Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2445

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 августа 2012 г. по делу N 33-2445


Судья Михайлова Е.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коршуновой Л.А.,
судей Мацкив Л.Ю., Ивановой М.Ю.
при секретаре Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации города Смоленска на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 12 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Мацкив Л.Ю., объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия

установила:

К.В.Д. и другие, уточнив исковые требования, обратились в суд с иском к Администрации города Смоленска об установлении санитарно-защитной зоны кладбища, взыскании рыночной стоимости земельного участка, занятого санитарно-защитной зоной кладбища, в размере ... руб. (т. 6 л.д. 195).
В обоснование иска указали, что им на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым N площадью ... кв. м, расположенный по адресу: Смоленская область, ... район, в 300 м южнее д. ... Данный земельный участок граничит с земельным участком с кадастровым N, находящимся в муниципальной собственности Администрации г. Смоленска для размещения кладбища "...". В связи с этим принадлежащий истцам земельный участок попадает в санитарно-защитную зону кладбища, что привело к невозможности его использования в качестве земли сельскохозяйственного назначения. Кроме того, на земельном участке истцов произведены захоронения общей площадью 2 843 кв. м.
Просят определить санитарно-защитную зону кладбища, взыскать в их пользу рыночную стоимость земельного участка в размере ... руб., каждому сособственнику в соответствии с долей в праве общей долевой собственности на земельный участок.
Определением от 15.07.2011 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области.
Администрация города Смоленска обратилась в суд с иском к К.В.Д. и другим о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым N, постановку на кадастровый учет, регистрацию права коллективно-долевой собственности на земельный участок, признании права муниципальной собственности на земельный участок площадью 2843,42 кв. м, занятый захоронениями. В обоснование иска указав, что постановлением администрации МО "... район" от 16.03.2004 (с изм. от 01.07.2004 N 586) Администрации города Смоленска в постоянное (бессрочное) пользование для размещения городского кладбища предоставлен земельный участок площадью 300 088,39 кв. м, расположенный юго-восточнее д. ... Смоленского района. Принадлежащий К.В.Д. и др. земельный участок площадью 512 100 кв. м лишь в 2006 году сформирован в санитарно-защитной зоне кладбища и поставлен на кадастровый учет с кадастровым N. На указанном земельном участке (за границами кладбища) в 2004 - 2005 годах произведены гражданские захоронения площадью 2 843 кв. м. В соответствии с действующим законодательством захоронения останков умерших не могут находиться в частной собственности (т. 7 л.д. 56).
Определением от 25.08.2011 дело по иску К.В.Д. и др. к Администрации города Смоленска и дело по иску Администрации города Смоленска к К.В.Д. объединены в одно производство.
Произведена замена ненадлежащих ответчиков в связи со смертью: С.А.Т. на Б.С., К.Н.Г. на С.Г., К.А.В., М.П. на М.Н., И.Н. на Г.С., К.Н.А. на К.Н.В., К.А., Д., Х. на Г.А.
Истцы Б.С., И.Л., представители истцов - К.Е.В., Ч.О. - Ч.Е. в судебном заседании поддержали уточненные требования, требования Администрации города Смоленска не признали.
Истцы К.В.Д., К.Т., К.А.Ф., Т., К.И., Р.З., С.К., М.В.М., К.Е.Г., П.В., М.Л., Ж.А., С.А.А., О.А., Ч.О., Р.В.М., К.Л., О.Е., Г.Л., Б.Т., Ж.Т., В., С.Г., К.А., М.В.Г., Я.Т., Л., М.Е., М.Н., Ш.А., Б.Р., Г.А., А., К.А.Ф., Я.В., К.С., П.Н., Р.В.С., Н.С., Г.С., К.Б., К.Б., С.О., Д., извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представители Администрации города Смоленска по доверенностям М.А., Ш.Е. требования К.В.Д. и др. не признали, поддержали свои исковые требования, пояснив, что санитарно-защитная зона кладбища возникла до постановки истцами их земельного участка на кадастровый учет в 2006 году, поэтому регистрация права собственности истцов на земельный участок незаконна. Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка в размере... руб. от 07.12.2011 N 66/12/11 содержит противоречивые выводы, размер рыночной стоимости завышен, собственники не лишены возможности использовать земельный участок в границах санитарно-защитной зоны по его назначению.
Третьи лица Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, Администрация МО "... район", Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Решением Смоленского районного суда Смоленской области от 12.04.2012 с Администрации города Смоленска взысканы убытки в виде потери рыночной стоимости земельного участка с кадастровым N, вызванной установлением защитно-санитарной зоны площадью 512 100 кв. м, в размере ... руб., судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме ... руб., по проведению экспертизы в сумме ... руб., на составление доверенности - ... руб., по оформлению съемки текущих изменений в сумме ... руб.:
- в пользу К.В.Д., К.Т., К.А.Ф., Т., К.И., Р.В.М., С.А.В., М.В.М., К.Е.Г., П.В., М.Л., Ж.А., С.А.А., О.А., Ч.О., Р.В.П., О.Е., Г.Л., Б.Т., Ж.Т., В., М.В.Г., Я.Т., Л., И.Л., М.Е., М.Н., Ш.А., Б.Р., Г.А., А., К.А.Ф., Я.В., Н.С., С.О. по ... руб. каждому, расходы на оплату услуг представителя по... каждому, по проведению экспертизы по ... руб. каждому, расходы по оформлению съемки по ... руб. каждому и возврат госпошлины по ... руб. каждому;
- Д. ... руб. расходы на оплату представителя ... руб., по проведению экспертизы ... руб., по оформлению съемки ... руб. и возврат госпошлины ... руб.;
- Б.С., К.Л. по ... руб. каждому, расходы на оплату услуг представителя по... руб. каждому, по проведению экспертизы по ... руб. каждому, расходы по оформлению съемки по ... руб. каждому и возврат госпошлины по ... руб. каждому;
- С.Г., К.А.В., П.Н., К.Н.В., К.А. по ... руб. каждому, расходы на оплату услуг представителя по ... руб. каждому, по проведению экспертизы по ... руб. каждому, расходы по оформлению съемки по ... руб. каждому и возврат госпошлины по ... руб. каждому;
- К.В.А. ... руб., расходы на оплату услуг представителя ... руб., по проведению экспертизы ... руб., расходы по оформлению съемки ... руб. и возврат госпошлины ... руб.;
- Р.В.С. ... руб., расходы на услуг представителя ... руб., по проведению экспертизы... руб., расходы по оформлению съемки ... руб. и возврат госпошлины ... руб.;
- Г.С. ... руб., расходы на оплату услуг представителя ... руб., по проведению экспертизы ... руб., расходы по оформлению съемки ... руб. и возврат госпошлины ... руб.;
- в пользу Б.С. также расходы по составлению нотариальной доверенности в сумме ... руб.
В иске Администрации города Смоленска к К.В.Д. и др. о признании недействительными результатов межевания земельного участка, постановку земельного участка на кадастровый учет, зарегистрированного права коллективно-долевой собственности, о признании права собственности на земельный участок отказано.
В апелляционной жалобе Администрация города Смоленска просит отменить решение суда ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся истцов, третьих лиц Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, Администрации МО "... район", Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, которые, будучи надлежащим образом извещенными о явке, в заседание судебной коллегии не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда в части удовлетворения исковых требований К.А.Ф. и др. о взыскании с Администрации города Смоленска убытков в виде потери рыночной стоимости земельного участка, вызванной установлением санитарно-защитной зоны, а также возмещения судебных расходов подлежащим отмене.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что К.В.Д. и другим истцам на основании постановления Главы администрации Смоленского района от 05.02.1996 N 58 и протокола собрания участников общей долевой собственности АОЗТ "..." от 13.06.2006 (с приложением от 10.08.2006) принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым N (предыдущий N) площадью 512100 кв. м, расположенный по адресу: Смоленская область, ... район, в 300 м южнее д. ... категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права собственности (т. 2 л.д. 28 - 74, т. 6 л.д. 106, 167, т. 7 л.д. 295).
Указанный земельный участок с кадастровым N граничит с кладбищем "...", расположенным на земельном участке с кадастровым N, площадью 300088,39 кв. м по адресу: Смоленская область, Смоленский район, с.о. ..., юго-восточнее д. ..., категория земель - земли промышленности, транспорта; разрешенное использование - для городского кладбища. Собственником земельного участка является Администрация города Смоленска на основании постановлений Главы администрации МО "... район" от 16.03.2004 N 202, от 01.07.2004 N 586, о чем 04.09.2006 в ЕГРП сделана соответствующая запись N 67-67-01/094/2006-740 (т. 5 л.д. 11, 12, 15, 16).
Из материалов дела, пояснений сторон видно, что на земельном участке с кадастровым N за территорией кладбища расположены захоронения площадью 2 843 кв. м (т. 1 л.д. 55, 57 - 58, 60 - 61, т. 2 л.д. 164 - 229); санитарно-защитная зона кладбища в установленном порядке не определена. Указанные обстоятельства не оспариваются.
Разрешая спор, суд первой инстанции сослался на тот факт, что земельный участок с кадастровым N фактически расположен в санитарно-защитной зоне кладбища, частично площадью 2843 кв. м занят захоронениями, что лишает сособственников указанного земельного участка возможности им владеть и использовать по целевому назначению - для сельскохозяйственного производства.
При этом судом установлено наличие санитарно-защитной зоны кладбища в размере 500 м от его границ площадью 511503 кв. м согласно заключению экспертов ООО "Агентство Ковалевой и Компании" N 147-Э-11 СМК АОК 04 (т. 5 л.д. 138 - 156) и постановлено взыскать с Администрации города Смоленска в пользу сособственников земельного участка убытки в виде потери рыночной стоимости земельного участка в размере ... руб., определенном ООО "Компания "Эксперт" в отчете N 66/12/11 (т. 6 л.д. 66 - 92).
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о взыскании с Администрации города Смоленска указанных убытков.
В силу ст. 11, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выкуп земельных участков для муниципальных нужд отнесен к полномочиям органов местного самоуправления.
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных в частности с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (ч. 1 ст. 49 ЗК РФ).
Согласно п. п. 1, 3, 4 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная квалификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 25.09.2007 N 74, п. 6.2.9 Постановления Администрации Смоленской области от 05.06.2007 N 207 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Смоленской области" для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га (относящихся ко 2 классу опасности промышленных объектов и производств) предусмотрено установление санитарно-защитной зоны 500 м.
Согласно п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения.
При устройстве кладбища его проект не утверждался, санитарно-защитная зона в установленном порядке не устанавливалась, что подтверждается сообщением Администрации МО "... район" Смоленской области от 14.03.2011 N 1134, из которого следует, что под городское кладбище площадью 300088,39 кв. м не была предусмотрена санитарно-защитная зона, разработанным генеральным планом... сельского поселения Смоленского района предусмотрена санитарно-защитная зона от границы земельного участка в размере 500 метров (т. 7 л.д. 176). Однако до настоящего времени генеральный план не утвержден (т. 7 л.д. 290).
Из заключения экспертов ООО "Агентство Ковалевой и Компании" N 147-Э-11 СМК АОК 04 (т. 5 л.д. 138 - 156) видно, что санитарно-защитная зона кладбища "..." в размере 500 м от его границ составляет площадь 511503 кв. м, практически весь участок с кадастровым N находится в санитарно-защитной зоне кладбища.
В силу п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относятся санитарно-защитные зоны.
В соответствии ч. ч. 1, 3 ст. 57 ЗК РФ возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные:
1) изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;
3) временным занятием земельных участков;
4) ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
5) изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.
Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.
Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В частности могут устанавливаться такие ограничения прав на землю как особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 56 ЗК РФ).
Требования К.В.Д. и других о взыскании рыночной стоимости земельного участка обоснованы невозможностью использования земельного участка по его назначению - для сельскохозяйственного назначения в связи с нахождением в санитарно-защитной зоне кладбища и наличием захоронений.
Вместе с тем, в заключении экспертов ООО "Агентство Ковалевой и Компании" N 147-Э-11 СМК АОК 04 указано, что согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещение коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, объектов для проживания людей. При этом допускается размещение сельхозугодий для выращивания технических культур, не используемых для продуктов питания (т. 5 л.д. 168 - 169).
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделяются на категории по целевому назначению и должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель должен определяться исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, сам факт нахождения земельного участка с кадастровым N в санитарно-защитной зоне кладбища не является основанием для его изъятия, поскольку не свидетельствует о невозможности его использования по целевому назначению. Ссылки истцов на ограничение прав в виде невозможности выращивания злаков, овощей, кормов для животных не могут служить основанием для удовлетворения требований К.В.Д. и других для взыскания рыночной стоимости земельного участка.
Факт нахождения на территории земельного участка несанкционированных захоронений площадью 2843 кв. м также не может являться основанием для выкупа всего земельного участка площадью 512100 кв. м.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцами требованиям. К.В.Д. и другие просили взыскать рыночную (выкупную) стоимость земельного участка в связи с его изъятием для муниципальным нужд на основании п. 3 ст. 57 ЗК РФ, п. п. 1, 2 ст. 279, ст. 281 ГК РФ (т. 6 л.д. 195).
Суд первой инстанции, руководствуясь ст. 15 ГК РФ, постановил взыскать убытки в виде потери рыночной стоимости земельного участка, вызванной установлением санитарно-защитной зоны, то есть рассмотрел другие материально-правовые требования, подменив понятие выкупной стоимости земельного участка убытками в виде снижения рыночной стоимости земельного участка, хотя такие требования не заявлялись. В ходе рассмотрения дела определялся именно размер рыночной стоимости земельного участка, а не названных убытков для каждого собственника, земельные участки которых не индивидуализированы.
В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ неправильное применение норм материального права является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Таким образом, постановленное судом решение в части взыскания с Администрации города Смоленска убытков в виде потери рыночной стоимости земельного участка, вызванной установлением санитарно-защитной зоны подлежит отмене в апелляционном порядке с вынесением нового решения об отказе К.В.Д. и др. в удовлетворении требований о взыскании рыночной (выкупной) стоимости земельного участка.
В то же время судом правомерно отказано в удовлетворении исковых требований Администрации города Смоленска о признании недействительными результатов межевания земельного участка (кадастровый N), постановки его на кадастровый учет, зарегистрированного права коллективно-долевой собственности, о признании права собственности на земельный участок площадью 2843.42 кв. м, занятый гражданскими захоронениями, поскольку Администрацией города Смоленска не представлено суду доказательств того, что право на земельный участок у ответчиков (истцов по первоначальному иску) возникло незаконно, правовых оснований для безвозмездного признания за Администрацией города Смоленска права собственности на часть земельного участка, занятого захоронения не имеется.
Кроме того, каких-либо доводов, обосновывающих незаконность решения в этой части, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Смоленского районного суда Смоленской области от 12 апреля 2012 года отменить в части взыскания с Администрации города Смоленска убытков в виде потери рыночной стоимости земельного участка с кадастровым N, вызванной установлением защитно-санитарной зоны площадью 512 100 кв. м, в размере... руб., судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме ... руб., по проведению экспертизы в сумме ... руб., на составление доверенности - ... руб., по оформлению съемки текущих изменений в сумме ... руб.
Принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении требований К.В.Д., К.Т., К.А.Ф., Т., К.И., Р.В.М., Б.С., С.А.В., М.В.М., К.Е.Г., П.В., М.Л., Ж.А., С.А.А., О.А., Ч.О., Р.В.П., К.Л., О.Е., Г.Л., Б.Т., Ж.Т., В., С.Г., К.А.В., М.В.Г., Я.Т., Л., И.Л., М.Е., М.Н., Ш.А., Б.Р., Г.А., А., К.А.Ф., Я.В., К.В.А., П.Н., Р.В.С., Н.С., Г.С., К.Н.В., К.А., С.О., Д. к Администрации города Смоленска о взыскании рыночной (выкупной) стоимости земельного участка отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)