Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.05.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4416

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 мая 2012 г. по делу N 33-4416


17 мая 2012 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Моргачевой Н.Н.
судей: Вачковой И.Г., Черкуновой Л.В.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе И. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 05 марта 2012 года, которым постановлено:
"Заявление И. о признании недействительным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года в предоставлении земельного участка в собственность площадью 170 кв. м, под приусадебный участок, расположенного по адресу: <...>, прилегающий к участку с кадастровым номером N - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Моргачевой Н.Н., объяснения И. и его представителя М. (по доверенности) в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения на доводы жалобы представителя Министерства имущественных отношений Самарской области А. (по доверенности), судебная коллегия

установила:

И. обратился в суд с заявлением о признании недействительным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Заявитель на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка, отнесенного к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером N, площадью 729 кв. м, расположенного по адресу: <...> для садоводства, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия N.
Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении расположения схемы земельного участка на кадастровом плане территории площадью 170,0 кв. м под приусадебный участок по адресу: <...>, прилегающий к участку с кадастровым номером N. Земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов. Сведения о сформированном земельном участке внесены ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр недвижимости. Участку присвоен кадастровый номер N.
В соответствии с письмом Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, утверждающим, что земельный участок с кадастровым номером N не относится к землям лесного фонда, а также к участкам городских лесов, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, прилегающего к участку с кадастровым номером N. Однако, ДД.ММ.ГГГГ уведомлением N заявителю отказано в предоставлении земельного участка ввиду нахождения земельного участка в границах квартала 11 Самарского лесничества, следовательно, земельный участок является лесным участком на землях иных категорий.
Считает уведомление об отказе не соответствующим закону и правовым актам, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы, в связи с чем И. просил суд признать недействительным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок принять решение о предоставлении в собственность И. земельного участка с кадастровым номером N, площадью 170,0 кв. м под приусадебный участок, расположенного по адресу: <...>, прилегающий к участку с кадастровым номером N.
Определением Октябрьского районного суда г. Самары от 16.02.2012 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе И. просит отменить решение суда, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указав, что испрашиваемый земельный участок не является ограниченным в обороте и может быть предоставлен в собственность заявителя. Кроме того считает, что суд не учел преюдициальное значение постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 г. по делу N, что привело к неправильному применению норм процессуального права.
В судебном заседании И. и его представитель М. поддержали доводы жалобы, просили решение отменить и удовлетворить заявленные требования.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области А. просила в удовлетворении жалобы отказать.
В судебное заседание представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в дело представлены отзывы на заявление.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Согласно статьям 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- - нарушены права и свободы гражданина;
- - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии с Земельным кодексом РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. В силу ч. 3 ст. 1 указанного Закона недвижимое имущество подлежит кадастровому учету, которым признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. При этом в силу п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, вносится в государственный кадастр недвижимости как уникальная характеристика объекта недвижимости. Таким образом, каждый земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет имеет индивидуальные характеристики, заключающиеся в возможности однозначно идентифицировать его, определить его границы со смежными участками и соответственно, имеет такую постоянную характеристику как площадь.
Согласно ст. 10 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ", п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ И. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка площадью 170,00 кв. м, под приусадебный участок, расположенного по адресу: <...> прилегающего к участку с кадастровым номером N. На основании его заявления в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении земельного участка площадью 170 кв. м, прилегающего к указанному выше участку, Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <...>, прилегающий к участку с кадастровым номером N, под приусадебный участок. Согласно указанному распоряжению, испрашиваемый И. земельный участок относится по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж1-2) по карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных Решением Думы г.о. Самара от 15.07.2010 г. N 951, под приусадебный участок.
Сведения о сформированном земельном участке внесены ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр недвижимости, участку присвоен кадастровый номер N (л.д. 11 - 15).
Вместе с тем, определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 05.05.2011 г. Правила землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденные Решением Думы г.о. Самара от 15.07.2010 г. N 951, признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента их принятия, в связи с чем суд правомерно указал, что на момент предоставления И. кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка у Министерства имущественных отношений Самарской области отсутствовала достоверная информация о соответствии испрашиваемого заявителем для использования под приусадебный участок земельного участка градостроительному зонированию.
Из материалов дела видно, что в соответствии с п. 2.4. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, министерством имущественных отношений были направлены запросы для сбора дополнительной информации об испрашиваемом земельном участке в министерство лесного хозяйства с просьбой сообщить, относится ли указанный земельный участок к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам). На данное обращение в министерство поступил ответ министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: <...>, прилегающий к участку с кадастровым номером N., находится в границах квартала N Самарского лесничества, и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отражен как лесной участок на землях иных категорий (л.д. 21 - 22). На этом основании уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N министерство отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка, и вернуло заявителю пакет документов с приложением копии ответа министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Суд правильно признал обоснованной позицию министерства имущественных отношений Самарской области, т.к. из анализа пункта 2 статьи 3, пункта 2 статьи 6, п. п. 1, 6 статьи 11 Лесного кодекса во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 3, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса следует, что лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Также ст. 28 Земельного кодекса РФ устанавливает в качестве одного из оснований для отказа в предоставлении в собственность земельных участков, установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков.
Доводы И. о том, что земельный участок площадью 170,0 кв. м не относится к землям лесного фонда, и следовательно его приватизация не запрещена, суд правильно признал необоснованными.
В соответствии с п. 6 ст. 84 Земельного кодекса РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и распоряжение такими участками осуществляется Российской Федерацией, либо органами государственной власти субъектов РФ (ст. 83 Лесного кодекса РФ). Оборот земельных участков в силу ст. 27 ЗК РФ осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ. Поскольку участки, относящиеся к землям лесного фонда, в силу п. 2 ч. 27 ЗК РФ, являются ограниченными в обороте, не предоставляются в частную собственность в силу абз. 2 ч. 2 ст. 27 ЗК РФ, предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность И., противоречит действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 4 статьи 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При указанных обстоятельствах суд правильно в соответствии со ст. 258 ГПК РФ оставил без удовлетворения требования, заявленные И.
Доводы И., изложенные в апелляционной жалобе, о несогласии с выводом суда об отказе в удовлетворении заявления о возложении на Министерство имущественных отношений Самарской области обязанности принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка, неосновательны и не могут быть приняты во внимание.
Согласно сведениям Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок находится в границах квартала N Самарского лесничества и является лесным участком на землях иных категорий. Исходя из этого, Министерством в адрес заявителя было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ N о невозможности предоставления в собственность спорного земельного участка.
Ссылки И. в жалобе на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 г. по делу N несостоятельны.
Суд правильно указал, что данным судебным постановлением установлено, что квартал N Самарского лесничества г.о. Самара является лесным участком земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена. Таким образом, указанное постановление суда устанавливает основания определения органов государственной власти, уполномоченных на распоряжение земельными участками в Самарском лесничестве г.о. Самара, не изменяя при этом их имущественно-правовой режим как земельных участков общего пользования.
Из анализа пункта 2 статьи 3, пункта 2 статьи 6, подпунктов 1, 6 статьи 11 Лесного кодекса во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 3, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса следует, что лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации, о чем также правильно указано в решении суда.
Поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления в собственность земельного участка "городского леса", на данный участок возможно только оформление арендных отношений.
В связи с изложенным несостоятельны и не могут быть приняты во внимание ссылки в жалобе на то, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером <...> не относится к категории земель лесного фонда, следовательно, не является ограниченным в обороте и может быть предоставлен в собственность заявителя.
Материалами лесоустройства Самарского лесничества подтверждается, что спорный земельный участок является лесным участком в составе земель квартала N Самарского лесничества.
Указание в кадастровом паспорте на категорию земель - "земли населенных пунктов" не является доказательством того, что указанный земельный участок лесным не является.
Кроме того, органом, уполномоченным на предоставление сведений о принадлежности земельных участков к землям лесного фонда или к "городским лесам", является министерство, а не орган государственного кадастрового учета.
Таким образом, вывод суда о том, что спорный участок не может подлежать приватизации, соответствует имеющимся в деле доказательствам и действующему законодательству, и основания для отмены решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не усматриваются.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение решения, не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 05 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу И. оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)