Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Коршунов А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - Блохиной Е.П.
судей - Хацаевой С.М. и Канунникова М.А.
при секретаре - Д.
с участием:
истца - Т.
представителя ответчика МУ Совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР - А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Канунникова М.А. гражданское дело по иску Т. к МУ Совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР и О.Р. об оспаривании неправомерных действий, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок и аннулировании записи в Едином государственном реестре прав не недвижимое имущество,
по кассационной жалобе МУ Совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР на решение Эльбрусского районного суда КБР от 09 сентября 2011 года,
Т. обратился в суд с иском к главе МУ "Совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района" КБР О.И. и О.Р. о признании незаконными действий главы Совета в части выделения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в районе "Тю-Тю-Су" О.Р., признании недействительным постановления главы Совета о передаче в собственность О.Р. указанного земельного участка, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок за О.Р. и аннулировании соответствующей записи в Государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Свои требования мотивировал тем, что на основании его заявления на имя главы администрации г. Тырныауза от 23.01.2007 года было издано распоряжение N 49 от 11.09.2007 года "О создании комиссии по обследованию и выбору земельного участка под строительство спортивной площадки гр. Т. в г. Тырныаузе". 13 сентября 2007 года указанной комиссией был составлен акт N 109 обследования и выбора земельного участка, который был утвержден постановлением главы местной администрации г. Тырныауза N 130 от 13.09.2007 года, ему было разрешено проектирование указанного объекта, был составлен договор с МУ "Отдел архитектуры и градостроительства администрации Эльбрусского района" на изготовление паспорта и проектирование спортивной площадки, 24.09.2007 года изготовлен паспорт на проектирование, в феврале 2008 года произведено описание границ участка в территориальном органе земельного кадастра, ему были выданы соответствующие документы с указанием кадастрового номера земельного участка N. 11.03.2008 года все указанные выше документы с заявлением о предоставлении ему в собственность предварительно согласованного земельного участка были представлены в районный Совет местного самоуправления. В декабре 2009 года истцу стало известно, что право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за О.Р. На направленный в связи с этим на имя главы местной администрации заявление - запрос был получен ответ о том, что истцом, якобы, не представлены документы, предусмотренные Регламентом МУ СМСУ ЭМР "Представление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности". Однако названный документ не публиковался в местной газете, в связи с чем не подлежит применению.
Определением Эльбрусского районного суда КБР от 23 июня 2011 года к участию в деле было привлечено в качестве ответчика муниципальное учреждение "Совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района" КБР, с освобождением от участия в гражданском деле главы Эльбрусского муниципального района О.И.
В судебном заседании Т. поддержал свои исковые требования.
Представитель ответчика МУ "Совета местного самоуправления Эльбрусского муниципального района" КБР А. исковые требования не признал.
О.Р. и представитель Управления Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по КБР в суд не явились.
Решением Эльбрусского районного суда КБР от 09 сентября 2011 года исковые требования Т. удовлетворены.
В кассационной жалобе МУ Совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР просит состоявшееся решение отменить и вынести по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы, помимо обстоятельств обращения истца с заявлением о предоставлении ему в собственность спорного земельного участка, указано на то, что до 21 декабря 2009 года истец данным заявлением не интересовался, несмотря на то, что обязанность по представлению пакета документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, лежит на заявителе.
Судом не учтено, что строительно-монтажные работы на спорном земельном участке проводились истцом самовольно, без получения разрешения на строительство.
Указано также, что согласно Регламенту МУ "Совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР" N 3 от 18.04.2008 года, в перечень документов, представляемых для получения земельного участка, входит решение земельной комиссии, которое истцом представлено не было. То обстоятельство, что истец не был письменно проинформирован о необходимости дополнить пакет документов, не может служить основанием для признания действий (бездействия) МУ "Совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР" незаконными, а тем более для признания недействительным решения о предоставлении О.Р. земельного участка.
Признавая недействительным свидетельство о праве собственности на спорный земельный участок, выданное О.Р., суд не указал, каким нормам закона противоречат действия и решения МУ "Совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР" по предоставлению последнему в собственность данного земельного участка. При этом из материалов дела следует, что О.Р. получил в собственность земельный участок и зарегистрировал свое право на него в установленном законом порядке.
В письменном возражении на кассационную жалобу Т. просит решение Эльбрусского районного суда КБР от 09 сентября 2011 года оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Заслушав доклад судьи Канунникова М.А., изучив материалы дела, обсудив, в отсутствии ответчика О.Р., извещенного о времени и месте судебного заседания, доводы кассационной жалобы, поддержанные представителем МУ Совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР, выслушав истца, возражавших против доводов жалобы, Судебная Коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 1).
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (п. 3).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (п. 5).
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием: заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду (пп. 3 п. 7).
Согласно ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (п. 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8).
В соответствии с п. 1 ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В силу п. 2 этой же нормы исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
- Согласно п. 1 ч. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
- В соответствии с п. 1, 4 ч. 2 этой же нормы действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Как установил суд, постановлением Главы местной администрации г. Тырныауза от 20.09.2007 г. N 130 по результатам рассмотрения заявления Т. от 23.01.2007 г. о выделении земельного участка для строительства спортивной площадки и катка в районе "Тю-тю-су" были утверждены материалы (акт N 109 от 13.09.2007 г. обследования и выбора земельного участка для строительства спортивной площадки) предварительного согласования места размещения спортивной площадки на земельном участке, площадью 3000 кв. м расположенном в Эльбрусском районе КБР, в г. Тырныаузе, район "Тю-тю-су". Этот участок с разрешенным использованием "под строительство катка" поставлен на кадастровый учет (л.д. 13).
Далее, из материалов дела также следует, что заявление Т. поданное в соответствии с требованиями статей 29, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, местной администрацией г. Тырныауза с приложением утвержденных материалов предварительного согласования места размещения объекта было направлено 28.02.2008 г. для принятия решения о предоставлении участка в администрацию Эльбрусского муниципального района КБР и получено ответчиком 11.03.2008 г.
Как установил суд, в нарушение п. 2 ст. 32 ЗК РФ администрация Эльбрусского муниципального района КБР в установленный этой нормой двухнедельный срок не приняла решение по существу поданного Т. заявления, сообщив последнему лишь 29.12.2009 г. об отказе в предоставлении участка, по мотиву непредставления им полного пакета документов предусмотренных Регламентом МУ "Совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР". При этом, ответчик в нарушение п. 3.4.1. Регламента Т. о наличии у него права предоставить недостающие документы в течение месяца не известил.
Напротив, в нарушение п. 8 ст. 31 ЗК РФ до истечения срока действия принятого местной администрацией г. Тырныауза решения о предварительном согласовании места размещения объекта оформленного вышеуказанным постановлением N 130 от 20.09.2007 г. ответчик своим постановлением от 02.10.2009 г. N 392 передал спорный участок О.И. в собственность самовольно изменив разрешенный вид его использования на цели ведения "личного подсобного хозяйства".
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции правильно прейдя к выводу, что оспариваемое постановление как не соответствующее требованиям закона, а также нарушающее права и законные интересы истца в области использования земель является незаконным, а произведенная на его основании запись в ЕГРП о праве собственности О.И. на спорный земельный участок и выданное в подтверждение этого права свидетельство о праве собственности являются недействительными, обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы жалобы правильность указанных выводов суда первой инстанции не опровергают, а потому не могут влечь отмену вынесенного судебного постановления.
В силу изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь абзацем 2 ст. 361 и ст. 366 ГПК РФ, Судебная коллегия
Решение Эльбрусского районного суда КБР от 09.09.2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу МУ "Совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 18.01.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 января 2012 г. по делу N 33-2/2012
Судья: Коршунов А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - Блохиной Е.П.
судей - Хацаевой С.М. и Канунникова М.А.
при секретаре - Д.
с участием:
истца - Т.
представителя ответчика МУ Совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР - А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Канунникова М.А. гражданское дело по иску Т. к МУ Совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР и О.Р. об оспаривании неправомерных действий, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок и аннулировании записи в Едином государственном реестре прав не недвижимое имущество,
по кассационной жалобе МУ Совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР на решение Эльбрусского районного суда КБР от 09 сентября 2011 года,
установила:
Т. обратился в суд с иском к главе МУ "Совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района" КБР О.И. и О.Р. о признании незаконными действий главы Совета в части выделения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в районе "Тю-Тю-Су" О.Р., признании недействительным постановления главы Совета о передаче в собственность О.Р. указанного земельного участка, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок за О.Р. и аннулировании соответствующей записи в Государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Свои требования мотивировал тем, что на основании его заявления на имя главы администрации г. Тырныауза от 23.01.2007 года было издано распоряжение N 49 от 11.09.2007 года "О создании комиссии по обследованию и выбору земельного участка под строительство спортивной площадки гр. Т. в г. Тырныаузе". 13 сентября 2007 года указанной комиссией был составлен акт N 109 обследования и выбора земельного участка, который был утвержден постановлением главы местной администрации г. Тырныауза N 130 от 13.09.2007 года, ему было разрешено проектирование указанного объекта, был составлен договор с МУ "Отдел архитектуры и градостроительства администрации Эльбрусского района" на изготовление паспорта и проектирование спортивной площадки, 24.09.2007 года изготовлен паспорт на проектирование, в феврале 2008 года произведено описание границ участка в территориальном органе земельного кадастра, ему были выданы соответствующие документы с указанием кадастрового номера земельного участка N. 11.03.2008 года все указанные выше документы с заявлением о предоставлении ему в собственность предварительно согласованного земельного участка были представлены в районный Совет местного самоуправления. В декабре 2009 года истцу стало известно, что право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за О.Р. На направленный в связи с этим на имя главы местной администрации заявление - запрос был получен ответ о том, что истцом, якобы, не представлены документы, предусмотренные Регламентом МУ СМСУ ЭМР "Представление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности". Однако названный документ не публиковался в местной газете, в связи с чем не подлежит применению.
Определением Эльбрусского районного суда КБР от 23 июня 2011 года к участию в деле было привлечено в качестве ответчика муниципальное учреждение "Совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района" КБР, с освобождением от участия в гражданском деле главы Эльбрусского муниципального района О.И.
В судебном заседании Т. поддержал свои исковые требования.
Представитель ответчика МУ "Совета местного самоуправления Эльбрусского муниципального района" КБР А. исковые требования не признал.
О.Р. и представитель Управления Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по КБР в суд не явились.
Решением Эльбрусского районного суда КБР от 09 сентября 2011 года исковые требования Т. удовлетворены.
В кассационной жалобе МУ Совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР просит состоявшееся решение отменить и вынести по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы, помимо обстоятельств обращения истца с заявлением о предоставлении ему в собственность спорного земельного участка, указано на то, что до 21 декабря 2009 года истец данным заявлением не интересовался, несмотря на то, что обязанность по представлению пакета документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, лежит на заявителе.
Судом не учтено, что строительно-монтажные работы на спорном земельном участке проводились истцом самовольно, без получения разрешения на строительство.
Указано также, что согласно Регламенту МУ "Совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР" N 3 от 18.04.2008 года, в перечень документов, представляемых для получения земельного участка, входит решение земельной комиссии, которое истцом представлено не было. То обстоятельство, что истец не был письменно проинформирован о необходимости дополнить пакет документов, не может служить основанием для признания действий (бездействия) МУ "Совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР" незаконными, а тем более для признания недействительным решения о предоставлении О.Р. земельного участка.
Признавая недействительным свидетельство о праве собственности на спорный земельный участок, выданное О.Р., суд не указал, каким нормам закона противоречат действия и решения МУ "Совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР" по предоставлению последнему в собственность данного земельного участка. При этом из материалов дела следует, что О.Р. получил в собственность земельный участок и зарегистрировал свое право на него в установленном законом порядке.
В письменном возражении на кассационную жалобу Т. просит решение Эльбрусского районного суда КБР от 09 сентября 2011 года оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Заслушав доклад судьи Канунникова М.А., изучив материалы дела, обсудив, в отсутствии ответчика О.Р., извещенного о времени и месте судебного заседания, доводы кассационной жалобы, поддержанные представителем МУ Совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР, выслушав истца, возражавших против доводов жалобы, Судебная Коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 1).
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (п. 3).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (п. 5).
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием: заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду (пп. 3 п. 7).
Согласно ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (п. 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8).
В соответствии с п. 1 ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В силу п. 2 этой же нормы исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
- Согласно п. 1 ч. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
- В соответствии с п. 1, 4 ч. 2 этой же нормы действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Как установил суд, постановлением Главы местной администрации г. Тырныауза от 20.09.2007 г. N 130 по результатам рассмотрения заявления Т. от 23.01.2007 г. о выделении земельного участка для строительства спортивной площадки и катка в районе "Тю-тю-су" были утверждены материалы (акт N 109 от 13.09.2007 г. обследования и выбора земельного участка для строительства спортивной площадки) предварительного согласования места размещения спортивной площадки на земельном участке, площадью 3000 кв. м расположенном в Эльбрусском районе КБР, в г. Тырныаузе, район "Тю-тю-су". Этот участок с разрешенным использованием "под строительство катка" поставлен на кадастровый учет (л.д. 13).
Далее, из материалов дела также следует, что заявление Т. поданное в соответствии с требованиями статей 29, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, местной администрацией г. Тырныауза с приложением утвержденных материалов предварительного согласования места размещения объекта было направлено 28.02.2008 г. для принятия решения о предоставлении участка в администрацию Эльбрусского муниципального района КБР и получено ответчиком 11.03.2008 г.
Как установил суд, в нарушение п. 2 ст. 32 ЗК РФ администрация Эльбрусского муниципального района КБР в установленный этой нормой двухнедельный срок не приняла решение по существу поданного Т. заявления, сообщив последнему лишь 29.12.2009 г. об отказе в предоставлении участка, по мотиву непредставления им полного пакета документов предусмотренных Регламентом МУ "Совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района КБР". При этом, ответчик в нарушение п. 3.4.1. Регламента Т. о наличии у него права предоставить недостающие документы в течение месяца не известил.
Напротив, в нарушение п. 8 ст. 31 ЗК РФ до истечения срока действия принятого местной администрацией г. Тырныауза решения о предварительном согласовании места размещения объекта оформленного вышеуказанным постановлением N 130 от 20.09.2007 г. ответчик своим постановлением от 02.10.2009 г. N 392 передал спорный участок О.И. в собственность самовольно изменив разрешенный вид его использования на цели ведения "личного подсобного хозяйства".
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции правильно прейдя к выводу, что оспариваемое постановление как не соответствующее требованиям закона, а также нарушающее права и законные интересы истца в области использования земель является незаконным, а произведенная на его основании запись в ЕГРП о праве собственности О.И. на спорный земельный участок и выданное в подтверждение этого права свидетельство о праве собственности являются недействительными, обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы жалобы правильность указанных выводов суда первой инстанции не опровергают, а потому не могут влечь отмену вынесенного судебного постановления.
В силу изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь абзацем 2 ст. 361 и ст. 366 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
Решение Эльбрусского районного суда КБР от 09.09.2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу МУ "Совет местного самоуправления Эльбрусского муниципального района" - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.П.БЛОХИНА
Е.П.БЛОХИНА
судьи
С.М.ХАЦАЕВА
М.А.КАНУННИКОВ
С.М.ХАЦАЕВА
М.А.КАНУННИКОВ
копия верна
Судья Верховного Суда КБР
М.А.КАНУННИКОВ
Судья Верховного Суда КБР
М.А.КАНУННИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)