которым постановлено:
Признать недействительным постановление Администрации Переславского муниципального района от 03 мая 2012 года N 425.
В. поставить с 23 марта 2012 года на учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка на территории Переславского муниципального района.
Заслушав доклад судьи областного суда Ломтевой Л.С., судебная коллегия
установила:
В. обратилась в суд с заявлением о признании недействительным постановления администрации Переславского муниципального района от 03 мая 2012 года N 425, обязании поставить заявителя на учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков.
В обоснование заявления В. указала, что 17.01.2012 года обратилась в администрацию Переславского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка многодетной семье. 15.02.2012 года обратилась с аналогичным заявлением, т.к. первоначальное заявление не было рассмотрено. 03.05.2012 года Главой Переславского муниципального района было вынесено постановление о снятии В. с учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в связи с утратой оснований, т.к. старшему ребенку заявителя исполнилось 18 лет. В. считает данное постановление незаконным, поскольку на момент первоначального обращения все дети являлись несовершеннолетними.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом Переславского муниципального района Ярославской области и П.
Судом вынесено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе В. в удовлетворении заявления. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, нарушению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, заслушав В., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявление В., суд пришел к выводу, что Администрацией ПМР, КУМИ ПМР были нарушены установленные законом сроки предоставления земельного участка льготной категории граждан, что повлекло утрату оснований для выделения в собственность земельного участка бесплатно.
С указанным выводом, судебная коллегия не соглашается, поскольку он противоречит обстоятельствам дела и нормам материального права - ст. 28 ЗК РФ, Закону ЯО N 22-з от 27.04.2007 г. "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее Закон ЯО N 22-з), Постановлению Правительства Ярославской области от 29 декабря 2011 года N 1131-п Об утверждении формы заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность граждан, имеющих трех и более детей, и порядка его рассмотрения (далее Постановление Правительства ЯО N 1131-п).
Согласно ч. 2 ст. 28 ЗК РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, порядок и случаи бесплатного предоставления земельных участков указанной категории граждан, осуществляется в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Применение судом при разрешении спора ст. 34 ЗК РФ, регламентирующей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, является неправильным.
11.12.2011 года вступили в силу изменения в Закон ЯО N 22-з, согласно п. 2 и п. 4 ст. 2 которого, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются копия документа, удостоверяющего личность гражданина, а также копия свидетельства о рождении или копия свидетельства об усыновлении (удочерении) каждого из детей. Уполномоченный орган в течение тридцати календарных дней со дня регистрации заявления рассматривает заявление, проводит проверку достоверности указанных в заявлении или прилагаемых документах сведений, принимает решение о принятии гражданина на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка (далее - учет) или об отказе в принятии гражданина на учет.Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, с заявлением о предоставлении земельного участка с приложением всех необходимых документов В. обратилась в Администрацию ПМР 15.02.2012 года. Доказательств надлежащего обращения в более ранние сроки материалы дела не содержат. Таким образом, решение о постановке на учет либо об отказе в постановке на учет В. должно было быть принято Администрацией ПМР в срок до 15.03.2012 года.
Указанное решение было принято только 23.03.2012 года, т.е. с нарушением срока на 8 дней.
Вместе с тем, согласно Порядка рассмотрения заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность граждан, имеющих трех и более детей, ведение учета граждан в целях бесплатного предоставления земельных участков осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты регистрации заявления, по которому принято решение о постановке на учет (п. 4.4).
Земельный участок предлагается гражданину из перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан (далее - перечень земельных участков), в соответствии с очередностью, определенной порядковым номером в книге учета, с учетом указанных в заявлении местонахождения и предполагаемой цели использования земельного участка (п. 5).
При наличии земельного участка в перечне земельных участков уполномоченный орган не менее чем за четырнадцать календарных дней до дня рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка направляет гражданину письмо о рассмотрении вопроса о предоставлении ему земельного участка способом, указанным в заявлении (п. 5.1).
Таким образом, в случае своевременного принятия решения Администрацией ПМР о постановке В. на учет (15.03.2012 г.), и наличия земельного участка в перечне земельных участков, предоставляемых указанной категории граждан, решение о предоставлении такого участка могло быть принято Администрацией ПМР не ранее 30.03.2012 года. Старшая дочь В. - П. достигла совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ года.
Судебная коллегия также учитывает, что заявление В. было зарегистрировано за порядковым номером 7, на момент принятия решения о постановке В. на учет в Перечне земельных участков, земельный участок который мог бы быть предоставлен В. отсутствовал. Формирование земельных участков для предоставления многодетным семьям было завершено Администрацией ПМР 01.03.2012 года, на кадастровый учет они поставлены 02.04.2012 года.
Сроки формирования земельных участков и включения их в Перечень для бесплатного предоставления указанной категории граждан, законом не предусмотрены. Вместе с тем, учитывая конкретные обстоятельства дела, судебная коллегия не усматривает злоупотребления со стороны Администрации ПМР и неправомерного затягивания либо бездействия в решении вопроса о формировании земельных участков и включения их в Перечень.
Допущенные Администрацией ПМР нарушения сроков рассмотрения заявления В., сроков извещения ее о принятых решениях, не повлекли нарушения прав заявителя в виде снятия с учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка.
Доводы заявителя о том, что на момент регистрации заявления все ее дети были несовершеннолетними, не имеет юридического значения для правильного разрешения спора.
Право на бесплатное предоставление земельного участка предоставлено семьям, имеющим троих и более детей.
Согласно ст. 54 Семейного кодекса РФ, ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ребенком является лицо, не достигшее возраста 18 лет.
Исключения из этих норм ни п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ, ни ст. 2 Закона ЯО N 22-з не установлены.
В силу п. 2 ст. 11 Закона ЯО N 22-з основанием для принятия решения о снятии гражданина с учета является утрата оснований для бесплатного предоставления гражданину земельного участка в собственность в соответствии с настоящим Законом.
С учетом изложенного, Постановление Администрации Переславского муниципального района от 03.05.2012 г. N 425 которым В. снята с учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, является законным.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Переславского районного суда Ярославской области от 23 июля 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления В. отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)