Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 09.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-6987

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 августа 2012 г. по делу N 33-6987


Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Благотворительного некоммерческого фонда "Незабудка" о признании незаконными решений Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об отказе в предоставлении земельных участков по апелляционным жалобам администрации г. Владивостока и Фонда "Незабудка" на решение Первореченского районного суда г. Владивостока Приморского края от 24 апреля 2012 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи., выслушав объяснения представителя Благотворительного некоммерческого фонда "Незабудка" Б., представителя Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края Е., представителя администрации г. Владивостока Т., судебная коллегия
установила:

Благотворительный некоммерческий фонд "Незабудка" (далее - Фонд "Незабудка") обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что 01.07.2009 года и 07.12.2009 года Фонд "Незабудка" обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент) с заявлениями о предоставлении в аренду сформированных земельных участков с кадастровыми номерами: 25:28:050027:284 под площадку для семейного отдыха жителей города на открытом воздухе; 25:28:050027:304 для организации семейного отдыха, для устройства палаточных городков и проведения пикников; 25:28:050027:321 под площадку для спортивного ориентирования; 25:28:050027:308 под площадку для жителей и гостей города; 25:28:050027:305 под площадку для загородного отдыха детей в каникулярное время; 25:28:050027:292 под площадку для спортивно-оздоровительных мероприятий на открытом воздухе. Письмами от 29.12.2011 года Департамент отказал в предоставлении испрашиваемых земельных участков на том основании, что земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:050027:292, 25:28:050027:305, 25:28:050027:304, 25:28:050027:284 находятся на территории лесного фонда Садгородского участкового лесничества, входят в границы санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока, расположены одновременно в двух территориальных зонных - зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоне курортного лечения и отдыха; а также в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:050027:308, кроме указанных оснований, находится в зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3) и в зоне объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-2), земельный участок с кадастровым номером 25:28:050027:321 - в зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3) и в зоне застройки жилыми домами (Ж-1 и Ж-3). По мнению Фонда "Незабудка", принятые решения являются незаконными, поскольку приняты в нарушение требований части 5 статьи 34 ЗК РФ, Департаментом не доказано наличие оснований, которые должны быть предусмотрены федеральным законом, препятствующих предоставлению сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков в аренду. Заявитель просил признать отказы Департамента в предоставлении испрашиваемых земельных участков незаконными и обязать Департамент в установленный законом срок выполнить действия, предусмотренные частью 5 статьи 34 ЗК РФ, в отношении заявлений Фонда "Незабудка" о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050027:292, 25:28:050027:305, 25:28:050027:304, 25:28:050027:284, 25:28:050027:308, 25:28:050027:321.
В судебном заседании представитель заявителя Б. настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Департамента Е. с заявленными требованиями не согласилась, считая оспариваемые решения об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков законными и обоснованными.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Владивостока Т. с требованиями не согласился, просил производство по делу прекратить, полагая, что имеет место спор о праве, поскольку Фонд "Незабудка" претендует на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.
Представитель заинтересованного лица Управления лесным хозяйством Приморского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Представитель заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что испрашиваемые земельные участки являются лесными участками в составе земель лесного фонда, которые в силу закона отнесены к федеральной собственности. Поэтому уполномоченным органом, осуществляющим функции по предоставлению в аренду лесных участков, является иной орган - Управление лесным хозяйством.
Решением Первореченского районного суда г. Владивостока Приморского края от 24 апреля 2012 года в удовлетворении заявления Благотворительного некоммерческого фонда "Незабудка" отказано.
В апелляционной жалобе Фонд "Незабудка" просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе администрация г. Владивостока просит отменить решение суда первой инстанции и оставить заявление Фонда "Незабудка" без рассмотрения в связи с наличием спора о праве, поскольку собственником испрашиваемых Фондом "Незабудка" земельных участков является муниципальное образование г. Владивосток.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, решениями Департамента, выраженными в письмах от 29.12.2011 года, заявителю Фонду "Незабудка" отказано в предоставлении испрашиваемых земельных участков с кадастровым номером 25:28:050027:292, расположенного в районе ул. Гражданская, 26 г. Владивостока, с кадастровым номером 25:28:050027:305, расположенного в районе ул. Гражданская, 14 г. Владивостока, с кадастровым номером 25:28:050027:308, расположенного в районе ул. Тимирязева, 31 г. Владивостока, с кадастровым номером 25:28:050027:321, расположенного в районе ул. Коммуны, 2 г. Владивостока, с кадастровым номером 25:28:050027:304, расположенного в районе ул. Гассе, 7 г. Владивостока, с кадастровым номером 25:28:050027:284, расположенного в районе ул. Гражданская, 2 г. Владивостока, в том числе в связи с тем, что данные земельные участки расположены на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, поэтому Департамент не вправе распоряжаться земельными участками, расположенными на территории городских лесов.
Суд первой инстанции оспариваемые решения Департамента в данной части признал законными и обоснованными, поскольку согласно ответу КГКУ "Примлес" от 25.01.2012 года все испрашиваемые Фондом "Незабудка" земельные участки расположены на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, поэтому в соответствии со статьей 8 Лесного кодекса РФ, как земли лесного фонда, находятся в федеральной собственности, которыми Департамент не вправе распоряжаться.
Судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии у Департамента полномочий по распоряжению спорными земельными участками по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в том числе, земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:050027:292, расположенный в районе ул. Гражданская, 26 г. Владивостока, земельный участок с кадастровым номером 25:28:050027:321, расположенный в районе ул. Коммуны, 2 г. Владивостока, земельный участок с кадастровым номером 25:28:050027:304, расположенный в районе ул. Гассе, 7 г. Владивостока, земельный участок с кадастровым номером 25:28:050027:284, расположенный в районе ул. Гражданская, 2 г. Владивостока, зарегистрированы в собственность муниципального образования г. Владивосток. Указанные земельные участки, а также земельные участки с кадастровым номером 25:28:050027:305, расположенный в районе ул. Гражданская, 14 г. Владивостока, с кадастровым номером 25:28:050027:308, расположенный в районе ул. Тимирязева, 37 г. Владивостока, предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование Муниципальному казенному учреждению "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке".
Таким образом, с учетом положений статьи 19 ЗК РФ и пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорные земельные участки являются собственностью муниципального образования Владивостокский городской округ.
Довод администрации г. Владивостока о том, что суд необоснованно установил отнесение спорных земельных участков к лесному фонду, не может быть принят во внимание.
В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Согласно статье 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Частью 2 статьи 10 Лесного кодекса РФ определено, что леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 21 июня 1956 года N 3682р все леса Владивостокского лесхоза площадью 32,4 тыс. га отнесены к лесам первой группы.
Статьей 8 Федерального закона от 04.12.2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" определено, что леса первой группы и категории защитное лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными статьей 102 Лесного кодекса РФ.
Вышеуказанное распоряжение издано в соответствии с ранее действовавшим законодательством и до настоящего времени не отменено. Следовательно, утверждение Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа не свидетельствует об изменении назначения земельных участков, занятых защитными лесами в г. Владивостоке.
В соответствии с пунктом 21(1) статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений обладают полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.
Следовательно, в силу статьи 10 Федерального закона от 04.12.2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", устанавливающей, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, орган исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений обладает полномочиями по распоряжению только теми лесными участками в административном центре Приморского края, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно части 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Поскольку материалами дела подтверждено нахождение испрашиваемых Фондом "Незабудка" земельных участков с кадастровым номером 25:28:050027:292, расположенного в районе ул. Гражданская, 26 г. Владивостока, с кадастровым номером 25:28:050027:305, расположенного в районе ул. Гражданская, 14 г. Владивостока, с кадастровым номером 25:28:050027:308, расположенного в районе ул. Тимирязева, 31 г. Владивостока, с кадастровым номером 25:28:050027:321, расположенного в районе ул. Коммуны, 2 г. Владивостока, с кадастровым номером 25:28:050027:304, расположенного в районе ул. Гассе, 7 г. Владивостока, с кадастровым номером 25:28:050027:284, расположенного в районе ул. Гражданская, 2 г. Владивостока, в муниципальной собственности, то вывод суда о том, что Департамент не вправе распоряжаться данными земельными участками соответствует требованиям закона.
В соответствии с частью 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Отказ в предоставлении испрашиваемых земельных участков Департаментом, как исполнительным органом государственной власти, принят в соответствии с законом и в пределах компетенции данного органа.
Суд обоснованно рассмотрел дело по заявлению Фонда "Незабудка" в порядке главы 25 ГПК РФ, поскольку право муниципальной собственности муниципального образования Владивостокский городской округ на спорные земельные участки Фондом фактически не оспаривалось и требование о признании права на земельные участки не заявлялось.
Следовательно, решение суда вынесено законно и обоснованно, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Первореченского районного суда г. Владивостока Приморского края от 24 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации г. Владивостока и Благотворительного некоммерческого фонда "Незабудка" - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)