Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.11.2011 ПО ДЕЛУ N 33-1763

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 ноября 2011 г. по делу N 33-1763


Докладчик Ларионова С.В.
Федеральный судья Кальная Е.Г.

30 ноября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.
судей Мерновой О.А., Ларионовой С.В.
при секретаре П.
в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 21 октября 2011 года, которым постановлено:
"Исковые требования С.А. к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с постоянным проживаем в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, назначении пенсии с даты возникновения права на нее, удовлетворить.
Признать за С.А. право на назначение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с проживаем в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 (два) года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить С.А. выплату пенсии с 02 сентября 2011 года".
Заслушав дело по докладу судьи Ларионовой С.В., судебная коллегия

установила:

С.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области об установлении факта проживания в период с 26 апреля 1986 года по 19 октября 1990 года на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, обязании ответчика назначить пенсию в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В судебном заседании требования уточнила в части обязания ответчика назначить и производить выплату пенсии с 02 сентября 2011 года, остальные требования оставила без изменения.
Ссылалась на то, что она с июля 1984 года до 19 октября 1990 года была зарегистрирована и постоянно проживала с семьей в кв. пос. Стальной конь Орловского района Орловской области.
При замене паспорта в 2003 году, по достижении 45 лет, отметку о предыдущей регистрации в новый паспорт не поставили, а в администрации Орловского района, Неполодской сельской администрации, УФМС по Орловской области документов о регистрации не сохранилось.
В 1990 году ее супругу была предоставлена квартира в г. Орле, в которую они переехали из пос. Стальной конь.
В связи с проживанием в указанный период на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС, 02.09.2011 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста.
Однако пенсионным органом в назначении досрочной трудовой пенсии было отказано в связи с тем, что период проживания истицы на загрязненной территории документально не подтвержден.
Считает отказ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области необоснованным, так как она действительно в указанный период постоянно проживала на территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставится вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывается, что постоянное проживание на территории зоне с льготным социально-экономическим статусом может подтверждаться только данными паспорта или справкой жилищных органов.
Поскольку истицей не представлено документов, подтверждающих факт проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, то у суда не было законных оснований для назначения истице досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1.
Помимо этого указывает, что суд необоснованно пришел к выводу о назначении С.А. пенсии с 02 сентября 2011 года, поскольку право устанавливается судом и возникает с момента подачи заявления о назначении пенсии после вступления решения в законную силу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области К., поддержавшей доводы жалобы, возражения С.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 года N 1244-1 (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Согласно примечанию к ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 10 Федерального Закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001 года N 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
В соответствии с абзацем 3 ст. 7 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1, границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
До 01.02.1998 года действовал Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года N 297-Р.
С 01.02.1998 года действует Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года N 1582.
Поселок Стальной Конь Неполодского с/с Орловского района Орловской области до 1998 года входил в Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года.
Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. N 1582, указанный населенный пункт также относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Как следует из материалов дела, истица С.А., года рождения с 10 октября 1990 года зарегистрирована в г. Орле по. Данные о предыдущей регистрации отсутствуют, что подтверждается сведениями паспорта истицы (л.д. 29-30).
Согласно справке отдела адресно-справочной работы УФМС России по Орловской области от 08.02.2011 года С.А. с 19.10.1990 года зарегистрирована по адресу: г. Орел, ул.. Прибыла из п. Стальной конь Орловского района (л.д. 11).
МРО УФСМ России по Орловской области не обладает сведениями о регистрации С.А. в период с 26.04.1986 года по 19.10.1990 года, поскольку материалы о регистрации уничтожены за истечением срока хранения (л.д. 37).
Из справки администрации Неполодского сельского поселения N 2470 от 16.06.2011 года следует, что документы, подтверждающие регистрацию С.А. с 1986 года по 1990 год, отсутствуют (л.д. 10).
Согласно справке N 99-с от 16.11.2011 года Архивного отдела администрации Орловского района Орловской области лицевые счета похозяйственных книг Неполодской сельской администрации на дом п. Стальной конь за 1986 - 1990 годы в архив не поступали (л.д. 9).
В похозяйственной книге N 4 Неполодского сельского Совета за 1983 - 1985 годы, лицевой счет N 319, дом., значится семья С.В. в составе: он, супруга С.А., дочери - С.О. и С.Ю. (л.д. 13-15).
Из материалов дела также следует, что факт проживания С.А. в п. Стальной конь подтверждается справкой от 02.08.2011 года ОАО "Северсталь-Метиз", из которой следует, что истица работала в данной организации с 26.09.1985 года по 30.06.1995 года, проживала по адресу: Орловский район, Стальной конь,
Согласно справкам Неполодского сельского Совета Орловского района Орловской области от 02.12.1986 года и 30.01.1990 года С.В. с женой С.А. и дочерьми С.О. и С.Ю. проживал в п. Стальной конь (л.д. 21). В акте проверки жилищных условий С-вых от 06.04.1990 года указан аналогичный адрес (л.д. 20).
Судом также было установлено, что дочери истицы - С.О. и С.Ю., года рождения, в период с 1984 года по 1990 год наблюдались в медицинском пункте, расположенном в пос.Стальной Конь, с 01.09.1988 года по 19.06.1990 года проживая в п. Стальной Конь, обучались в общеобразовательной школе г. Орла.
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о рождении детей, справкой МОУ лицей г. Орла, справкой медицинского пункта (л.д. 44, 17, 16).
Свидетель. подтвердила факт проживания истицы с семьей в п. Стальной конь в спорный период времени, и показала, что, работая фельдшером Плещеевской ЦРБ, дважды в год делала подворовый обход и в журнале делала отметки обо всех проживающих гражданах (л.д. 60-61).
Обстоятельства того, что в период с 1984 года по октябрь 1990 года С.А. с семьей проживала в п. Стальной Конь Орловского района Орловской области, подтвердили в судебном заседании свидетели
Не доверять показаниям названных свидетелей у суда не имелось оснований, не приведено таких оснований и в настоящей жалобе.
Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что в период с момента аварии на Чернобыльской АЭС (в апреле 1986 года) по 19 октября 1990 года С.А. фактически проживала в п. Стальной Конь Орловского района Орловской области, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований о признании за истицей права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста на 2 года.
В связи с чем, довод жалобы, что у суда не было законных оснований для назначения С.А. досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1. является несостоятельным и не влечет отмену решения суда.
Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган С.А. имела право на указанную пенсию, и данное право нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, то суд, с учетом приведенных выше норм, пришел к правильному выводу о назначении истице пенсии с 02.09.2011 года.
В связи с чем, несостоятельным и не влекущим отмену решения суда является довод жалобы, что у суда не было оснований для назначения пенсии с 02 сентября 2011 года.
Учитывая изложенное, у судебной коллегии оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360 - 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Заводского районного суда г. Орла от 21 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)