Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Полиева О.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Сидоренко О.В.
Судей Жиляевой О.И., Варламовой Н.В.
При секретаре Ф.
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. дело по апелляционным жалобам УСЗН г. Таганрога Ростовской области, Правительства Ростовской области на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 14.06.2012 года,
установила:
П. обратился в суд с иском к Администрации Ростовской области (в настоящее время Правительство Ростовской области), Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, 3-е лицо УСЗН г. Таганрога Ростовской области о признании незаконным отказа в оформлении удостоверения единого образца, признании права на меры социальной поддержки, как пострадавшему от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдаче удостоверения соответствующего образца, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с января 1949 года по декабрь 1958 года и с сентября 1960 года по декабрь 1990 года он проживал в г. Семипалатинске Казахской ССР.
За время проживания и работы в зонах повышенного радиационного риска, он получил суммарную дозу радиации, эквивалентную 0,31 Зв (31,3) сЗв.
В 1993 году в Казахстане он получил удостоверение серии СП N 606033, подтверждающее его право на льготы как пострадавшего вследствие воздействия ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Переехав на постоянное место жительства в Россию и став гражданином Российской Федерации, он неоднократно обращался в различные инстанции с целью оформления удостоверения Российского образца и получения ежемесячной денежной компенсации, однако, ему отказывалось. Отказ мотивировался тем, что обмен, выданных Республикой Казахстан удостоверений о праве на льготы на удостоверение Российского образца не предусмотрен; перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне определен распоряжением Правительством РФ от 15.03.1995 года N 356-р и отличается от перечня аналогичных территорий, утвержденного законодательством Республики Казахстан. Семипалатинск не включен в перечень населенных пунктов Семипалатинской области, население которых подверглось радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 14.06.2012 года исковые требования П. были удовлетворены в части.
Суд постановил решение, которым признал за П. право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом РФ от 10.01.2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; обязал Администрацию Ростовской области принять документы и внести П. в списки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на получение удостоверения единого образца; обязал Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий выдать П. удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом РФ от 10.01.2002 года "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне". В удовлетворении остальной части иска отказал.
С указанным решением суда не согласились УСЗН г. Таганрога Ростовской области и Правительство Ростовской области и обжаловали его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе УСЗН г. Таганрога Ростовской области указывает, что меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом РФ от 10.01.2002 года N 2-ФЗ, предоставляются только с момента предъявления соответствующего удостоверения. Суд же необоснованно посчитал, что указанные меры социальной поддержки истцу должны быть предоставлены с момента вступления решения суда в законную силу.
Исключив УСЗН г. Таганрога Ростовской области из числа ответчиков по делу, суд 1-й инстанции, по сути, возложил на Управление обязанность по предоставлению мер социальной поддержки без предъявления удостоверения.
В апелляционной жалобе Правительство Ростовской области указывает, что Семипалатинск, где проживал истец с января 1949 года по декабрь 1958 года и с сентября 1960 по декабрь 1990 года, не включен в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утв. распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 года N 356-р. В связи с чем, оснований на включение П. в список граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдачу удостоверения, не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований истца, суд 1-й инстанции, руководствовался положениями Федерального закона РФ от 10.01.2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Федерального закона РФ от 09.01.1996 года N 3-ФЗ "о радиационной безопасности населения" и исходил из того, что факт наличия у истца суммарной эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр), гарантирующей меры социальной поддержки, подтверждается справкой Научно-исследовательского института Радиационной медицины и экологии г. Семипалатинска Республики Казахстана.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда 1-й инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949 - 1963 г. в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).
Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в редакции Федеральных законов от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ).
В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года N 634, отнесение граждан к категории лиц, определенных статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Расчет суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, проживавших или проходивших военную службу в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Организация, осуществляющая такой расчет и выдачу заключений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункты 3 и 5 Правил).
Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года N 356-р. Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истцом в подтверждение суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения была представлена справка N 16224 от 28.05.2007 года, выданная Научно-исследовательским институтом Радиационной медицины и экологии Республики Казахстан.
Однако, указанная справка не может быть принята во внимание при определении права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом РФ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Вместе с тем, предоставление в Российской Федерации на основании указанной справки мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ).
Однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении оспариваемого дела норм права иностранного государства - Республики Казахстан на территории Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что допустимых доказательств получения истцом в период проживания в Республике Казахстан суммарной дозы облучения, превышающей суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, материалы дела не содержат.
Порядок определения суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне установлен Методическими указаниями МУ 2.6.12574-2010, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 года N 5.
Письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 апреля 2010 года N 01/6008-10-32 "О расчете доз" разъяснено, что порядок определения индивидуальных доз облучения данной категории граждан по вышеназванным Методическим указаниям и организация, осуществляющая расчет доз, определяются МЧС России.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции из пояснений истца установлено, что в МЧС России он с заявлением о выдаче официального заключения о соответствии (несоответствии) полученных им суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом РФ от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсаций, не обращался.
Таким образом, в настоящее время не имеется оснований для признания истца подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда 1-й инстанции не отвечает требованиям закона, в связи с чем, подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе П. в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 14.06.2012 года отменить.
Постановить новое решение, которым в удовлетворении исковых требований П. к Правительству Ростовской области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, 3-е лицо УСЗН г. Таганрога Ростовской области о признании незаконным отказа в оформлении удостоверения единого образца, признании права на меры социальной поддержки, как пострадавшему от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдаче удостоверения соответствующего образца, взыскании компенсации морального вреда - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-10656
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 сентября 2012 г. по делу N 33-10656
Судья Полиева О.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Сидоренко О.В.
Судей Жиляевой О.И., Варламовой Н.В.
При секретаре Ф.
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. дело по апелляционным жалобам УСЗН г. Таганрога Ростовской области, Правительства Ростовской области на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 14.06.2012 года,
установила:
П. обратился в суд с иском к Администрации Ростовской области (в настоящее время Правительство Ростовской области), Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, 3-е лицо УСЗН г. Таганрога Ростовской области о признании незаконным отказа в оформлении удостоверения единого образца, признании права на меры социальной поддержки, как пострадавшему от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдаче удостоверения соответствующего образца, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с января 1949 года по декабрь 1958 года и с сентября 1960 года по декабрь 1990 года он проживал в г. Семипалатинске Казахской ССР.
За время проживания и работы в зонах повышенного радиационного риска, он получил суммарную дозу радиации, эквивалентную 0,31 Зв (31,3) сЗв.
В 1993 году в Казахстане он получил удостоверение серии СП N 606033, подтверждающее его право на льготы как пострадавшего вследствие воздействия ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Переехав на постоянное место жительства в Россию и став гражданином Российской Федерации, он неоднократно обращался в различные инстанции с целью оформления удостоверения Российского образца и получения ежемесячной денежной компенсации, однако, ему отказывалось. Отказ мотивировался тем, что обмен, выданных Республикой Казахстан удостоверений о праве на льготы на удостоверение Российского образца не предусмотрен; перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне определен распоряжением Правительством РФ от 15.03.1995 года N 356-р и отличается от перечня аналогичных территорий, утвержденного законодательством Республики Казахстан. Семипалатинск не включен в перечень населенных пунктов Семипалатинской области, население которых подверглось радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 14.06.2012 года исковые требования П. были удовлетворены в части.
Суд постановил решение, которым признал за П. право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом РФ от 10.01.2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; обязал Администрацию Ростовской области принять документы и внести П. в списки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на получение удостоверения единого образца; обязал Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий выдать П. удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом РФ от 10.01.2002 года "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне". В удовлетворении остальной части иска отказал.
С указанным решением суда не согласились УСЗН г. Таганрога Ростовской области и Правительство Ростовской области и обжаловали его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе УСЗН г. Таганрога Ростовской области указывает, что меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом РФ от 10.01.2002 года N 2-ФЗ, предоставляются только с момента предъявления соответствующего удостоверения. Суд же необоснованно посчитал, что указанные меры социальной поддержки истцу должны быть предоставлены с момента вступления решения суда в законную силу.
Исключив УСЗН г. Таганрога Ростовской области из числа ответчиков по делу, суд 1-й инстанции, по сути, возложил на Управление обязанность по предоставлению мер социальной поддержки без предъявления удостоверения.
В апелляционной жалобе Правительство Ростовской области указывает, что Семипалатинск, где проживал истец с января 1949 года по декабрь 1958 года и с сентября 1960 по декабрь 1990 года, не включен в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утв. распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 года N 356-р. В связи с чем, оснований на включение П. в список граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдачу удостоверения, не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований истца, суд 1-й инстанции, руководствовался положениями Федерального закона РФ от 10.01.2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Федерального закона РФ от 09.01.1996 года N 3-ФЗ "о радиационной безопасности населения" и исходил из того, что факт наличия у истца суммарной эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр), гарантирующей меры социальной поддержки, подтверждается справкой Научно-исследовательского института Радиационной медицины и экологии г. Семипалатинска Республики Казахстана.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда 1-й инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949 - 1963 г. в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).
Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в редакции Федеральных законов от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ).
В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года N 634, отнесение граждан к категории лиц, определенных статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Расчет суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, проживавших или проходивших военную службу в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Организация, осуществляющая такой расчет и выдачу заключений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункты 3 и 5 Правил).
Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года N 356-р. Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истцом в подтверждение суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения была представлена справка N 16224 от 28.05.2007 года, выданная Научно-исследовательским институтом Радиационной медицины и экологии Республики Казахстан.
Однако, указанная справка не может быть принята во внимание при определении права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом РФ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Вместе с тем, предоставление в Российской Федерации на основании указанной справки мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ).
Однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении оспариваемого дела норм права иностранного государства - Республики Казахстан на территории Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что допустимых доказательств получения истцом в период проживания в Республике Казахстан суммарной дозы облучения, превышающей суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, материалы дела не содержат.
Порядок определения суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне установлен Методическими указаниями МУ 2.6.12574-2010, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 года N 5.
Письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 апреля 2010 года N 01/6008-10-32 "О расчете доз" разъяснено, что порядок определения индивидуальных доз облучения данной категории граждан по вышеназванным Методическим указаниям и организация, осуществляющая расчет доз, определяются МЧС России.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции из пояснений истца установлено, что в МЧС России он с заявлением о выдаче официального заключения о соответствии (несоответствии) полученных им суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом РФ от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсаций, не обращался.
Таким образом, в настоящее время не имеется оснований для признания истца подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда 1-й инстанции не отвечает требованиям закона, в связи с чем, подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе П. в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 14.06.2012 года отменить.
Постановить новое решение, которым в удовлетворении исковых требований П. к Правительству Ростовской области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, 3-е лицо УСЗН г. Таганрога Ростовской области о признании незаконным отказа в оформлении удостоверения единого образца, признании права на меры социальной поддержки, как пострадавшему от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдаче удостоверения соответствующего образца, взыскании компенсации морального вреда - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)