Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Аристова Н.В.
Докладчик Орлова О.А.
30 января 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Лепехиной Н.В.,
судей Орловой О.А. и Давыдовой Н.А.,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по кассационной жалобе истца К. на решение Правобережного районного суда города Липецка от 21 декабря 2011 года, которым постановлено:
"В иске К. к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдаче удостоверения единого образца отказать."
Заслушав доклад судьи Орловой О.А., судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдаче удостоверения единого образца о праве на льготы, ссылаясь на то, что до 1999 года проживал на территории Республики Казахстан в г. Усть-Каменогорске и получил дозу облучения от 7,0 до 35,0 БЭР. Указал, что является гражданином Российской Федерации и проживает на территории РФ. Полагал, что имеет право на получение социальной поддержки в соответствии с ФЗ "О радиационной безопасности населения". Ответчик на его заявление о разрешении вопроса выдачи удостоверения единого образца ответил отказом. Полагал данный отказ незаконным. Просил признать его подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязать УСЗН Липецкой области включить его в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне для выдачи соответствующего удостоверения, дающего право на льготы.
В качестве соответчика по делу было привлечено Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В судебном заседании истец К. исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика УСЗН Липецкой области Ю. иск не признала, ссылаясь на то, что оснований для выдачи удостоверения истцу в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством не имелось.
Представитель ответчика МЧС РФ в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В кассационной жалобе К. просит отменить решение суда и принять новое решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Заслушав истца К., поддержавшего жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Порядок предоставления социальных гарантий гражданам РФ, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, регламентирован Федеральным законом от 10.01.2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного их родителей.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Гражданам, получившим суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируются перечисленные в статье 2 настоящего Закона меры социальной поддержки.
Порядок выдачи удостоверений в настоящее время определяется Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 сентября 2009 года N 540 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 года N 849 "Об утверждении правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" утратило силу с выходом Постановления Правительства РФ от 23.11.2009 г. N 946 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 849").
В соответствии с указанным Приказом удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Приказом предусмотрено, что для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с письменным заявлением, к которому прилагаются: паспорт гражданина РФ; документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выполняют функции: приема документов для выдачи удостоверений единого образца, подтверждающих право граждан на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; снятию копий с представленных документов и заверению их в установленном порядке; принятию решений о включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее реестр); созданию комиссии для проверки документов, представленных гражданами, подготовке решений о включении (отказе включения) граждан в реестр; направлению в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС РФ), представлений об оформлении и выдаче удостоверений с приложением заверенных в установленном порядке выписок из реестров, копий протоколов решений комиссии, копий представленных гражданами документов; после получения из МЧС РФ оформленных удостоверений, вручению удостоверений под роспись заявителям, представлению в МЧС РФ копий реестров с заполненными графами, заверенных в установленном порядке.
Судом установлено, что К. обратился в УСЗН Липецкой области с заявлением о включении его в реестр учета граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче удостоверения российского образца по категории "пострадавший от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" в связи с тем, что он проживал на территории Казахской ССР в периоды с 25.11.1960 года по 15.03.1963 год и с 01.09.1964 года по 31.12.1990 год.
Уведомлением УСЗН Липецкой области от 05.07.2011 года К. было отказано в удовлетворении его заявления в связи с тем, что населенный пункт г. Усть-Каменогорск и населенные пункты Глубоковского района Восточно-Казахстанской области не входят в "Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 года N 356-р. Также было указано, что имеющееся у К. удостоверение действительно только на территории Республики Казахстан.
Из материалов дела следует, что в подтверждение факта проживания в периоды с 25.11.1960 года по 15.03.1963 год и с 01.09.1964 года по 31.12.1990 год в г. Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области, истец представил свидетельство о рождении, аттестат о среднем образовании об окончании в 1974 году средней школы в г. Усть-Каменогорске, а также копию трудовой книжки, из которой следует, что с 10.09.1974 года по 04.09.2000 года он работал в г. Усть-Каменогорске с перерывом на службу в армии с ноября 1975 года по январь 1978 года, представил также копию удостоверения, подтверждающего право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, выданное 29.04.1996 года в Республике Казахстан, из которого следует, что он проживал в г. Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области, расположенном в зоне повышенного радиационного риска с 01.06.1957 года по 10.11.1957 года, с 25.11.1960 года по 15.03.1963 года и с 01.09.1964 года по 31.12.1990 года, при этом в удостоверении имеется отметка, что оно действительно на всей территории Республики Казахстан, а также представил справку Главного управления труда и социальной защиты населения Восточно-Казахстанской области от 27.08.1998 года, выданную на основании вышеуказанного удостоверения, из которой следует, что он проживал в указанные периоды в зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7,0 до 35,0 БЭР в период ядерных испытаний с 1949 года по 1990 год.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" установлено, что удостоверения единого образца выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, бывшей Казахской ССР и Алтайского края в периоды радиационного воздействия, которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Город Усть-Каменогорск не входит в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 года N 356-р.
Кроме того, заявляя требование выдать удостоверение единого образца, как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с указанием полученной им суммарной (накопительной) дозы облучения более 7 БЭР, истец не представил суду достоверные объективные доказательства в подтверждение своих доводов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 N 5 утверждены Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010 об "Определении суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вступившие в действие с 04.05.2010 г.
В соответствии с п. 1 Методических указаний они предназначены для определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - лиц из населения). В соответствии с настоящими МУ определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва. Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с настоящими МУ определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах.
Согласно п. 1.2. Методических указаний установленные в результате адресного применения настоящих МУ оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 2-ФЗ льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.
В соответствии с п. 2.1. Методических указаний для определения накопленных эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию испытательного ядерного взрыва, используются исходные данные пяти типов:
а) данные о ядерном взрыве и условиях его проведения;
б) данные о результатах радиационной разведки на радиоактивном следе облака ядерного взрыва за пределами границ полигона;
в) данные об условиях жизни лиц из населения;
г) дозовые коэффициенты при внешнем гамма-облучении человека, ингаляционном и пероральном поступлении радионуклидов в организм;
д) сведения о возрасте, сроках и месте (местах) проживания лиц из населения в населенных пунктах, включаемых в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Согласно п. 3.1. Методических указаний - определение накопленной эффективной дозы облучения конкретного лица соответствует случаю, когда это лицо в период с 1949 г. по 1963 г. непрерывно проживало только в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Если один и тот же населенный пункт подвергался воздействию в результате различных ядерных испытаний, то эффективная доза облучения лица за период его проживания в таком населенном пункте определяется от каждого ядерного испытания раздельно, а результаты суммируются. В случае, когда лицо в указанный период времени последовательно проживало в нескольких населенных пунктах, излагаемая ниже последовательность действий выполняется многократно, и определяются эффективные дозы облучения за периоды времени его проживания в каждом из населенных пунктов с учетом возраста в эти периоды времени. Суммарная (накопленная) эффективная доза облучения лица определяется суммированием эффективных доз, накопленных за периоды времени последовательного проживания в разных населенных пунктах.
Доводы жалобы о том, что судом не было учтено, что в период проживания в г. Усть-Каменогорске истец получил суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 7,0 БЭР, не может повлечь отмену решения суда, так как для решения вопроса о выдаче удостоверения, дающего право на льготы на территории Российской Федерации, о чем просит истец, необходима совокупность письменных доказательств, которые суду представлены не были.
Представленная истцом справка, как верно указал суд, не основана на специальных исследованиях.
При этом следует учитывать, что спор разрешался по существу уже после введения в действие названных выше Методических рекомендаций. Иных доказательств, подтверждающих суммарную дозу облучения, истцом не представлено.
Наличие удостоверения, выданного Республикой Казахстан, и действующего на территории этой республики, не является основанием по действующему законодательству на территории Российской Федерации, основанием для удовлетворения требований истца.
При таких обстоятельствах в настоящее время у суда не имелось оснований для удовлетворения требований истца.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, все они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и по своей сути направлены на переоценку доказательств и иное толкование норм права.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам по делу, представленным по делу доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Правобережного районного суда города Липецка от 21 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу истца К. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.01.2012 ПО ДЕЛУ N 33-223/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 января 2012 г. по делу N 33-223/2012
Судья Аристова Н.В.
Докладчик Орлова О.А.
30 января 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Лепехиной Н.В.,
судей Орловой О.А. и Давыдовой Н.А.,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по кассационной жалобе истца К. на решение Правобережного районного суда города Липецка от 21 декабря 2011 года, которым постановлено:
"В иске К. к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдаче удостоверения единого образца отказать."
Заслушав доклад судьи Орловой О.А., судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдаче удостоверения единого образца о праве на льготы, ссылаясь на то, что до 1999 года проживал на территории Республики Казахстан в г. Усть-Каменогорске и получил дозу облучения от 7,0 до 35,0 БЭР. Указал, что является гражданином Российской Федерации и проживает на территории РФ. Полагал, что имеет право на получение социальной поддержки в соответствии с ФЗ "О радиационной безопасности населения". Ответчик на его заявление о разрешении вопроса выдачи удостоверения единого образца ответил отказом. Полагал данный отказ незаконным. Просил признать его подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязать УСЗН Липецкой области включить его в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне для выдачи соответствующего удостоверения, дающего право на льготы.
В качестве соответчика по делу было привлечено Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В судебном заседании истец К. исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика УСЗН Липецкой области Ю. иск не признала, ссылаясь на то, что оснований для выдачи удостоверения истцу в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством не имелось.
Представитель ответчика МЧС РФ в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В кассационной жалобе К. просит отменить решение суда и принять новое решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Заслушав истца К., поддержавшего жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Порядок предоставления социальных гарантий гражданам РФ, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, регламентирован Федеральным законом от 10.01.2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного их родителей.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Гражданам, получившим суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируются перечисленные в статье 2 настоящего Закона меры социальной поддержки.
Порядок выдачи удостоверений в настоящее время определяется Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 сентября 2009 года N 540 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 года N 849 "Об утверждении правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" утратило силу с выходом Постановления Правительства РФ от 23.11.2009 г. N 946 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 849").
В соответствии с указанным Приказом удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Приказом предусмотрено, что для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с письменным заявлением, к которому прилагаются: паспорт гражданина РФ; документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выполняют функции: приема документов для выдачи удостоверений единого образца, подтверждающих право граждан на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; снятию копий с представленных документов и заверению их в установленном порядке; принятию решений о включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее реестр); созданию комиссии для проверки документов, представленных гражданами, подготовке решений о включении (отказе включения) граждан в реестр; направлению в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС РФ), представлений об оформлении и выдаче удостоверений с приложением заверенных в установленном порядке выписок из реестров, копий протоколов решений комиссии, копий представленных гражданами документов; после получения из МЧС РФ оформленных удостоверений, вручению удостоверений под роспись заявителям, представлению в МЧС РФ копий реестров с заполненными графами, заверенных в установленном порядке.
Судом установлено, что К. обратился в УСЗН Липецкой области с заявлением о включении его в реестр учета граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче удостоверения российского образца по категории "пострадавший от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" в связи с тем, что он проживал на территории Казахской ССР в периоды с 25.11.1960 года по 15.03.1963 год и с 01.09.1964 года по 31.12.1990 год.
Уведомлением УСЗН Липецкой области от 05.07.2011 года К. было отказано в удовлетворении его заявления в связи с тем, что населенный пункт г. Усть-Каменогорск и населенные пункты Глубоковского района Восточно-Казахстанской области не входят в "Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 года N 356-р. Также было указано, что имеющееся у К. удостоверение действительно только на территории Республики Казахстан.
Из материалов дела следует, что в подтверждение факта проживания в периоды с 25.11.1960 года по 15.03.1963 год и с 01.09.1964 года по 31.12.1990 год в г. Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области, истец представил свидетельство о рождении, аттестат о среднем образовании об окончании в 1974 году средней школы в г. Усть-Каменогорске, а также копию трудовой книжки, из которой следует, что с 10.09.1974 года по 04.09.2000 года он работал в г. Усть-Каменогорске с перерывом на службу в армии с ноября 1975 года по январь 1978 года, представил также копию удостоверения, подтверждающего право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, выданное 29.04.1996 года в Республике Казахстан, из которого следует, что он проживал в г. Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области, расположенном в зоне повышенного радиационного риска с 01.06.1957 года по 10.11.1957 года, с 25.11.1960 года по 15.03.1963 года и с 01.09.1964 года по 31.12.1990 года, при этом в удостоверении имеется отметка, что оно действительно на всей территории Республики Казахстан, а также представил справку Главного управления труда и социальной защиты населения Восточно-Казахстанской области от 27.08.1998 года, выданную на основании вышеуказанного удостоверения, из которой следует, что он проживал в указанные периоды в зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7,0 до 35,0 БЭР в период ядерных испытаний с 1949 года по 1990 год.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" установлено, что удостоверения единого образца выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, бывшей Казахской ССР и Алтайского края в периоды радиационного воздействия, которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Город Усть-Каменогорск не входит в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 года N 356-р.
Кроме того, заявляя требование выдать удостоверение единого образца, как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с указанием полученной им суммарной (накопительной) дозы облучения более 7 БЭР, истец не представил суду достоверные объективные доказательства в подтверждение своих доводов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 N 5 утверждены Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010 об "Определении суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вступившие в действие с 04.05.2010 г.
В соответствии с п. 1 Методических указаний они предназначены для определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - лиц из населения). В соответствии с настоящими МУ определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва. Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с настоящими МУ определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах.
Согласно п. 1.2. Методических указаний установленные в результате адресного применения настоящих МУ оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 2-ФЗ льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.
В соответствии с п. 2.1. Методических указаний для определения накопленных эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию испытательного ядерного взрыва, используются исходные данные пяти типов:
а) данные о ядерном взрыве и условиях его проведения;
б) данные о результатах радиационной разведки на радиоактивном следе облака ядерного взрыва за пределами границ полигона;
в) данные об условиях жизни лиц из населения;
г) дозовые коэффициенты при внешнем гамма-облучении человека, ингаляционном и пероральном поступлении радионуклидов в организм;
д) сведения о возрасте, сроках и месте (местах) проживания лиц из населения в населенных пунктах, включаемых в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Согласно п. 3.1. Методических указаний - определение накопленной эффективной дозы облучения конкретного лица соответствует случаю, когда это лицо в период с 1949 г. по 1963 г. непрерывно проживало только в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Если один и тот же населенный пункт подвергался воздействию в результате различных ядерных испытаний, то эффективная доза облучения лица за период его проживания в таком населенном пункте определяется от каждого ядерного испытания раздельно, а результаты суммируются. В случае, когда лицо в указанный период времени последовательно проживало в нескольких населенных пунктах, излагаемая ниже последовательность действий выполняется многократно, и определяются эффективные дозы облучения за периоды времени его проживания в каждом из населенных пунктов с учетом возраста в эти периоды времени. Суммарная (накопленная) эффективная доза облучения лица определяется суммированием эффективных доз, накопленных за периоды времени последовательного проживания в разных населенных пунктах.
Доводы жалобы о том, что судом не было учтено, что в период проживания в г. Усть-Каменогорске истец получил суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 7,0 БЭР, не может повлечь отмену решения суда, так как для решения вопроса о выдаче удостоверения, дающего право на льготы на территории Российской Федерации, о чем просит истец, необходима совокупность письменных доказательств, которые суду представлены не были.
Представленная истцом справка, как верно указал суд, не основана на специальных исследованиях.
При этом следует учитывать, что спор разрешался по существу уже после введения в действие названных выше Методических рекомендаций. Иных доказательств, подтверждающих суммарную дозу облучения, истцом не представлено.
Наличие удостоверения, выданного Республикой Казахстан, и действующего на территории этой республики, не является основанием по действующему законодательству на территории Российской Федерации, основанием для удовлетворения требований истца.
При таких обстоятельствах в настоящее время у суда не имелось оснований для удовлетворения требований истца.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, все они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и по своей сути направлены на переоценку доказательств и иное толкование норм права.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам по делу, представленным по делу доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Правобережного районного суда города Липецка от 21 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу истца К. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)