Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Родионова А.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего КИСЕЛЕВОЙ Е.А.
судей областного суда КРАВЦОВОЙ Г.В.
ГОРБАЧЕВСКОЙ Ю.В.
при секретаре С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой Е.А. 8 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Володарского районного суда г. Брянска от 27 октября 2011 года по делу по иску ФИО1 к Управлению имущественных отношений Брянской области о признании права на получение земельного участка,
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском о признании за нею права на получение в первоочередном порядке без проведения аукциона в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <...>, рядом с домом 46, площадью 775 кв. м, кадастровый номер 32:28:023528:22 сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства. Указала, что ответчик отказал ей в удовлетворении заявления о предоставлении в аренду земельного участка, ссылаясь на необходимость участия в аукционе. Полагает, что данное требование к ней неприменимо в виду наличия у нее льготы, предусмотренной федеральным законом.
Просила обязать ответчика предоставить ей в аренду на 10 лет указанный земельный участок и определить существенное условие договора аренды земельного участка - размер арендной платы в соответствии с п. 3.1 Положения о порядке сдачи в аренду земельных участков, находящихся в собственности Брянской области, утвержденным Постановлением Брянской областной Думы от 30 марта 2006 г. N 4-606, что составляет 0,45% кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, просила взыскать с ответчика уплаченную при подаче иска государственную пошлину в сумме 200 рублей.
Решением суда в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению имущественных отношений Брянской области о признании права на получение земельного участка отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права. Считает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Заслушав доклад по делу судьи Киселевой Е.А., пояснения представителя ФИО1- ФИО5, поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Управления имущественных отношений Брянской области ФИО6, ФИО7, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является инвалидом 3 группы (справка МСЭ-2007 N 5009012 от 17.06.10 года, выдана ФБУ ГБ МСЭ по Брянской области; удостоверение N 050909 от 11.08.2003 года выдано ГУ УПФ в Фокинском районе г. Брянска).
ФИО1 зарегистрирована в квартире, расположенной по адресу: <...>. В состав ее семьи входят: дочь ФИО8, сын ФИО5 и внучка ФИО9 (справка о составе семьи от 03.06.2011 г.). Указанная квартира, общей площадью 61,10 кв. м, находится в долевой собственности ФИО1, ФИО8 и ФИО9 по 1/3 доле у каждого на основании договора на передачу квартиры (дома) в собственность граждан N 3-8/19564 от 17.08.2006 г., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 32АГ N 135452, 32 АГ N 135453, 32АГ N 135454 от 27.09.2006 г. соответственно.
Земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, общей площадью 755 кв. м кадастровый номер 32:28:023528:22, расположенный по адресу: <...>, является собственностью Брянской области (свидетельство о государственной регистрации права 32-АГ 549959).
На официальном сайте администрации Брянской области было опубликовано извещение от 06.08.2010 г. о предложении сдачи в аренду с аукциона вышеуказанного участка.
23.08.2010 г. истица обратилась в Управление имущественных отношений Брянской области с заявлением о предоставлении ей в аренду спорного земельного участка в первоочередном порядке, как инвалиду для индивидуального жилищного строительства.
Ответом Управления имущественных отношений Брянской области N 43-11338 от 21.09.10 года ФИО1 предложено приобрести право на спорный земельный участок посредством участия в аукционе.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе.
Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" торги не проводятся.
Вместе с тем, поскольку истица просила земельный участок для целей индивидуального жилищного строительства, то исходя из смысла ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", она обязана была доказать наличие двух фактов: своей инвалидности и нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Суд первой инстанции, учитывая вышеназванные нормы, установив факт инвалидности ФИО1, отказал в удовлетворении ее требований, придя к выводу о том, что ФИО1 не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, в связи с чем, не имеет права на первоочередное предоставление земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Положения ст. 17 указанного вышеназванного Федерального закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, утвержденными Постановлением Правительства РФ за N 901, на учет принимаются и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия находит решение суда правильным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Оснований для отмены решения по доводам жалобы, основанным на неверном толковании норм материального права, не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Володарского районного суда г. Брянска от 27 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.КИСЕЛЕВА
Судьи
... областного суда
Г.В.КРАВЦОВА
Ю.В.ГОРБАЧЕВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.12.2011 ПО ДЕЛУ N 33-4020/11
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 декабря 2011 г. по делу N 33-4020/11
Судья: Родионова А.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего КИСЕЛЕВОЙ Е.А.
судей областного суда КРАВЦОВОЙ Г.В.
ГОРБАЧЕВСКОЙ Ю.В.
при секретаре С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой Е.А. 8 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Володарского районного суда г. Брянска от 27 октября 2011 года по делу по иску ФИО1 к Управлению имущественных отношений Брянской области о признании права на получение земельного участка,
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском о признании за нею права на получение в первоочередном порядке без проведения аукциона в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <...>, рядом с домом 46, площадью 775 кв. м, кадастровый номер 32:28:023528:22 сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства. Указала, что ответчик отказал ей в удовлетворении заявления о предоставлении в аренду земельного участка, ссылаясь на необходимость участия в аукционе. Полагает, что данное требование к ней неприменимо в виду наличия у нее льготы, предусмотренной федеральным законом.
Просила обязать ответчика предоставить ей в аренду на 10 лет указанный земельный участок и определить существенное условие договора аренды земельного участка - размер арендной платы в соответствии с п. 3.1 Положения о порядке сдачи в аренду земельных участков, находящихся в собственности Брянской области, утвержденным Постановлением Брянской областной Думы от 30 марта 2006 г. N 4-606, что составляет 0,45% кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, просила взыскать с ответчика уплаченную при подаче иска государственную пошлину в сумме 200 рублей.
Решением суда в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению имущественных отношений Брянской области о признании права на получение земельного участка отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права. Считает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Заслушав доклад по делу судьи Киселевой Е.А., пояснения представителя ФИО1- ФИО5, поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Управления имущественных отношений Брянской области ФИО6, ФИО7, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является инвалидом 3 группы (справка МСЭ-2007 N 5009012 от 17.06.10 года, выдана ФБУ ГБ МСЭ по Брянской области; удостоверение N 050909 от 11.08.2003 года выдано ГУ УПФ в Фокинском районе г. Брянска).
ФИО1 зарегистрирована в квартире, расположенной по адресу: <...>. В состав ее семьи входят: дочь ФИО8, сын ФИО5 и внучка ФИО9 (справка о составе семьи от 03.06.2011 г.). Указанная квартира, общей площадью 61,10 кв. м, находится в долевой собственности ФИО1, ФИО8 и ФИО9 по 1/3 доле у каждого на основании договора на передачу квартиры (дома) в собственность граждан N 3-8/19564 от 17.08.2006 г., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 32АГ N 135452, 32 АГ N 135453, 32АГ N 135454 от 27.09.2006 г. соответственно.
Земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, общей площадью 755 кв. м кадастровый номер 32:28:023528:22, расположенный по адресу: <...>, является собственностью Брянской области (свидетельство о государственной регистрации права 32-АГ 549959).
На официальном сайте администрации Брянской области было опубликовано извещение от 06.08.2010 г. о предложении сдачи в аренду с аукциона вышеуказанного участка.
23.08.2010 г. истица обратилась в Управление имущественных отношений Брянской области с заявлением о предоставлении ей в аренду спорного земельного участка в первоочередном порядке, как инвалиду для индивидуального жилищного строительства.
Ответом Управления имущественных отношений Брянской области N 43-11338 от 21.09.10 года ФИО1 предложено приобрести право на спорный земельный участок посредством участия в аукционе.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе.
Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" торги не проводятся.
Вместе с тем, поскольку истица просила земельный участок для целей индивидуального жилищного строительства, то исходя из смысла ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", она обязана была доказать наличие двух фактов: своей инвалидности и нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Суд первой инстанции, учитывая вышеназванные нормы, установив факт инвалидности ФИО1, отказал в удовлетворении ее требований, придя к выводу о том, что ФИО1 не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, в связи с чем, не имеет права на первоочередное предоставление земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Положения ст. 17 указанного вышеназванного Федерального закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, утвержденными Постановлением Правительства РФ за N 901, на учет принимаются и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия находит решение суда правильным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Оснований для отмены решения по доводам жалобы, основанным на неверном толковании норм материального права, не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Володарского районного суда г. Брянска от 27 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.КИСЕЛЕВА
Судьи
... областного суда
Г.В.КРАВЦОВА
Ю.В.ГОРБАЧЕВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)