Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кабировой Е.В.,
судей Ночевника С.Г., Тумашевич Н.С.,
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика общества с ограниченной ответственностью "Инрост" на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 10 августа 2012 года по иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью "Инрост" об обязании организовать процесс сбора и вывоза отходов.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ночевника С.Г., объяснения представителя ответчика ООО "Инрост" К., возражения прокурора Гавриловой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации МО "Гончаровское сельское поселение" об обязании организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, путем вывоза бытовых отходов, незаконно размещенных в границах населенного пункта <адрес>, в 700 метрах от границ земельного участка гражданина ФИО4, специализированным транспортом и силами организации, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон ТБО.
В обоснование иска прокурор указал, что рейдовой проверкой, проведенной Комитетом государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области установлено, что на территории МО "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, что повлекло несанкционированное скопление отходов производства и потребления в границах населенного пункта <адрес>, в 700 метрах от границ земельного участка гражданина ФИО4. Признаки, указывающие на принадлежность отходов, сброшенных на почву, какому-либо собственнику, установить не представляется возможным (л.д. 2 - 4).
Определением Выборгского городского суда Ленинградской области от 08.06.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечено <данные изъяты> лесничество (л.д. 22).
06.07.2012 определением Выборгского городского суда Ленинградской области произведена замена ненадлежащего ответчика в лице <данные изъяты> лесничества на ответчика ООО "Инрост", так как ООО "Инрост" является арендатором земельного участка, на котором расположены отходы (л.д. 34 - 35).
Определением Выборгского городского суда Ленинградской области от 25.07.2012, в связи с отказом прокурора от иска в части, прекращено производство по делу в части иска об обязании администрации МО "Гончаровское сельское поселение" организовать процесс сбора и вывоза отходов потребления и производства (л.д. 59).
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 10 августа 2012 года исковые требования прокурора удовлетворены. ООО "Инрост" обязано организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза отходов путем вывоза бытовых отходов, незаконно размещенных в границах населенного пункта <данные изъяты>, в 700 метрах от границ земельного участка гражданина ФИО4, специализированным транспортом и силами организации, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон ТБО (л.д. 71 - 75).
Не согласившись с постановленным решением ООО "Инрост" подало апелляционную жалобу с требованием освободить ООО "Инрост" от обязанностей по сбору и вывозу бытовых отходов, незаконно размещенных в границах населенного пункта <данные изъяты>. В обоснование своих доводов в апелляционной жалобе указало, что проектом освоения лесов, переданных в аренду ООО "Инрост", предусмотрены следующие санитарно-оздоровительные мероприятия: изготовление гнездований для полезных для леса птиц, проведение сплошных санитарных рубок на площади 22,1 га. Других мероприятий проектом освоения лесов не предусмотрено. Действующим законодательством полномочия и обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора и ликвидации несанкционированных свалок в лесу возложены исключительно на органы местного самоуправления (л.д. 76 - 77).
Присутствующий в судебном заседании представитель ответчика ООО "Инрост" К. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и просил решение суда отменить.
Прокурор Гаврилова Е.В. с доводами апелляционной жалобы не согласилась и просила ее отклонить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области 05 декабря 2008 года заключил с ООО "Инрост" договор аренды лесного участка площадью 17244 га, имеющий местоположение, в соответствии с приказом Рослесхоза от 17.10.2008 года N 319, <адрес>.
В ходе проведения 01.09.2011 сотрудниками комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области рейдовой проверки было установлено, что по адресу: <адрес>, в границах муниципального образования "Гончаровское сельское поседение", в населенном пункте <адрес>, в 700 метрах от границ земельного участка гражданина ФИО4, обнаружены отходы (л.д. 5 - 15).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ответчик ООО "Инрост" не оспаривал, что захламленный земельный участок расположен на участке лесного фонда 15 квартал 15 выдел Рощинского лесничества Черкасовского участкового лесничества, находящегося в аренде у ООО "Инрост" (л.д. 66, 70).
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность по проведению мероприятий по ликвидации расположенной на территории земель лесного фонда несанкционированной свалки должна быть возложена на ответчика ООО "Инрост"
Довод подателя жалобы о том, что обязанность по очистке земель лесного фонда от несанкционированных свалок, в случае неустановления лиц, незаконно разместивших отходы производства и потребления, должна быть возложена на органы местного самоуправления, судебной коллегией по гражданским делам Ленинградского областного суда отклоняется как основанный на неправильном толковании права.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ, подпунктом "г" пункта 2 и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно положениям п. 28 указанных Правил, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку зафиксированная несанкционированная свалка расположена на территории, арендуемой ответчиком, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, проводимых ответчиком.
Изложенное подтверждается положениями ст. 14 Закона Ленинградской области от 04 марта 2010 года N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области", которой установлены требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований Ленинградской области.
Так, согласно ст. 14 указанного Закона органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городского округа обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам. В иных случаях обязанности по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель возлагаются на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований, обязаны: нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами; предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах соответствующих земельных участков; обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов с земельных участков в места, предназначенные для сбора, временного хранения, размещения отходов (в том числе путем заключения договоров на сбор и вывоз отходов со специализированными организациями). В случае обнаружения на земельном участке брошенных (иным образом оставленных в целях отказа от права собственности на них) отходов, собственник которых не установлен, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, может обратить указанные отходы в свою собственность либо принимает меры к перемещению указанных отходов в санкционированные места размещения.
Относимых, допустимых, достаточных и достоверных доказательств подтверждающих то, что несанкционированная свалка образовалась в результате сброса твердых бытовых отходов, полученных в результате деятельности администрации <данные изъяты> как юридического лица, суду не представлено, как и доказательств того, что указанная несанкционированная свалка отходов образовалась в результате ненадлежащего исполнения администрацией <данные изъяты> возложенных на нее законом обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования.
Указание в апелляционной жалобе на отсутствие в проекте освоения лесов мероприятий по очистке леса от несанкционированных свалок отходов, не может служить основанием для освобождения арендатора лесного участка от указанной обязанности, поскольку в силу императивности перечисленных выше норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в Проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия и вины арендатора в загрязнении лесов. В данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с императивными правовыми нормами и подзаконным актом - Правилами санитарной безопасности в лесах.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены правильного по существу судебного решения, базируются на неправильном применении норм материального права. Ссылок на допущенные судом нарушения норм процессуального права, являющиеся безусловным основанием к отмене принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 10 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инрост" без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.09.2012 N 33-4410/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 сентября 2012 г. N 33-4410/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кабировой Е.В.,
судей Ночевника С.Г., Тумашевич Н.С.,
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика общества с ограниченной ответственностью "Инрост" на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 10 августа 2012 года по иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью "Инрост" об обязании организовать процесс сбора и вывоза отходов.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ночевника С.Г., объяснения представителя ответчика ООО "Инрост" К., возражения прокурора Гавриловой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации МО "Гончаровское сельское поселение" об обязании организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, путем вывоза бытовых отходов, незаконно размещенных в границах населенного пункта <адрес>, в 700 метрах от границ земельного участка гражданина ФИО4, специализированным транспортом и силами организации, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон ТБО.
В обоснование иска прокурор указал, что рейдовой проверкой, проведенной Комитетом государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области установлено, что на территории МО "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, что повлекло несанкционированное скопление отходов производства и потребления в границах населенного пункта <адрес>, в 700 метрах от границ земельного участка гражданина ФИО4. Признаки, указывающие на принадлежность отходов, сброшенных на почву, какому-либо собственнику, установить не представляется возможным (л.д. 2 - 4).
Определением Выборгского городского суда Ленинградской области от 08.06.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечено <данные изъяты> лесничество (л.д. 22).
06.07.2012 определением Выборгского городского суда Ленинградской области произведена замена ненадлежащего ответчика в лице <данные изъяты> лесничества на ответчика ООО "Инрост", так как ООО "Инрост" является арендатором земельного участка, на котором расположены отходы (л.д. 34 - 35).
Определением Выборгского городского суда Ленинградской области от 25.07.2012, в связи с отказом прокурора от иска в части, прекращено производство по делу в части иска об обязании администрации МО "Гончаровское сельское поселение" организовать процесс сбора и вывоза отходов потребления и производства (л.д. 59).
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 10 августа 2012 года исковые требования прокурора удовлетворены. ООО "Инрост" обязано организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза отходов путем вывоза бытовых отходов, незаконно размещенных в границах населенного пункта <данные изъяты>, в 700 метрах от границ земельного участка гражданина ФИО4, специализированным транспортом и силами организации, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон ТБО (л.д. 71 - 75).
Не согласившись с постановленным решением ООО "Инрост" подало апелляционную жалобу с требованием освободить ООО "Инрост" от обязанностей по сбору и вывозу бытовых отходов, незаконно размещенных в границах населенного пункта <данные изъяты>. В обоснование своих доводов в апелляционной жалобе указало, что проектом освоения лесов, переданных в аренду ООО "Инрост", предусмотрены следующие санитарно-оздоровительные мероприятия: изготовление гнездований для полезных для леса птиц, проведение сплошных санитарных рубок на площади 22,1 га. Других мероприятий проектом освоения лесов не предусмотрено. Действующим законодательством полномочия и обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора и ликвидации несанкционированных свалок в лесу возложены исключительно на органы местного самоуправления (л.д. 76 - 77).
Присутствующий в судебном заседании представитель ответчика ООО "Инрост" К. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и просил решение суда отменить.
Прокурор Гаврилова Е.В. с доводами апелляционной жалобы не согласилась и просила ее отклонить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области 05 декабря 2008 года заключил с ООО "Инрост" договор аренды лесного участка площадью 17244 га, имеющий местоположение, в соответствии с приказом Рослесхоза от 17.10.2008 года N 319, <адрес>.
В ходе проведения 01.09.2011 сотрудниками комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области рейдовой проверки было установлено, что по адресу: <адрес>, в границах муниципального образования "Гончаровское сельское поседение", в населенном пункте <адрес>, в 700 метрах от границ земельного участка гражданина ФИО4, обнаружены отходы (л.д. 5 - 15).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ответчик ООО "Инрост" не оспаривал, что захламленный земельный участок расположен на участке лесного фонда 15 квартал 15 выдел Рощинского лесничества Черкасовского участкового лесничества, находящегося в аренде у ООО "Инрост" (л.д. 66, 70).
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность по проведению мероприятий по ликвидации расположенной на территории земель лесного фонда несанкционированной свалки должна быть возложена на ответчика ООО "Инрост"
Довод подателя жалобы о том, что обязанность по очистке земель лесного фонда от несанкционированных свалок, в случае неустановления лиц, незаконно разместивших отходы производства и потребления, должна быть возложена на органы местного самоуправления, судебной коллегией по гражданским делам Ленинградского областного суда отклоняется как основанный на неправильном толковании права.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ, подпунктом "г" пункта 2 и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно положениям п. 28 указанных Правил, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку зафиксированная несанкционированная свалка расположена на территории, арендуемой ответчиком, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, проводимых ответчиком.
Изложенное подтверждается положениями ст. 14 Закона Ленинградской области от 04 марта 2010 года N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области", которой установлены требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований Ленинградской области.
Так, согласно ст. 14 указанного Закона органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городского округа обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам. В иных случаях обязанности по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель возлагаются на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований, обязаны: нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами; предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах соответствующих земельных участков; обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов с земельных участков в места, предназначенные для сбора, временного хранения, размещения отходов (в том числе путем заключения договоров на сбор и вывоз отходов со специализированными организациями). В случае обнаружения на земельном участке брошенных (иным образом оставленных в целях отказа от права собственности на них) отходов, собственник которых не установлен, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, может обратить указанные отходы в свою собственность либо принимает меры к перемещению указанных отходов в санкционированные места размещения.
Относимых, допустимых, достаточных и достоверных доказательств подтверждающих то, что несанкционированная свалка образовалась в результате сброса твердых бытовых отходов, полученных в результате деятельности администрации <данные изъяты> как юридического лица, суду не представлено, как и доказательств того, что указанная несанкционированная свалка отходов образовалась в результате ненадлежащего исполнения администрацией <данные изъяты> возложенных на нее законом обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования.
Указание в апелляционной жалобе на отсутствие в проекте освоения лесов мероприятий по очистке леса от несанкционированных свалок отходов, не может служить основанием для освобождения арендатора лесного участка от указанной обязанности, поскольку в силу императивности перечисленных выше норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в Проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия и вины арендатора в загрязнении лесов. В данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с императивными правовыми нормами и подзаконным актом - Правилами санитарной безопасности в лесах.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены правильного по существу судебного решения, базируются на неправильном применении норм материального права. Ссылок на допущенные судом нарушения норм процессуального права, являющиеся безусловным основанием к отмене принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 10 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инрост" без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)