Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Шульга Н.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего Буйнова Ю.К.
судей Акатьевой Т.Я. и Беляк А.С.
при секретаре Я.
по докладу судьи Буйнова Ю.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя интересов У. - Ф. на решение Пролетарского районного суда г. Твери от 13 июля 2012 года, которым постановлено:
"Заявление У. об оспаривании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области N 6900/301/12-50317 от 02 июля 2012 года о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, возложении обязанности произвести кадастровый учет изменений объекта недвижимости оставить без удовлетворения".
Судебная коллегия
установила:
Ф., действующая на основании доверенности от имени У., обратилась в суд заявлением о признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, устранении препятствий, восстановлении нарушенного права на осуществление кадастрового учета изменений категории земельного участка. В обоснование требований указано, что она, действуя как представитель У., обратилась в Межрайонный отдел N 1 ФКП по Тверской области с заявлением об учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером: N в связи с изменением категории земель, к которой отнесен земельный участок, и кадастровой стоимости, которая изменяется в связи с изменением категории земельного участка. К заявлению были приложены все необходимые документы, указанные в законе. Однако Решением филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области N 6900/301/12-50317 от 02 июля 2012 года осуществление кадастрового учета было приостановлено в связи с тем, что земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N включен в границы населенного пункта - д. Стрельниково Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, однако в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границе населенного пункта д. Стрельниково. Полагает, что оснований для приостановки осуществления кадастрового учета нет. Законом факт отсутствия или наличия данных о границе населенного пункта не связан с кадастровым учетом изменений категории земельного участка, так как кадастровый учет изменений осуществляется в соответствии с ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" на основании предоставленных документов.
Заинтересованное лицо - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области представила возражение на заявление У., в которых просит суд отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя Ф. заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.
Заявитель У. в суд не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, по телефону ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Представитель заинтересованного лица Х. в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в возражении на заявление У., просил отказать в их удовлетворении.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения. При этом указывается со ссылками на Земельный кодекс РФ и Градостроительный кодекс РФ, что землеустроительная документация, включающая правила землепользования и застройки, разрабатывается и утверждается только в том случае, если нет необходимости подготовки генерального плана сельского поселения. При отсутствии установленной границы населенного пункта при ее установлении по Генеральному плану поселения в территорию данного населенного пункта входят участки, расположенные в границах данного населенного пункта вне зависимости от их прежней категории, так как они считаются переведенными со сменой категории земли на категорию "земли населенных пунктов".
В части 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке, т.е. закон предусматривает возможность предоставления документов заинтересованным лицом при подаче заявления об учете изменений, в том числе категории участка.
В случае, если в орган кадастрового учета поступило заявление о кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости и при этом соответствующие копии документов не поступили из уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления, орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Заявителем были представлены все необходимые документы, указанные в законе. Содержание сведений в предоставленных документах сводилось к следующему: земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования: для ведения сельскохозяйственного производства, общая площадь 26356 кв. м, кадастровый номер: N Адрес объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Стрельниково. Участок находится примерно в примыкании от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Калининский район, с/п Михайловское, д. Стрельниково.
В качестве основания для приостановки в Решении указано "согласно представленной Выписки из Генерального плана Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, утвержденной решением Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области от 14.07.2011 г., земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N включен в границы населенного пункта - д. Стрельниково Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, однако в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границе населенного пункта д. Стрельниково".
При этом, согласно п. 1 ч. 2 ст. 26 указанного ФЗ в качестве основания для приостановки в Решении указано: имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения).
Таким образом, основанием для приостановления осуществления кадастрового учета стало противоречие между сведениями, содержащимися в представленных документах и сведениями, имеющимися в органах кадастрового учета о данном объекте.
В заявлении было указано об изменении категории земельного участка, в связи с чем и проверку сведений необходимо было проводить по данному объекту недвижимости. Законом оговорен перечень сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, о земельном участке (ст. 7 ФЗ "О государственном кадастровом учете"). Среди таких сведений нет сведений о включении или исключении какого-либо участка из границы населенного пункта. Данной информации нет и не может быть в ГКН по земельным участкам, так как единственным показателем отношения того или иного участка к населенному пункту является его категория.
В связи с исключениями, допустимыми согласно п. 1 ч. 2 ст. 26 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения об объекте кадастрового учета, указанные в заявлении, могут противоречить кадастровым сведениям о данном объекте, так как именно эти сведения и подлежат изменению. В данном случае речь идет о том, что сведения о данном участке, указанные п. 13 ч. 2 ст. 7 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости, содержащиеся в ГКН - категория земельного участка: "земли сельскохозяйственного назначения", а согласно предоставленным документам и заявлению - категория земельного участка: "земли населенных пунктов". Так как именно эти сведения подлежат изменению, то закон допускает их расхождение.
Таким образом, для приостановки осуществления кадастрового учета оснований нет. Факт отсутствия сведений о границе населенного пункта д. Стрельниково законом не связан с кадастровым учетом изменений категории земельного участка, так как кадастровый учет изменений осуществляется в соответствии с ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" на основании предоставленных документов. Документы предоставлены в полном объеме, они соответствуют требованиям, установленным к документам такого рода (ст. 22 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Кроме того, граница населенного пункта не является объектом недвижимости поэтому ссылка на то, что сведений о ней нет в государственном кадастре недвижимости в связи с чем сведения об участке противоречат отсутствующим сведениям о границе населенного пункта, не является законной. Для кадастрового учета изменений п. 13 ч. 2 ст. 7 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" необходимо только предоставить указанные в данном законе документы. Изменение границы населенного пункта производится на основании утвержденного Генерального плана поселения, при этом, обязанность предоставления сведений об измененной границе населенного пункта возложена на орган, принявший такое решение, т.е. орган местного самоуправления.
В связи с тем, что в заявлении речь идет о объекте недвижимости, а не об установлении или изменении границы населенного пункта, то необходимо основываться на п. 12 Положения об информационном взаимодействии, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 г. N 618, согласно которому орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета принятые в пределах их компетенции решения, в связи с которыми требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, указанные в пунктах 7, 13 - 16 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". П. 11 данного постановления относится к сведениям о границах населенного пункта, который передается органом местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия по установленной границе населенного пункта. Таким образом, законодатель разделяет вопрос о передаче сведений о границе населенного пункта и сведения об изменении категории земельного участка (п. 13 ч. 2 ст. 7).
Согласно выписки из Генплана земельный участок с кадастровым номером N включается в границы населенного пункта, что согласно Градостроительному кодексу невозможно без изменения категории земельного участка, о чем и указано в заявлении. Кадастрового номера и указания в заявлении на сведения ГКН, которые подлежат изменению в связи с включением участка в границы населенного пункта - категории земельного участка, достаточно для внесения соответствующих изменений в сведения о данном объекте недвижимого имущества.
В подтверждение данных доводов, имеется Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации "О государственном кадастровом учете сведений об объекте недвижимости в связи с изменением категории земельного участка от 03.08.2011 г. N ОГ-Д23-785, согласно которому утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что, в свою очередь, является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, что подтверждается ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 8 ФЗ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Таким образом, Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета от 02.07.2012 г. N 6900/301/12-50317, является незаконным, так как принято с нарушением норм действующего законодательства, в результате чего нарушены права заявителя как собственника данного участка, а также созданы препятствия к осуществлению им в полном объеме прав собственника.
Что касается доводов заявителей о необходимости проведения землеустройства, то у органов местного самоуправления поселения нет полномочий на утверждение такой документации, что касается подготовки и согласования с органами кадастрового учета результатов землеустройства, то нормативными правовыми актами не закреплена обязанность согласования данной документации.
Кроме того, был нарушен срок изготовления мотивированного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения У., поддержавшего доводы жалобы, а также возражения представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области Х., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
По смыслу положений ст. 258 ГПК РФ решение об удовлетворении заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего принимается судом, если будет установлено, что решение, действие (бездействие) противоречит закону и этим были нарушены права либо свободы заявителя. При этом обязанность по доказыванию факта нарушения прав и свобод принятием оспариваемого решения возлагается на заявителя.
В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" содержится разъяснение, согласно которому о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка совершения соответствующих действий (бездействия).
Обращаясь в суд с заявлением о признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета по заявлению об изменении категории земельного из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли населенных пунктов Ф. полагала, что достаточным для изменения категории земель при осуществлении кадастрового учета является предоставление выписки из генплана от 14.07.2011 года, свидетельства о государственной регистрации права от 14.09.2009 г. и приостановление осуществления кадастрового учета в такой ситуации не основано на положениях Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту Закона).
Эта же позиция отражена и в доводах апелляционной жалобы со ссылками на положения норм Закона, Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", однако судебная коллегия не может согласиться с такими доводами исходя из следующего.
Действительно, положениями ч. 1 ст. 8 ЗК РФ предусмотрена возможность осуществления перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности путем установления или изменения границ населенных пунктов, но в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно п. 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 года N 618, орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из утвержденного генерального плана, содержащую текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат.
Порядком описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 03 июня 2011 года N 267, предусмотрено, что местоположение границ объекта землеустройства устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (п. 3). В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства (п. 8).
В соответствии со ст. 20 ФЗ "О землеустройстве" карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, графического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Карта (план) передается в орган кадастрового учета, который по результатам ее проверки в соответствии с п. 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости на предмет отсутствия предусмотренных законом оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета, принимает решение о внесении или отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границе населенного пункта.
Положения приведенных норм законодательства опровергают утверждения представителя заявителя, основанных на неверном толковании норм материального права, о том, что факт отсутствия сведений о границах населенного пункта д. Стрельниково законом не связан с кадастровым учетом изменений категории земельного участка. Порядок установления границ населенного пункта завершается внесением соответствующих сведений о границе в государственный кадастр недвижимости. Граница населенного пункта, устанавливаемая посредством координат характерных точек объекта землеустройства, считается установленной с момента принятия органом кадастрового учета о внесении соответствующих сведений о границе населенного пункта в сведения государственного кадастра недвижимости.
Судом установлено и не оспаривается в доводах апелляционной жалобы, что Администрация Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области в орган кадастрового учета с целью внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах деревни Стрельниково с предоставлением соответствующей землеустроительной документации не обращалась, сведения о границе деревни Стрельниково в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
По данным свидетельства о государственной регистрации права от 14 сентября 2009 года, представленного в орган кадастрового учета, У. приобрел на основании договора купли продажи от 30.09.2008 года земельный участок категории земель: земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использование: для ведения сельскохозяйственного производства- кадастровый номер N, расположенный по адресу: Тверская область, Калининский район, в границах колхоза "Михайловское".
Как следует из содержания выписки из генерального плана Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, утвержденного 14.07.2011 года Советом Депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, в перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов Михайловского с/п Калининского района Тверской области входит, в том числе, спорный земельный участок, планируемый к переводу в земли населенных пунктов (д. Стрельниково).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 26 Закона орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения).
Таким образом, основания для принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета имелись, порядок принятия оспариваемого решения не нарушен, права заявителя на использование спорного земельного участка в соответствии с его целевым назначение также не нарушены.
Доводы жалобы о том, что орган кадастрового учета в соответствии с ч. 8 ст. 15 Закона орган кадастрового учета обязан был самостоятельно запросить у органа местного самоуправления соответствующие копии документов не могут быть признаны состоятельными, поскольку положения данной нормы закона в части изменения категории земель, к которой отнесен земельный участок, регламентируют взаимоотношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления в связи с переводом земельных участков из одной категории в другую путем принятия акта исполнительным органом государственной власти или местного самоуправления на основании положений Федерального закона от 21 декабря 2004 года "172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Сам по себе факт изготовления мотивированного решения суда на шестой день после оглашения резолютивной части решения на законность судебного постановления не влияет и прав заявителя на его оспаривание в предусмотренный законом срок не нарушил.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения заявленных требований установлены, представленным по делу доказательствам дана соответствующая оценка, нарушений норм материального или процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела не допущено.
Учитывая, что доводы апелляционной жалобы, направленные на иное толкование норм материального права не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения и, руководствуясь 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пролетарского районного суда г. Твери от 13 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.09.2012 N 33-3180
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 сентября 2012 г. N 33-3180
Судья: Шульга Н.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего Буйнова Ю.К.
судей Акатьевой Т.Я. и Беляк А.С.
при секретаре Я.
по докладу судьи Буйнова Ю.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя интересов У. - Ф. на решение Пролетарского районного суда г. Твери от 13 июля 2012 года, которым постановлено:
"Заявление У. об оспаривании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области N 6900/301/12-50317 от 02 июля 2012 года о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, возложении обязанности произвести кадастровый учет изменений объекта недвижимости оставить без удовлетворения".
Судебная коллегия
установила:
Ф., действующая на основании доверенности от имени У., обратилась в суд заявлением о признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, устранении препятствий, восстановлении нарушенного права на осуществление кадастрового учета изменений категории земельного участка. В обоснование требований указано, что она, действуя как представитель У., обратилась в Межрайонный отдел N 1 ФКП по Тверской области с заявлением об учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером: N в связи с изменением категории земель, к которой отнесен земельный участок, и кадастровой стоимости, которая изменяется в связи с изменением категории земельного участка. К заявлению были приложены все необходимые документы, указанные в законе. Однако Решением филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области N 6900/301/12-50317 от 02 июля 2012 года осуществление кадастрового учета было приостановлено в связи с тем, что земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N включен в границы населенного пункта - д. Стрельниково Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, однако в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границе населенного пункта д. Стрельниково. Полагает, что оснований для приостановки осуществления кадастрового учета нет. Законом факт отсутствия или наличия данных о границе населенного пункта не связан с кадастровым учетом изменений категории земельного участка, так как кадастровый учет изменений осуществляется в соответствии с ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" на основании предоставленных документов.
Заинтересованное лицо - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области представила возражение на заявление У., в которых просит суд отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя Ф. заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.
Заявитель У. в суд не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, по телефону ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Представитель заинтересованного лица Х. в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в возражении на заявление У., просил отказать в их удовлетворении.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения. При этом указывается со ссылками на Земельный кодекс РФ и Градостроительный кодекс РФ, что землеустроительная документация, включающая правила землепользования и застройки, разрабатывается и утверждается только в том случае, если нет необходимости подготовки генерального плана сельского поселения. При отсутствии установленной границы населенного пункта при ее установлении по Генеральному плану поселения в территорию данного населенного пункта входят участки, расположенные в границах данного населенного пункта вне зависимости от их прежней категории, так как они считаются переведенными со сменой категории земли на категорию "земли населенных пунктов".
В части 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке, т.е. закон предусматривает возможность предоставления документов заинтересованным лицом при подаче заявления об учете изменений, в том числе категории участка.
В случае, если в орган кадастрового учета поступило заявление о кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости и при этом соответствующие копии документов не поступили из уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления, орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Заявителем были представлены все необходимые документы, указанные в законе. Содержание сведений в предоставленных документах сводилось к следующему: земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования: для ведения сельскохозяйственного производства, общая площадь 26356 кв. м, кадастровый номер: N Адрес объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Стрельниково. Участок находится примерно в примыкании от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Калининский район, с/п Михайловское, д. Стрельниково.
В качестве основания для приостановки в Решении указано "согласно представленной Выписки из Генерального плана Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, утвержденной решением Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области от 14.07.2011 г., земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N включен в границы населенного пункта - д. Стрельниково Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, однако в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границе населенного пункта д. Стрельниково".
При этом, согласно п. 1 ч. 2 ст. 26 указанного ФЗ в качестве основания для приостановки в Решении указано: имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения).
Таким образом, основанием для приостановления осуществления кадастрового учета стало противоречие между сведениями, содержащимися в представленных документах и сведениями, имеющимися в органах кадастрового учета о данном объекте.
В заявлении было указано об изменении категории земельного участка, в связи с чем и проверку сведений необходимо было проводить по данному объекту недвижимости. Законом оговорен перечень сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, о земельном участке (ст. 7 ФЗ "О государственном кадастровом учете"). Среди таких сведений нет сведений о включении или исключении какого-либо участка из границы населенного пункта. Данной информации нет и не может быть в ГКН по земельным участкам, так как единственным показателем отношения того или иного участка к населенному пункту является его категория.
В связи с исключениями, допустимыми согласно п. 1 ч. 2 ст. 26 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения об объекте кадастрового учета, указанные в заявлении, могут противоречить кадастровым сведениям о данном объекте, так как именно эти сведения и подлежат изменению. В данном случае речь идет о том, что сведения о данном участке, указанные п. 13 ч. 2 ст. 7 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости, содержащиеся в ГКН - категория земельного участка: "земли сельскохозяйственного назначения", а согласно предоставленным документам и заявлению - категория земельного участка: "земли населенных пунктов". Так как именно эти сведения подлежат изменению, то закон допускает их расхождение.
Таким образом, для приостановки осуществления кадастрового учета оснований нет. Факт отсутствия сведений о границе населенного пункта д. Стрельниково законом не связан с кадастровым учетом изменений категории земельного участка, так как кадастровый учет изменений осуществляется в соответствии с ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" на основании предоставленных документов. Документы предоставлены в полном объеме, они соответствуют требованиям, установленным к документам такого рода (ст. 22 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Кроме того, граница населенного пункта не является объектом недвижимости поэтому ссылка на то, что сведений о ней нет в государственном кадастре недвижимости в связи с чем сведения об участке противоречат отсутствующим сведениям о границе населенного пункта, не является законной. Для кадастрового учета изменений п. 13 ч. 2 ст. 7 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" необходимо только предоставить указанные в данном законе документы. Изменение границы населенного пункта производится на основании утвержденного Генерального плана поселения, при этом, обязанность предоставления сведений об измененной границе населенного пункта возложена на орган, принявший такое решение, т.е. орган местного самоуправления.
В связи с тем, что в заявлении речь идет о объекте недвижимости, а не об установлении или изменении границы населенного пункта, то необходимо основываться на п. 12 Положения об информационном взаимодействии, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 г. N 618, согласно которому орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета принятые в пределах их компетенции решения, в связи с которыми требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, указанные в пунктах 7, 13 - 16 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". П. 11 данного постановления относится к сведениям о границах населенного пункта, который передается органом местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия по установленной границе населенного пункта. Таким образом, законодатель разделяет вопрос о передаче сведений о границе населенного пункта и сведения об изменении категории земельного участка (п. 13 ч. 2 ст. 7).
Согласно выписки из Генплана земельный участок с кадастровым номером N включается в границы населенного пункта, что согласно Градостроительному кодексу невозможно без изменения категории земельного участка, о чем и указано в заявлении. Кадастрового номера и указания в заявлении на сведения ГКН, которые подлежат изменению в связи с включением участка в границы населенного пункта - категории земельного участка, достаточно для внесения соответствующих изменений в сведения о данном объекте недвижимого имущества.
В подтверждение данных доводов, имеется Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации "О государственном кадастровом учете сведений об объекте недвижимости в связи с изменением категории земельного участка от 03.08.2011 г. N ОГ-Д23-785, согласно которому утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что, в свою очередь, является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, что подтверждается ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 8 ФЗ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Таким образом, Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета от 02.07.2012 г. N 6900/301/12-50317, является незаконным, так как принято с нарушением норм действующего законодательства, в результате чего нарушены права заявителя как собственника данного участка, а также созданы препятствия к осуществлению им в полном объеме прав собственника.
Что касается доводов заявителей о необходимости проведения землеустройства, то у органов местного самоуправления поселения нет полномочий на утверждение такой документации, что касается подготовки и согласования с органами кадастрового учета результатов землеустройства, то нормативными правовыми актами не закреплена обязанность согласования данной документации.
Кроме того, был нарушен срок изготовления мотивированного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения У., поддержавшего доводы жалобы, а также возражения представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области Х., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
По смыслу положений ст. 258 ГПК РФ решение об удовлетворении заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего принимается судом, если будет установлено, что решение, действие (бездействие) противоречит закону и этим были нарушены права либо свободы заявителя. При этом обязанность по доказыванию факта нарушения прав и свобод принятием оспариваемого решения возлагается на заявителя.
В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" содержится разъяснение, согласно которому о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка совершения соответствующих действий (бездействия).
Обращаясь в суд с заявлением о признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета по заявлению об изменении категории земельного из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли населенных пунктов Ф. полагала, что достаточным для изменения категории земель при осуществлении кадастрового учета является предоставление выписки из генплана от 14.07.2011 года, свидетельства о государственной регистрации права от 14.09.2009 г. и приостановление осуществления кадастрового учета в такой ситуации не основано на положениях Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту Закона).
Эта же позиция отражена и в доводах апелляционной жалобы со ссылками на положения норм Закона, Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", однако судебная коллегия не может согласиться с такими доводами исходя из следующего.
Действительно, положениями ч. 1 ст. 8 ЗК РФ предусмотрена возможность осуществления перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности путем установления или изменения границ населенных пунктов, но в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно п. 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 года N 618, орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из утвержденного генерального плана, содержащую текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат.
Порядком описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 03 июня 2011 года N 267, предусмотрено, что местоположение границ объекта землеустройства устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (п. 3). В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства (п. 8).
В соответствии со ст. 20 ФЗ "О землеустройстве" карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, графического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Карта (план) передается в орган кадастрового учета, который по результатам ее проверки в соответствии с п. 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости на предмет отсутствия предусмотренных законом оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета, принимает решение о внесении или отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границе населенного пункта.
Положения приведенных норм законодательства опровергают утверждения представителя заявителя, основанных на неверном толковании норм материального права, о том, что факт отсутствия сведений о границах населенного пункта д. Стрельниково законом не связан с кадастровым учетом изменений категории земельного участка. Порядок установления границ населенного пункта завершается внесением соответствующих сведений о границе в государственный кадастр недвижимости. Граница населенного пункта, устанавливаемая посредством координат характерных точек объекта землеустройства, считается установленной с момента принятия органом кадастрового учета о внесении соответствующих сведений о границе населенного пункта в сведения государственного кадастра недвижимости.
Судом установлено и не оспаривается в доводах апелляционной жалобы, что Администрация Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области в орган кадастрового учета с целью внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах деревни Стрельниково с предоставлением соответствующей землеустроительной документации не обращалась, сведения о границе деревни Стрельниково в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
По данным свидетельства о государственной регистрации права от 14 сентября 2009 года, представленного в орган кадастрового учета, У. приобрел на основании договора купли продажи от 30.09.2008 года земельный участок категории земель: земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использование: для ведения сельскохозяйственного производства- кадастровый номер N, расположенный по адресу: Тверская область, Калининский район, в границах колхоза "Михайловское".
Как следует из содержания выписки из генерального плана Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, утвержденного 14.07.2011 года Советом Депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, в перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов Михайловского с/п Калининского района Тверской области входит, в том числе, спорный земельный участок, планируемый к переводу в земли населенных пунктов (д. Стрельниково).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 26 Закона орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения).
Таким образом, основания для принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета имелись, порядок принятия оспариваемого решения не нарушен, права заявителя на использование спорного земельного участка в соответствии с его целевым назначение также не нарушены.
Доводы жалобы о том, что орган кадастрового учета в соответствии с ч. 8 ст. 15 Закона орган кадастрового учета обязан был самостоятельно запросить у органа местного самоуправления соответствующие копии документов не могут быть признаны состоятельными, поскольку положения данной нормы закона в части изменения категории земель, к которой отнесен земельный участок, регламентируют взаимоотношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления в связи с переводом земельных участков из одной категории в другую путем принятия акта исполнительным органом государственной власти или местного самоуправления на основании положений Федерального закона от 21 декабря 2004 года "172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Сам по себе факт изготовления мотивированного решения суда на шестой день после оглашения резолютивной части решения на законность судебного постановления не влияет и прав заявителя на его оспаривание в предусмотренный законом срок не нарушил.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения заявленных требований установлены, представленным по делу доказательствам дана соответствующая оценка, нарушений норм материального или процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела не допущено.
Учитывая, что доводы апелляционной жалобы, направленные на иное толкование норм материального права не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения и, руководствуясь 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пролетарского районного суда г. Твери от 13 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)