Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Нагуляк М.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего: Малькова А.Г.,
судей: Холиковой Е.А., Ивановой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора Смоленского района Смоленской области на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 14 декабря 2011 года, принятое по делу по иску прокурора Смоленского района Смоленской области в интересах Российской Федерации к Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области, Л., К.В., К.А., О. о признании постановлений недействительными, возврате земельных участков в собственность Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Малькова А.Г., объяснения представителя ответчика Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области - Г., принимая во внимание заключение прокурора Юрченковой Л.Н. в поддержание кассационного представления, судебная коллегия
установила:
Прокурор Смоленского района Смоленской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области, Л., К.Н., К.А., О. о признании постановлений недействительными, возврате земельных участков в собственность Российской Федерации.
В обоснование иска прокурор указал, что постановлением Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 01.04.2009 года N 604 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (жарте) на территории Катынского сельского поселения" утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 67:18:0040201:517 на кадастровом плане (карте), площадью 41250 кв. м, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: "1", для сельскохозяйственного использования.
Указанное постановление издано в отсутствие картографического материала данной местности и достаточной проверки принадлежности участка к указанной в постановлении категории земель сельскохозяйственного назначения.
Прокурор ссылается на то, что при формировании (образовании) земельного участка с кадастровым номером 67:18:0040201:517 из федеральной собственности были изъяты земли лесного фонда. В последующем вышеуказанный земельный участок постановлением Администрации Смоленской области от 25.05.2009 года N 298 был включен в границы населенного пункта Н и разделен на 12 земельных участков с кадастровыми номерами: 67:18:0040201:523, 67:18:0040201:524, 67:18:0040201:525, 67:18:0040201:526, 67:18:0040201:527, 67:18:0040201:528, 67:18:0040201:529, 67:18:0040201:530, 67:18:0040201:531, 67:18:0040201:532, 67:18:0040201:533, 67:18:0040201:534, из которых 8 (восемь) администрацией муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области предоставлены в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства в соответствии с законом Смоленской области от 10.06.2003 года N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно".
Впоследствии прокурор уточнил исковые требования. В уточненном исковом заявлении указал, что сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 67:18:0040201:523, 67:18:0040201:524, 67:18:0040201:525, 67:18:0040201:526, 67:18:0040201:527, 67:18:0040201:528, 67:18:0040201:529, 67:18:0040201:530, 67:18:0040201:531, 67:18:0040201:532, 67:18:0040201:533, 67:18:0040201:534 аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В связи с чем, просил признать недействительными: постановление администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 01.04.2009 года N 604 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) на территории Катынского сельского поселения"; постановление администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 14.08.2009 года N 1658 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного на территории Катынского сельского поселения"; постановление администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 26.08.2009 года N 1600 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного на территории Катынского сельского поселения"; постановление администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 11.08.2009 года N 1622 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного на территории Катынского сельского поселения"; постановление администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 06.08.2009 года N 1602 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного на территории Катынского сельского поселения", возвратить земельный участок площадью 41250 кв. м, схема расположения которого утверждена постановлением администрации МО "Смоленский район" Смоленской области от 1.04.2009 г. N 604 в собственность Российской Федерации.
Представитель Администрации МО "Смоленский район" Смоленской области Г. иск не признала, пояснила, что прокурором пропущен срок обращения в суд с заявлением об оспаривании постановлений. Все постановления в течение недели после их принятия направляются в прокуратуру. Администрацией Смоленского района земельные участки были сформированы на землях сельского поселения, поскольку спорный земельный участок постановлением Администрации Смоленской области был включен в состав земель сельского поселения д. Н., данное постановление никто не отменял, оспорено оно не было.
Представитель Департамента Смоленской области по лесному хозяйству Е. возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, пояснила, что спорный земельный участок не входит в земли лесного фонда, кроме того, прокурором пропущен срок обжалования вынесенных постановлений.
Ответчики Л., К.В., К.А., О., представитель третьего лица Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Решением Смоленского районного суда Смоленской области от 14 декабря 2011 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований прокурора Смоленского района Смоленской области к Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области, Л., К.Н., К.А., О. признании недействительными: постановления администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 01.04.2009 года N 604 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) на территории Катынского сельского поселения"; постановления администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 14.08.2009 года N 1658 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного на территории Катынского сельского поселения"; постановления администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 26.08.2009 года N 1600 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного на территории Катынского сельского поселения"; постановления администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 11.08.2009 года N 1622 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного на территории Катынского сельского поселения"; постановления администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 06.08.2009 года N 1602 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного на территории Катынского сельского поселения"; возвращении земельный участок площадью 41250 кв. м, схема расположения которого утверждена постановлением администрации МО "Смоленский район" Смоленской области от 1.04.2009 г. N 604 в собственность Российской Федерации отказать.
В кассационном представлении прокурор Смоленского района Смоленской области просит отменить решение суда, указывая на нарушение норм материального и процессуального права при разрешении дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Разрешая дело и отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу о том, что спорные земельные участки были образованы не из земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, а кроме того, прокурором пропущен трехмесячный срок обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.
С таким суждением суда согласиться нельзя, поскольку оно основано на не полно исследованных обстоятельствах дела и нормах права.
Согласно п. п. 1 - 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" следует, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ).
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По делу установлено, что решением Исполнительного комитета Смоленского областного Совета депутатов трудящихся от 18.03.1957 г. N 109 утверждено решение Смоленского райсовета от 2.02.1957 г. N 27/7 об отводе в постоянное пользование Управлению Комитета госбезопасности при Совете Министров СССР по Смоленской области для специальных целей участка госземлефонда "Катынский лес" площадью 95 га. При этом было запрещено производство там каких бы то ни было рубок без согласования с органами лесного хозяйства. Поскольку участок покрыт лесом водоохранного значения (л.д. 13).
Согласно заключению Смоленского управления лесного хозяйства от 29.05.1987 г. испрашиваемые земли площадью 21 га расположены в первой группе лесов в кв. 43 "В" лесничества Смоленского лесхоза. Управление лесного хозяйства не возражало против передачи указанного участка земель управлению КГБ по Смоленской области для государственной надобности (л.д. 15).
Решением Смоленского областного совета народных депутатов от 19.11.1987 г. N 509 земельный участок в квартале N 43 "В" лесничества смоленского лесхоза площадью 21 га изъят и отведен управлению КГБ по Смоленской области под санитарно-защитную зону без права рубки леса и строительства зданий и сооружений на этом участке (л.д. 14). Был составлен акт обследования земельного участка, передаваемого КГБ (л.д. 16 - 19).
Решением Смоленского областного совета народных депутатов от 28.12.1989 г. N 344 Смоленскому лесхозу передан лесной массив "Катынский лес" площадью 100 га, квартал N 43 площадью 20 га (л.д. 20).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному 11.09.2003 г. Российской Федерации на основании Конституции РФ принадлежит участок лесного фонда площадью 436800000, в том числе Вонляровское лесничество - кварталы с N 1 по N 66 (л.д. 4).
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права выданного 5.06.2008 г., Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок: земли лесного фонда, площадь 424770000 кв. м (л.д. 12).
Из кадастровой выписки о земельном участке усматривается, что в собственности Российской Федерации находятся земли лесного фонда площадью 59480000 кв. м, расположенные в Вонляровском лесничестве Смоленского района Смоленской области, кадастровый номер 67:18:0000000:413 (л.д. (л.д. 21 - 24).
В материалах дела имеется план лесонасаждений Вонляровского лесничества (л.д. 25 - 26), проект организации и развитии лесного хозяйства Смоленской области (л.д. 27 - 27 - 39), а также материалы лесоустройства.
Постановлением Администрации МО "Смоленский район "Смоленской области" N 604 от 1.04.2009 г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) площадью 41250 кв. м, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного: по адресу: "1" для сельскохозяйственного использования (л.д. 40 - 41).
Имеется кадастровой дело объекта недвижимости 67:18:0040201:517, расположенного по адресу: "1" (л.д. 42 - 53).
Согласно кадастровому паспорту от 2.04.2009 г., земельный участок с кадастровым номером 67:18:0040201:517, расположенный по адресу: "1", площадью 41250 кв. м является государственной собственностью, имеются особые отметки - ст. 214 ГК РФ (л.д. 47 - 48).
Постановлением Администрации Смоленской области от 25.05.2009 г. N 298 в границы д. Н. Катанского сельского поселения Смоленского района Смоленской области включен относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 67:18:0040201:517, площадью 41250 кв. м метров, расположенный по адресу: "1". Изменен вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного использования" - земельного участка, указанного в п. 1 настоящего постановления, на другой вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство" (л.д. 57).
Как следует из заключения от 29.07.2009 г. комиссии, созданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, земельный участок с кадастровым номером 67618:0040201:517 относится к землям лесного фонда. Земельный участок 67618:0040201:517, образованный из земель лесного фонда постановлением администрации N 604 Муниципальным образованием "Смоленский район" Смоленской области был отнесен к землям сельскохозяйственного назначения (л.д. 60 - 62).
Постановлениями Администрации МО "Смоленский район" Смоленской области" N 1658, 1600, 1602, 1622, 1601, 1556, 1603 образованный земельный участок разделен и предоставлен гражданам в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, в деле имеются документы, содержащие различные сведения о принадлежности к категориям земель испрашиваемого в федеральную собственность земельного участка.
Решение суда не содержит исчерпывающих выводов о том, что на момент формирования земельного участка и утверждения схемы его расположения, он относился к землям сельскохозяйственного назначения, в том числе, не опровергнуто заключение специалистов Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 29.07.2009 года о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда.
Как видно из решения, при рассмотрении дела, суд также сослался на экспертное исследование в рамках уголовного дела как на основание для признания требования прокурора необоснованным.
Между тем, из этого же заключения следует, что земельный участок с кадастровым номером 67:1870040201:517 имеет наложение на земли государственного лесного фонда, входящие в квартал 43 "В" лесничества.
По существу суд отказал в иске прокурору по тем основаниям, что им пропущен установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок обращения в суд с заявлением об оспаривании решений органа местного самоуправления.
Между тем, такое мнение суда является ошибочным, поскольку, прокурором, в том числе, предъявлено требование о возврате в собственность Российской Федерации земельного участка площадью 41250 кв. м, носящее материально-правовой характер, на которое распространяется общий срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ.
По этим основаниям, принятое решение нельзя признать законным, обоснованным и оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку нарушения допущенные судом первой инстанции не могут быть исправлены судом кассационной инстанции (п. п. 2, 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ).
При новом рассмотрении следует принять во внимание изложенное, провести подготовку по делу с учетом фактов подлежащих доказыванию, в случае возникновения вопросов требующих специальных познаний рассмотреть возможность назначения экспертного исследования, в том числе комплексного, и разрешить возникший спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 360 - 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Смоленского районного суда Смоленской области от 14 декабря 2011 года отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.01.2012 ПО ДЕЛУ N 33-200
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 января 2012 г. по делу N 33-200
Судья Нагуляк М.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего: Малькова А.Г.,
судей: Холиковой Е.А., Ивановой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора Смоленского района Смоленской области на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 14 декабря 2011 года, принятое по делу по иску прокурора Смоленского района Смоленской области в интересах Российской Федерации к Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области, Л., К.В., К.А., О. о признании постановлений недействительными, возврате земельных участков в собственность Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Малькова А.Г., объяснения представителя ответчика Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области - Г., принимая во внимание заключение прокурора Юрченковой Л.Н. в поддержание кассационного представления, судебная коллегия
установила:
Прокурор Смоленского района Смоленской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области, Л., К.Н., К.А., О. о признании постановлений недействительными, возврате земельных участков в собственность Российской Федерации.
В обоснование иска прокурор указал, что постановлением Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 01.04.2009 года N 604 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (жарте) на территории Катынского сельского поселения" утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 67:18:0040201:517 на кадастровом плане (карте), площадью 41250 кв. м, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: "1", для сельскохозяйственного использования.
Указанное постановление издано в отсутствие картографического материала данной местности и достаточной проверки принадлежности участка к указанной в постановлении категории земель сельскохозяйственного назначения.
Прокурор ссылается на то, что при формировании (образовании) земельного участка с кадастровым номером 67:18:0040201:517 из федеральной собственности были изъяты земли лесного фонда. В последующем вышеуказанный земельный участок постановлением Администрации Смоленской области от 25.05.2009 года N 298 был включен в границы населенного пункта Н и разделен на 12 земельных участков с кадастровыми номерами: 67:18:0040201:523, 67:18:0040201:524, 67:18:0040201:525, 67:18:0040201:526, 67:18:0040201:527, 67:18:0040201:528, 67:18:0040201:529, 67:18:0040201:530, 67:18:0040201:531, 67:18:0040201:532, 67:18:0040201:533, 67:18:0040201:534, из которых 8 (восемь) администрацией муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области предоставлены в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства в соответствии с законом Смоленской области от 10.06.2003 года N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно".
Впоследствии прокурор уточнил исковые требования. В уточненном исковом заявлении указал, что сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 67:18:0040201:523, 67:18:0040201:524, 67:18:0040201:525, 67:18:0040201:526, 67:18:0040201:527, 67:18:0040201:528, 67:18:0040201:529, 67:18:0040201:530, 67:18:0040201:531, 67:18:0040201:532, 67:18:0040201:533, 67:18:0040201:534 аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В связи с чем, просил признать недействительными: постановление администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 01.04.2009 года N 604 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) на территории Катынского сельского поселения"; постановление администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 14.08.2009 года N 1658 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного на территории Катынского сельского поселения"; постановление администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 26.08.2009 года N 1600 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного на территории Катынского сельского поселения"; постановление администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 11.08.2009 года N 1622 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного на территории Катынского сельского поселения"; постановление администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 06.08.2009 года N 1602 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного на территории Катынского сельского поселения", возвратить земельный участок площадью 41250 кв. м, схема расположения которого утверждена постановлением администрации МО "Смоленский район" Смоленской области от 1.04.2009 г. N 604 в собственность Российской Федерации.
Представитель Администрации МО "Смоленский район" Смоленской области Г. иск не признала, пояснила, что прокурором пропущен срок обращения в суд с заявлением об оспаривании постановлений. Все постановления в течение недели после их принятия направляются в прокуратуру. Администрацией Смоленского района земельные участки были сформированы на землях сельского поселения, поскольку спорный земельный участок постановлением Администрации Смоленской области был включен в состав земель сельского поселения д. Н., данное постановление никто не отменял, оспорено оно не было.
Представитель Департамента Смоленской области по лесному хозяйству Е. возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, пояснила, что спорный земельный участок не входит в земли лесного фонда, кроме того, прокурором пропущен срок обжалования вынесенных постановлений.
Ответчики Л., К.В., К.А., О., представитель третьего лица Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Решением Смоленского районного суда Смоленской области от 14 декабря 2011 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований прокурора Смоленского района Смоленской области к Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области, Л., К.Н., К.А., О. признании недействительными: постановления администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 01.04.2009 года N 604 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) на территории Катынского сельского поселения"; постановления администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 14.08.2009 года N 1658 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного на территории Катынского сельского поселения"; постановления администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 26.08.2009 года N 1600 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного на территории Катынского сельского поселения"; постановления администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 11.08.2009 года N 1622 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного на территории Катынского сельского поселения"; постановления администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области от 06.08.2009 года N 1602 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного на территории Катынского сельского поселения"; возвращении земельный участок площадью 41250 кв. м, схема расположения которого утверждена постановлением администрации МО "Смоленский район" Смоленской области от 1.04.2009 г. N 604 в собственность Российской Федерации отказать.
В кассационном представлении прокурор Смоленского района Смоленской области просит отменить решение суда, указывая на нарушение норм материального и процессуального права при разрешении дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Разрешая дело и отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу о том, что спорные земельные участки были образованы не из земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, а кроме того, прокурором пропущен трехмесячный срок обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.
С таким суждением суда согласиться нельзя, поскольку оно основано на не полно исследованных обстоятельствах дела и нормах права.
Согласно п. п. 1 - 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" следует, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ).
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По делу установлено, что решением Исполнительного комитета Смоленского областного Совета депутатов трудящихся от 18.03.1957 г. N 109 утверждено решение Смоленского райсовета от 2.02.1957 г. N 27/7 об отводе в постоянное пользование Управлению Комитета госбезопасности при Совете Министров СССР по Смоленской области для специальных целей участка госземлефонда "Катынский лес" площадью 95 га. При этом было запрещено производство там каких бы то ни было рубок без согласования с органами лесного хозяйства. Поскольку участок покрыт лесом водоохранного значения (л.д. 13).
Согласно заключению Смоленского управления лесного хозяйства от 29.05.1987 г. испрашиваемые земли площадью 21 га расположены в первой группе лесов в кв. 43 "В" лесничества Смоленского лесхоза. Управление лесного хозяйства не возражало против передачи указанного участка земель управлению КГБ по Смоленской области для государственной надобности (л.д. 15).
Решением Смоленского областного совета народных депутатов от 19.11.1987 г. N 509 земельный участок в квартале N 43 "В" лесничества смоленского лесхоза площадью 21 га изъят и отведен управлению КГБ по Смоленской области под санитарно-защитную зону без права рубки леса и строительства зданий и сооружений на этом участке (л.д. 14). Был составлен акт обследования земельного участка, передаваемого КГБ (л.д. 16 - 19).
Решением Смоленского областного совета народных депутатов от 28.12.1989 г. N 344 Смоленскому лесхозу передан лесной массив "Катынский лес" площадью 100 га, квартал N 43 площадью 20 га (л.д. 20).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному 11.09.2003 г. Российской Федерации на основании Конституции РФ принадлежит участок лесного фонда площадью 436800000, в том числе Вонляровское лесничество - кварталы с N 1 по N 66 (л.д. 4).
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права выданного 5.06.2008 г., Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок: земли лесного фонда, площадь 424770000 кв. м (л.д. 12).
Из кадастровой выписки о земельном участке усматривается, что в собственности Российской Федерации находятся земли лесного фонда площадью 59480000 кв. м, расположенные в Вонляровском лесничестве Смоленского района Смоленской области, кадастровый номер 67:18:0000000:413 (л.д. (л.д. 21 - 24).
В материалах дела имеется план лесонасаждений Вонляровского лесничества (л.д. 25 - 26), проект организации и развитии лесного хозяйства Смоленской области (л.д. 27 - 27 - 39), а также материалы лесоустройства.
Постановлением Администрации МО "Смоленский район "Смоленской области" N 604 от 1.04.2009 г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) площадью 41250 кв. м, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного: по адресу: "1" для сельскохозяйственного использования (л.д. 40 - 41).
Имеется кадастровой дело объекта недвижимости 67:18:0040201:517, расположенного по адресу: "1" (л.д. 42 - 53).
Согласно кадастровому паспорту от 2.04.2009 г., земельный участок с кадастровым номером 67:18:0040201:517, расположенный по адресу: "1", площадью 41250 кв. м является государственной собственностью, имеются особые отметки - ст. 214 ГК РФ (л.д. 47 - 48).
Постановлением Администрации Смоленской области от 25.05.2009 г. N 298 в границы д. Н. Катанского сельского поселения Смоленского района Смоленской области включен относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 67:18:0040201:517, площадью 41250 кв. м метров, расположенный по адресу: "1". Изменен вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного использования" - земельного участка, указанного в п. 1 настоящего постановления, на другой вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство" (л.д. 57).
Как следует из заключения от 29.07.2009 г. комиссии, созданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, земельный участок с кадастровым номером 67618:0040201:517 относится к землям лесного фонда. Земельный участок 67618:0040201:517, образованный из земель лесного фонда постановлением администрации N 604 Муниципальным образованием "Смоленский район" Смоленской области был отнесен к землям сельскохозяйственного назначения (л.д. 60 - 62).
Постановлениями Администрации МО "Смоленский район" Смоленской области" N 1658, 1600, 1602, 1622, 1601, 1556, 1603 образованный земельный участок разделен и предоставлен гражданам в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, в деле имеются документы, содержащие различные сведения о принадлежности к категориям земель испрашиваемого в федеральную собственность земельного участка.
Решение суда не содержит исчерпывающих выводов о том, что на момент формирования земельного участка и утверждения схемы его расположения, он относился к землям сельскохозяйственного назначения, в том числе, не опровергнуто заключение специалистов Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 29.07.2009 года о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда.
Как видно из решения, при рассмотрении дела, суд также сослался на экспертное исследование в рамках уголовного дела как на основание для признания требования прокурора необоснованным.
Между тем, из этого же заключения следует, что земельный участок с кадастровым номером 67:1870040201:517 имеет наложение на земли государственного лесного фонда, входящие в квартал 43 "В" лесничества.
По существу суд отказал в иске прокурору по тем основаниям, что им пропущен установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок обращения в суд с заявлением об оспаривании решений органа местного самоуправления.
Между тем, такое мнение суда является ошибочным, поскольку, прокурором, в том числе, предъявлено требование о возврате в собственность Российской Федерации земельного участка площадью 41250 кв. м, носящее материально-правовой характер, на которое распространяется общий срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ.
По этим основаниям, принятое решение нельзя признать законным, обоснованным и оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку нарушения допущенные судом первой инстанции не могут быть исправлены судом кассационной инстанции (п. п. 2, 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ).
При новом рассмотрении следует принять во внимание изложенное, провести подготовку по делу с учетом фактов подлежащих доказыванию, в случае возникновения вопросов требующих специальных познаний рассмотреть возможность назначения экспертного исследования, в том числе комплексного, и разрешить возникший спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 360 - 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Смоленского районного суда Смоленской области от 14 декабря 2011 года отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)