Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2135/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 сентября 2012 г. по делу N 33-2135/2012


СУДЬЯ: Торговченкова О.В.
ДОКЛАДЧИК: Тельных Г.А.

12 сентября 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего: Киселева А.П.
судей: Тельных Г.А. и Федосовой Н.Н.
при секретаре: Б. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе Х. на решение Советского районного суда г. Липецка от 05 июля 2012 года, которым постановлено: "Х. в удовлетворении заявления об оспаривании решения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 20 января 2012 года N "Об отказе во включении земельного участка в границы населенного пункта <...> отказать". Заслушав доклад судьи Тельных Г.А., судебная коллегия
определила:

Х. обратилась в суд с заявлением к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области ссылаясь на то, что первоначально в июне 2011 г. она обратилась в администрацию Пищулинского сельского Совета Елецкого муниципального района Липецкой области с заявлением о включении принадлежащего ей на праве собственности земельного участка площадью 56200 кв. м, расположенного по адресу: <...> в границы населенного пункта. 24.06.2011 года с изменением вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для жилищного строительства". 29.07.2011 года после получения обоснования от отдела строительства и архитектуры администрации Елецкого муниципального района от 27.06.2011 года о возможности включения данного земельного участка в границы населенного пункта и положительного заключения главного эксперта Елецкого отдела Управления Росреестра по Липецкой области от 23.06.2011 года, со стороны заявителя последовало повторное обращение в орган местного самоуправления с аналогичным заявлением с приложением всех необходимых для рассмотрения заявления документов. 20.12.2011 года заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта и приложенные к нему документы переданы органом местного самоуправления в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области. Решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 20.01.2012 года N в удовлетворении заявления Х. отказано без указания причин отказа. Просит признать незаконным вышеназванное решение и обязать Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области принять решение о включении земельного участка, принадлежащего Х. на праве собственности, в границы населенного пункта.
Определением суда в качестве заинтересованного лица привлечена администрация сельского поселения Пищулинский сельский Совет Елецкого муниципального района Липецкой области.
В судебном заседании заявитель Х. и ее представитель Д. заявление поддержали.
Представитель заинтересованного лица Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области по доверенности М. заявление не признала, объяснила, что оспариваемое решение принято в пределах компетенции, в соответствии с требованиями действующего законодательства, с учетом заключения органа местного самоуправления о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Глава администрации сельского поселения Пищулинский сельский Совет Елецкого муниципального района Липецкой области И. полагала заявление необоснованным, ссылаясь на нецелесообразность включения в настоящее время земельного участка заявителя Х. в границы населенного пункта.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе заявитель Х. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, выслушав заявителя Х. и ее представителя Д., поддержавших апелляционную жалобу, представителя заинтересованного лица Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области М., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, устанавливаемом Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Пунктом 1 части 1 статьи 84 ЗК РФ предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В силу ч. 4 ст. 4.1 вышеуказанного Федерального закона орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно ч. 5 ст. 4.1 данного Федерального закона, орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в ч. 4 настоящей статьи заявления: подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении; проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.
В соответствии с ч. 13 ст. 4.1 Закона N 191-ФЗ орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте части 5 настоящей статьи.
Согласно ч. 18 ст. 4.1 Закона N 191-ФЗ, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные ч. 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
Судом установлено, что Х. является собственником земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, площадью 56200 кв. м, кадастровый номер N, расположенного по адресу: <...>, участок находится примерно в 100 м от ориентира по направлению на юго-запад, адрес ориентира: <...>.
Как следует из материалов дела, 24.06.2011 года Х. обратилась в администрацию Пищулинского сельского Совета Елецкого муниципального района Липецкой области с заявлением о включении принадлежащего ей на праве собственности земельного участка в границы населенного пункта д. Хмелинец с целью возведения жилого дома для постоянного проживания и ведения личного подсобного хозяйства и изменении вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для жилищного строительства". Заявление аналогичного содержания было затем повторно подано в орган местного самоуправления 29.07.2011 г.
21.12.2011 года в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области поступило сопроводительное письмо администрации сельского поселения Пищулинский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области, к которому были приложены следующие документы: обращение Х. от 29.07.2011 года в администрацию сельского поселения Пищулинский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области; копия паспорта Х.; заключение сельского поселения Пищулинский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области от 25.10.2011 года; копия кадастровой выписки о земельном участке от 04.05.2011 года; кадастровый паспорт земельного участка от 21.06.2011 года; обоснование отдела строительства и архитектуры администрации Елецкого муниципального района со схемой новой застройки от 27.06.2011 года; копия ответа администрации Елецкого муниципального района от 19.12.2011 года. 23.12.2011 года представлена выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.12.2011 года.
Согласно заключению администрации сельского поселения Пищулинский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области от 25.10.2011 года N орган местного самоуправления считает нецелесообразным включение земельного участка с кадастровым номером N площадью 56200 кв. м, категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в границы населенного пункта с отнесением к категории земель "земли населенных пунктов" и изменение вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для жилищного строительства", по следующим основаниям:
- в настоящее время земельный участок используется для сельскохозяйственного производства, а в соответствии с Земельным кодексом РФ сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране;
- в земли поселения необходимо осуществлять перевод всего поля площадью 12,5 га, но другие собственники по данному вопросу не обращались;
- включение земельного участка в черту населенного пункта необходимо рассматривать в ходе утверждения генерального плана правил землепользования и застройки сельского поселения Пищулинский сельсовет (на проектирование генерального плана поселения заключен муниципальный контракт N 7 от 07.11.2011 года);
- в бюджете сельского поселения на 2012 год не заложены денежные средства на проектирование и строительство инженерных коммуникаций (данное решение будет приниматься после разработки генерального плана застройки);
- после разработки генерального плана поселения все земельные участки перспективной застройки будут включены в земли населенных пунктов.
Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области 20 января 2012 года принято решение об отказе в удовлетворении заявления Х. по основаниям, указанным в заключении главы сельского поселения Пищулинский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области о невозможности и нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта от 25.12.2011 года.
В соответствии с п. 2.28 Положения об Управлении имущественных и земельных отношений Липецкой области, утвержденного распоряжением администрации Липецкой области от 7 октября 2010 года N, Управление принимает решение о включении земельных участков в границы населенного пункта либо исключении земельных участков из границ населенного пункта, а также установлении или изменении вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с действующим законодательством.
Часть 19 ст. 4.1 Закона N 191-ФЗ от 24.12.2004 г. предусматривает случаи, при которых исполнительный орган государственной власти субъекта РФ отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта.
В соответствии с п. 1 части 20 указанной статьи исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта в случае, если ему поступило заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта от органа местного самоуправления городского округа или поселения.
Таким образом, действующее законодательство предоставляет компетентному исполнительному органу государственной власти субъекта РФ право по своему усмотрению либо отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта исходя только из самого факта поступления заключение органа местного самоуправления о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта и установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка либо не согласиться с таким заключением.
При этом закон не устанавливает какие-либо конкретные основания для принятия заключения органом местного самоуправления о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта или его исключения из границы населенного пункта.
Следовательно, орган местного самоуправления вправе основывать свое заключение, как на формальных запретах и ограничениях, установленных нормативными актами, так и на других основаниях, имеющих комплексный характер и учитывающих все иные факторы, имеющие значение для решения вопроса о включении земельного участка в границы населенного пункта, например публичные интересы.
Именно публичными интересами, связанными с необходимостью определения общих перспектив развития территории поселения и инфраструктуры населенных пунктов, обосновывало свое заключение администрация сельского поселения Пищулинский сельсовет Елецкого района, полагая нецелесообразным до разработки генерального плана поселения включение в состав населенного пункта земельного участка заявителя
Представители заявителя и УИЗО ЛО в суде второй инстанции подтвердили, что проект генерального плана поселения разработан, однако на день рассмотрения дела в суде не прошел соответствующие согласования и не был утвержден.
Проанализировав действующее законодательство и материалы дела суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления, указывая, что оспариваемое решение принято компетентным органом, в установленный срок, с соблюдением порядка и условий принятия такого решения., с указанием мотива (причины) принятия соответствующего решения, сам факт отказа в удовлетворении заявления не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Ссылка в жалобе на то, что обжалуемым решением нарушаются права заявителя как собственника, предусмотренные ст. 209 ГК РФ, основана на ошибочном толковании закона. Препятствий к реализации прав собственника земельного участка категории земель сельхозназначения решением УИЗО ЛО не создано. Действующим законодательством не предусмотрено право собственника земельного участка на включение земельного участка в границы населенных пунктов и изменение вида разрешенного использования. Предусмотрена лишь возможность на обращение в компетентный орган с соответствующей просьбой.
В целом доводы апелляционной жалобы представляют собой обоснование несогласия заявителя с мотивацией заключения органа местного самоуправления о нецелесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта.
Эти доводы не могут повлечь отмену решения суда по основаниям, изложенным в определении выше.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Липецка от 05 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Х. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)