Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Киреевой И.А.,
судей: Петровой С.Е. и Рогачевой В.В.,
с участием прокурора: Гавриловой Е.В.,
при секретаре: М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, администрации Лодейнопольского городского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области и общества с ограниченной ответственностью "Стройнэт" на решение Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 31 июля 2012 года по гражданскому делу N 2-17/2012 по искам Лодейнопольского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Стройнэт", администрации Доможировского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области, администрации Лодейнопольского городского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области, администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области и обществу с ограниченной ответственностью "Охотничий клуб "Свирь" об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рогачевой В.В., объяснения представителей ответчиков ООО "Стройнэт" Н. и администрации Лодейнопольского городского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области С., поддержавших доводы жалобы, прокурора Гавриловой Е.В., полагавшей, что отсутствуют основания для отмены обжалуемого решения, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Лодейнопольский городской прокурор Ленинградской области обратился в Лодейнопольский городской суд Ленинградской области с исками в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО "Стройнэт" об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящихся у него на праве аренды, путем вывоза бытовых отходов специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу: объемом около 2,0 куб. м в квартале 160 (выдел 6) Свирского участкового лесничества Лодейнопольского лесничества; объемом около 2,5 куб. м в квартале 154 (выделы 41, 43); объемом около 1,8 куб. м в квартале 155 (выдел 38); объемом около 1,5 куб. м в квартале 159 (выдел 51); объемом около 4 куб. м в квартале 155 (выдел 32); объемом около 2 куб. м в квартале 203 (выдел 34); объемом около 3,5 куб. м в квартале 199 (выдел 21); объемом около 50 куб. м в квартале 180 (выдел 20); объемом около 2,5 куб. м в квартале 156 (выдел 34); объемом около 50 куб. м в квартале 156 (выдел 20); объемом около 2 куб. м в квартале 107 (выдел 1).
В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой с привлечением специалиста филиала ЛОГБУ "Ленобллес" проверки выявлены нарушения требований природоохранного законодательства. Так, на территории лесного фонда, а именно: в вышеуказанных кварталах Свирского участкового лесничества Лодейнопольского лесничества размещены несанкционированные свалки отходов производства и потребления. Указанные лесные участки находятся на праве аренды у ООО "Стройнэт" на основании договора аренды лесного участка с целью заготовки древесины от <дата> N, заключенного между указанной организацией и Правительством Ленинградской области. В соответствии с требованиями ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 13 Земельного кодекса РФ, ст. 55 Лесного кодекса РФ, п. п. 4 и 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года N, обязанность по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, в том числе, очистке лесов от захламления, загрязнения или иного воздействия, возложена на арендаторов лесных участков. Ненадлежащее выполнение ООО "Стройнэт" указанной обязанности ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей природной среде. В связи с этим прокурор обращается в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с исками к ответчику об обязании ликвидировать незаконно размещенные на землях лесного фонда отходы (Т. 1, л.д. 4 - 6, 83 - 85, 141 - 143, 200 - 202, Т. 2, л.д. 3 - 5, 58 - 60, 113 - 115, 168 - 170, Т. 3, л.д. 3 - 5, 58 - 60, 113 - 115).
Определениями Лодейнопольского городского суда к участию в данных делах в качестве соответчика привлечена администрация Лодейнопольского городского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области, а в качестве третьих лиц - Комитет по природным ресурсам Ленинградской области и ЛОГБУ "Ленобллес" (Т. 1, л.д. 31, 112, 169, 227, Т. 2, л.д. 30, 85, 140, 195, Т. 3, л.д. 30, 85, 140).
Определениями Лодейнопольского городского суда от 14 февраля 2012 года к участию в делах в качестве соответчика привлечено ООО "Охотничий клуб "Свирь" (Т. 1, л.д. 51 - 52, 127 - 128, 185 - 186, 254 - 255, Т. 2, л.д. 45 - 46, 100 - 101, 155 - 156, 211 - 212, Т. 3, л.д. 45 - 46, 100 - 101, 155 - 156).
Определением Лодейнопольского городского суда от 06 марта 2012 года гражданские дела по искам Лодейнопольского городского прокурора объединены в одно производство (Т. 1, л.д. 77 - 78).
Определением Лодейнопольского городского суда от 13 апреля 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечены администрация Доможировского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области и администрация МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области (Т. 4, л.д. 6 - 7).
Определением Лодейнопольского городского суда от 30 мая 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области и ООО "Спецтранс" (Т. 4, л.д. 97 - 98).
В суде первой инстанции прокурор на иске настаивал.
Представители ответчиков ООО "Стройнэт" и ООО "Охотничий клуб "Свирь" иск не признали, так как обязанность по очистке леса от захламления в виде бытовых отходов лежит на органе местного самоуправления (Т. 3, л.д. 227 - 242, Т. 4, л.д. 1 - 2, 44 - 54).
Представители ответчиков администрации Лодейнопольского городского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области, администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области и администрации Доможировского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской в отзывах на иск указали, что они являются ненадлежащими ответчиками (Т. 1, л.д. 36 - 37, 115, 172, 230, Т. 2, л.д. 33, 88, 143, 198, Т. 3, л.д. 33, 88, 143, Т. 4, л.д. 35 - 36, 80 - 82).
Представитель третьих лиц ЛОГБУ "Ленобллес" и Комитета по природным ресурсам Ленинградской области иск прокурора считал необоснованным, поддерживал позицию представителей ответчиков ООО "Стройнэт" и ООО "Охотничий клуб "Свирь".
Представители третьих лиц Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области и ООО "Спецтранс" указали, что свалки должны убирать арендаторы лесных участков; в квартале 156 (выдел 20) Свирского участкового лесничества Лодейнопольского лесничества длительное время находилась городская свалка.
Решением Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 31 июля 2012 года ООО "Стройнэт" и ООО "Охотничий клуб "Свирь" обязаны солидарно провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящихся у них на праве аренды, путем вывоза отходов производства и потребления специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу: объемом около 2,0 куб. м в квартале 160 (выдел 6) Свирского участкового лесничества Лодейнопольского лесничества; объемом около 2,5 куб. м в квартале 154 (выделы 41, 43); объемом около 1,8 куб. м в квартале 155 (выдел 38); объемом около 1,5 куб. м в квартале 159 (выдел 51); объемом около 4 куб. м в квартале 155 (выдел 32); объемом около 2 куб. м в квартале 203 (выдел 34); объемом около 3,5 куб. м в квартале 199 (выдел 21); объемом около 2,5 куб. м в квартале 156 (выдел 34); объемом около 2 куб. м в квартале 107 (выдел 1).
ООО "Стройнэт", ООО Охотничий клуб "Свирь", администрация Лодейнопольского городского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области и администрация МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области обязаны солидарно провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящихся у ООО "Стройнэт" и ООО "Охотничий клуб "Свирь" на праве аренды, и входящих в состав территории МО Лодейнопольское городское поселение Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области и МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, путем вывоза отходов производства и потребления специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу: объемом около 50 куб. м в квартале 156 (выдел 20) Свирского участкового лесничества Лодейнопольского лесничества; объемом около 50 куб. м в квартале 180 (выдел 20).
С ООО "Стройнэт" и ООО "Охотничий клуб "Свирь" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 100 руб. с каждого.
В удовлетворении иска в остальной части Лодейнопольскому городскому прокурору отказано (Т. 4, л.д. 195 - 208).
Администрация МО Лодейнопольский муниципальный район подала апелляционную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить в части удовлетворения требований прокурора в ее отношении. В обоснование своей жалобы ответчик указал, что организация вывоза отходов к вопросам местного значения муниципального района не отнесена. Исполнение решения суда приведет к нецелевому использованию бюджетных средств. Частью 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ и п. 4 Правил санитарной безопасности в лесах установлена обязанность арендатора лесного участка по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий. Поскольку несанкционированные свалки расположены на арендуемом участке, то они подлежат ликвидации арендаторами в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса. Судом не установлено, что объем отходов в размере 50 куб. м был сформирован еще в советский период. Отходы расположены не под землей, а на траве, что доказывает их образование в период аренды земельного участка. Суд не учел, что земельные участки ранее находились в аренде у ООО <данные изъяты>, ПК <данные изъяты> и ООО <данные изъяты>. Постановление МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области от <дата> N "О прекращении размещения отходов на свалке ТБО города Лодейное Поле" принято с превышением полномочий и недействительно с момента принятия как не соответствующее требованиям пп. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В связи с этим, администрация МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области является по настоящему делу ненадлежащим ответчиком (Т. 4, л.д. 211 - 214).
Администрация Лодейнопольского городского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области также подала апелляционную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить в части удовлетворения требований прокурора в ее отношении. В обоснование своей жалобы ответчик указал, что свалки в квартале 180 (выдел 20) и квартале 156 (выдел 20) расположены на земельных участках лесного фонда, которые в соответствии со ст. 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" отнесены к федеральной, а не муниципальной собственности. Администрация Лодейнопольского городского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области собственником, землевладельцем, землепользователем или арендатором данных участков не является. Обязанность по ликвидации свалок должна быть возложена на арендаторов лесных участков: ООО "Стройнэт" и ООО "Охотничий клуб "Свирь" (Т. 4, л.д. 216 - 218).
ООО "Стройнэт" подало апелляционную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить в части его обязания провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления. В обоснование своей жалобы ответчик указал, что сбор и транспортировка отходов исключены из видов деятельности, подлежащих лицензированию. В деле отсутствуют доказательства отнесения спорных отходов к определенному классу опасности. В резолютивной части решения суд незаконно указал морфологический состав отходов: отходы производства и потребления, в то время как прокурор предъявил требования в отношении только бытовых отходов. Лодейнопольский городской прокурор нарушил права ООО "Стройнэт", охраняемые ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Акты надзорных проверок составлялись в отсутствие представителей ООО "Стройнэт" и не предоставлялись последнему для ознакомления. Между ООО "Стройнэт" и Лодейнопольской городской прокуратурой возникли административные, а не гражданско-правовые отношения. Прокурором не представлены надзорные производства по составленным его сотрудником актам. Суд неправомерно ссылается на ч. 1 ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", так как данные нормы регулируют отношения в области обращения с отходами производства и потребления, к которым ООО "Стройнэт" отношения не имеет. В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об установлении лица, виновного в захламлении арендуемых ООО "Стройнэт" земельных участков (Т. 4, л.д. 219 - 225).
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие ответчиков администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области, ООО "Охотничий клуб "Свирь" и администрации Доможировского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области, а также третьих лиц ЛОГБУ "Ленобллес", Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области и ООО "Спецтранс", надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, между Правительством Ленинградской области (арендодателем) и ООО "Стройнэт" (арендатором) заключен договор аренды лесного участка N от <дата> сроком действия <данные изъяты> лет, предметом которого является предоставление арендатору во временное пользование лесного участка общей площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: Ленинградская область, Лодейнопольский район, Лодейнопольское лесничество (в том числе и те кварталы, в которых расположены спорные отходы), в целях заготовки древесины (Т. 1, л.д. 12 - 24).
Между Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области (арендодателем) и ООО "Охотничий клуб "Свирь" (арендатором) заключен договор аренды лесного участка N -О от <дата> сроком действия до <дата>, предметом которого является предоставление арендатору во временное пользование лесного участка общей площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: Ленинградская область, Лодейнопольский район, Лодейнопольское лесничество (в том числе и те кварталы, в которых расположены спорные отходы), в целях ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты (Т. 1, л.д. 56 - 72).
Старшим помощником Лодейнопольского городского прокурора совместно с лесничим Свирского участкового лесничества проведено обследование территории лесных земель Свирского участкового лесничества, в ходе которого в указанных в исковом заявлении кварталах и выделах выявлено несанкционированное скопление отходов производства и потребления, что зафиксировано в актах надзорной проверки от 08.08.2011 г., 15.09.2011 г., 21.09.2011 г. и 02.10.2011 г. (Т. 1, л.д. 7, 86, 144, 203, Т. 2, л.д. 6, 61, 116, 171, Т. 3, л.д. 6, 61, 116).
Принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором требований в отношении ООО "Стройнэт" и ООО "Охотничий клуб "Свирь", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность по проведению мероприятий по ликвидации всех одиннадцати расположенных на территории земель лесного фонда несанкционированных свалок должна быть возложена на ООО "Стройнэт" и ООО "Охотничий клуб "Свирь", как арендаторов земельного участка, на котором они находятся, а обязанность по проведению мероприятий по ликвидации свалок в кварталах 156 (выдел 20) и 180 (выдел 20) - дополнительно еще и на органы местного самоуправления.
Так, статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 ст. 22 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
При этом положения статьи 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ, подпунктом "г" пункта 2 и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно положениям п. 28 указанных Правил, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно подпунктам "з", "п" и "р" пункта 14 договора аренды от <дата>, ООО "Охотничий клуб "Свирь" обязано осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в Проекте освоения лесов, возмещать в случае нарушения требований Санитарных правил в лесах РФ причиненный таким нарушением вред в порядке, установленном действующим законодательством РФ, выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными актами РФ.
Согласно подпунктам "и" "н" и "с" пункта 18 договора аренды от <дата>, ООО "Стройнэт" обязано выполнять требования Санитарных правил в лесах Российской Федерации, утвержденных уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с Проектом освоения лесов, возмещать в случае нарушения требований Санитарных правил в лесах РФ причиненный таким нарушением вред в порядке, установленном действующим законодательством РФ, выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными актами РФ.
Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
Статья 616 ГК РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Из анализа приведенных выше положений ГК РФ, ЛК РФ, Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 и Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий следует, что арендатор обязан ликвидировать свалки отходов своими силами и за свой счет на всем арендуемом лесном участке независимо от наличия его вины.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, содержащаяся в названных нормах оговорка о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании Проекта освоения лесов, не изменяет установленной этими нормами обязанности, а лишь указывает на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в Проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в Проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия и вины арендатора в загрязнении лесов. В данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с императивными правовыми нормами и подзаконным актом - Правилами санитарной безопасности в лесах.
Таким образом, применяя системное толкование вышеуказанных положений закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку зафиксированные несанкционированные свалки расположены на территории, арендуемой ответчиками, они подлежат ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а потому правильно возложил солидарную обязанность по ликвидации отходов на ООО "Стройнэт" и ООО "Охотничий клуб "Свирь". Обязанность данных ответчиков является солидарной и по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 322 ГК РФ, в связи с неделимостью предмета обязательства, и по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 322 ГК РФ, в связи с тем, что обязательство возникло в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Отсутствие у ответчиков финансовой возможности по проведению указанных мероприятий по очистке земель лесного фонда от захламления не может являться основанием для освобождения их от выполнения этой обязанности.
При этом суд первой инстанции справедливо указал также и на необоснованность доводов ответчиков ООО "Стройнэт" и ООО "Охотничий клуб "Свирь" о наличии обязанности по сбору и вывозу мусора на арендуемых ими участках (за исключением участка в квартале 156 (выдел 20) и участка в квартале 180 (выдел 20)) у органов местного самоуправления.
Действительно, в соответствии с п. 18 ст. 14 ФЗ N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Вместе с тем, как указывалось выше, обязанность арендаторов участков лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрена нормами специального законодательства, регулирующего правоотношения по использованию лесов, а потому общие положения ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в данном случае неприменимы.
Кроме того, при рассмотрении настоящего дела ответчиками ООО "Стройнэт" и ООО "Охотничий клуб "Свирь" не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что захламление лесных участков Свирского участкового лесничества отходами (за исключением участка в квартале 156 (выдел 20) и участка в квартале 180 (выдел 20)) не было осуществлено их собственными сотрудниками, производящими вырубку леса, а также использующими его для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты.
Вместе с тем, суд первой инстанции справедливо возложил на администрацию Лодейнопольского городского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области и администрацию МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области солидарную с ООО "Стройнэт" и ООО "Охотничий клуб "Свирь" обязанность по сбору и вывозу мусора с земельных участков в кварталах 156 (выдел 20) и 180 (выдел 20).
При этом суд правомерно исходил из того обстоятельства, что указанные органы местного самоуправления не принимали должных мер по организации сбора и вывоза размещенных на данных земельных участках с их разрешения отходов и мусора.
Распоряжением главы МО "Лодейнопольский район Ленинградской области" от <дата> N было разрешено временное размещение бытовых и производственных отходов на существующей городской свалке на период проектирования и строительства нового полигона ТБО. Впоследствии постановлением МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области от <дата> N прекращено размещение отходов на несанкционированной свалке ТБО г. Лодейное Поле в квартале 156 Свирского лесничества (Т. 4, л.д. 112 - 113). Доказательств, что указанные постановления были отменены или изменены, в материалы дела ответчиками не представлено.
Размещение в течение длительного периода времени с ведома и с согласия органов местного самоуправления отходов предприятий, расположенных в г. Лодейное Поле, в квартале 180 (выдел 20) Свирского участкового лесничества также подтверждается представленными в материалы дела документами, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в обжалуемом решении.
В связи с изложенным, судом первой инстанции на указанные органы местного самоуправления в соответствии с п. 18 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правомерно возложена обязанность по очистке земель лесного фонда в квартале 180 (выдел 20) и в квартале 156 (выдел 20) Свирского участкового лесничества. При этом обязанность данных ответчиков является солидарной по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 322 ГК РФ, в связи с неделимостью предмета обязательства.
Указание судом в резолютивной части обжалуемого решения на то, что спорные отходы являются отходами производства и потребления, в то время как прокурор в своих исках именует их "бытовыми отходами", а также обстоятельства составления актов надзорной проверки без участия представителя ООО "Стройнэт", при наличии совокупности доказательств, подтверждающих фактическое размещение на указанных прокурором территориях отходов, не являются основаниями к отмене или изменению решения суда.
В случае неясности решения ответчики, как это предусмотрено ст. 202 ГПК РФ, вправе обратиться в суд первой инстанции с заявлением о его разъяснении.
При этом прокурором избран предусмотренный ст. 12 ГК РФ способ защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Иск предъявлен в пределах предоставленных прокурору ст. 45 ГПК РФ и ФЗ "О прокуратуре РФ" полномочий. Правом на предъявление данного иска прокурор обладает вне независимости от наличия или отсутствия в действиях ответчиков признаков административного правонарушения.
В то же время, представляются обоснованными доводы апелляционной жалобы ООО "Стройнэт" о неправомерности возложения на ответчиков обязанности по организации вывоза отходов специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами.
Согласно п. 30 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции ФЗ от 25.06.2012 г. N 93-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
При этом класс опасности отходов для окружающей природной среды определяется в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР России от 02.12.2002 г. N 786.
Исходя из изложенного, деятельность по сбору и вывозу отходов V класса опасности или отходов, для которых класс опасности не установлен, лицензированию не подлежит. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что требуемые прокурором к вывозу отходы относятся к I - IV классам опасности, что исключает возможность возложения на ответчиков обязанности по их сбору и вывозу именно организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами. Вывоз таких отходов специализированным транспортом законом также не предусмотрен.
В связи с этим решение суда первой инстанции в данной части подлежит изменению путем исключения из его резолютивной части указания на обязанность ответчиков провести мероприятия по очистке земель лесного фонда путем вывоза отходов производства и потребления специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами.
В остальной части при принятии решения судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Доводы жалоб не содержат правовых оснований к изменению или отмене решения суда в остальной части, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств. Ссылок на допущенные судом нарушения норм процессуального права, являющиеся безусловным основанием к отмене принятого решения, апелляционные жалобы не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 31 июля 2012 года изменить путем исключения из его резолютивной части указания на обязанность ответчиков провести мероприятия по очистке земель лесного фонда путем вывоза отходов производства и потребления специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами.
В остальной части решение Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 31 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, администрации Лодейнопольского городского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области и общества с ограниченной ответственностью "Стройнэт" - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.10.2012 N 33-4477/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 октября 2012 г. N 33-4477/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Киреевой И.А.,
судей: Петровой С.Е. и Рогачевой В.В.,
с участием прокурора: Гавриловой Е.В.,
при секретаре: М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, администрации Лодейнопольского городского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области и общества с ограниченной ответственностью "Стройнэт" на решение Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 31 июля 2012 года по гражданскому делу N 2-17/2012 по искам Лодейнопольского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Стройнэт", администрации Доможировского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области, администрации Лодейнопольского городского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области, администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области и обществу с ограниченной ответственностью "Охотничий клуб "Свирь" об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рогачевой В.В., объяснения представителей ответчиков ООО "Стройнэт" Н. и администрации Лодейнопольского городского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области С., поддержавших доводы жалобы, прокурора Гавриловой Е.В., полагавшей, что отсутствуют основания для отмены обжалуемого решения, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Лодейнопольский городской прокурор Ленинградской области обратился в Лодейнопольский городской суд Ленинградской области с исками в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО "Стройнэт" об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящихся у него на праве аренды, путем вывоза бытовых отходов специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу: объемом около 2,0 куб. м в квартале 160 (выдел 6) Свирского участкового лесничества Лодейнопольского лесничества; объемом около 2,5 куб. м в квартале 154 (выделы 41, 43); объемом около 1,8 куб. м в квартале 155 (выдел 38); объемом около 1,5 куб. м в квартале 159 (выдел 51); объемом около 4 куб. м в квартале 155 (выдел 32); объемом около 2 куб. м в квартале 203 (выдел 34); объемом около 3,5 куб. м в квартале 199 (выдел 21); объемом около 50 куб. м в квартале 180 (выдел 20); объемом около 2,5 куб. м в квартале 156 (выдел 34); объемом около 50 куб. м в квартале 156 (выдел 20); объемом около 2 куб. м в квартале 107 (выдел 1).
В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой с привлечением специалиста филиала ЛОГБУ "Ленобллес" проверки выявлены нарушения требований природоохранного законодательства. Так, на территории лесного фонда, а именно: в вышеуказанных кварталах Свирского участкового лесничества Лодейнопольского лесничества размещены несанкционированные свалки отходов производства и потребления. Указанные лесные участки находятся на праве аренды у ООО "Стройнэт" на основании договора аренды лесного участка с целью заготовки древесины от <дата> N, заключенного между указанной организацией и Правительством Ленинградской области. В соответствии с требованиями ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 13 Земельного кодекса РФ, ст. 55 Лесного кодекса РФ, п. п. 4 и 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года N, обязанность по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, в том числе, очистке лесов от захламления, загрязнения или иного воздействия, возложена на арендаторов лесных участков. Ненадлежащее выполнение ООО "Стройнэт" указанной обязанности ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей природной среде. В связи с этим прокурор обращается в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с исками к ответчику об обязании ликвидировать незаконно размещенные на землях лесного фонда отходы (Т. 1, л.д. 4 - 6, 83 - 85, 141 - 143, 200 - 202, Т. 2, л.д. 3 - 5, 58 - 60, 113 - 115, 168 - 170, Т. 3, л.д. 3 - 5, 58 - 60, 113 - 115).
Определениями Лодейнопольского городского суда к участию в данных делах в качестве соответчика привлечена администрация Лодейнопольского городского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области, а в качестве третьих лиц - Комитет по природным ресурсам Ленинградской области и ЛОГБУ "Ленобллес" (Т. 1, л.д. 31, 112, 169, 227, Т. 2, л.д. 30, 85, 140, 195, Т. 3, л.д. 30, 85, 140).
Определениями Лодейнопольского городского суда от 14 февраля 2012 года к участию в делах в качестве соответчика привлечено ООО "Охотничий клуб "Свирь" (Т. 1, л.д. 51 - 52, 127 - 128, 185 - 186, 254 - 255, Т. 2, л.д. 45 - 46, 100 - 101, 155 - 156, 211 - 212, Т. 3, л.д. 45 - 46, 100 - 101, 155 - 156).
Определением Лодейнопольского городского суда от 06 марта 2012 года гражданские дела по искам Лодейнопольского городского прокурора объединены в одно производство (Т. 1, л.д. 77 - 78).
Определением Лодейнопольского городского суда от 13 апреля 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечены администрация Доможировского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области и администрация МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области (Т. 4, л.д. 6 - 7).
Определением Лодейнопольского городского суда от 30 мая 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области и ООО "Спецтранс" (Т. 4, л.д. 97 - 98).
В суде первой инстанции прокурор на иске настаивал.
Представители ответчиков ООО "Стройнэт" и ООО "Охотничий клуб "Свирь" иск не признали, так как обязанность по очистке леса от захламления в виде бытовых отходов лежит на органе местного самоуправления (Т. 3, л.д. 227 - 242, Т. 4, л.д. 1 - 2, 44 - 54).
Представители ответчиков администрации Лодейнопольского городского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области, администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области и администрации Доможировского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской в отзывах на иск указали, что они являются ненадлежащими ответчиками (Т. 1, л.д. 36 - 37, 115, 172, 230, Т. 2, л.д. 33, 88, 143, 198, Т. 3, л.д. 33, 88, 143, Т. 4, л.д. 35 - 36, 80 - 82).
Представитель третьих лиц ЛОГБУ "Ленобллес" и Комитета по природным ресурсам Ленинградской области иск прокурора считал необоснованным, поддерживал позицию представителей ответчиков ООО "Стройнэт" и ООО "Охотничий клуб "Свирь".
Представители третьих лиц Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области и ООО "Спецтранс" указали, что свалки должны убирать арендаторы лесных участков; в квартале 156 (выдел 20) Свирского участкового лесничества Лодейнопольского лесничества длительное время находилась городская свалка.
Решением Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 31 июля 2012 года ООО "Стройнэт" и ООО "Охотничий клуб "Свирь" обязаны солидарно провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящихся у них на праве аренды, путем вывоза отходов производства и потребления специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу: объемом около 2,0 куб. м в квартале 160 (выдел 6) Свирского участкового лесничества Лодейнопольского лесничества; объемом около 2,5 куб. м в квартале 154 (выделы 41, 43); объемом около 1,8 куб. м в квартале 155 (выдел 38); объемом около 1,5 куб. м в квартале 159 (выдел 51); объемом около 4 куб. м в квартале 155 (выдел 32); объемом около 2 куб. м в квартале 203 (выдел 34); объемом около 3,5 куб. м в квартале 199 (выдел 21); объемом около 2,5 куб. м в квартале 156 (выдел 34); объемом около 2 куб. м в квартале 107 (выдел 1).
ООО "Стройнэт", ООО Охотничий клуб "Свирь", администрация Лодейнопольского городского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области и администрация МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области обязаны солидарно провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящихся у ООО "Стройнэт" и ООО "Охотничий клуб "Свирь" на праве аренды, и входящих в состав территории МО Лодейнопольское городское поселение Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области и МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, путем вывоза отходов производства и потребления специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу: объемом около 50 куб. м в квартале 156 (выдел 20) Свирского участкового лесничества Лодейнопольского лесничества; объемом около 50 куб. м в квартале 180 (выдел 20).
С ООО "Стройнэт" и ООО "Охотничий клуб "Свирь" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 100 руб. с каждого.
В удовлетворении иска в остальной части Лодейнопольскому городскому прокурору отказано (Т. 4, л.д. 195 - 208).
Администрация МО Лодейнопольский муниципальный район подала апелляционную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить в части удовлетворения требований прокурора в ее отношении. В обоснование своей жалобы ответчик указал, что организация вывоза отходов к вопросам местного значения муниципального района не отнесена. Исполнение решения суда приведет к нецелевому использованию бюджетных средств. Частью 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ и п. 4 Правил санитарной безопасности в лесах установлена обязанность арендатора лесного участка по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий. Поскольку несанкционированные свалки расположены на арендуемом участке, то они подлежат ликвидации арендаторами в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса. Судом не установлено, что объем отходов в размере 50 куб. м был сформирован еще в советский период. Отходы расположены не под землей, а на траве, что доказывает их образование в период аренды земельного участка. Суд не учел, что земельные участки ранее находились в аренде у ООО <данные изъяты>, ПК <данные изъяты> и ООО <данные изъяты>. Постановление МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области от <дата> N "О прекращении размещения отходов на свалке ТБО города Лодейное Поле" принято с превышением полномочий и недействительно с момента принятия как не соответствующее требованиям пп. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В связи с этим, администрация МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области является по настоящему делу ненадлежащим ответчиком (Т. 4, л.д. 211 - 214).
Администрация Лодейнопольского городского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области также подала апелляционную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить в части удовлетворения требований прокурора в ее отношении. В обоснование своей жалобы ответчик указал, что свалки в квартале 180 (выдел 20) и квартале 156 (выдел 20) расположены на земельных участках лесного фонда, которые в соответствии со ст. 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" отнесены к федеральной, а не муниципальной собственности. Администрация Лодейнопольского городского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области собственником, землевладельцем, землепользователем или арендатором данных участков не является. Обязанность по ликвидации свалок должна быть возложена на арендаторов лесных участков: ООО "Стройнэт" и ООО "Охотничий клуб "Свирь" (Т. 4, л.д. 216 - 218).
ООО "Стройнэт" подало апелляционную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить в части его обязания провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления. В обоснование своей жалобы ответчик указал, что сбор и транспортировка отходов исключены из видов деятельности, подлежащих лицензированию. В деле отсутствуют доказательства отнесения спорных отходов к определенному классу опасности. В резолютивной части решения суд незаконно указал морфологический состав отходов: отходы производства и потребления, в то время как прокурор предъявил требования в отношении только бытовых отходов. Лодейнопольский городской прокурор нарушил права ООО "Стройнэт", охраняемые ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Акты надзорных проверок составлялись в отсутствие представителей ООО "Стройнэт" и не предоставлялись последнему для ознакомления. Между ООО "Стройнэт" и Лодейнопольской городской прокуратурой возникли административные, а не гражданско-правовые отношения. Прокурором не представлены надзорные производства по составленным его сотрудником актам. Суд неправомерно ссылается на ч. 1 ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", так как данные нормы регулируют отношения в области обращения с отходами производства и потребления, к которым ООО "Стройнэт" отношения не имеет. В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об установлении лица, виновного в захламлении арендуемых ООО "Стройнэт" земельных участков (Т. 4, л.д. 219 - 225).
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие ответчиков администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области, ООО "Охотничий клуб "Свирь" и администрации Доможировского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области, а также третьих лиц ЛОГБУ "Ленобллес", Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области и ООО "Спецтранс", надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, между Правительством Ленинградской области (арендодателем) и ООО "Стройнэт" (арендатором) заключен договор аренды лесного участка N от <дата> сроком действия <данные изъяты> лет, предметом которого является предоставление арендатору во временное пользование лесного участка общей площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: Ленинградская область, Лодейнопольский район, Лодейнопольское лесничество (в том числе и те кварталы, в которых расположены спорные отходы), в целях заготовки древесины (Т. 1, л.д. 12 - 24).
Между Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области (арендодателем) и ООО "Охотничий клуб "Свирь" (арендатором) заключен договор аренды лесного участка N -О от <дата> сроком действия до <дата>, предметом которого является предоставление арендатору во временное пользование лесного участка общей площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: Ленинградская область, Лодейнопольский район, Лодейнопольское лесничество (в том числе и те кварталы, в которых расположены спорные отходы), в целях ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты (Т. 1, л.д. 56 - 72).
Старшим помощником Лодейнопольского городского прокурора совместно с лесничим Свирского участкового лесничества проведено обследование территории лесных земель Свирского участкового лесничества, в ходе которого в указанных в исковом заявлении кварталах и выделах выявлено несанкционированное скопление отходов производства и потребления, что зафиксировано в актах надзорной проверки от 08.08.2011 г., 15.09.2011 г., 21.09.2011 г. и 02.10.2011 г. (Т. 1, л.д. 7, 86, 144, 203, Т. 2, л.д. 6, 61, 116, 171, Т. 3, л.д. 6, 61, 116).
Принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором требований в отношении ООО "Стройнэт" и ООО "Охотничий клуб "Свирь", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность по проведению мероприятий по ликвидации всех одиннадцати расположенных на территории земель лесного фонда несанкционированных свалок должна быть возложена на ООО "Стройнэт" и ООО "Охотничий клуб "Свирь", как арендаторов земельного участка, на котором они находятся, а обязанность по проведению мероприятий по ликвидации свалок в кварталах 156 (выдел 20) и 180 (выдел 20) - дополнительно еще и на органы местного самоуправления.
Так, статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 ст. 22 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
При этом положения статьи 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ, подпунктом "г" пункта 2 и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно положениям п. 28 указанных Правил, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно подпунктам "з", "п" и "р" пункта 14 договора аренды от <дата>, ООО "Охотничий клуб "Свирь" обязано осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в Проекте освоения лесов, возмещать в случае нарушения требований Санитарных правил в лесах РФ причиненный таким нарушением вред в порядке, установленном действующим законодательством РФ, выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными актами РФ.
Согласно подпунктам "и" "н" и "с" пункта 18 договора аренды от <дата>, ООО "Стройнэт" обязано выполнять требования Санитарных правил в лесах Российской Федерации, утвержденных уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с Проектом освоения лесов, возмещать в случае нарушения требований Санитарных правил в лесах РФ причиненный таким нарушением вред в порядке, установленном действующим законодательством РФ, выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными актами РФ.
Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
Статья 616 ГК РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Из анализа приведенных выше положений ГК РФ, ЛК РФ, Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 и Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий следует, что арендатор обязан ликвидировать свалки отходов своими силами и за свой счет на всем арендуемом лесном участке независимо от наличия его вины.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, содержащаяся в названных нормах оговорка о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании Проекта освоения лесов, не изменяет установленной этими нормами обязанности, а лишь указывает на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в Проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в Проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия и вины арендатора в загрязнении лесов. В данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с императивными правовыми нормами и подзаконным актом - Правилами санитарной безопасности в лесах.
Таким образом, применяя системное толкование вышеуказанных положений закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку зафиксированные несанкционированные свалки расположены на территории, арендуемой ответчиками, они подлежат ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а потому правильно возложил солидарную обязанность по ликвидации отходов на ООО "Стройнэт" и ООО "Охотничий клуб "Свирь". Обязанность данных ответчиков является солидарной и по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 322 ГК РФ, в связи с неделимостью предмета обязательства, и по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 322 ГК РФ, в связи с тем, что обязательство возникло в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Отсутствие у ответчиков финансовой возможности по проведению указанных мероприятий по очистке земель лесного фонда от захламления не может являться основанием для освобождения их от выполнения этой обязанности.
При этом суд первой инстанции справедливо указал также и на необоснованность доводов ответчиков ООО "Стройнэт" и ООО "Охотничий клуб "Свирь" о наличии обязанности по сбору и вывозу мусора на арендуемых ими участках (за исключением участка в квартале 156 (выдел 20) и участка в квартале 180 (выдел 20)) у органов местного самоуправления.
Действительно, в соответствии с п. 18 ст. 14 ФЗ N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Вместе с тем, как указывалось выше, обязанность арендаторов участков лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрена нормами специального законодательства, регулирующего правоотношения по использованию лесов, а потому общие положения ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в данном случае неприменимы.
Кроме того, при рассмотрении настоящего дела ответчиками ООО "Стройнэт" и ООО "Охотничий клуб "Свирь" не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что захламление лесных участков Свирского участкового лесничества отходами (за исключением участка в квартале 156 (выдел 20) и участка в квартале 180 (выдел 20)) не было осуществлено их собственными сотрудниками, производящими вырубку леса, а также использующими его для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты.
Вместе с тем, суд первой инстанции справедливо возложил на администрацию Лодейнопольского городского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области и администрацию МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области солидарную с ООО "Стройнэт" и ООО "Охотничий клуб "Свирь" обязанность по сбору и вывозу мусора с земельных участков в кварталах 156 (выдел 20) и 180 (выдел 20).
При этом суд правомерно исходил из того обстоятельства, что указанные органы местного самоуправления не принимали должных мер по организации сбора и вывоза размещенных на данных земельных участках с их разрешения отходов и мусора.
Распоряжением главы МО "Лодейнопольский район Ленинградской области" от <дата> N было разрешено временное размещение бытовых и производственных отходов на существующей городской свалке на период проектирования и строительства нового полигона ТБО. Впоследствии постановлением МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области от <дата> N прекращено размещение отходов на несанкционированной свалке ТБО г. Лодейное Поле в квартале 156 Свирского лесничества (Т. 4, л.д. 112 - 113). Доказательств, что указанные постановления были отменены или изменены, в материалы дела ответчиками не представлено.
Размещение в течение длительного периода времени с ведома и с согласия органов местного самоуправления отходов предприятий, расположенных в г. Лодейное Поле, в квартале 180 (выдел 20) Свирского участкового лесничества также подтверждается представленными в материалы дела документами, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в обжалуемом решении.
В связи с изложенным, судом первой инстанции на указанные органы местного самоуправления в соответствии с п. 18 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правомерно возложена обязанность по очистке земель лесного фонда в квартале 180 (выдел 20) и в квартале 156 (выдел 20) Свирского участкового лесничества. При этом обязанность данных ответчиков является солидарной по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 322 ГК РФ, в связи с неделимостью предмета обязательства.
Указание судом в резолютивной части обжалуемого решения на то, что спорные отходы являются отходами производства и потребления, в то время как прокурор в своих исках именует их "бытовыми отходами", а также обстоятельства составления актов надзорной проверки без участия представителя ООО "Стройнэт", при наличии совокупности доказательств, подтверждающих фактическое размещение на указанных прокурором территориях отходов, не являются основаниями к отмене или изменению решения суда.
В случае неясности решения ответчики, как это предусмотрено ст. 202 ГПК РФ, вправе обратиться в суд первой инстанции с заявлением о его разъяснении.
При этом прокурором избран предусмотренный ст. 12 ГК РФ способ защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Иск предъявлен в пределах предоставленных прокурору ст. 45 ГПК РФ и ФЗ "О прокуратуре РФ" полномочий. Правом на предъявление данного иска прокурор обладает вне независимости от наличия или отсутствия в действиях ответчиков признаков административного правонарушения.
В то же время, представляются обоснованными доводы апелляционной жалобы ООО "Стройнэт" о неправомерности возложения на ответчиков обязанности по организации вывоза отходов специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами.
Согласно п. 30 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции ФЗ от 25.06.2012 г. N 93-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
При этом класс опасности отходов для окружающей природной среды определяется в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР России от 02.12.2002 г. N 786.
Исходя из изложенного, деятельность по сбору и вывозу отходов V класса опасности или отходов, для которых класс опасности не установлен, лицензированию не подлежит. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что требуемые прокурором к вывозу отходы относятся к I - IV классам опасности, что исключает возможность возложения на ответчиков обязанности по их сбору и вывозу именно организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами. Вывоз таких отходов специализированным транспортом законом также не предусмотрен.
В связи с этим решение суда первой инстанции в данной части подлежит изменению путем исключения из его резолютивной части указания на обязанность ответчиков провести мероприятия по очистке земель лесного фонда путем вывоза отходов производства и потребления специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами.
В остальной части при принятии решения судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Доводы жалоб не содержат правовых оснований к изменению или отмене решения суда в остальной части, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств. Ссылок на допущенные судом нарушения норм процессуального права, являющиеся безусловным основанием к отмене принятого решения, апелляционные жалобы не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 31 июля 2012 года изменить путем исключения из его резолютивной части указания на обязанность ответчиков провести мероприятия по очистке земель лесного фонда путем вывоза отходов производства и потребления специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами.
В остальной части решение Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 31 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, администрации Лодейнопольского городского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области и общества с ограниченной ответственностью "Стройнэт" - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)