Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Сурнина М.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Федерякиной М.А.
и судей Зубковой З.В., Кировой Т.В.
при секретаре Б.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной М.А.
дело по апелляционной жалобе О. на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 7 декабря 2011 года, которым постановлено:
возложить на О. обязанность освободить земельный участок, расположенный по адресу: Москва, ул. Яблочкова, вл. 47 от имущества - гаража N ** в течение 14 (четырнадцати) дней со дня вступления решения в законную силу. По истечении указанного срока в случае неисполнения решения суда предоставить Префектуре СВАО г. Москвы право произвести демонтаж и вывоз указанного имущества.
установила:
Истец Префектура СВАО г. Москвы обратился в суд с иском к ответчику О. и просил обязать ответчика освободить земельный участок по адресу: Москва, ул. Яблочкова, вл. 47 от принадлежащего ответчику гаража N **, ссылаясь на отсутствие у ответчика законных оснований для занятия земельного участка.
В судебное заседание представитель истца явился, исковые требования поддержал.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель третьего лица РОО МГСА в судебное заседание не явился, извещен.
Суд постановил вышеуказанное решение, которое О. просит отменить по доводам апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы "О порядке получения разрешений на установку металлических тентов и оформления прав краткосрочной аренды на земельные участки, занимаемые этими объектами" от 8 июля 2003 года запрещено размещение металлических тентов на магистралях, площадях, улицах, пешеходных дорожках, детских площадках, спортивных дворовых площадках и землях над трассами магистральных инженерных коммуникаций и инженерных коммуникаций специального назначения, в охранных зонах вентиляционных шахт, а также во внутри дворовых проездах и в гостевых "карманах", на озелененных территориях, территориях, подлежащих озеленению, согласно проектам застройки микрорайонов и в охранных зонах памятников истории и культуры.
В силу положений п. п. 1.10, 1.16 Положения о Префектуре, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 157-ПП, префектура в пределах своей компетенции участвует в реализации городской политики в области землепользования, охраны окружающей среды и градостроительной деятельности на территории административного округа города Москвы; в установленном порядке осуществляет контроль за соблюдением законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных правовых актов города Москвы на территории административного округа.
В соответствии с п. 2.2.10 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" префектура в установленном порядке принимает необходимые меры по демонтажу (сносу) некапитальных объектов.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего кодекса.
В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе. в случае самовольного занятия земельного участка.
В соответствии со ст. 76 п. п. 2, 3 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Из материалов дела видно и судом установлено, что распоряжением Префекта СВАО от 21 марта 1996 года N 497 и распоряжением Исполкома Московского городского совета народных депутатов от 19 мая 1990 года N 918 Московскому городскому совету ВДОАМ в пользование был выделен земельный участок площадью 0,7 га по адресу: Москва, Яблочкова, вл. 47. МГС ВДОАМ разрешено оборудовать временную автостоянку легкими сборно-разборными покрытиями за счет средств граждан на 150 машиномест. В соответствии с распоряжением Префекта СВАО г. Москвы от 21 марта 1996 года N 497 между Московским земельным комитетом и МГСА (правопреемником ВДОАМ) был заключен договор аренды от 26 апреля 1997 года N М-02-500800 земельного участка площадью 6805 кв. м для эксплуатации территории под крытую автостоянку для хранения личного автотранспорта жителей округа на 175 машиномест. На основании распоряжения префекта от27 сентября 2007 года N 2221 28 сентября 2007 года с РОО МГСА заключен договор краткосрочной аренды земельного участка площадью 6805 кв. м для эксплуатации территории под крытую автостоянку для хранения личного автотранспорта жителей округа на 198 машиномест.
По истечению срока действия договора аренды и в связи со строительством гаража-стоянки по программе "Народный гараж" по адресному ориентиру: Москва, ул. Яблочкова, вл. 49, договор аренды был прекращен 28 декабря 2010 года территориальным управлением Департамента земельных ресурсов города Москвы по СВАО в одностороннем порядке.
Распоряжением Префекта СВАО от 11 марта 2010 года N 188 в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 1 апреля 2008 года N 253-ПП "О городской целевой программе строительства гаражей-стоянок в городе Москве за период 2008 - 2010 гг." утвержден акт о выборе земельного участка для строительства объекта гаражного назначения по программе "Народный гараж" по адресу: Москва, ул. Яблочкова, вл. 49.
20 апреля 2011 года между Департаментом земельных ресурсов г. Москвы и ГУП г. Москвы "Дирекция гаражного строительства" заключен договор аренды земельного участка N М-02-Н00360 по адресу: <...> для проектирования и строительства гаража-стоянки.
Тот факт, что земельный участок с адресными ориентирами: Москва, ул. Яблочкова, вл. 47 входит в программу "Народный гараж", подтверждается материалами дела, согласно которым на основании распорядительных актов изменены границы земельных участков, в состав земельного участка с адресным ориентиром: <...>, входит земельный участок с адресными ориентирами: <...>.
Разрешая спор, оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд пришел к правильному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Как было установлено судом, ответчик владеет гаражом N 49, расположенным на земельном участке по адресу: <...>.
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что договор аренды земельного участка по адресу: Москва, ул. Яблочкова, вл. 47 от 28 сентября 2007 года прекратил свое действие в связи с отказом от него арендодателя в порядке статьи 610 ГК РФ. Арендатором земельного участка с адресным ориентиром: <...>, в состав которого входит спорный земельный участок, является иное юридическое лицо.
Доводы третьего лица РОО МГСА о том, что договор аренды спорного земельного участка не расторгнут, суд проверил и обоснованно дал им критическую оценку, поскольку, указанные доводы не основаны на законе и материалах дела.
В соответствии с Приложением N 1 к постановлению Правительства Москвы от 9 марта 2011 года N 63-ПП "Положение о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территории города Москвы" п. 6 при наличии владельцев гаражей, не имеющих правоподтверждающих документов, Префектура и Департамент земельных ресурсов города Москвы в рамках своей компетенции принимают необходимые меры для освобождения территории.
По обязательствам, возникшим из возведения на территории бывшей автостоянки каких-либо сооружений, надлежащим ответчиком является то лицо, которое осуществляет полномочия владения и пользования этим строением, а спор между органом государственной власти и юридическим лицом отсутствует.
Возлагая обязанность по освобождению земельного участка от гаража на ответчика, суд учел Правила пользования автостоянками и гаражами, Положение о местной организации, утвержденные правлением РОО МГСА, Устав РОО МГСА, в соответствии с которым имущество автостоянки, образованное путем внесения ее членами денежных и имущественных вкладов, полученное в результате их совместной деятельности, а также полученное от юридических или физических лиц, находится в их общем совместном владении, возведение гаражей осуществляется за счет средств граждан, гаражи находятся во владении и пользовании последних. МГСА и местные отделения не отвечают по обязательствам членов автостоянки.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установила нарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции, являющихся основанием к отмене обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, не могут являться основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Останкинского районного суда г. Москвы от 7 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 14.08.2012 ПО ДЕЛУ N 11-14021
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 августа 2012 г. по делу N 11-14021
Судья: Сурнина М.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Федерякиной М.А.
и судей Зубковой З.В., Кировой Т.В.
при секретаре Б.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной М.А.
дело по апелляционной жалобе О. на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 7 декабря 2011 года, которым постановлено:
возложить на О. обязанность освободить земельный участок, расположенный по адресу: Москва, ул. Яблочкова, вл. 47 от имущества - гаража N ** в течение 14 (четырнадцати) дней со дня вступления решения в законную силу. По истечении указанного срока в случае неисполнения решения суда предоставить Префектуре СВАО г. Москвы право произвести демонтаж и вывоз указанного имущества.
установила:
Истец Префектура СВАО г. Москвы обратился в суд с иском к ответчику О. и просил обязать ответчика освободить земельный участок по адресу: Москва, ул. Яблочкова, вл. 47 от принадлежащего ответчику гаража N **, ссылаясь на отсутствие у ответчика законных оснований для занятия земельного участка.
В судебное заседание представитель истца явился, исковые требования поддержал.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель третьего лица РОО МГСА в судебное заседание не явился, извещен.
Суд постановил вышеуказанное решение, которое О. просит отменить по доводам апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы "О порядке получения разрешений на установку металлических тентов и оформления прав краткосрочной аренды на земельные участки, занимаемые этими объектами" от 8 июля 2003 года запрещено размещение металлических тентов на магистралях, площадях, улицах, пешеходных дорожках, детских площадках, спортивных дворовых площадках и землях над трассами магистральных инженерных коммуникаций и инженерных коммуникаций специального назначения, в охранных зонах вентиляционных шахт, а также во внутри дворовых проездах и в гостевых "карманах", на озелененных территориях, территориях, подлежащих озеленению, согласно проектам застройки микрорайонов и в охранных зонах памятников истории и культуры.
В силу положений п. п. 1.10, 1.16 Положения о Префектуре, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 157-ПП, префектура в пределах своей компетенции участвует в реализации городской политики в области землепользования, охраны окружающей среды и градостроительной деятельности на территории административного округа города Москвы; в установленном порядке осуществляет контроль за соблюдением законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных правовых актов города Москвы на территории административного округа.
В соответствии с п. 2.2.10 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" префектура в установленном порядке принимает необходимые меры по демонтажу (сносу) некапитальных объектов.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего кодекса.
В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе. в случае самовольного занятия земельного участка.
В соответствии со ст. 76 п. п. 2, 3 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Из материалов дела видно и судом установлено, что распоряжением Префекта СВАО от 21 марта 1996 года N 497 и распоряжением Исполкома Московского городского совета народных депутатов от 19 мая 1990 года N 918 Московскому городскому совету ВДОАМ в пользование был выделен земельный участок площадью 0,7 га по адресу: Москва, Яблочкова, вл. 47. МГС ВДОАМ разрешено оборудовать временную автостоянку легкими сборно-разборными покрытиями за счет средств граждан на 150 машиномест. В соответствии с распоряжением Префекта СВАО г. Москвы от 21 марта 1996 года N 497 между Московским земельным комитетом и МГСА (правопреемником ВДОАМ) был заключен договор аренды от 26 апреля 1997 года N М-02-500800 земельного участка площадью 6805 кв. м для эксплуатации территории под крытую автостоянку для хранения личного автотранспорта жителей округа на 175 машиномест. На основании распоряжения префекта от27 сентября 2007 года N 2221 28 сентября 2007 года с РОО МГСА заключен договор краткосрочной аренды земельного участка площадью 6805 кв. м для эксплуатации территории под крытую автостоянку для хранения личного автотранспорта жителей округа на 198 машиномест.
По истечению срока действия договора аренды и в связи со строительством гаража-стоянки по программе "Народный гараж" по адресному ориентиру: Москва, ул. Яблочкова, вл. 49, договор аренды был прекращен 28 декабря 2010 года территориальным управлением Департамента земельных ресурсов города Москвы по СВАО в одностороннем порядке.
Распоряжением Префекта СВАО от 11 марта 2010 года N 188 в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 1 апреля 2008 года N 253-ПП "О городской целевой программе строительства гаражей-стоянок в городе Москве за период 2008 - 2010 гг." утвержден акт о выборе земельного участка для строительства объекта гаражного назначения по программе "Народный гараж" по адресу: Москва, ул. Яблочкова, вл. 49.
20 апреля 2011 года между Департаментом земельных ресурсов г. Москвы и ГУП г. Москвы "Дирекция гаражного строительства" заключен договор аренды земельного участка N М-02-Н00360 по адресу: <...> для проектирования и строительства гаража-стоянки.
Тот факт, что земельный участок с адресными ориентирами: Москва, ул. Яблочкова, вл. 47 входит в программу "Народный гараж", подтверждается материалами дела, согласно которым на основании распорядительных актов изменены границы земельных участков, в состав земельного участка с адресным ориентиром: <...>, входит земельный участок с адресными ориентирами: <...>.
Разрешая спор, оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд пришел к правильному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Как было установлено судом, ответчик владеет гаражом N 49, расположенным на земельном участке по адресу: <...>.
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что договор аренды земельного участка по адресу: Москва, ул. Яблочкова, вл. 47 от 28 сентября 2007 года прекратил свое действие в связи с отказом от него арендодателя в порядке статьи 610 ГК РФ. Арендатором земельного участка с адресным ориентиром: <...>, в состав которого входит спорный земельный участок, является иное юридическое лицо.
Доводы третьего лица РОО МГСА о том, что договор аренды спорного земельного участка не расторгнут, суд проверил и обоснованно дал им критическую оценку, поскольку, указанные доводы не основаны на законе и материалах дела.
В соответствии с Приложением N 1 к постановлению Правительства Москвы от 9 марта 2011 года N 63-ПП "Положение о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территории города Москвы" п. 6 при наличии владельцев гаражей, не имеющих правоподтверждающих документов, Префектура и Департамент земельных ресурсов города Москвы в рамках своей компетенции принимают необходимые меры для освобождения территории.
По обязательствам, возникшим из возведения на территории бывшей автостоянки каких-либо сооружений, надлежащим ответчиком является то лицо, которое осуществляет полномочия владения и пользования этим строением, а спор между органом государственной власти и юридическим лицом отсутствует.
Возлагая обязанность по освобождению земельного участка от гаража на ответчика, суд учел Правила пользования автостоянками и гаражами, Положение о местной организации, утвержденные правлением РОО МГСА, Устав РОО МГСА, в соответствии с которым имущество автостоянки, образованное путем внесения ее членами денежных и имущественных вкладов, полученное в результате их совместной деятельности, а также полученное от юридических или физических лиц, находится в их общем совместном владении, возведение гаражей осуществляется за счет средств граждан, гаражи находятся во владении и пользовании последних. МГСА и местные отделения не отвечают по обязательствам членов автостоянки.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установила нарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции, являющихся основанием к отмене обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, не могут являться основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Останкинского районного суда г. Москвы от 7 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)