Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 21.09.2012 N 4Г/6-7693

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 сентября 2012 г. N 4г/6-7693


Судья Московского городского суда Курциньш С.Э., рассмотрев кассационную жалобу П.М., поданную в интересах П.С., поступившую 16.08.2012 г., на определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12.03.2012 г. по гражданскому делу по заявлению П.С. о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка и исключении данных сведений из государственного кадастра недвижимости,
установил:

П.С. обратился в суд заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка и исключении данных сведений из государственного кадастра недвижимости, мотивируя свои требования тем, что ему принадлежат 25/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ххх, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общей площадью ___ кв. м, расположенный по адресу: Московская область, *** район, территория ПСК "В***", на основании Свидетельства о государственной регистрации права 50-АА N *** от 13.09.2010 г. Остальные доли в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок принадлежат Л.В., Л.Ю., М. 03.12.2010 г. им был получен кадастровый паспорт N ____на данный земельный участок, с удельным показателем кадастровой стоимости - 2 402,59 руб./кв. м 13.01.2011 г. он обратился в Федеральное государственное учреждение "Кадастровая палата", с письмом о разъяснении, на основании каких нормативных актов произведен расчет удельного показателя кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка. Письмом от 01.02.2011 г. Федерального государственного учреждения "Кадастровая палата" ему сообщено, что обращение заявителя направлено в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее по тексту: Управление) для рассмотрения и подготовки ответа. В ответ на его обращение Управлением даны разъяснения, в соответствии с которыми удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ххх определен на основании "Методики государственной оценки земель в садоводческих, огороднических и дачных объединениях, утвержденной приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 26.08.2002 г. N П/307", распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 г. N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области", Письма Росрегистрации от 22.03.2010 г. N 15/87-СБ.
Считая, что при определении кадастровой стоимости земельного участка Управление необоснованно применило п. 2.1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 г. N 222, касающийся определения кадастровой стоимости в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка, П.С. обратился в суд с вышеуказанным заявлением.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 20.07.2011 г. постановлено:
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по формированию недостоверных сведений в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости в размере ____ руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2 402,59 руб./кв. м, в отношении земельного участка с кадастровым номером ххх, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь ___ кв. м, расположенного по адресу: Московская область, *** район, территория ПСК "В***".
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обязанность исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в размере ____ руб. руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 402,59 руб./кв. м, в отношении земельного участка с кадастровым номером ххх, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь ____ кв. м, расположенного по адресу: Московская область, *** район, территория ПСК "В***".
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обязанность восстановить в государственном кадастре недвижимости ранее внесенные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ххх, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь ___ кв. м, расположенного по адресу: Московская область, *** район, территория ПСК "В***".
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12.03.2012 г. постановлено:
Решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 20.07.2011 г. отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления П.С. о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка и исключении данных сведений из государственного кадастра недвижимости отказать.
В своей кассационной жалобе заявитель просит отменить определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12.03.2012 г., оставить в силе решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 20.07.2011 г., ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов, изложенных в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Запросом судьи Московского городского суда от 28.08.2012 г. указанное гражданское дело истребовано из Замоскворецкого районного суда г. Москвы.
Дело поступило в кассационную инстанцию Московского городского суда 09.09.2012 г.
Согласно ч. 2 ст. 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При изучении доводов кассационной жалобы Г.А.И., Г.А.А. по материалам истребованного гражданского дела не установлены основания для передачи данной кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Судом при рассмотрении дела установлено, что заявителю принадлежат 25/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ххх, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь ____ кв. м, расположенном по адресу: Московская область, *** район, территория ПСК "В***", на основании Свидетельства о государственной регистрации права 50-АА N *** от 13.09.2010 г.
Остальные доли в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок принадлежат Л.В., Л.Ю., М.
03.12.2010 г. заявителем был получен кадастровый паспорт N ____ на данный земельный участок с удельным показателем кадастровой стоимости 2 402,59 руб./кв. м.
Не согласившись с установленным показателем кадастровой стоимости земельного участка, заявитель 13.01.2011 г. обратился в Федеральное государственное учреждение "Кадастровая палата", с письмом о разъяснении, на основании каких нормативных актов произведен расчет удельного показателя кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка.
Письмом от 01.02.2011 г. Федерального государственного учреждения "Кадастровая палата" ему сообщено, что обращение заявителя направлено в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее по тексту: Управление) для рассмотрения и подготовки ответа.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области письмом от 01.032011 г. сообщило заявителю о том, что удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ххх определен на основании "Методики государственной оценки земель в садоводческих, огороднических и дачных объединениях, утвержденной приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 26.08.2002 г. N П/307", распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 г. N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области", Письма Росрегистрации от 22.03.2010 г. N 15/87-СБ.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость принадлежащего П.С. земельного участка подлежит расчету исходя из значения удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 30.11.2006 г. N 151-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Московской области". Соответственно, возложил обязанность на Управление Росреестра по Московской области восстановить в государственном кадастре недвижимости ранее внесенные сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка.
С указанным выводом судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда не согласилась.
Так, согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено в пункте 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом от 12.08.2006 г. N 222 Минэкономразвития РФ утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1.2 Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- - образования нового земельного участка;
- - изменения площади земельного участка при упорядочении его границ;
- - изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- - перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- - выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
В пунктом 2.1.2 Методических указаний предусмотрено, что в случае образования нового земельного участка или выявления ранее учтенного земельного участка в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель, соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Пунктом 5 Правил проведения государственной оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316 (ред. от 30.06.2010 г.) "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" установлено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 13 Правил проведения государственной оценки земель при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Приказом Министерства экономического развития и торговли от 15.02.2007 г. N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Порядок определения значения удельного показателя кадастровой стоимости предусмотрен разделом 2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Согласно пункту 2.2.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков строится с учетом факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, сведений о значении таких факторов, группировки земельных участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости.
Пунктом 2.2.7 раздела 2 Методических указаний предусмотрено что, если построенная статистическая модель выражает зависимость удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровой стоимости земельного участка в расчете на единицу его площади) от значений факторов стоимости, кадастровая стоимость земельного участка определяется следующим образом:
- - определяется удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка путем подстановки значений факторов стоимости земельного участка в статистическую модель расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- - определяется кадастровая стоимость земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка.
Судом установлено, что ранее земельный участок с кадастровым номером ххх был учтен в государственном кадастре недвижимости в качестве земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства. Его кадастровая стоимость была определена в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 30.11.2006 г. N 151-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Московской области".
В связи с выведением земельного участка из сельскохозяйственного оборота в установленном порядке был изменен вид его разрешенного использования: для дачного строительства. В связи с чем в отношении его действуют Результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, утвержденных распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 г. N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области"
Указанным Распоряжением установлен средний уровень кадастровой стоимости садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам, согласно которому средний уровень кадастровой стоимости по дачным объединениям по субъекту РФ составил 2 402 руб.
Расчет кадастровой стоимости земельного участка ххх произведен путем умножения среднего удельного показателя для субъекта РФ на площадь земельного участка, кадастровая стоимость составила ____ руб. ___ коп.
Такой порядок определения кадастровой стоимости земельного участка применен Управлением Росреестра по Московской области на основании п. 2.4 Методических указаний, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. N 222 (ред. от 02.11.2009 г.) "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", которым предусмотрено, что в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка при упорядочении его границы, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи, происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
В соответствии с п. 2.3.1 Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Таким образом, судом второй инстанции сделан правильный вывод о том, что решение регистрирующего органа об определении кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с требованиями Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, Методических указаний по государственной кадастровой оценки земель Административного регламента исполнения государственной кадастровой оценки земель является законным и обоснованным.
Доводы, приведенные заявителем в рассматриваемой кассационной жалобе, как усматривается из их содержания, не могут служить основанием для отмены определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда в кассационном порядке, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы суда второй инстанции и ставящих под сомнение законность судебного акта, постановленного по данному делу, основаны на неверном толковании норм права, фактически направлены на переоценку и иное толкование заявителем доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, установленной положениями ст. 390 ГПК РФ, а также применительно к ст. 387 ГПК РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, и правом переоценки доказательств не наделен, а равно требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке (порядке надзора). Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора (в н.в. кассационном порядке) по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
При рассмотрении дела судом не допущено существенное нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права. В кассационной жалобе отсутствуют обстоятельства, которые могли бы в силу ст. 387 ГПК являться основанием к отмене состоявшихся судебных постановлений.
Руководствуясь ст. 383. 387 ГПК РФ,
определил:

в передаче кассационной жалобы П.М., поданную в интересах П.С., на определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12.03.2012 г. для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда
С.Э.КУРЦИНЬШ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)