Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья - Омаров М.О.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Августиной И.Д.,
судей - Устаевой Н.Х., Абдуллаева М.К.
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя В. ФИО2, ФИО3 и ФИО4 по доверенности ФИО10 на решение Кайтагского районного суда от, которым постановлено:
В удовлетворении исков В. к администрации МО "с/с Янгикентский" и ФИО11 о признании недействительными результатов торгов, отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Августиной И.Д., объяснения ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и их представителя ФИО10, просивших решение суда отменить, объяснения представителей ФИО11 ФИО12, ФИО13, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 обратились в суд с иском к администрации МО "сельсовет Янгикентский" и ФИО11 о признании недействительными результатов торгов (аукциона) о передаче ФИО11 в аренду на 49 лет земельного участка площадью 100 га, расположенного на территории МО "с/с Янгикенсткий" в местности "Гезув Чалилар".
Требования мотивированы тем, что спорный земельный участок предоставлен в аренду ФИО11 в нарушении требований статей 448, 449, ГК РФ и Правил организации и проведения торгов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N от В частности, объявление о проведении торгов не было напечатано в соответствующих средствах массовой информации, аукцион в действительности не проводился, ссылка на проведение торгов (аукциона) в постановлении администрации МО "с/с Янгикенсткий" N от о предоставлении в аренду ФИО11 спорного земельного участка, также ничем не подтверждена. В результате подтасовок фактов о якобы проведенном аукционе нарушено их законное право на участие в аукционе на право аренды спорного земельного участка.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя истцов ФИО10 содержится просьба об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении иска. Жалоба мотивирована тем, что суд неправильно применил нормы процессуального и материального права. Подготовка к судебному разбирательству проведена в отсутствие истцов по делу, судом не истребовано заявление ФИО11 о желании принимать участие в аукционе, книга регистрации заявок (заявлений) МО "сельсовет Янгикентский" на участие в аукционе. Суд, удовлетворив ходатайство истцов об истребовании оригинала протокола заседания комиссии по проведению торгов от, не добившись получения у ответчика данного документа, постановил решение по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Отказывая в удовлетворении требований истцов о признании недействительными результатов торгов (аукциона) о передаче ФИО11 в аренду спорного земельного участка, суд посчитал установленным, что данный аукцион не состоялся, поскольку на участие в нем подано только одно заявление - от ФИО11 В связи с чем решение администрации МО "сельсовет Янгикентский" о передаче в аренду ФИО11 спорного земельного участка на основании ч. 2 ст. 10 Федерального закона от N -ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" является законным.
Между тем с таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.
Согласно ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Как видно из материалов дела, в МО "с/с Янгикентский" не принят акт, устанавливающий процедуру и критерии предоставления земельных участков, находящихся в его собственности, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Кроме того, суду не представлено заявление ФИО11 о передаче ему в аренду спорного земельного участка, которое в силу ч. ч. 2, 3 ст. 34 ЗК РФ предшествует процедуре предоставления земельного участка.
Не представлен суду и журнал регистрации заявлений и другая документация, в которой могло быть зарегистрировано заявление ФИО11
При таких обстоятельствах выводы суда о соблюдении МО "с/с Янгикентский" предусмотренного ст. 10 Федерального закона от N ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" порядка предоставления в долгосрочную аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, не основаны на законе.
По мнению судебной коллегии, передача спорного земельного участка в аренду ответчику проведена с нарушением закрепленных в ст. 34 Земельного кодекса РФ принципов справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, находящихся в собственности органов местного самоуправления.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь ст. 308 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кайтагкского районного суда от отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать недействительными результаты торгов от о передаче ФИО11 в аренду земельного участка площадью 100 га, расположенного на территории МО "с/с Янгикенсткий" в местности "Гезув Чалилар" и договор аренды указанного земельного участка от, заключенного между администрацией МО "с/с Янгикенсткий" и ФИО14.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 19.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2710/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 сентября 2012 г. по делу N 33-2710/2012
Судья - Омаров М.О.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Августиной И.Д.,
судей - Устаевой Н.Х., Абдуллаева М.К.
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя В. ФИО2, ФИО3 и ФИО4 по доверенности ФИО10 на решение Кайтагского районного суда от, которым постановлено:
В удовлетворении исков В. к администрации МО "с/с Янгикентский" и ФИО11 о признании недействительными результатов торгов, отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Августиной И.Д., объяснения ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и их представителя ФИО10, просивших решение суда отменить, объяснения представителей ФИО11 ФИО12, ФИО13, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 обратились в суд с иском к администрации МО "сельсовет Янгикентский" и ФИО11 о признании недействительными результатов торгов (аукциона) о передаче ФИО11 в аренду на 49 лет земельного участка площадью 100 га, расположенного на территории МО "с/с Янгикенсткий" в местности "Гезув Чалилар".
Требования мотивированы тем, что спорный земельный участок предоставлен в аренду ФИО11 в нарушении требований статей 448, 449, ГК РФ и Правил организации и проведения торгов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N от В частности, объявление о проведении торгов не было напечатано в соответствующих средствах массовой информации, аукцион в действительности не проводился, ссылка на проведение торгов (аукциона) в постановлении администрации МО "с/с Янгикенсткий" N от о предоставлении в аренду ФИО11 спорного земельного участка, также ничем не подтверждена. В результате подтасовок фактов о якобы проведенном аукционе нарушено их законное право на участие в аукционе на право аренды спорного земельного участка.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя истцов ФИО10 содержится просьба об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении иска. Жалоба мотивирована тем, что суд неправильно применил нормы процессуального и материального права. Подготовка к судебному разбирательству проведена в отсутствие истцов по делу, судом не истребовано заявление ФИО11 о желании принимать участие в аукционе, книга регистрации заявок (заявлений) МО "сельсовет Янгикентский" на участие в аукционе. Суд, удовлетворив ходатайство истцов об истребовании оригинала протокола заседания комиссии по проведению торгов от, не добившись получения у ответчика данного документа, постановил решение по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Отказывая в удовлетворении требований истцов о признании недействительными результатов торгов (аукциона) о передаче ФИО11 в аренду спорного земельного участка, суд посчитал установленным, что данный аукцион не состоялся, поскольку на участие в нем подано только одно заявление - от ФИО11 В связи с чем решение администрации МО "сельсовет Янгикентский" о передаче в аренду ФИО11 спорного земельного участка на основании ч. 2 ст. 10 Федерального закона от N -ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" является законным.
Между тем с таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.
Согласно ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Как видно из материалов дела, в МО "с/с Янгикентский" не принят акт, устанавливающий процедуру и критерии предоставления земельных участков, находящихся в его собственности, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Кроме того, суду не представлено заявление ФИО11 о передаче ему в аренду спорного земельного участка, которое в силу ч. ч. 2, 3 ст. 34 ЗК РФ предшествует процедуре предоставления земельного участка.
Не представлен суду и журнал регистрации заявлений и другая документация, в которой могло быть зарегистрировано заявление ФИО11
При таких обстоятельствах выводы суда о соблюдении МО "с/с Янгикентский" предусмотренного ст. 10 Федерального закона от N ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" порядка предоставления в долгосрочную аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, не основаны на законе.
По мнению судебной коллегии, передача спорного земельного участка в аренду ответчику проведена с нарушением закрепленных в ст. 34 Земельного кодекса РФ принципов справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, находящихся в собственности органов местного самоуправления.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь ст. 308 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кайтагкского районного суда от отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать недействительными результаты торгов от о передаче ФИО11 в аренду земельного участка площадью 100 га, расположенного на территории МО "с/с Янгикенсткий" в местности "Гезув Чалилар" и договор аренды указанного земельного участка от, заключенного между администрацией МО "с/с Янгикенсткий" и ФИО14.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)