Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Гаджимурадова Н.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Сидоренко М.И.
судей Магамедова Ш.М. и Магомедовой А.М.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Махачкале 19 сентября 2012 года апелляционную жалобу С. на решение Дербентского городского суда от 29.06.2012 г., которым постановлено:
"Иск администрации городского округа "город Дербент" к С., Управлению земельных и имущественных отношений о признании недействительными постановление администрации ГО "город Дербент" от 04.05.2009 г. N "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность С. для размещения жилого дома"; договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 22.05.2009 г. N, заключенный между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и С.; решение о присвоение кадастрового номера N :42:000056:120 и кадастровый паспорт; свидетельство о государственной регистрации права собственности на имя С. от 23.06.2009 г. и запись регистрации N - удовлетворить.
Признать недействительными:
- - постановление администрации ГО "город Дербент" от 04.05.2009 г. N "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность С. для размещения жилого дома";
- - договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 22.05.2009 г. N, заключенный между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и С.;
- - Решение о присвоение кадастрового номера N :42:000056:120 и кадастровый паспорт;
- - Свидетельство о государственной регистрации права собственности на имя С. от 23.06.2009 г. и запись регистрации N".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Сидоренко М.И., объяснение С., объяснение в защиту его интересов адвоката Киласова А.И. (ордер N от 17.09.2012 г.), объяснение представителя Г.Р. по доверенности N 9 от 04.06.2012 г., просивших решение суда первой инстанции отменить и постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных администрацией требований, судебная коллегия
установила:
администрация г. Дербента обратилась в суд с иском к С. о признании недействительными: постановления администрации городского округа "город Дербент" от 04.05.2009 г. N "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность С., договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 22.05.2009 г. N, заключенного между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и С., решения о присвоение кадастрового номера N :42:000056:120, кадастрового паспорта, свидетельства о государственной регистрации права собственности на имя С. от 23.06.2009 г. и записи о регистрации N.
Администрация города Дербента просила также принять меры по обеспечению иска путем запрещения ответчику отчуждать и совершать иные сделки в отношении спорного земельного участка, а Дербентскому межрайонному отделу ФГУ "Земельная кадастровая палата по РД" и Дербентскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД зарегистрировать переход права собственности на указанный земельный участок.
В обосновании заявленных требований администрация г. Дербента сослалась на то, что постановлением администрации городского округа "город Дербент" от 04.05.2009 г. N "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность С. на бесплатной основе предоставлен земельный участок для строительства индивидуального жилого дома в кадастровом квартале N, район ЦРБ. На основании указанного постановления администрации ГО "город Дербент" между С. и комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента (правопреемник Управление земельных и имущественных отношений администрации г. Дербента) заключен договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 22.05.2009 г. N.
На основании указанных документов составлен кадастровый паспорт и присвоен кадастровый номер земельному участку N :42:000056:120.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности С. зарегистрировано право собственности на земельный участок от 23.06.2009 г. N.
Предоставление С. земельного участка осуществлено в нарушение земельного, градостроительного законодательства РФ и установленного законом порядка.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, Законом Республики Дагестан "О земле" от 29.12.2003 N 45, предоставление гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства должно осуществляться в установленном законом порядке.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется Земельного кодекса РФ и иными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 32 Закона РД "О Земле" гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.
Таким образом, в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами органы местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, при этом учету подлежат жители города Дербента, постоянно проживающие на территории МО ГО "город Дербент", имеющие право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан для индивидуального жилищного строительства и подавшие соответствующее заявление на имя главы администрации города Дербента.
По смыслу закона предоставление бесплатно в собственность земельных участков указанным лицам осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием городской округ "город Дербент" для целей бесплатного предоставления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет.
Для предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства администрации города Дербента необходимо было определить земельные участки, предназначенные для бесплатного предоставления гражданам, с указанием площади; провести соответствующие мероприятия по формированию таких земельных участков в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации; получить соответствующее заключение уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора (в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"); определить параметры разрешенного строительства, требования к использованию участков, возможные ограничения в использовании и т.д.
Кроме того, после проведения указанных мероприятий, необходимо было также обеспечить официальное опубликование информации о сформированных земельных участках для бесплатного предоставления, с указанием сведений о местоположении участка, его площади, кадастровом номере, цели предоставления.
Принятие решения о предоставлении земельного участка необходимо было также осуществить после его формирования, при наличии положительного заключения уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора, постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и публикации информационного сообщения о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
При этом предоставление земельных участков гражданам осуществляется в соответствии с предельными нормами предоставления, установленными законодательством.
Заявления граждан о предоставлении земельного участка в соответствии с установленным органом местного самоуправления порядком подлежали удовлетворению по мере формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления.
Заявление должно быть подано на имя главы администрации города Дербента, с приложением необходимых документов.
К заявлению о бесплатном предоставлении земельного участка должны быть приложены документы, свидетельствующие о наличии у него права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в том числе документы, указывающие на отсутствие у этого лица жилого помещения или земельного участка.
При этом необходимо учесть, что в соответствии с действующим законодательством наличие у граждан земельных участков или жилых помещений по существу является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
В целях недопущения предоставления земельных участков гражданам; имеющих земельные участки или жилые помещения, уполномоченному лицу администрации города Дербента необходимо было проверить соответствие представляемых заявителем документов требованиям закона, внести сведения в соответствующую Книгу учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков.
Однако, при предоставлении спорного земельного участка С. изложенные требования закона не были соблюдены, спорный земельный участок предоставлен С. в отсутствие установленного органами местного самоуправления порядка их предоставления (ст. 32 Закона РД "О земле").
С. на учете в администрации г. Дербента в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял, земельный участок ему предоставлен в течение нескольких дней и с нарушением очередности.
При предоставлении спорного земельного участка были нарушены и требования ч. 2 ст. 32 ЗК РФ, согласно которой, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Межевой план и кадастровый паспорт на спорный земельный участок выдан после вынесения главой администрации г. Дербента постановления о предоставлении земельного участка.
Спорный земельный участок был предоставлен в собственность бесплатно С. без выполнения в отношении него кадастровых работ и государственного кадастрового учета, то есть в нарушение установленного законом порядка.
Обстоятельства нарушения порядка предоставления земельного участка в собственность С. подтверждается и правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 21 февраля 2008 г. N 121-О-О, согласно которой, пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится, в частности, в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства. Следовательно, предоставление таких земельных участков гражданам должно осуществляться с учетом требований иных положений Земельного кодекса Российской Федерации и нормативных актов. Из пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.
Спорный земельный участок предоставлен С. бесплатно и в нарушение требований закона о рекреационной зоне, о санитарной зоне рекреационных территории, правил землепользования и застройки, в нарушение генерального плана города Дербента.
Генеральным планом города Дербента, утвержденным в 2003 г., подтверждается, что спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, следовательно, администрация г. Дербента не вправе была вообще распоряжаться этим земельным участком, находящимися в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря".
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе С. просит отменить решение суда первой инстанции, так как считает его вынесенным незаконно и необоснованно с нарушением норм действующего законодательства и оставить исковые требования без рассмотрения, отменив принятые судом обеспечительные меры.
Выводы суда не соответствует действительности, так в постановлении Администрации городского округа города N От 04.05.2009 года "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность С." прямо указано, что "рассмотрев заявление С. о предоставлении в собственность земельного участка, принадлежащего ему на основе заключения Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Дербента от 09 апреля 2009 года за N З90, в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ постановляю: земли населенных пунктов г. Дербента, площадью 323 кв. м расположенные в кадастровом квартале N :42:000056 предоставить в собственность С. на бесплатной основе, для размещения жилого дома, согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Управлению муниципальным имуществом администрации г. Дербента необходимо заключить договор с С.
3. Право на земельный участок подлежит государственной регистрации, после прохождения кадастрового учета." (л.д. 13)
Как видно из настоявшего постановления участок С. выделен после проверки соответствующим органом городской архитектурой о возможности выделении земельного участка, которая вынесла свое заключение и после чего администрация города на основании ст. 36 ЗК РФ приняла решение.
Из данного постановления следует, что земельный участок ему был предоставлен после изучения и вынесенного заключения городской архитектуры о предоставлении мне земельного участка в течение месяца согласно ст. 36 ЗК РФ.
В суде он пояснил, что проживая всю жизнь в городе Дербенте он в собственность не получал от администрации ни жилья ни земельного участка, и в соответствии со ст. 32 ЗК РД имеет право на бесплатный земельный участок.
Порядок выделения земельного участка, предусмотренной статьей 32 ЗК РД, не нарушен. Сведения представленные суду о том, что за ним числится жилая площадь не верны, так как он данную квартиру доставшуюся нашей семье по наследству от бабушки продал и деньги разделил между членами семьи еще в 2001 году что подтверждается договором купли продажи (л.д. 59).
Земельный участок С. предоставлен администрацией ГО "город Дербент" на основании его заявления на месте гаражей, приобретенных им фактически у бывших их владельцев на придомовой территории пятиэтажных многоквартирных домов ввиду того, что он нуждался в жилье. У него нет другого иного жилья. Сам он проживает со своими двумя детьми у своего брата, где проживают помимо него шесть человек. В марте 2009 года он купил гараж у гр-на И., проживающего в доме по N у гр-на Т., проживающего. Так Т. Распоряжением Дербентского горисполкома от 08 августа 1988 года за N было дано разрешение на строительство гаража по ныне (л.д. 60),
Гаражи эти расположены при домовой территории домов по. Об этом было заявлено в суде и представлены фотографии (л.д. 39 - 46)
В суде было заявлено ходатайство о признании данных сделок состоявшимися, но суд не принял во внимание заявленное ходатайство.
Основания выдачи ему земельного участка имелись и они, как указано в п. 1 Постановлении N от 04.05.2009 года, были приложены к данному постановлению. Эти обстоятельства суд надлежаще не исследовал.
Выводы суда, что земельный участок предоставлен ему без прохождения кадастрового учета также не соответствует действительности, поскольку согласно оспариваемого постановления ему в кадастровом квартале N :42:000056 предоставлено в собственность 323 кв. м земельного участка, что свидетельствует о том, что кадастровый учет был проведен.
Получить соответствующее заключение уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора на земельный участок в данном квартале в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ не было необходимости, так как данная территория придомовая и она при застройке многоэтажных домов еще до вступления в силу ЗК РФ, имела все разрешения.
О публикации в городской газете о предоставлении С. земельного участка не было необходимости, т.к. ему земельный участок выделен в соответствии со ст. 36 ЗК РФ индивидуально.
Нельзя согласиться с выводами суда о том, что спорный земельный участок предоставлен С. бесплатно и в нарушение требований закона о рекреационной зоне, о санитарной зоне рекреационных территорий, правил землепользования и застройки, в нарушение генерального плана города Дербента.
В обоснование данного вывода представлена суду "Выкопировку из генерального плана г. Дербента" в котором не указано место расположение спорного участка. Эта выкопировка годовой давности, которая составлены после выделения ему земельного участка, подлежала критической оценке.
В письме архитектора Г.М. утверждается, что рекреационная зона частично входит в квартал 56 кадастрового деления города.
Вместе с тем, к рекреационной части относится территория, расположенная за южным забором ЦРБ города Дербента, а не северная часть как указанно в письме, т.к. на северной части и находятся жилые многоэтажные дома граждан с их пристройками и гаражами.
По данному было заявлено ходатайство об истребовании доказательств по делу - зарегистрировано ли право собственности Российской Федерации на земельный участок в кадастровом квартале 05:42:000056. (л.д. 38)
Однако в нарушении ст. 166 ГПК РФ ходатайство было отклонено.
Поскольку исковое заявление администрации было зарегистрировано во входящем журнале корреспонденции Дербентского городского суда 10 мая 2010 года, а постановление главы администрации о выделении спорного земельного участка вынесено 04 мая 2010 года, ответчик в соответствии со ст. 181 ГПК РФ ходатайствовал перед судом об отклонении иска в связи пропущенным сроком исковой давности (л.д. 36 - 37).
Несмотря на заявление - ходатайство стороны ответчика о том, что исковое заявление рассматриваемое судом зарегистрировано 10.05.2012 года, суд в нарушении ст. 166 ГПК РФ вновь отклонил ходатайство без определения и в своем решении посчитал, что день сдачи искового материала в суд 04.05.2012 г., а не день регистрации заявления.
Таким образом, суд при вынесении решения неправильно применил нормы ЗК РФ, а также нарушил нормы гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание администрация ГО "г. Дербент", Управление Росреестра г. Дербента, ТУ Росимущества по Республике Дагестан, Комитет по управлению имуществом администрации г. Дербента, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что постановлением главы администрации городского округа (далее ГО) "город Дербент" от 04.05.2009 г. N С. предоставлен земельный участок для размещения жилого дома площадью 323 кв. м на бесплатной основе.
Спорный земельный участок предоставлен С. в нарушение установленного законом порядке, ст. ст. 30 Земельного кодекса РФ, 29, 32 Закона Республики Дагестан "О земле".
При рассмотрении спора, суд первой инстанции правильно применил к возникшим правоотношениям нормы закона, исходил из того, что предоставление бесплатно в собственность земельных участков осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием городской округ "город Дербент" для целей бесплатного предоставления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет.
Для предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства администрация города Дербента необходимо было определить земельные участки, предназначенные для бесплатного предоставления гражданам, с указанием площади; провести соответствующие мероприятия по формированию таких земельных участков в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ; получить соответствующее заключение уполномоченного территориального органа Роспотребсоюза (в соответствии со ст. 12 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"); определить параметры разрешенного строительства, требования к использованию участков, возможные ограничения в использовании
После проведения указанных мероприятий, необходимо было также обеспечить официальное опубликование информации о сформированных земельных участках для бесплатного предоставления, с указанием сведений о местоположении участка, его площади, кадастровом номере, цели предоставления.
Принятие решения о предоставлении земельного участка необходимо было осуществить после его формирования, при наличии положительного заключения уполномоченного территориального органа Роспотребсоюза, постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и публикации информационного сообщения о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
Выводы суда о том, что С. земельный участок был предоставлен в нарушение ст. 32 Закона РД "О земле", т. е в нарушение установленного порядка предоставления соответствуют требованиям закона и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
Материалами дела подтверждено, что межевой план и кадастровый паспорт на спорный земельный участок выдан после вынесения главой администрации города Дербента постановления о предоставлении земельного участка.
Доводы жалобы о неправильной оценке представленных доказательств не могут явиться основанием для отмены постановленного решения, так как суд воспользовался своим правом, предусмотренным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, устанавливать право суда оценивать доказательствами по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств.
Само по себе несогласие заявителя жалобы с данной оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
Доводы жалобы о том, что С. состоял в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации были предметом исследования в судебном заседании и оценены в решении суда.
Выводы суда о том, что С. на учете в администрации не состоял, земельный участок ему был предоставлен в том числе в течение нескольких дней и в нарушение очередности подтверждаются исследованными судом доказательствами, в том числе письмом начальника МБУ "Отдел по учету, распределению и приватизации жилья администрации г. Дербента".
Доводы жалобы о том, что в судебном заседании было заявлено ходатайство о признании сделки по приобретению ответчиком гаража на спорном земельном участке судебная коллегия не принимает во внимание по следующим основанием.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ суду не представлено доказательств о праве на спорный земельный участок продавца гаража. Признание сделок действительными возможно при рассмотрении судом по существу заявленных исковых требований.
Основан на материалах дела и вывод суда о том, что спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, поэтому администрация г. Дербента не вправе была распоряжаться земельным участком, находившимся в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря".
Эти обстоятельства подтверждаются материалами дела и исследованным судом генеральным планом города Дербента, утвержденным в 2003 году.
Доводы жалобы о том, что спорный земельный участок не находится в рекреационной зоне являлись предметом исследования и оценки со стороны суда в решении.
Выводы суда основаны на материалах дела и на законе.
В соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного рекреационного назначения; историко-культурного назначения; вые особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными онами.
К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 ЗК, ст. 2 ФЗ от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях").
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 г. N (в редакции от 19.07.2006 г. N), которым утверждено Положение об (кругах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которого выделяется до трех зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются в соответствии с ФЗ от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 г. N "Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения" в дополнение к Постановлению СМ РСФСР от 06.01.19971 г. N "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение" - к курортам республиканского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР.
Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 27.05.1993 г. N установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан. Законы и иные правовые акты законодательства Союза ССР и РСФСР применяются постольку, не противоречат действующему законодательству.
Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря" (пункт 4 ст. 32 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и пункт 2 ст. 16 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"), границы округа санитарной зоны данного курорта определяется на основании Постановления Совета Министров-Правительства РФ от 27.05.1993 г. N. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ..." курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
В силу п. 6 ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-"оздоровительных местностях и курортах" курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ), являются федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти).
Согласно п. 8 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Доводы жалобы о том, что иск администрацией был предъявлен в суд 10 мая 2012 года, т.е. с пропуском срока исковой давности оценены судом в решении в соответствии ст. 67 ГПК РФ, исходя из наличия записи работника канцелярии о поступлении искового заявления в суд 04 мая 2012 года.
Из материалов дела следует, что Определением Дербентского городского суда РД от 15 мая 2012 года были приняты по исковому заявлению администрации обеспечительные меры.
Это определение в установленном законом порядке обжаловано не было.
Таким образом, решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, доводы жалобы выводов суда не опровергают и оснований для отмены решения суда не имеют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
установила:
решение Дербентского городского суда РД от 29 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 19.09.2012 N 33-2634/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 сентября 2012 г. N 33-2634/2012
Судья Гаджимурадова Н.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Сидоренко М.И.
судей Магамедова Ш.М. и Магомедовой А.М.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Махачкале 19 сентября 2012 года апелляционную жалобу С. на решение Дербентского городского суда от 29.06.2012 г., которым постановлено:
"Иск администрации городского округа "город Дербент" к С., Управлению земельных и имущественных отношений о признании недействительными постановление администрации ГО "город Дербент" от 04.05.2009 г. N "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность С. для размещения жилого дома"; договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 22.05.2009 г. N, заключенный между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и С.; решение о присвоение кадастрового номера N :42:000056:120 и кадастровый паспорт; свидетельство о государственной регистрации права собственности на имя С. от 23.06.2009 г. и запись регистрации N - удовлетворить.
Признать недействительными:
- - постановление администрации ГО "город Дербент" от 04.05.2009 г. N "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность С. для размещения жилого дома";
- - договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 22.05.2009 г. N, заключенный между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и С.;
- - Решение о присвоение кадастрового номера N :42:000056:120 и кадастровый паспорт;
- - Свидетельство о государственной регистрации права собственности на имя С. от 23.06.2009 г. и запись регистрации N".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Сидоренко М.И., объяснение С., объяснение в защиту его интересов адвоката Киласова А.И. (ордер N от 17.09.2012 г.), объяснение представителя Г.Р. по доверенности N 9 от 04.06.2012 г., просивших решение суда первой инстанции отменить и постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных администрацией требований, судебная коллегия
установила:
администрация г. Дербента обратилась в суд с иском к С. о признании недействительными: постановления администрации городского округа "город Дербент" от 04.05.2009 г. N "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность С., договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 22.05.2009 г. N, заключенного между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и С., решения о присвоение кадастрового номера N :42:000056:120, кадастрового паспорта, свидетельства о государственной регистрации права собственности на имя С. от 23.06.2009 г. и записи о регистрации N.
Администрация города Дербента просила также принять меры по обеспечению иска путем запрещения ответчику отчуждать и совершать иные сделки в отношении спорного земельного участка, а Дербентскому межрайонному отделу ФГУ "Земельная кадастровая палата по РД" и Дербентскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД зарегистрировать переход права собственности на указанный земельный участок.
В обосновании заявленных требований администрация г. Дербента сослалась на то, что постановлением администрации городского округа "город Дербент" от 04.05.2009 г. N "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность С. на бесплатной основе предоставлен земельный участок для строительства индивидуального жилого дома в кадастровом квартале N, район ЦРБ. На основании указанного постановления администрации ГО "город Дербент" между С. и комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента (правопреемник Управление земельных и имущественных отношений администрации г. Дербента) заключен договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 22.05.2009 г. N.
На основании указанных документов составлен кадастровый паспорт и присвоен кадастровый номер земельному участку N :42:000056:120.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности С. зарегистрировано право собственности на земельный участок от 23.06.2009 г. N.
Предоставление С. земельного участка осуществлено в нарушение земельного, градостроительного законодательства РФ и установленного законом порядка.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, Законом Республики Дагестан "О земле" от 29.12.2003 N 45, предоставление гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства должно осуществляться в установленном законом порядке.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется Земельного кодекса РФ и иными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 32 Закона РД "О Земле" гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.
Таким образом, в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами органы местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, при этом учету подлежат жители города Дербента, постоянно проживающие на территории МО ГО "город Дербент", имеющие право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан для индивидуального жилищного строительства и подавшие соответствующее заявление на имя главы администрации города Дербента.
По смыслу закона предоставление бесплатно в собственность земельных участков указанным лицам осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием городской округ "город Дербент" для целей бесплатного предоставления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет.
Для предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства администрации города Дербента необходимо было определить земельные участки, предназначенные для бесплатного предоставления гражданам, с указанием площади; провести соответствующие мероприятия по формированию таких земельных участков в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации; получить соответствующее заключение уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора (в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"); определить параметры разрешенного строительства, требования к использованию участков, возможные ограничения в использовании и т.д.
Кроме того, после проведения указанных мероприятий, необходимо было также обеспечить официальное опубликование информации о сформированных земельных участках для бесплатного предоставления, с указанием сведений о местоположении участка, его площади, кадастровом номере, цели предоставления.
Принятие решения о предоставлении земельного участка необходимо было также осуществить после его формирования, при наличии положительного заключения уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора, постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и публикации информационного сообщения о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
При этом предоставление земельных участков гражданам осуществляется в соответствии с предельными нормами предоставления, установленными законодательством.
Заявления граждан о предоставлении земельного участка в соответствии с установленным органом местного самоуправления порядком подлежали удовлетворению по мере формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления.
Заявление должно быть подано на имя главы администрации города Дербента, с приложением необходимых документов.
К заявлению о бесплатном предоставлении земельного участка должны быть приложены документы, свидетельствующие о наличии у него права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в том числе документы, указывающие на отсутствие у этого лица жилого помещения или земельного участка.
При этом необходимо учесть, что в соответствии с действующим законодательством наличие у граждан земельных участков или жилых помещений по существу является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
В целях недопущения предоставления земельных участков гражданам; имеющих земельные участки или жилые помещения, уполномоченному лицу администрации города Дербента необходимо было проверить соответствие представляемых заявителем документов требованиям закона, внести сведения в соответствующую Книгу учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков.
Однако, при предоставлении спорного земельного участка С. изложенные требования закона не были соблюдены, спорный земельный участок предоставлен С. в отсутствие установленного органами местного самоуправления порядка их предоставления (ст. 32 Закона РД "О земле").
С. на учете в администрации г. Дербента в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял, земельный участок ему предоставлен в течение нескольких дней и с нарушением очередности.
При предоставлении спорного земельного участка были нарушены и требования ч. 2 ст. 32 ЗК РФ, согласно которой, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Межевой план и кадастровый паспорт на спорный земельный участок выдан после вынесения главой администрации г. Дербента постановления о предоставлении земельного участка.
Спорный земельный участок был предоставлен в собственность бесплатно С. без выполнения в отношении него кадастровых работ и государственного кадастрового учета, то есть в нарушение установленного законом порядка.
Обстоятельства нарушения порядка предоставления земельного участка в собственность С. подтверждается и правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 21 февраля 2008 г. N 121-О-О, согласно которой, пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится, в частности, в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства. Следовательно, предоставление таких земельных участков гражданам должно осуществляться с учетом требований иных положений Земельного кодекса Российской Федерации и нормативных актов. Из пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.
Спорный земельный участок предоставлен С. бесплатно и в нарушение требований закона о рекреационной зоне, о санитарной зоне рекреационных территории, правил землепользования и застройки, в нарушение генерального плана города Дербента.
Генеральным планом города Дербента, утвержденным в 2003 г., подтверждается, что спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, следовательно, администрация г. Дербента не вправе была вообще распоряжаться этим земельным участком, находящимися в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря".
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе С. просит отменить решение суда первой инстанции, так как считает его вынесенным незаконно и необоснованно с нарушением норм действующего законодательства и оставить исковые требования без рассмотрения, отменив принятые судом обеспечительные меры.
Выводы суда не соответствует действительности, так в постановлении Администрации городского округа города N От 04.05.2009 года "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность С." прямо указано, что "рассмотрев заявление С. о предоставлении в собственность земельного участка, принадлежащего ему на основе заключения Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Дербента от 09 апреля 2009 года за N З90, в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ постановляю: земли населенных пунктов г. Дербента, площадью 323 кв. м расположенные в кадастровом квартале N :42:000056 предоставить в собственность С. на бесплатной основе, для размещения жилого дома, согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Управлению муниципальным имуществом администрации г. Дербента необходимо заключить договор с С.
3. Право на земельный участок подлежит государственной регистрации, после прохождения кадастрового учета." (л.д. 13)
Как видно из настоявшего постановления участок С. выделен после проверки соответствующим органом городской архитектурой о возможности выделении земельного участка, которая вынесла свое заключение и после чего администрация города на основании ст. 36 ЗК РФ приняла решение.
Из данного постановления следует, что земельный участок ему был предоставлен после изучения и вынесенного заключения городской архитектуры о предоставлении мне земельного участка в течение месяца согласно ст. 36 ЗК РФ.
В суде он пояснил, что проживая всю жизнь в городе Дербенте он в собственность не получал от администрации ни жилья ни земельного участка, и в соответствии со ст. 32 ЗК РД имеет право на бесплатный земельный участок.
Порядок выделения земельного участка, предусмотренной статьей 32 ЗК РД, не нарушен. Сведения представленные суду о том, что за ним числится жилая площадь не верны, так как он данную квартиру доставшуюся нашей семье по наследству от бабушки продал и деньги разделил между членами семьи еще в 2001 году что подтверждается договором купли продажи (л.д. 59).
Земельный участок С. предоставлен администрацией ГО "город Дербент" на основании его заявления на месте гаражей, приобретенных им фактически у бывших их владельцев на придомовой территории пятиэтажных многоквартирных домов ввиду того, что он нуждался в жилье. У него нет другого иного жилья. Сам он проживает со своими двумя детьми у своего брата, где проживают помимо него шесть человек. В марте 2009 года он купил гараж у гр-на И., проживающего в доме по N у гр-на Т., проживающего. Так Т. Распоряжением Дербентского горисполкома от 08 августа 1988 года за N было дано разрешение на строительство гаража по ныне (л.д. 60),
Гаражи эти расположены при домовой территории домов по. Об этом было заявлено в суде и представлены фотографии (л.д. 39 - 46)
В суде было заявлено ходатайство о признании данных сделок состоявшимися, но суд не принял во внимание заявленное ходатайство.
Основания выдачи ему земельного участка имелись и они, как указано в п. 1 Постановлении N от 04.05.2009 года, были приложены к данному постановлению. Эти обстоятельства суд надлежаще не исследовал.
Выводы суда, что земельный участок предоставлен ему без прохождения кадастрового учета также не соответствует действительности, поскольку согласно оспариваемого постановления ему в кадастровом квартале N :42:000056 предоставлено в собственность 323 кв. м земельного участка, что свидетельствует о том, что кадастровый учет был проведен.
Получить соответствующее заключение уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора на земельный участок в данном квартале в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ не было необходимости, так как данная территория придомовая и она при застройке многоэтажных домов еще до вступления в силу ЗК РФ, имела все разрешения.
О публикации в городской газете о предоставлении С. земельного участка не было необходимости, т.к. ему земельный участок выделен в соответствии со ст. 36 ЗК РФ индивидуально.
Нельзя согласиться с выводами суда о том, что спорный земельный участок предоставлен С. бесплатно и в нарушение требований закона о рекреационной зоне, о санитарной зоне рекреационных территорий, правил землепользования и застройки, в нарушение генерального плана города Дербента.
В обоснование данного вывода представлена суду "Выкопировку из генерального плана г. Дербента" в котором не указано место расположение спорного участка. Эта выкопировка годовой давности, которая составлены после выделения ему земельного участка, подлежала критической оценке.
В письме архитектора Г.М. утверждается, что рекреационная зона частично входит в квартал 56 кадастрового деления города.
Вместе с тем, к рекреационной части относится территория, расположенная за южным забором ЦРБ города Дербента, а не северная часть как указанно в письме, т.к. на северной части и находятся жилые многоэтажные дома граждан с их пристройками и гаражами.
По данному было заявлено ходатайство об истребовании доказательств по делу - зарегистрировано ли право собственности Российской Федерации на земельный участок в кадастровом квартале 05:42:000056. (л.д. 38)
Однако в нарушении ст. 166 ГПК РФ ходатайство было отклонено.
Поскольку исковое заявление администрации было зарегистрировано во входящем журнале корреспонденции Дербентского городского суда 10 мая 2010 года, а постановление главы администрации о выделении спорного земельного участка вынесено 04 мая 2010 года, ответчик в соответствии со ст. 181 ГПК РФ ходатайствовал перед судом об отклонении иска в связи пропущенным сроком исковой давности (л.д. 36 - 37).
Несмотря на заявление - ходатайство стороны ответчика о том, что исковое заявление рассматриваемое судом зарегистрировано 10.05.2012 года, суд в нарушении ст. 166 ГПК РФ вновь отклонил ходатайство без определения и в своем решении посчитал, что день сдачи искового материала в суд 04.05.2012 г., а не день регистрации заявления.
Таким образом, суд при вынесении решения неправильно применил нормы ЗК РФ, а также нарушил нормы гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание администрация ГО "г. Дербент", Управление Росреестра г. Дербента, ТУ Росимущества по Республике Дагестан, Комитет по управлению имуществом администрации г. Дербента, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что постановлением главы администрации городского округа (далее ГО) "город Дербент" от 04.05.2009 г. N С. предоставлен земельный участок для размещения жилого дома площадью 323 кв. м на бесплатной основе.
Спорный земельный участок предоставлен С. в нарушение установленного законом порядке, ст. ст. 30 Земельного кодекса РФ, 29, 32 Закона Республики Дагестан "О земле".
При рассмотрении спора, суд первой инстанции правильно применил к возникшим правоотношениям нормы закона, исходил из того, что предоставление бесплатно в собственность земельных участков осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием городской округ "город Дербент" для целей бесплатного предоставления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет.
Для предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства администрация города Дербента необходимо было определить земельные участки, предназначенные для бесплатного предоставления гражданам, с указанием площади; провести соответствующие мероприятия по формированию таких земельных участков в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ; получить соответствующее заключение уполномоченного территориального органа Роспотребсоюза (в соответствии со ст. 12 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"); определить параметры разрешенного строительства, требования к использованию участков, возможные ограничения в использовании
После проведения указанных мероприятий, необходимо было также обеспечить официальное опубликование информации о сформированных земельных участках для бесплатного предоставления, с указанием сведений о местоположении участка, его площади, кадастровом номере, цели предоставления.
Принятие решения о предоставлении земельного участка необходимо было осуществить после его формирования, при наличии положительного заключения уполномоченного территориального органа Роспотребсоюза, постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и публикации информационного сообщения о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
Выводы суда о том, что С. земельный участок был предоставлен в нарушение ст. 32 Закона РД "О земле", т. е в нарушение установленного порядка предоставления соответствуют требованиям закона и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
Материалами дела подтверждено, что межевой план и кадастровый паспорт на спорный земельный участок выдан после вынесения главой администрации города Дербента постановления о предоставлении земельного участка.
Доводы жалобы о неправильной оценке представленных доказательств не могут явиться основанием для отмены постановленного решения, так как суд воспользовался своим правом, предусмотренным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, устанавливать право суда оценивать доказательствами по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств.
Само по себе несогласие заявителя жалобы с данной оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
Доводы жалобы о том, что С. состоял в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации были предметом исследования в судебном заседании и оценены в решении суда.
Выводы суда о том, что С. на учете в администрации не состоял, земельный участок ему был предоставлен в том числе в течение нескольких дней и в нарушение очередности подтверждаются исследованными судом доказательствами, в том числе письмом начальника МБУ "Отдел по учету, распределению и приватизации жилья администрации г. Дербента".
Доводы жалобы о том, что в судебном заседании было заявлено ходатайство о признании сделки по приобретению ответчиком гаража на спорном земельном участке судебная коллегия не принимает во внимание по следующим основанием.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ суду не представлено доказательств о праве на спорный земельный участок продавца гаража. Признание сделок действительными возможно при рассмотрении судом по существу заявленных исковых требований.
Основан на материалах дела и вывод суда о том, что спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, поэтому администрация г. Дербента не вправе была распоряжаться земельным участком, находившимся в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря".
Эти обстоятельства подтверждаются материалами дела и исследованным судом генеральным планом города Дербента, утвержденным в 2003 году.
Доводы жалобы о том, что спорный земельный участок не находится в рекреационной зоне являлись предметом исследования и оценки со стороны суда в решении.
Выводы суда основаны на материалах дела и на законе.
В соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного рекреационного назначения; историко-культурного назначения; вые особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными онами.
К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 ЗК, ст. 2 ФЗ от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях").
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 г. N (в редакции от 19.07.2006 г. N), которым утверждено Положение об (кругах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которого выделяется до трех зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются в соответствии с ФЗ от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 г. N "Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения" в дополнение к Постановлению СМ РСФСР от 06.01.19971 г. N "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение" - к курортам республиканского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР.
Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 27.05.1993 г. N установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан. Законы и иные правовые акты законодательства Союза ССР и РСФСР применяются постольку, не противоречат действующему законодательству.
Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря" (пункт 4 ст. 32 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и пункт 2 ст. 16 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"), границы округа санитарной зоны данного курорта определяется на основании Постановления Совета Министров-Правительства РФ от 27.05.1993 г. N. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ..." курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
В силу п. 6 ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-"оздоровительных местностях и курортах" курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ), являются федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти).
Согласно п. 8 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Доводы жалобы о том, что иск администрацией был предъявлен в суд 10 мая 2012 года, т.е. с пропуском срока исковой давности оценены судом в решении в соответствии ст. 67 ГПК РФ, исходя из наличия записи работника канцелярии о поступлении искового заявления в суд 04 мая 2012 года.
Из материалов дела следует, что Определением Дербентского городского суда РД от 15 мая 2012 года были приняты по исковому заявлению администрации обеспечительные меры.
Это определение в установленном законом порядке обжаловано не было.
Таким образом, решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, доводы жалобы выводов суда не опровергают и оснований для отмены решения суда не имеют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
установила:
решение Дербентского городского суда РД от 29 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)