Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 29.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2788/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 августа 2012 г. по делу N 33-2788/2012


Председательствующий:
судья Н.А. Журавлева

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе,
председательствующего судьи - Е.В. Чайкиной,
судей - С.Н. Михеева, П.Н. Смолякова,
при секретаре - Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 29 августа 2012 года,
гражданское дело по заявлению прокурора Центрального района города Читы Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Государственной лесной службы Забайкальского края,
по апелляционной жалобе заинтересованного лица,
на решение Центрального районного суда Забайкальского края от 21 мая 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Центрального района г. Читы удовлетворить.
Обязать Государственную лесную службу Забайкальского края принять меры по организации очистки лесного массива путем ликвидации свалок, расположенных: в 300 метрах по грунтовой дороге от отворота на 2,5 км Карповского тракта (по направлению к КПП Аэродрома ДОСААФ, по левую сторону по ходу движения), размер свалки около 100 метров в длину на 50 метров в ширину; в 500 метрах по грунтовой дороге от 2,5 км Карповского тракта по направлению к КПП Аэродрома ДОСААФ, по левую сторону по ходу движения, размер свалки около 10 метров в длину на 5 метров в ширину, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу".
Заслушав доклад судьи П.Н. Смолякова, судебная коллегия,

установила:

Прокурор Центрального района города Читы Забайкальского края обратился с указанным выше заявлением (л.д. 1-3), ссылаясь на следующие обстоятельства. В ходе проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения было установлено, что Администрация городского округа "Город Чита" (далее - администрация) уклоняется от ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных по упомянутому выше адресу. Просил признать бездействие администрации незаконным, обязав ее в течение месяца со дня вступления решения суда в силу принять меры к их ликвидации.
В ходе разбирательства дела к участию в нем привлечен Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (л.д. 28-29).
Определением суда от 14 марта 2011 года (л.д. 56) допущена замена ненадлежащего органа государственной власти, бездействие которого оспаривается, на надлежащий - Государственную лесную службу Забайкальского края (далее - лесная служба).
В связи с допущенной заменой прокурор уточнил свои требования: просил обязать лесную службу принять меры по очистке соответствующей территории лесного фонда от мусора и несанкционированных свалок (л.д. 61-63).
Судом постановлено приведенное решение (л.д. 76-79).
В апелляционной жалобе (л.д. 83-86) представитель лесной службы ходатайствует об отмене этого решения. В жалобе указывает, что лесная служба не наделена полномочиями по очистке лесного фонда от свалок бытовых отходов. Ответственность за сбор, вывоз и утилизацию таких отходов несут органы местного самоуправления. В любом случае мероприятия по очистке лесов ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий не ранее года со дня обнаружения захламления и при условии, что сам нарушитель не обнаружен. Отмечает, что суд сослался в решении на прекратившее действие Положение о лесной службе.
Прокурор Прокуратуры Забайкальского края Ж.В. Дьячкова в заседании суда апелляционной инстанции возражала против удовлетворения жалобы. Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Судом установлено, и это не оспорено лесной службой, что в лесном массиве, расположенном на территории городского округа "Город Чита": в 300 метрах по грунтовой дороге от отворота на 2,5 км Карповского тракта (в районе Карповского тракта, 47) по направлению к контрольно-пропускному пункту аэродрома ДОСААФ по левую сторону по ходу движения; в 500 метрах по грунтовой дороге от отворота на 2,5 км Карповского тракта (в районе Карповского тракта, 47) по направлению к контрольно-пропускному пункту аэродрома ДОСААФ КПП Аэродрома ДОСААФ по левую сторону по ходу движения, имеются свалки бытового мусора.
В силу подпункта 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Такие мероприятия осуществляются в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительством Российской Федерации N 414 от 29 июня 2007 года.
Из подпункта "б" пункта 3 указанных Правил следует, что меры санитарной безопасности в лесах включают в себя санитарно-оздоровительные мероприятия, проведение которых в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ, обеспечивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При разрешении данного спора суд обоснованно руководствовался упомянутыми нормативными предписаниями.
Доказательств того, что спорные свалки расположены на землях лесов, находящихся в собственности городского округа "Город Чита", суду не представлялось. Поэтому ссылки подателя жалобы на то, что очистку лесов должно проводить именно названное муниципальное образование, противоречат закону.
Доводы лесной службы о возложении обязанности на органы местного самоуправления по вывозу твердого мусора и бытовых отходов также неосновательны, поскольку прокурор просит провести санитарно-оздоровительные мероприятия в лесу, а не организовать сбор отходов у населения.
Применительно к Руководству по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, являющемуся приложением к Приказу Рослесхоза от 29 декабря 2007 г. N 523, судебная коллегия замечает следующее.
Пункт 66 названного документа предусматривает, что при обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными, промышленными и иными отходами, токсичными веществами уполномоченные органы исполнительной власти предпринимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных, административных или уголовных санкций в соответствии с действующим законодательством.
Очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий (пункт 67 Руководства).
Вместе с тем, означенные нормы применяются с учетом обязанности лесной службы контролировать состояние лесов и своевременно выявлять леса, требующие проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.
Данная обязанность в отношении спорного лесного участка в течение ближайшего года лесной службой не исполнялась, так как та полагала и продолжает полагать этот участок не находящимся на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых ей передано (л.д. 69-71).
В этой связи ссылки в жалобе на неистечение соответствующего годичного срока не могут быть приняты.
Ошибочная ссылка в решении на постановление Правительства Забайкальского края от 11 сентября 2008 года N 8 "Об утверждении Положения о Государственной лесной службе Забайкальского края" не является основанием для отмены данного решения, являющегося правильным по существу.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

оставить решение Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 21 мая 2012 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.В.ЧАЙКИНА

Судьи
С.Н.МИХЕЕВ

Копия верна
П.Н.СМОЛЯКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)