Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Ляшкевич Л.А.
ГСК Бовгатова Н.В. - пред. и докл.
Котова Н.А.
Ратькова М.В.
Президиум Тверского областного суда в составе: председательствующего Карташова А.Ю.
членов президиума: Степанова С.Н., Мальцева Н.И., Масловой Л.И., Каневской Г.В., Малич В.С., Образцовой О.А., при секретаре судебного заседания Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании представление прокурора Тверской области на решение Селижаровского районного суда Тверской области от 14 марта 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданскому делу Тверского областного суда от 17 мая 2011 года дело по иску прокурора Селижаровского района Тверской области в интересах Российской Федерации к Л., С. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, признании незаконным выделения земельного участка в счет земельной доли, признании договора дарения земельного участка недействительным, прекращении права собственности Л. на земельный участок и встречному иску Л. к Департаменту лесного комплекса Тверской области об исключении из Единого государственного лесного реестра сведений о лесном участке,
решением Селижаровского районного суда Тверской области от 14 марта 2011 года, оставленным без изменения определением кассационной коллегии по гражданскому делу Тверского областного суда от 17 мая 2011 года, постановлено: "В удовлетворении исковых требований прокурора Селижаровского района Тверской области в интересах Российской Федерации к Л., С. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, принадлежащим Российской Федерации из земель лесного фонда, расположенным в с присвоенным кадастровым номером; истребовании из незаконного владения указанного объекта недвижимости; признании выделения С. земельного участка с кадастровым номером в счет земельной доли незаконным; признании договора дарения земельного участка с кадастровым номером заключенного между С. и Л. недействительным; прекращении права собственности Л. на земельный участок с кадастровым номером - отказать
В удовлетворении встречных исковых требований Л. к Департаменту лесного комплекса Тверской области об исключении из Единого Государственного Лесного реестра сведений о лесном участке с кадастровым номером площадью, расположенного по адресу: - отказать".
18 августа 2011 года прокурором Тверской области принесено представление в Тверской областной суд, в котором ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.
В обоснование доводов представления указано, что суд неправильно определил круг лиц, участвующих в деле, разрешил вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.
Статьей 14 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" установлено, что Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью. Органом специальной компетенции, осуществляющим функции управления в сфере лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства. В соответствии с пунктом 5.4.12 положения "О федеральном агентстве лесного хозяйства" (Рослесхоз), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года к полномочиям Рослесхоза относится обеспечение проектирования лесничеств и лесопарков, а также закрепление на местности местоположение их границ, проектирование эксплуатационных лесов, резервных лесов, ценных лесов, особо защитных участков лесов и закрепления на местности местоположения их границ, а также иные полномочия.
Функции по контролю управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, осуществляет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Привлечение к участию в деле Департамента лесного комплекса Тверской области не обеспечило надлежащую защиту прав и интересов Российской Федерации, поскольку в соответствии со статьями 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации субъектами Российской Федерации не могут быть переданы все права по осуществлению правомочий собственника земель лесного фонда.
Нарушение требования гражданского процессуального законодательства и разрешение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, согласно пункту 4 части 2 статьи 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием для отмены решения.
Кроме того, суд неверно определил круг допустимых доказательств по делу. Из материалов дела видно, что существо спорного правоотношения состоит в верном определении на местности границ земель лесного фонда, принадлежащих Российской Федерации, и земельного участка, принадлежащего гражданину. Материалами прокурорской проверки, проведенной с участием специалистов, установлено, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда.
При таких обстоятельствах, доводы использованные судами первой и кассационной инстанции о постановке на кадастровый учет спорного земельного участка и последующей регистрации права собственности на него, не основан на требованиях Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (статьи 39 и 40), поскольку изначально компетентные лица представляющие Российскую Федерацию не согласовали границы выделяемого земельного участка гражданину на местности.
В связи с этим, последующий земельный спор не мог быть разрешен судом, основываясь лишь на письменных доказательствах и оценке доводов, представленных сторонами, поскольку они носили противоположный характер.
Принимая во внимание характер спорных правоотношений, поскольку по делу возникли вопросы требующих специальных познаний, суду было необходимо обсудить вопрос о назначении экспертизы.
По надзорной жалобе дело 30 августа 2011 года истребовано в областной суд, куда поступило 05 сентября 2011 года.
Определением судьи Тверского областного суда от 06 октября 2011 года Бржевской Г.С. представление прокурора Тверской области передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - президиум Тверского областного суда.
Заслушав доклад судьи областного суда Бржевской Г.С., заключение прокурора Тверской областной прокуратуры Савенкова С.Н., полагавшего представление прокурора Тверской области подлежащим удовлетворению, президиум не находит оснований для отмены состоявшихся по делу решений.
В соответствии с требованиями статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами первой и второй инстанции не допущено.
Согласно материалам дела, в соответствии с постановлением администрации Селижаровского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ N С. на праве собственности принадлежит земельный пай в площадью с кадастровым номером счет принадлежащей ей земельной доли, который образован из земельного участка с кадастровым номером".
15 июля 2010 года зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером, расположенным по адресу:.
01 июня 2010 года С. подарила данный земельный участок Л., который зарегистрирован в установленном законом порядке 15 июля 2010 года.
При принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований суд, наряду с другими выводами, сделан вывод о том, что документы о государственной регистрации права Российской Федерации на земли лесного фонда не содержат сведений, позволяющих однозначно идентифицировать данные земли со спорным земельным участком.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражение если иное не предусмотрено федеральным законом.
При рассмотрении и разрешении настоящего спора обстоятельством, подлежащим установлению, является, прежде всего, доказанность расположения спорного земельного участка на землях лесного фонда.
Однако, спорный земельный участок с кадастровым номером состоит на государственном кадастровом учете и отнесен к землям сельскохозяйственного назначения.
Доказательств, что данный земельный участок расположен в границах участка лесного фонда, в соответствии с положениями части 7 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", определяющей местоположения земельного участка на местности, частью 6 статьи 47 данного Закона, описание участка лесного фонда, удостоверенное соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признающих юридически действительным, представлено не было.
В обоснование заявленных требований прокурором представлены: планшет ДД.ММ.ГГГГ. выписку из Единого государственного лесного реестра, план лесонасаждений план лесонасаждений Красногорского участкового лесничества Осташковского лесничества, таксационное описание, проект распределения лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов.
Однако, при исследовании данных доказательств, суд пришел к выводу, что ни один из этих документов не может быть признан допустимым доказательством, подтверждающим факт полного либо частичного наложения границ земельного участка Л. на земли лесного фонда.
В силу статьей 67 и 374 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относятся к компетенции судов первой и кассационной инстанции. Суд надзорной инстанции правом переоценки представленных сторонами доказательств не наделен.
Сведения государственного кадастра недвижимости о расположении земельного участка Л. в пределах земель сельскохозяйственного назначения, не опровергнуты.
При этом доказательств того, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда, принадлежащих Российской Федерации, не предоставлено.
Довод представления прокурора о нарушении судом норм процессуального права, выразившимся в нарушении прав истца возможности оспаривать результаты государственной кадастровой оценки земельного участка, посредством проведения независимой судебной экспертизы, основанием к отмене решения суда являться не может, поскольку назначение экспертизы является правом, а не обязанностью суда.
Обжалуемое решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, представленным сторонами доказательствам и действующему законодательству. Ни один из доводов надзорной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований к пересмотру судебных постановлений в порядке надзора.
Заявляя исковые требования в интересах Российской Федерации, в своем заявлении прокурор указал лицо, которое вправе представлять интересы государства в данном споре Департамент лесного комплекса Тверской области. В надзорной жалобе указано, что данный истец не является надлежащим. Однако, с учетом приведенных выше обстоятельств, данное обстоятельство также не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу решений. При этом, право предъявления
соответствующих исковых требований истцом - Российской Федерацией в защиту своих прав, в случае их нарушения, не утрачено и может быть заявлено в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 390, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
представление прокурора Тверской области на решение Селижаровского районного суда Тверской области от 14 марта 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданскому делу Тверского областного суда от 17 мая 2011 года по делу по иску прокурора Селижаровского района Тверской области в интересах Российской Федерации к Л., С. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, признании незаконным выделения земельного участка в счет земельной доли, признании договора дарения земельного участка недействительным, прекращении права собственности Л. на земельный участок и встречному иску Л. к Департаменту лесного комплекса Тверской области об исключении из Единого государственного лесного реестра сведений о лесном участке - отклонить.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.11.2011 N 44-Г-52
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2011 г. N 44-г-52
Судья Ляшкевич Л.А.
ГСК Бовгатова Н.В. - пред. и докл.
Котова Н.А.
Ратькова М.В.
Президиум Тверского областного суда в составе: председательствующего Карташова А.Ю.
членов президиума: Степанова С.Н., Мальцева Н.И., Масловой Л.И., Каневской Г.В., Малич В.С., Образцовой О.А., при секретаре судебного заседания Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании представление прокурора Тверской области на решение Селижаровского районного суда Тверской области от 14 марта 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданскому делу Тверского областного суда от 17 мая 2011 года дело по иску прокурора Селижаровского района Тверской области в интересах Российской Федерации к Л., С. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, признании незаконным выделения земельного участка в счет земельной доли, признании договора дарения земельного участка недействительным, прекращении права собственности Л. на земельный участок и встречному иску Л. к Департаменту лесного комплекса Тверской области об исключении из Единого государственного лесного реестра сведений о лесном участке,
установил:
решением Селижаровского районного суда Тверской области от 14 марта 2011 года, оставленным без изменения определением кассационной коллегии по гражданскому делу Тверского областного суда от 17 мая 2011 года, постановлено: "В удовлетворении исковых требований прокурора Селижаровского района Тверской области в интересах Российской Федерации к Л., С. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, принадлежащим Российской Федерации из земель лесного фонда, расположенным в с присвоенным кадастровым номером; истребовании из незаконного владения указанного объекта недвижимости; признании выделения С. земельного участка с кадастровым номером в счет земельной доли незаконным; признании договора дарения земельного участка с кадастровым номером заключенного между С. и Л. недействительным; прекращении права собственности Л. на земельный участок с кадастровым номером - отказать
В удовлетворении встречных исковых требований Л. к Департаменту лесного комплекса Тверской области об исключении из Единого Государственного Лесного реестра сведений о лесном участке с кадастровым номером площадью, расположенного по адресу: - отказать".
18 августа 2011 года прокурором Тверской области принесено представление в Тверской областной суд, в котором ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.
В обоснование доводов представления указано, что суд неправильно определил круг лиц, участвующих в деле, разрешил вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.
Статьей 14 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" установлено, что Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью. Органом специальной компетенции, осуществляющим функции управления в сфере лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства. В соответствии с пунктом 5.4.12 положения "О федеральном агентстве лесного хозяйства" (Рослесхоз), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года к полномочиям Рослесхоза относится обеспечение проектирования лесничеств и лесопарков, а также закрепление на местности местоположение их границ, проектирование эксплуатационных лесов, резервных лесов, ценных лесов, особо защитных участков лесов и закрепления на местности местоположения их границ, а также иные полномочия.
Функции по контролю управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, осуществляет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Привлечение к участию в деле Департамента лесного комплекса Тверской области не обеспечило надлежащую защиту прав и интересов Российской Федерации, поскольку в соответствии со статьями 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации субъектами Российской Федерации не могут быть переданы все права по осуществлению правомочий собственника земель лесного фонда.
Нарушение требования гражданского процессуального законодательства и разрешение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, согласно пункту 4 части 2 статьи 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием для отмены решения.
Кроме того, суд неверно определил круг допустимых доказательств по делу. Из материалов дела видно, что существо спорного правоотношения состоит в верном определении на местности границ земель лесного фонда, принадлежащих Российской Федерации, и земельного участка, принадлежащего гражданину. Материалами прокурорской проверки, проведенной с участием специалистов, установлено, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда.
При таких обстоятельствах, доводы использованные судами первой и кассационной инстанции о постановке на кадастровый учет спорного земельного участка и последующей регистрации права собственности на него, не основан на требованиях Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (статьи 39 и 40), поскольку изначально компетентные лица представляющие Российскую Федерацию не согласовали границы выделяемого земельного участка гражданину на местности.
В связи с этим, последующий земельный спор не мог быть разрешен судом, основываясь лишь на письменных доказательствах и оценке доводов, представленных сторонами, поскольку они носили противоположный характер.
Принимая во внимание характер спорных правоотношений, поскольку по делу возникли вопросы требующих специальных познаний, суду было необходимо обсудить вопрос о назначении экспертизы.
По надзорной жалобе дело 30 августа 2011 года истребовано в областной суд, куда поступило 05 сентября 2011 года.
Определением судьи Тверского областного суда от 06 октября 2011 года Бржевской Г.С. представление прокурора Тверской области передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - президиум Тверского областного суда.
Заслушав доклад судьи областного суда Бржевской Г.С., заключение прокурора Тверской областной прокуратуры Савенкова С.Н., полагавшего представление прокурора Тверской области подлежащим удовлетворению, президиум не находит оснований для отмены состоявшихся по делу решений.
В соответствии с требованиями статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами первой и второй инстанции не допущено.
Согласно материалам дела, в соответствии с постановлением администрации Селижаровского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ N С. на праве собственности принадлежит земельный пай в площадью с кадастровым номером счет принадлежащей ей земельной доли, который образован из земельного участка с кадастровым номером".
15 июля 2010 года зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером, расположенным по адресу:.
01 июня 2010 года С. подарила данный земельный участок Л., который зарегистрирован в установленном законом порядке 15 июля 2010 года.
При принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований суд, наряду с другими выводами, сделан вывод о том, что документы о государственной регистрации права Российской Федерации на земли лесного фонда не содержат сведений, позволяющих однозначно идентифицировать данные земли со спорным земельным участком.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражение если иное не предусмотрено федеральным законом.
При рассмотрении и разрешении настоящего спора обстоятельством, подлежащим установлению, является, прежде всего, доказанность расположения спорного земельного участка на землях лесного фонда.
Однако, спорный земельный участок с кадастровым номером состоит на государственном кадастровом учете и отнесен к землям сельскохозяйственного назначения.
Доказательств, что данный земельный участок расположен в границах участка лесного фонда, в соответствии с положениями части 7 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", определяющей местоположения земельного участка на местности, частью 6 статьи 47 данного Закона, описание участка лесного фонда, удостоверенное соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признающих юридически действительным, представлено не было.
В обоснование заявленных требований прокурором представлены: планшет ДД.ММ.ГГГГ. выписку из Единого государственного лесного реестра, план лесонасаждений план лесонасаждений Красногорского участкового лесничества Осташковского лесничества, таксационное описание, проект распределения лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов.
Однако, при исследовании данных доказательств, суд пришел к выводу, что ни один из этих документов не может быть признан допустимым доказательством, подтверждающим факт полного либо частичного наложения границ земельного участка Л. на земли лесного фонда.
В силу статьей 67 и 374 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относятся к компетенции судов первой и кассационной инстанции. Суд надзорной инстанции правом переоценки представленных сторонами доказательств не наделен.
Сведения государственного кадастра недвижимости о расположении земельного участка Л. в пределах земель сельскохозяйственного назначения, не опровергнуты.
При этом доказательств того, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда, принадлежащих Российской Федерации, не предоставлено.
Довод представления прокурора о нарушении судом норм процессуального права, выразившимся в нарушении прав истца возможности оспаривать результаты государственной кадастровой оценки земельного участка, посредством проведения независимой судебной экспертизы, основанием к отмене решения суда являться не может, поскольку назначение экспертизы является правом, а не обязанностью суда.
Обжалуемое решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, представленным сторонами доказательствам и действующему законодательству. Ни один из доводов надзорной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований к пересмотру судебных постановлений в порядке надзора.
Заявляя исковые требования в интересах Российской Федерации, в своем заявлении прокурор указал лицо, которое вправе представлять интересы государства в данном споре Департамент лесного комплекса Тверской области. В надзорной жалобе указано, что данный истец не является надлежащим. Однако, с учетом приведенных выше обстоятельств, данное обстоятельство также не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу решений. При этом, право предъявления
соответствующих исковых требований истцом - Российской Федерацией в защиту своих прав, в случае их нарушения, не утрачено и может быть заявлено в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 390, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
представление прокурора Тверской области на решение Селижаровского районного суда Тверской области от 14 марта 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданскому делу Тверского областного суда от 17 мая 2011 года по делу по иску прокурора Селижаровского района Тверской области в интересах Российской Федерации к Л., С. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, признании незаконным выделения земельного участка в счет земельной доли, признании договора дарения земельного участка недействительным, прекращении права собственности Л. на земельный участок и встречному иску Л. к Департаменту лесного комплекса Тверской области об исключении из Единого государственного лесного реестра сведений о лесном участке - отклонить.
Председательствующий
А.Ю.КАРТАШОВ
А.Ю.КАРТАШОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)