Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-5841

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 октября 2012 г. по делу N 33-5841


Судья Волкова О.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Елкановой И.А.
судей Бугаевой Е.М., Тришкиной М.А.
при секретаре К.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугаевой Е.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Р. на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 29.06.2012 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Р. к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области о признании недействительным постановления администрации Саратовского района Саратовской области о предоставлении в аренду земельного участка, о возложении обязанности принять решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды, о взыскании расходов.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия

установила:

Р. обратился к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области с вышеуказанными исковыми требованиями и, согласно уточненного искового заявления, просил признать недействительным постановление администрации Саратовского муниципального района от 14.12.2011 г. N о предоставлении в аренду К.А. земельного участка, о возложении обязанностей принять решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью 2000 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <...>. В обоснование исковых требований указал, что указанный земельный участок для целей, не связанных со строительством, предоставлен К.А. без проведения аукциона, что, по мнению истца, не соответствует требованиям закона, поскольку при предоставлении земельных участков должен назначаться аукцион. Действия ответчика, связанные с не проведением аукциона по продаже права на заключение договора аренды участка, нарушено его право участвовать в аукционе.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Р. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что судом были допущены ошибки в применении и толковании норм материального права. Судом была применена ст. 34 ЗК РФ, не подлежащая применению, так как участок сопоставлен к земельному участку для индивидуального жилищного строительства.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Статьей 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Исходя из положений вышеуказанных норм права, судом был сделан правильный вывод о том, что орган местного самоуправления в пределах своей компетенции в праве принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Такой акт был принят решением Собрания депутатов Саратовского муниципального района N от 16.04.2009 г. - Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, согласно абз. 3 п. 3.7. которого, в редакции решения Собрания депутатов Саратовского муниципального района от 20.10.2011 N в случае, если по истечении четырнадцати календарных дней после опубликования информации о земельном участке подано более одного заявления на один земельный участок, такой участок предоставляется физическому или юридическому лицу, заявление которого ранее других поступило и зарегистрировано в администрации Саратовского муниципального района Саратовской области.
Из материалов дела следует, что в выпуске газеты "Б." от 23.11.2011 г. за N опубликовано информационное сообщение о возможном предоставлении в аренду земельного участка площадью 2000 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <...>.
23.11.2011 г. Р. обратился в администрацию Саратовского района с заявлением о предоставлении права аренды на 49 лет земельного участка общей площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: <...>.
Письмом от 25.11.2011 г. администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области Р. был дан ответ на его заявление от 23.11.2011 г., в котором указывалось, что информационное сообщение в выпуске газеты "Б." от 23.11.2011 г. за N было подготовлено и опубликовано после поступления, ранее его, в администрацию Саратовского муниципального района заявления физического лица, заинтересованного в предоставлении рассматриваемого земельного участка.
Постановлением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области N от 14.12.2011 г. К.А. на основании его заявления от 22.11.2011 г. в аренду сроком на 49 лет предоставлен земельный участок общей площадью 2000 кв. м, расположенный по адресу: <...>.
Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, не предусматривает обязанности органа местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками обязанностью предоставления таких земельных участков через продажу такого права с аукциона.
Доводы жалобы о том, что обязанность провести торги по продаже права на заключение договора аренды вытекает из положений ст. 30 Земельного кодекса РФ, так как участок сопоставлен для индивидуального жилищного строительства, не могут быть приняты во внимание, поскольку вышеуказанные положения регламентирует порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании вышеизложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области не было допущено нарушений прав истца Р., поскольку, действуя в соответствии с установленной местным законодательным органом процедурой.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда не имеется, так как они основаны на материалах дела и обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и установлены на основании доказательств, признанных судом при их оценке достаточными, выводы суда вытекают из фактических обстоятельств, установленных в мотивировочной части решения на основе надлежащей оценки исследованных доказательств, решение вынесено в соответствии с нормами материального права, регулирующими рассматриваемое правоотношение, и с соблюдением норм процессуального права.
Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не является основанием считать решение суда неправильным.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия

определила:

решение Саратовского районного суда Саратовской области от 29.06.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)