Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Голодова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Аганесовой О.Б.,
судей Теплова И.П., Мищенко С.В.,
при секретаре Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе М.А. и М.Л.М. на решение Тотемского районного суда Вологодской области от 31 июля 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявления М.А., М.Л.М. о признании за М.А. и М.Л.М. права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <...>.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Аганесовой О.Б., судебная коллегия
установила:
М.А. и М.Л.М. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации Бабушкинского сельского поселения и Комитету по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района о признании распоряжения N ... от <...> "О предоставлении земельных участков под строительство" законным, обязании приостановить действия по формированию земельного участка, обязании заключить соответствующий договор на земельный участок.
В обоснование исковых требований указали, что согласно распоряжению главы администрации Бабушкинского сельсовета Бабушкинского района от <...> N ... "О предоставлении земельных участков под строительство" на основании акта выбора земельного участка под строительство одноквартирного жилого дома от <...> и их заявления им был выделен земельный участок по адресу: <...>, площадью ... га. Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора выдано разрешение на выполнение по указанному адресу строительно-монтажных работ N ... от <...>. Получив соответствующие разрешения, они приступили к выполнению на данном участке строительных работ, возвели блочный фундамент. В настоящее время ответчиком дано разрешение на занятие указанного участка третьим лицам и начато выполнение работ по формированию земельного участка.
Просили суд признать распоряжение главы администрации Бабушкинского сельсовета Бабушкинского района от <...> N ... "О предоставлении земельных участков под строительство" законным, обязать ответчика приостановить действия по формированию земельного участка и заключить с ними соответствующий договор на земельный участок.
В судебном заседании истцы М.А., М.Л.М., их представитель по доверенности адвокат Ескина Я.С. требования изменили, просили суд признать за М.А. и М.Л.М. право общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, исковые требования поддержали с учетом принятого судом уточнения. М.Л.М. суду пояснила, что при предоставлении им спорного земельного участка вид права, на котором он предоставляется, сотрудником администрации с ними не оговаривался, о необходимости заключения на данный участок договора аренды и внесения за него арендной платы им известно не было, межевых работ по формированию земельного участка они не проводили, межевых знаков на участке не имеется, право собственности на расположенный на участке объект незавершенного строительства не оформлено.
Представитель истцов Ескина Я.С. дополнительно суду пояснила, что закладка фундамента на спорном земельном участке произведена в пределах срока действия разрешения на строительство, считала ссылку органов местного самоуправления на нецелевое использование М. земельного участка несостоятельной, поскольку ими приняты меры по возведению там жилого дома.
Представитель Комитета по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района К. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, суду пояснила, что распоряжение главы администрации Бабушкинского сельсовета Бабушкинского района от <...> N ... "О предоставлении земельных участков под строительство" не является документом, на основании которого возможно использование земельного участка, поскольку указанное распоряжение является основанием для заключения договора аренды, фактически истцами незаключенного.
Представитель Администрации Бабушкинского сельского поселения Г.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что распоряжение о предоставлении М.А. спорного земельного участка подписано им, однако договор аренды данной земли с М.А. не заключался, арендная плата за участок не вносилась.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе М.А. и М.Л.М. с принятым решением не согласились, ссылаясь на неполное исследование судом фактических обстоятельств дела, наличие у них оснований для предоставления спорного земельного участка им в собственность, просят оспариваемое решение отменить.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы не находит основания для его отмены.
В силу положений ст. ст. 80, 81 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцам земельного участка, земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией. Земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, используются для возведения жилых домов и служебно-хозяйственных строений.
В силу п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 9.1 вышеуказанного Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" граждане, которым земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой участок не может предоставляться в частную собственность.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что на основании распоряжения главы администрации Бабушкинского сельсовета Бабушкинского района от <...> N ... "О предоставлении земельных участков под строительство" на основании акта выбора земельного участка под строительство одноквартирного жилого дома от <...> и заявления М.А. выделен земельный участок по адресу: <...>, площадью ... га. Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора выдано разрешение на выполнение по указанному адресу строительно-монтажных работ N ... от <...>. Договор аренды указанного земельного участка с М.А. не заключался, арендная плата за земельный участок не уплачивалась. указанный земельный участок без установления его границ на местности был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер N .... На основании постановления главы администрации Бабушкинского муниципального района N ... от <...> утверждена схема расположения земельного участка общей площадью ... кв. м по адресу: <...>, для строительства и эксплуатации индивидуального одноквартирного жилого дома, сформированного из земель населенных пунктов кадастрового квартала N ... с ... им ..., о чем в газете "Знамя" N ... (N ...) было опубликовано информационное сообщение. По участку N ..., расположенному по адресу: <...>, застройщиком Ц. подано заявление на строительство жилого дома, аукцион по продаже земельного участка не проводился, договор аренды на земельный участок с Ц. не заключался. В соответствии с информацией Управления Федеральной службы кадастра картографии по Вологодской области, ГП ВО "Вологдатехинвентаризация" сведения о зарегистрированных правах на земельный участок по адресу: <...> отсутствуют.
М.А. и М.Л.М. обратились в суд с требованием о признании за ними права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <...>.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РСФСР граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, подают заявление в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков. В заявлении должны быть указаны цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение. При передаче всего земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю.
Президентом Российской Федерации издан Указ N 1767 от 27 октября 1993 года "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (далее - Указ), который вступил в силу с момента опубликования (опубликован в "Российской газете" N 202 от 29 октября 1993 года).
В пункте 1 Указа установлено, что земельные участки и все, что прочно с ними связано, относятся к недвижимости. А совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства и данного Указа.
Право собственности на землю удостоверяется свидетельством, которое выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации. Свидетельство на право собственности на землю подлежит обязательной регистрации в регистрационной (поземельной) книге (пункт 3 Указа).
Указом была установлена ускоренная процедура оформления права собственности на участок. Допускалось принятие решения органа местной администрации о предоставлении, продаже земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка без составления плана участка (п. 9). Однако при отсутствии чертежа границ земельного участка соответствующий комитет по земельным ресурсам и землеустройству в месячный срок после государственной регистрации права собственности на землю должен был произвести установление и оформление границ земельного участка и выдать собственнику копию чертежа границ участка.
В соответствии со ст. 112 Земельного кодекса РСФСР землеустройство включает систему мероприятий, направленных на осуществление земельного законодательства, решений Советов народных депутатов по организации использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.
Статьей 114 Земельного кодекса РСФСР предусмотрены организация и порядок проведения землеустройства, согласно которой землеустроительный процесс состоит из подготовительных работ, разработки прогнозов, схем, проектов землеустройства, рассмотрения и утверждения проектной документации, перенесения проектов в натуру (на местность), оформления и выдачи землеустроительных материалов и документов, осуществления авторского надзора за выполнением проектов землеустройства собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами.
Землеустройство проводится по решениям Советов народных депутатов, по инициативе Государственного комитета РСФСР по земельной реформе и его органов на местах или по ходатайству заинтересованных собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и осуществляется государственными проектными организациями по землеустройству за счет средств государственного бюджета. Разработка землеустроительных проектов, связанных с устройством территории, коренным улучшением и охраной земельных участков от селей, оползней, подтопления и засоления, может проводиться также по инициативе собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов за их счет и другими землеустроительными организациями.
Землеустроительные проекты составляются при участии заинтересованных собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и после утверждения переносятся в натуру (на местность) с обозначением границ земельных участков и полей севооборотов межевыми знаками установленного образца.
Установленная в порядке землеустройства организация территории является обязательной для собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.
В соответствии с п. 1 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08 апреля 1996 года, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.
Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.
Межевание земель выполняют проектно-изыскательские организации Роскомзема, а также граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии на право выполнения этих работ.
Согласно п. 2 Инструкции межевание земель включает подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; полевое обследование и оценку состояния пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и опорной межевой сети (ОМС) - опорных межевых знаков (ОМЗ); полевое обследование границ размежевываемого земельного участка с оценкой состояния межевых знаков; составление технического проекта (задания) межевания земель; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков; сдачу пунктов ОМС на наблюдение за сохранностью; определение координат пунктов ОМС и межевых знаков; определение площади земельного участка; составление чертежа границ земельного участка; контроль и приемку результатов межевания земель производителем работ; государственный контроль за установлением и сохранностью межевых знаков; формирование межевого дела; сдачу материалов в архив.
Однако, как установлено судом первой инстанции, границы земельного участка, предоставленного М.А. распоряжением главы администрации Бабушкинского сельсовета Бабушкинского района от <...> N ... "О предоставлении земельных участков под строительство", не установлен в соответствии с требованиями земельного законодательства, не индивидуализирован как объект недвижимости и не может выступать предметом гражданского оборота, в установленном законом порядке, поскольку его границы и площадь не установлены, его межевание на момент рассмотрения дела судом первой инстанции не осуществлено, таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что спорный земельный участок является именно тем участком, который ранее предоставлялся М.А. в пользование, в связи с чем, не доказан факт нарушения прав и законных интересов истцов в соответствии с предметом и основаниями заявленных исковых требований.
Судебная коллегия считает, что при вынесении решения суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и приведенным нормам действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене постановленного решения не содержат, основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом проверки суда первой инстанции, а также к переоценке исследованных в судебном заседании доказательств, в то время как оснований для переоценки судебная коллегия не усматривает.
Суд в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценил все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Ссылок на процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием к отмене судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тотемского районного суда Вологодской области от 31 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М.А. и М.Л.М. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.09.2012 N 33-3921/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2012 г. N 33-3921/2012
Судья Голодова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Аганесовой О.Б.,
судей Теплова И.П., Мищенко С.В.,
при секретаре Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе М.А. и М.Л.М. на решение Тотемского районного суда Вологодской области от 31 июля 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявления М.А., М.Л.М. о признании за М.А. и М.Л.М. права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <...>.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Аганесовой О.Б., судебная коллегия
установила:
М.А. и М.Л.М. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации Бабушкинского сельского поселения и Комитету по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района о признании распоряжения N ... от <...> "О предоставлении земельных участков под строительство" законным, обязании приостановить действия по формированию земельного участка, обязании заключить соответствующий договор на земельный участок.
В обоснование исковых требований указали, что согласно распоряжению главы администрации Бабушкинского сельсовета Бабушкинского района от <...> N ... "О предоставлении земельных участков под строительство" на основании акта выбора земельного участка под строительство одноквартирного жилого дома от <...> и их заявления им был выделен земельный участок по адресу: <...>, площадью ... га. Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора выдано разрешение на выполнение по указанному адресу строительно-монтажных работ N ... от <...>. Получив соответствующие разрешения, они приступили к выполнению на данном участке строительных работ, возвели блочный фундамент. В настоящее время ответчиком дано разрешение на занятие указанного участка третьим лицам и начато выполнение работ по формированию земельного участка.
Просили суд признать распоряжение главы администрации Бабушкинского сельсовета Бабушкинского района от <...> N ... "О предоставлении земельных участков под строительство" законным, обязать ответчика приостановить действия по формированию земельного участка и заключить с ними соответствующий договор на земельный участок.
В судебном заседании истцы М.А., М.Л.М., их представитель по доверенности адвокат Ескина Я.С. требования изменили, просили суд признать за М.А. и М.Л.М. право общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, исковые требования поддержали с учетом принятого судом уточнения. М.Л.М. суду пояснила, что при предоставлении им спорного земельного участка вид права, на котором он предоставляется, сотрудником администрации с ними не оговаривался, о необходимости заключения на данный участок договора аренды и внесения за него арендной платы им известно не было, межевых работ по формированию земельного участка они не проводили, межевых знаков на участке не имеется, право собственности на расположенный на участке объект незавершенного строительства не оформлено.
Представитель истцов Ескина Я.С. дополнительно суду пояснила, что закладка фундамента на спорном земельном участке произведена в пределах срока действия разрешения на строительство, считала ссылку органов местного самоуправления на нецелевое использование М. земельного участка несостоятельной, поскольку ими приняты меры по возведению там жилого дома.
Представитель Комитета по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района К. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, суду пояснила, что распоряжение главы администрации Бабушкинского сельсовета Бабушкинского района от <...> N ... "О предоставлении земельных участков под строительство" не является документом, на основании которого возможно использование земельного участка, поскольку указанное распоряжение является основанием для заключения договора аренды, фактически истцами незаключенного.
Представитель Администрации Бабушкинского сельского поселения Г.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что распоряжение о предоставлении М.А. спорного земельного участка подписано им, однако договор аренды данной земли с М.А. не заключался, арендная плата за участок не вносилась.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе М.А. и М.Л.М. с принятым решением не согласились, ссылаясь на неполное исследование судом фактических обстоятельств дела, наличие у них оснований для предоставления спорного земельного участка им в собственность, просят оспариваемое решение отменить.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы не находит основания для его отмены.
В силу положений ст. ст. 80, 81 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцам земельного участка, земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией. Земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, используются для возведения жилых домов и служебно-хозяйственных строений.
В силу п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 9.1 вышеуказанного Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" граждане, которым земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой участок не может предоставляться в частную собственность.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что на основании распоряжения главы администрации Бабушкинского сельсовета Бабушкинского района от <...> N ... "О предоставлении земельных участков под строительство" на основании акта выбора земельного участка под строительство одноквартирного жилого дома от <...> и заявления М.А. выделен земельный участок по адресу: <...>, площадью ... га. Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора выдано разрешение на выполнение по указанному адресу строительно-монтажных работ N ... от <...>. Договор аренды указанного земельного участка с М.А. не заключался, арендная плата за земельный участок не уплачивалась. указанный земельный участок без установления его границ на местности был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер N .... На основании постановления главы администрации Бабушкинского муниципального района N ... от <...> утверждена схема расположения земельного участка общей площадью ... кв. м по адресу: <...>, для строительства и эксплуатации индивидуального одноквартирного жилого дома, сформированного из земель населенных пунктов кадастрового квартала N ... с ... им ..., о чем в газете "Знамя" N ... (N ...) было опубликовано информационное сообщение. По участку N ..., расположенному по адресу: <...>, застройщиком Ц. подано заявление на строительство жилого дома, аукцион по продаже земельного участка не проводился, договор аренды на земельный участок с Ц. не заключался. В соответствии с информацией Управления Федеральной службы кадастра картографии по Вологодской области, ГП ВО "Вологдатехинвентаризация" сведения о зарегистрированных правах на земельный участок по адресу: <...> отсутствуют.
М.А. и М.Л.М. обратились в суд с требованием о признании за ними права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <...>.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РСФСР граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, подают заявление в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков. В заявлении должны быть указаны цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение. При передаче всего земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю.
Президентом Российской Федерации издан Указ N 1767 от 27 октября 1993 года "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (далее - Указ), который вступил в силу с момента опубликования (опубликован в "Российской газете" N 202 от 29 октября 1993 года).
В пункте 1 Указа установлено, что земельные участки и все, что прочно с ними связано, относятся к недвижимости. А совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства и данного Указа.
Право собственности на землю удостоверяется свидетельством, которое выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации. Свидетельство на право собственности на землю подлежит обязательной регистрации в регистрационной (поземельной) книге (пункт 3 Указа).
Указом была установлена ускоренная процедура оформления права собственности на участок. Допускалось принятие решения органа местной администрации о предоставлении, продаже земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка без составления плана участка (п. 9). Однако при отсутствии чертежа границ земельного участка соответствующий комитет по земельным ресурсам и землеустройству в месячный срок после государственной регистрации права собственности на землю должен был произвести установление и оформление границ земельного участка и выдать собственнику копию чертежа границ участка.
В соответствии со ст. 112 Земельного кодекса РСФСР землеустройство включает систему мероприятий, направленных на осуществление земельного законодательства, решений Советов народных депутатов по организации использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.
Статьей 114 Земельного кодекса РСФСР предусмотрены организация и порядок проведения землеустройства, согласно которой землеустроительный процесс состоит из подготовительных работ, разработки прогнозов, схем, проектов землеустройства, рассмотрения и утверждения проектной документации, перенесения проектов в натуру (на местность), оформления и выдачи землеустроительных материалов и документов, осуществления авторского надзора за выполнением проектов землеустройства собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами.
Землеустройство проводится по решениям Советов народных депутатов, по инициативе Государственного комитета РСФСР по земельной реформе и его органов на местах или по ходатайству заинтересованных собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и осуществляется государственными проектными организациями по землеустройству за счет средств государственного бюджета. Разработка землеустроительных проектов, связанных с устройством территории, коренным улучшением и охраной земельных участков от селей, оползней, подтопления и засоления, может проводиться также по инициативе собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов за их счет и другими землеустроительными организациями.
Землеустроительные проекты составляются при участии заинтересованных собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и после утверждения переносятся в натуру (на местность) с обозначением границ земельных участков и полей севооборотов межевыми знаками установленного образца.
Установленная в порядке землеустройства организация территории является обязательной для собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.
В соответствии с п. 1 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08 апреля 1996 года, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.
Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.
Межевание земель выполняют проектно-изыскательские организации Роскомзема, а также граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии на право выполнения этих работ.
Согласно п. 2 Инструкции межевание земель включает подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; полевое обследование и оценку состояния пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и опорной межевой сети (ОМС) - опорных межевых знаков (ОМЗ); полевое обследование границ размежевываемого земельного участка с оценкой состояния межевых знаков; составление технического проекта (задания) межевания земель; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков; сдачу пунктов ОМС на наблюдение за сохранностью; определение координат пунктов ОМС и межевых знаков; определение площади земельного участка; составление чертежа границ земельного участка; контроль и приемку результатов межевания земель производителем работ; государственный контроль за установлением и сохранностью межевых знаков; формирование межевого дела; сдачу материалов в архив.
Однако, как установлено судом первой инстанции, границы земельного участка, предоставленного М.А. распоряжением главы администрации Бабушкинского сельсовета Бабушкинского района от <...> N ... "О предоставлении земельных участков под строительство", не установлен в соответствии с требованиями земельного законодательства, не индивидуализирован как объект недвижимости и не может выступать предметом гражданского оборота, в установленном законом порядке, поскольку его границы и площадь не установлены, его межевание на момент рассмотрения дела судом первой инстанции не осуществлено, таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что спорный земельный участок является именно тем участком, который ранее предоставлялся М.А. в пользование, в связи с чем, не доказан факт нарушения прав и законных интересов истцов в соответствии с предметом и основаниями заявленных исковых требований.
Судебная коллегия считает, что при вынесении решения суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и приведенным нормам действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене постановленного решения не содержат, основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом проверки суда первой инстанции, а также к переоценке исследованных в судебном заседании доказательств, в то время как оснований для переоценки судебная коллегия не усматривает.
Суд в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценил все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Ссылок на процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием к отмене судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тотемского районного суда Вологодской области от 31 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М.А. и М.Л.М. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)