Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.07.2011 N 33-839/11 ПО ДЕЛУ N 2-230/11

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2011 г. N 33-839/11

Судья{ }Засыпкин{ }С.В. Дело{ }N{ }2-230/11{
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего судьи С.А. Гаджиевой
судей: В.И. Назина, А.В. Выглева
рассмотрела в открытом судебном заседании Магаданского областного суда по докладу судьи В.И. Назина, дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области" на решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 20 июня 2011 года, которым постановлено:
Исковое заявление А. к администрации муниципального образования "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области" о признании права на постановку на учет для получения жилищной субсидии и обязании ответчика включить истца в списки граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, в связи с закрытием села Таскан, с даты подачи им первоначального заявления, то есть с 01 апреля 2011 года, - удовлетворить.
Признать за А. право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в связи с признанием с. Таскан Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся.
Обязать администрацию муниципального образования "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области" в пятнадцатидневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу зарегистрировать и включить А., ... года рождения, ... в списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилья в связи с признанием с. Таскан закрывающимся, с даты подачи им первоначального заявления, то есть с 01 апреля 2011 года,

установила:

А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области" о признании за ним права на постановку на учет для получения жилищной субсидии и обязании ответчика включить истца в списки граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с закрытием села Таскан.
Заявление мотивировал тем, что с рождения проживал и 30 ноября 1994 года постоянно был зарегистрирован в селе Таскан Ягоднинского района Магаданской области по адресу: ул. ..., д. ..., кв. ....
В связи с осуждением за совершение преступления 17 апреля 2007 года был снят с регистрационного учета в селе Таскан.
В апреле 2011 ода Т., действуя по доверенности в его интересах, собрала все необходимые документы и обратилась к ответчику для постановки истца на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с признанием с. Таскан Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся.
Распоряжением и.о. главы администрации МО "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области" N 100-р от 14 апреля 2011 года в постановке на учет ему было отказано, как не проживающему в селе Таскан.
Полагает, что отказ в постановке его на учет является незаконным, поскольку он отсутствовал в с. Таскан по уважительным причинам - в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы. После освобождения из мест лишения свободы дома, в котором проживал и был зарегистрирован истец, а также самого с. Таскан уже не существует, в связи с чем он вынужден проживать в другом населенном пункте.
Ягоднинским районным судом Магаданской области 20 июня 2011 года постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области" просит решение суда отменить и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.
Указывает, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий осуществляются по месту жительства данных граждан.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 года N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
Постановлением губернатора Магаданской области от 22.02.2006 N 26-п "О признании некоторых населенных пунктов Магаданской области закрывающимися" признано закрывающимся, в том числе, село Таскан Ягоднинского района.
В соответствии с пп. 2.3 указанного постановления жилищные субсидии предоставляются гражданам при условии их постоянного или преимущественного проживания в указанных населенных пунктах на дату вступления в силу настоящего постановления.
В кассационной жалобе ответчик ссылается на то, что, являясь зарегистрированным в селе Таскан по адресу ул. ..., д. ..., кв. ... с ..., фактически истец по указанному адресу не проживал с ... года в связи с осуждением за совершение преступления и отбытием наказания в исправительной колонии.
Отмечает, что истцу было отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, как не проживающему в с. Таскан.
Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определен порядок предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов.
Порядок же предоставления таких субсидий гражданам, добровольно выехавшим из населенных пунктов до принятия решения об их закрытии и гражданам, выехавшим по уважительной причине, по мнению ответчика, федеральным законом не предусмотрен.
В связи с чем считает, что у администрации района отсутствовали законные основания для постановки истца на соответствующий учет.
Полагает, что А. не подпадает в число лиц, подлежащих переселению из закрывающегося села и имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с его закрытием.
В соответствии со статьей 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
По распоряжению Правительства Российской Федерации N 1258-р от 07 сентября 2006 года село Таскан Ягоднинского района признано закрывающимся с указанием на предоставление жилищных субсидий гражданам, проживающим в поселке и желающим выехать за пределы Магаданской области.
Условиями предоставления указанным гражданам жилищных субсидий является их постоянное или преимущественное проживание в указанном населенном пункте на дату вступления в силу Постановления губернатора Магаданской области от 22 февраля 2006 года N 62-п согласно пункту 18 Положения о регистрации и учете граждан имеющих получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879, и пункту 24 Правил выпуска и реализации государственных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, независимо от стажа работы и времени прибытия в названный населенный пункт в соответствии с абзацем 2 статьи 2 Федерального закона N 125-ФЗ от 25 октября 2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно Положению о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 879 от 10 декабря 2002 года право на принятие решений о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, или об отказе в постановке на учет передано органу местного самоуправления - администрации муниципального образования "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области".
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01 апреля 2011 года действующая в интересах истца А. - Т. обратилась с заявлением на имя главы Ягоднинского района о включении в состав граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (л.д. 26).
Распоряжением и.о. главы района от 14.04.2011 года А. в постановке на учет на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с признанием села Таскан закрывающимся отказано, как не проживающему в указанном населенном пункте (л.д. 15).
Удовлетворяя требования истца, суд пришел к обоснованному выводу о том, что А. имеет право на получение жилищной субсидии, поскольку проживал в селе Таскан на дату принятия решения о его закрытии.
Данный вывод подтверждается совокупностью доказательств по делу.
Из справки о составе семьи и занимаемом жилом помещении, выписки из домовой книги, выписки финансового лицевого счета следует, что истец был зарегистрирован по адресу: Магаданская область, ..., с. ... ул. ..., д. ... кв. ... с ... г. в качестве нанимателя жилого помещения (л.д. 12, 17, 40).
В период с ... г. и с ... г. А. содержался под стражей или отбывал наказание в местах лишения свободы за совершенные им преступления.
После условно-досрочного освобождения истец вернулся в с. Таскан, из которого в связи с невозможностью проживания и отсутствием работы временно был вынужден выехать в г. Магадан, где проживал по различным адресам до момента осуждения к лишению свободы за вновь совершенное преступление.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что на дату вступления в силу Постановления губернатора Магаданской области от 22 февраля 2006 года (вступило в силу 23 февраля 2006 года) временное отсутствие истца в с. Таскан связано с осуждением к лишению свободы, а в последующем - невозможностью проживания в указанном населенном пункте и поиском работы.
Данные обстоятельства нашли свое подтверждение исследованными по делу доказательствами: копиями приговоров, справки об освобождении, справок о работе в исправительных учреждениях, трудовой книжки, которые не оспариваются в кассационной жалобе ответчика (л.д. 10 - 11, 34 - 37, 41, 46 - 60, 72 - 74, 76 - 78).
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что временное отсутствие истца в с.Таскан (по состоянию на 23 февраля 2006 года и в последующем) не влечет утраты им права состоять на учете для получения жилищной субсидии (жилищного сертификата), поскольку иное свидетельствовало бы о нарушении конституционного права истца на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации).
Приняв решение о закрытии села Таскан, органы государственной власти и органы местного самоуправления не обеспечили условий для реализации истцом права на жилище, которого у А. нет.
В этой связи судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда считает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о нарушении права истца на получение жилищной субсидии в связи с признанием села Таскан Ягоднинского района закрывающимся и незаконном отказе ему в постановке на соответствующий учет граждан.
Доводы кассационной жалобы ответчика были предметом тщательной проверки суда первой инстанции и обоснованно отвергнуты.
С учетом изложенного и, руководствуясь статьей 360, абзацем 2 статьи 361, статьей 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

определила:

решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 20 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области" - без удовлетворения.

Председательствующий
С.А.ГАДЖИЕВА

Судьи
А.В.ВЫГЛЕВ
В.И.НАЗИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)