Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Ночевника С.Г., Тумашевич Н.С.,
при секретаре В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 28 сентября 2012 года по заявлению Р.Э. <...> о признании незаконным бездействия в виде отказа в отнесении земельного участка к землям определенной категории.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ночевника С.Г., объяснения заявителя Р.Э., возражения представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области В.С., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Р.Э. обратилась в Выборгский городской суд Ленинградской области с заявлением о признании бездействия администрации МО "Выборгский район" ЛО в виде отказа в отнесении земельного участка площадью 700 кв. м под 1/2 дома с кадастровым номером N по адресу: <адрес> к землям категории земель - земли населенных пунктов незаконным и обязании администрации МО "Выборгский район" ЛО в течение пяти рабочих дней, со дня получения вступившего в законную силу решения, издать нормативный правовой документ в виде постановления об отнесении указанного земельного участка к категории земель - земли населенных пунктов.
В обоснование своих требований в заявлении указала, что 25.12.1995 г. <ФИО13> купил у <ФИО14> 1/2 дома в <адрес>, дом без номера. Постановлением главы администрации Красносельской волости Выборгского района ЛО от 18.06.1996 N 66 <ФИО5> был выделен земельный участок площадью 0,07 га в <адрес> при покупке 1/2 дома у <ФИО6> с передачей в собственность. <ФИО5> умер 06.05.1998. Свидетельство о праве на наследство по закону на указанный дом выдано супруге умершего - <ФИО7>, которая умерла 05.04.2003. 02.11.2011 Выборгским городским судом за заявителем признано право на 1/2 в праве общей долевой собственности на жилой дом, как за наследницей <ФИО7>. Обращение заявителя об установлении категории земельного участка, занимаемого домом, было оставлено без рассмотрения в связи с отсутствием необходимости в установлении категории земельного участка (л.д. 3 - 4).
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 28 сентября 2012 года заявление Р.Э. удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации МО "Выборгский район" ЛО, выразившееся в отказе Р.Э. в отнесении земельного участка с кадастровым номером N к определенной категории земель. Администрация МО "Выборгский район" ЛО обязана издать нормативный правовой акт об отнесении земельного участка с кадастровым номером N к определенной категории земель (л.д. 28 - 33).
Администрация МО "Выборгский район" ЛО не согласилась с указанным решением суда и подала апелляционную жалобу с требованием решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Р.Э. требований. В обоснование своих доводов в апелляционной жалобе указала, что в материалах дела находится обзорный план земельного участка с кадастровым номером N содержащий сведения о его категории - земли населенных пунктов. Следовательно, усматривается бездействие ФГБУ "ФКП Росреестра" по ЛО выраженное в отказе во включении в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости информации о категории земельного участка, которое заявителем не оспаривалось. Переписка между Р.Э. и КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО, обладающим статусом юридического лица, не является действием (бездействием) администрации МО "Выборгский район" ЛО (л.д. 36 - 37).
Присутствующий при рассмотрении апелляционной жалобы представитель заинтересованного лица В.С. поддержал доводы апелляционной жалобы и просил решение суда отменить.
Заинтересованное лицо <ФИО1> с доводами апелляционной жалобы не согласилась и просила в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, постановлением главы администрации Красносельской волости Выборгского района ЛО N 66 от 18.06.1996 "О закреплении земельного участка при покупке дома" <ФИО5> выделен земельный участок площадью 0,07 га при покупке 1/2 дома у <ФИО6> с передачей в собственность (л.д. 9).
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 02.11.2011 за Р.Э., в порядке наследования, признано право собственности на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на одноэтажный жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес>, дом без номера (л.д. 7 - 8).
Из имеющегося в материалах гражданского дела кадастрового паспорта земельного участка с номером N и местоположением: <адрес> следует, что в отношении указанного земельного участка отсутствуют сведения о категории земель и правах на указанный земельный участок (л.д. 11).
На обращение Р.Э. председателем КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО был дан ответ, что указанный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов. Изменения в отношении категории данного земельного участка не рассматривались. Необходимость в установлении категории земельного участка отсутствует (л.д. 13).
Согласно ответу на обращение Р.Э. из Выборгского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области обозначенное на обзорном плане земельного участка, прилагаемого к обращению, место расположения земельного участка является частью земель <адрес>. Указанные земли были включены в состав земель п. Стрельцово в составе общей площади решением Президиума Выборгского городского Совета народных депутатов Ленинградской области от 11.10.1991 N 35/10 (л.д. 14 - 15).
Удовлетворяя заявление Р.Э., суд первой инстанции исходил из того, что в материалах дела отсутствуют письменные доказательства с достоверностью свидетельствующие об отнесении спорного земельного участка к определенной категории земель.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда согласиться не может, поскольку они не соответствуют закону и имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела следует, что решением Президиума Выборгского городского Совета народных депутатов Ленинградской области от 11 октября 1991 года N 35/10 "Об установлении черты сельских населенных пунктов и передаче земель в ведение сельских и поселковых Советов народных депутатов в районе" утверждены материалы землеустроительного дела по установлению черты сельских населенных пунктов и передаче земель в ведение и распоряжение сельских и поселковых Советов народных депутатов района. При этом, в приложении N 1 к решению от 11 октября 1991 года N 35/10 содержатся сведения о том, что площадь земель, подлежащих изъятию из состава земель сельскохозяйственных и других предприятий, организаций и учреждений и передаче Красносельскому Совету народных депутатов составляет 889 га, из них сельскохозяйственных угодий - 340 га, в том числе интенсивного использования - 132 га, из них пашни - 87 га, приусадебных земель - 84 га, огородов - 81 га (л.д. 16 - 17).
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что без внимания суда первой инстанции осталось то обстоятельство, что на момент принятия 11 октября 1991 года Президиумом Выборгского городского Совета народных депутатов Ленинградской области решения N 35/10 действовали следующие нормы материального права, регламентировавшие земельные правоотношения.
Статьей 13 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, принятых Верховным Советом СССР 28 февраля 1990 года (далее - Основы), была установлена компетенция местных Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений, а статьи 27 и 28 данных Основ регламентировали вопросы соответственно о землях городов и поселков городского типа и землях сельских населенных пунктов.
Исходя из положений ст. 16 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 года 374-1 "О земельной реформе", утратившего силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации", земельная реформа проводилась поэтапно. На первом этапе осуществлялось закрепление за местными Советами народных депутатов прав по распоряжению землей. Одновременно происходило уточнение административных границ, выявление потребности в земле граждан, предприятий, учреждений и организаций, формирование специального фонда земель для их последующего перераспределения, установление ставок земельного налога и цены земли.
На втором этапе местными Советами народных депутатов и органами Государственного комитета РСФСР по земельной реформе осуществлялась передача и закрепление земель в собственность, пользование, в том числе в аренду, владение гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям в соответствии с законодательством РСФСР.
Таким образом, со стороны органов государственной власти в период проведения земельной реформы в 1991 году был разрешен вопрос об отнесении земель <адрес>, в котором находится земельный участок площадью 700 кв. м с кадастровым номером: N к определенной категории земель, а именно к землям населенных пунктов.
Следовательно, в указанной части доводы апелляционной жалобы администрации МО "Выборгский район" являются обоснованными и заслуживают внимания.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что отказ в удовлетворении заявления Р.Э. имел место от председателя КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО, являющегося самостоятельным субъектом спорных правоотношений.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 года N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят наряду с федеральными министерствами, службами и агентствами государственные комитеты, которые в установленной для них сфере деятельности осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положениями об указанных органах исполнительной власти.
Таким образом, КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО в силу положений ст. ст. 48 и 49 ГК РФ является самостоятельным носителем гражданских прав и обязанностей.
В ст. 254 ГПК РФ, предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Поскольку администрация МО "Выборгский район" ЛО каких-либо решений в отношении заявителя Р.Э. не принимала и обращения Р.Э. не рассматривала, то у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для признания бездействия администрации незаконным.
Также, без правильной оценки со стороны суда первой оценки осталось то обстоятельство, что Р.Э. титульным собственником спорного земельного участка не является и какие-либо ее права в отношении указанного земельного участка не подтверждены.
Поскольку решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 28.09.2012 вынесено при неправильном применении норм материального права и выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, то апелляционная жалоба администрации МО "Выборгский район" подлежит удовлетворению.
С учетом того, что по настоящему делу сбор дополнительных доказательств не требуется, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает возможным постановить по делу новое решение об отказе Р.Э. в удовлетворении заявления к администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области за отсутствием правовой состоятельности.
Руководствуясь ст. 327.1, ст. 328, ст. 329, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 28 сентября 2012 года отменить.
В удовлетворении заявления Р.Э. <...> о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области в виде отказа в отнесении земельного участка к землям определенной категории отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.12.2012 N 33-5411/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 декабря 2012 г. N 33-5411/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Ночевника С.Г., Тумашевич Н.С.,
при секретаре В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 28 сентября 2012 года по заявлению Р.Э. <...> о признании незаконным бездействия в виде отказа в отнесении земельного участка к землям определенной категории.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ночевника С.Г., объяснения заявителя Р.Э., возражения представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области В.С., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Р.Э. обратилась в Выборгский городской суд Ленинградской области с заявлением о признании бездействия администрации МО "Выборгский район" ЛО в виде отказа в отнесении земельного участка площадью 700 кв. м под 1/2 дома с кадастровым номером N по адресу: <адрес> к землям категории земель - земли населенных пунктов незаконным и обязании администрации МО "Выборгский район" ЛО в течение пяти рабочих дней, со дня получения вступившего в законную силу решения, издать нормативный правовой документ в виде постановления об отнесении указанного земельного участка к категории земель - земли населенных пунктов.
В обоснование своих требований в заявлении указала, что 25.12.1995 г. <ФИО13> купил у <ФИО14> 1/2 дома в <адрес>, дом без номера. Постановлением главы администрации Красносельской волости Выборгского района ЛО от 18.06.1996 N 66 <ФИО5> был выделен земельный участок площадью 0,07 га в <адрес> при покупке 1/2 дома у <ФИО6> с передачей в собственность. <ФИО5> умер 06.05.1998. Свидетельство о праве на наследство по закону на указанный дом выдано супруге умершего - <ФИО7>, которая умерла 05.04.2003. 02.11.2011 Выборгским городским судом за заявителем признано право на 1/2 в праве общей долевой собственности на жилой дом, как за наследницей <ФИО7>. Обращение заявителя об установлении категории земельного участка, занимаемого домом, было оставлено без рассмотрения в связи с отсутствием необходимости в установлении категории земельного участка (л.д. 3 - 4).
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 28 сентября 2012 года заявление Р.Э. удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации МО "Выборгский район" ЛО, выразившееся в отказе Р.Э. в отнесении земельного участка с кадастровым номером N к определенной категории земель. Администрация МО "Выборгский район" ЛО обязана издать нормативный правовой акт об отнесении земельного участка с кадастровым номером N к определенной категории земель (л.д. 28 - 33).
Администрация МО "Выборгский район" ЛО не согласилась с указанным решением суда и подала апелляционную жалобу с требованием решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Р.Э. требований. В обоснование своих доводов в апелляционной жалобе указала, что в материалах дела находится обзорный план земельного участка с кадастровым номером N содержащий сведения о его категории - земли населенных пунктов. Следовательно, усматривается бездействие ФГБУ "ФКП Росреестра" по ЛО выраженное в отказе во включении в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости информации о категории земельного участка, которое заявителем не оспаривалось. Переписка между Р.Э. и КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО, обладающим статусом юридического лица, не является действием (бездействием) администрации МО "Выборгский район" ЛО (л.д. 36 - 37).
Присутствующий при рассмотрении апелляционной жалобы представитель заинтересованного лица В.С. поддержал доводы апелляционной жалобы и просил решение суда отменить.
Заинтересованное лицо <ФИО1> с доводами апелляционной жалобы не согласилась и просила в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, постановлением главы администрации Красносельской волости Выборгского района ЛО N 66 от 18.06.1996 "О закреплении земельного участка при покупке дома" <ФИО5> выделен земельный участок площадью 0,07 га при покупке 1/2 дома у <ФИО6> с передачей в собственность (л.д. 9).
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 02.11.2011 за Р.Э., в порядке наследования, признано право собственности на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на одноэтажный жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес>, дом без номера (л.д. 7 - 8).
Из имеющегося в материалах гражданского дела кадастрового паспорта земельного участка с номером N и местоположением: <адрес> следует, что в отношении указанного земельного участка отсутствуют сведения о категории земель и правах на указанный земельный участок (л.д. 11).
На обращение Р.Э. председателем КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО был дан ответ, что указанный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов. Изменения в отношении категории данного земельного участка не рассматривались. Необходимость в установлении категории земельного участка отсутствует (л.д. 13).
Согласно ответу на обращение Р.Э. из Выборгского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области обозначенное на обзорном плане земельного участка, прилагаемого к обращению, место расположения земельного участка является частью земель <адрес>. Указанные земли были включены в состав земель п. Стрельцово в составе общей площади решением Президиума Выборгского городского Совета народных депутатов Ленинградской области от 11.10.1991 N 35/10 (л.д. 14 - 15).
Удовлетворяя заявление Р.Э., суд первой инстанции исходил из того, что в материалах дела отсутствуют письменные доказательства с достоверностью свидетельствующие об отнесении спорного земельного участка к определенной категории земель.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда согласиться не может, поскольку они не соответствуют закону и имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела следует, что решением Президиума Выборгского городского Совета народных депутатов Ленинградской области от 11 октября 1991 года N 35/10 "Об установлении черты сельских населенных пунктов и передаче земель в ведение сельских и поселковых Советов народных депутатов в районе" утверждены материалы землеустроительного дела по установлению черты сельских населенных пунктов и передаче земель в ведение и распоряжение сельских и поселковых Советов народных депутатов района. При этом, в приложении N 1 к решению от 11 октября 1991 года N 35/10 содержатся сведения о том, что площадь земель, подлежащих изъятию из состава земель сельскохозяйственных и других предприятий, организаций и учреждений и передаче Красносельскому Совету народных депутатов составляет 889 га, из них сельскохозяйственных угодий - 340 га, в том числе интенсивного использования - 132 га, из них пашни - 87 га, приусадебных земель - 84 га, огородов - 81 га (л.д. 16 - 17).
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что без внимания суда первой инстанции осталось то обстоятельство, что на момент принятия 11 октября 1991 года Президиумом Выборгского городского Совета народных депутатов Ленинградской области решения N 35/10 действовали следующие нормы материального права, регламентировавшие земельные правоотношения.
Статьей 13 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, принятых Верховным Советом СССР 28 февраля 1990 года (далее - Основы), была установлена компетенция местных Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений, а статьи 27 и 28 данных Основ регламентировали вопросы соответственно о землях городов и поселков городского типа и землях сельских населенных пунктов.
Исходя из положений ст. 16 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 года 374-1 "О земельной реформе", утратившего силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации", земельная реформа проводилась поэтапно. На первом этапе осуществлялось закрепление за местными Советами народных депутатов прав по распоряжению землей. Одновременно происходило уточнение административных границ, выявление потребности в земле граждан, предприятий, учреждений и организаций, формирование специального фонда земель для их последующего перераспределения, установление ставок земельного налога и цены земли.
На втором этапе местными Советами народных депутатов и органами Государственного комитета РСФСР по земельной реформе осуществлялась передача и закрепление земель в собственность, пользование, в том числе в аренду, владение гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям в соответствии с законодательством РСФСР.
Таким образом, со стороны органов государственной власти в период проведения земельной реформы в 1991 году был разрешен вопрос об отнесении земель <адрес>, в котором находится земельный участок площадью 700 кв. м с кадастровым номером: N к определенной категории земель, а именно к землям населенных пунктов.
Следовательно, в указанной части доводы апелляционной жалобы администрации МО "Выборгский район" являются обоснованными и заслуживают внимания.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что отказ в удовлетворении заявления Р.Э. имел место от председателя КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО, являющегося самостоятельным субъектом спорных правоотношений.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 года N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят наряду с федеральными министерствами, службами и агентствами государственные комитеты, которые в установленной для них сфере деятельности осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положениями об указанных органах исполнительной власти.
Таким образом, КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО в силу положений ст. ст. 48 и 49 ГК РФ является самостоятельным носителем гражданских прав и обязанностей.
В ст. 254 ГПК РФ, предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Поскольку администрация МО "Выборгский район" ЛО каких-либо решений в отношении заявителя Р.Э. не принимала и обращения Р.Э. не рассматривала, то у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для признания бездействия администрации незаконным.
Также, без правильной оценки со стороны суда первой оценки осталось то обстоятельство, что Р.Э. титульным собственником спорного земельного участка не является и какие-либо ее права в отношении указанного земельного участка не подтверждены.
Поскольку решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 28.09.2012 вынесено при неправильном применении норм материального права и выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, то апелляционная жалоба администрации МО "Выборгский район" подлежит удовлетворению.
С учетом того, что по настоящему делу сбор дополнительных доказательств не требуется, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает возможным постановить по делу новое решение об отказе Р.Э. в удовлетворении заявления к администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области за отсутствием правовой состоятельности.
Руководствуясь ст. 327.1, ст. 328, ст. 329, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 28 сентября 2012 года отменить.
В удовлетворении заявления Р.Э. <...> о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области в виде отказа в отнесении земельного участка к землям определенной категории отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)