Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.09.2012 N 7-513/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 4 сентября 2012 г. N 7-513/2012


Судья Костенко Г.В.

Судья Ленинградского областного суда Андреева Т.Б., при секретаре Я., рассмотрев жалобу государственного инспектора Сланцевского района по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Ленинградской области Н. на решение судьи Сланцевского городского суда Ленинградской области от 3 августа 2012 года в отношении главы администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

установил:

постановлением государственного инспектора Сланцевского района по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Ленинградской области Н. от 11 июля 2012 года глава администрации Старопольского сельского поселения Г. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере шести тысяч рублей.
Из указанного акта следует, что глава администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение Г., являясь должностным лицом, ответственным за обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории поселения, "нарушил п. 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации N 390 от 25.04.2012, ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности", на 30.05.2012 г. не создал условия для забора в любое время года воды из источника наружного водоснабжения - озера Пенино, расположенного на территории поселения у д. Пенино и на прилегающих к озеру территориях других населенных пунктов Старопольского сельского поселения.
Решением судьи Сланцевского городского суда Ленинградской области от 3 августа 2012 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении главы администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области Г.
В жалобе государственного инспектора отдела надзорной деятельности Сланцевского района по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Ленинградской области Н. содержится просьба об отмене постановления судьи и о возврате дела в суд на новое рассмотрение. Податель жалобы считает, что выводы судьи не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на неверном толковании и применении норм материального права, регулирующего правоотношения в области пожарной безопасности.
В судебном заседании податель жалобы доводы, изложенные в ней, поддержал.
Г. заблаговременно извещен о дне, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайствовал об отложении дела в связи с занятостью в другом судебном разбирательстве. Ходатайство подлежит отклонению, поскольку заявителем не представлены документальные доказательства его непосредственного участия в другом судебном процессе; кроме того, Г., привлекаемый к административной ответственности как должностное лицо, не лишен возможности направить своего представителя в судебное заседание по настоящему делу, в связи с чем, в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие Г.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены судебного постановления.
Принимая решение о прекращении производства по делу, суд сославшись на нормы ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1 ст. 4.1 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденные Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 178, пришел к выводу о том, что по состоянию на 01.01.2012 года в дер. Дретно зарегистрировано три человека, при этом, в дер. Рожновье на расстоянии 1,8 км от дер. Дретно устроен пожарный резервуар объемом 25 куб. м в подземном исполнении и дер. Дретно попадает в зону использования данного резервуара, таким образом, наружного противопожарного водоснабжения в указанных населенных пунктах не требуется, а потому в действиях главы администрации Г. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Вместе с тем выводы суда не основаны на представленных материалах, в которых отсутствуют сведения о количестве проживающих и пребывающих сезонно гражданах в указанных населенных пунктах. Кроме того, в деле вообще нет данных о наличии искусственного подземного пожарного резервуара на территории Старопольского сельского поселения, и что указанный резервуар соответствует требованиям, предъявляемым нормами и правилами, регламентирующими устроение источников пожаротушения и возможность его использования в том числе при тушении пожаров в дер. Пенино Старопольского сельского поселения.
При отмене постановления должностного лица пожарного надзора, судом не приняты во внимание положения п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (действовавших на момент обнаружения правонарушения), согласно которому при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Действующим в настоящее время п. 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, также предусмотрено, что органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.
В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В силу ст. 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно статье 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 Закона N 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).
Согласно статье 68 Закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2).
Таким образом, при рассмотрении жалобы суду надлежало проанализировать указанные правовые нормы для установления объективной стороны правонарушения по делу, чего сделано не было.
При рассмотрении жалобы судом вообще не исследовался вопрос и не дана оценка привлечению Г. как должностного лица к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, тогда как одним из доводов жалобы Г. явились ссылки на то, что он не является субъектом данного правонарушения.
Вместе с тем, следует отметить, что административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, является нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, и частями 3 - 8 настоящей статьи. Объективную сторону административного правонарушения составляют действия или бездействие указанных в ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ субъектов административной ответственности (граждан, должностных лиц и юридических лиц), состоящие в невыполнении обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, возложенных на них соответствующими правовыми нормами.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, руководители органов местного самоуправления (ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности").
Изложенные обстоятельства, являющиеся существенными для правильного разрешения дела, не были исследованы и не получили должной оценки, что не позволяет рассматривать принятое решение как законное и обоснованное, а потому оно подлежит отмене.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Сланцевского городского суда Ленинградской области от 3 августа 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области Г., отменить.
Дело возвратить в Сланцевский городской суд Ленинградской области на новое рассмотрение.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)