Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья А.А. Панфилов
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи О.А. Бегишева, судей Р.Э. Курмашевой, Л.И. Сибгатуллиной при секретаре судебного заседания Ш.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Э. Курмашевой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя В. - Ш.В. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 09 июля 2012 года. Этим решением постановлено: в удовлетворении исковых требований В. к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района, МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" о предоставлении в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка площадью с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: *, отказать. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представителя В. - Ш.В., заслушав представителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан С., судебная коллегия
установила:
В. обратилась в суд с иском к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее по тексту - ИК ЗМР), муниципальному учреждению "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района" (далее по тексту - МУ "ПИЗО ЗМР") о предоставлении земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что в газете "Яшел узен" было опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков, расположенных на территории Зеленодольского муниципального района. В. обратилась в МУ "ПИЗО ЗМР" с заявлением о предоставление ей в аренду сроком на 5 лет земельного участка площадью, расположенного по адресу:
руководителем МУ "ПИЗО ЗМР" по результатам рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка вынесено распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства. В. за счет собственных средств были проведены мероприятия по кадастровому учету вышеуказанного земельного участка, участку был присвоен кадастровый номер ...., сведения об этом внесены в государственный кадастр недвижимости. Несмотря на выполнение всех необходимых предусмотренных действующим законодательством процедур, связанных с предоставлением земельного участка, органы местного самоуправления не предоставляют ей земельный участок в аренду, что нарушает ее права и законные интересы.
Поэтому истец просила обязать ИК ЗМР предоставить ей в аренду земельный участок с кадастровым номером .... площадью расположенный по адресу: *, и обязать ответчиков заключить с ней договор аренды вышеуказанного земельного участка сроком на 5 лет.
Представитель ИК ЗМР Р. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признала на том основании, что заявления от В. о предоставлении в аренду земельного участка до и после публикации в средствах массовой информации не поступало.
Представитель ответчика МУ "ПИЗО ЗМР" С. исковые требования не признала по тем же основаниям.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представителя В. - Ш.В. ставится вопрос об отмене решения суда. При этом указывается, что вывод суда об отсутствии факта обращения в установленном законом порядке с заявлением о предоставлении земельного участка не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ИК ЗМР С. возражала против доводов апелляционной жалобы.
Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В силу пункта 1 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Из материалов дела видно, что в газете "Яшел Узен" было опубликовано сообщение о наличии земельных участков, площадью каждый, расположенных на территории Зеленодольского муниципального района, предлагаемых для передачи в аренду для ведения личного подсобного хозяйства.
земельный участок по адресу: был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер .....
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что В. не представлено доказательств обращения в период с 2008 года по настоящее время с письменным заявлением о предоставлении спорного земельного участка и заключении с ней договора аренды.
Указанный вывод суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на представленных сторонами доказательствах. С учетом этого суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку в силу положений земельного законодательства предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться только на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
Довод апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела являются несостоятельным в силу вышеизложенного.
Юридически значимые обстоятельства по данному делу судом установлены правильно, обжалуемое судебное постановление вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права на основании представленных сторонами доказательств, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 09 июля 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя В., Ш.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 27.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-9769/2012
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 сентября 2012 г. по делу N 33-9769/2012
Судья А.А. Панфилов
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи О.А. Бегишева, судей Р.Э. Курмашевой, Л.И. Сибгатуллиной при секретаре судебного заседания Ш.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Э. Курмашевой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя В. - Ш.В. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 09 июля 2012 года. Этим решением постановлено: в удовлетворении исковых требований В. к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района, МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" о предоставлении в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка площадью с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: *, отказать. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представителя В. - Ш.В., заслушав представителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан С., судебная коллегия
установила:
В. обратилась в суд с иском к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее по тексту - ИК ЗМР), муниципальному учреждению "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района" (далее по тексту - МУ "ПИЗО ЗМР") о предоставлении земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что в газете "Яшел узен" было опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков, расположенных на территории Зеленодольского муниципального района. В. обратилась в МУ "ПИЗО ЗМР" с заявлением о предоставление ей в аренду сроком на 5 лет земельного участка площадью, расположенного по адресу:
руководителем МУ "ПИЗО ЗМР" по результатам рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка вынесено распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства. В. за счет собственных средств были проведены мероприятия по кадастровому учету вышеуказанного земельного участка, участку был присвоен кадастровый номер ...., сведения об этом внесены в государственный кадастр недвижимости. Несмотря на выполнение всех необходимых предусмотренных действующим законодательством процедур, связанных с предоставлением земельного участка, органы местного самоуправления не предоставляют ей земельный участок в аренду, что нарушает ее права и законные интересы.
Поэтому истец просила обязать ИК ЗМР предоставить ей в аренду земельный участок с кадастровым номером .... площадью расположенный по адресу: *, и обязать ответчиков заключить с ней договор аренды вышеуказанного земельного участка сроком на 5 лет.
Представитель ИК ЗМР Р. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признала на том основании, что заявления от В. о предоставлении в аренду земельного участка до и после публикации в средствах массовой информации не поступало.
Представитель ответчика МУ "ПИЗО ЗМР" С. исковые требования не признала по тем же основаниям.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представителя В. - Ш.В. ставится вопрос об отмене решения суда. При этом указывается, что вывод суда об отсутствии факта обращения в установленном законом порядке с заявлением о предоставлении земельного участка не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ИК ЗМР С. возражала против доводов апелляционной жалобы.
Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В силу пункта 1 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Из материалов дела видно, что в газете "Яшел Узен" было опубликовано сообщение о наличии земельных участков, площадью каждый, расположенных на территории Зеленодольского муниципального района, предлагаемых для передачи в аренду для ведения личного подсобного хозяйства.
земельный участок по адресу: был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер .....
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что В. не представлено доказательств обращения в период с 2008 года по настоящее время с письменным заявлением о предоставлении спорного земельного участка и заключении с ней договора аренды.
Указанный вывод суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на представленных сторонами доказательствах. С учетом этого суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку в силу положений земельного законодательства предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться только на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
Довод апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела являются несостоятельным в силу вышеизложенного.
Юридически значимые обстоятельства по данному делу судом установлены правильно, обжалуемое судебное постановление вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права на основании представленных сторонами доказательств, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 09 июля 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя В., Ш.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)