Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Малиновская И.Э.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Дмитриевой Г.И.,
судей: Бобриковой Л.В., Федоришина А.С.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Ленинского районного суда, г. Смоленска, Смоленской области от 31 мая 2012 года по иску М. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, заслушав доклад судьи Федоришина А.С., судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда
установила:
М. обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее по тексту - Департамент) с требованием обязать Департамент предоставить ему в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства в черте г. Смоленска, площадью не менее установленной 1000 кв. м - 1800 кв. м, в обоснование указав, что является ветераном труда, в соответствии с Областным законом Смоленской области N 23-з от 10.06.2003 года имеет право на бесплатное однократное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального строительства. Однако ответчиком при ее обращении необоснованно в этом было отказано.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, в своих возражениях указал, что в предоставлении истцу земельного участка Департамент не отказывал; для положительного разрешения поставленного истцом вопроса, а также принимая во внимание постановление Администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 истцу было указано на необходимость исполнения возложенной на последнего нормативными актами обязанности по предоставлению схемы испрашиваемого земельного участка, необходимость в которой обусловлена отсутствием у названного уполномоченного органа сведений о наличии свободных от прав третьих лиц участков земли в черте г. Смоленска.
Решением суда иск удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что М. является ветераном труда и относится к числу лиц, которым в силу п. 4 ст. 1 Закона N 23-з предоставлено право на получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
13.03.2012 г. М. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного в черте города Смоленска для ИЖС. Письмом Департамента от 04.04.2012 ему сообщено, что для дальнейшего рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка необходимо предоставить чертеж (схему) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности.
В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта.
Пункт 4 статьи 30 ЗК РФ указывает на порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, который включает в себя, в частности, и проведение работ по формированию земельного участка.
Исходя из анализа положений данной нормы права, под формированием земельного участка понимается подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; осуществление государственного кадастрового учета; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 утвержден Порядок организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске.
В соответствии с п. п. 2.1, 2.2 указанного Порядка предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно осуществляется уполномоченным органом на основании заявления лица, обладающего таким правом. К заявлению прилагается, в частности, чертеж (схема) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности.
В случае отсутствия у заявителя права на бесплатное предоставление земельного участка либо если в соответствии с федеральным и областным законодательством земельный участок не может быть предоставлен в собственность, уполномоченный орган в 30-дневный срок принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что предоставление земельных участков в собственность бесплатно носит заявительный характер и любой субъект земельного права вправе инициировать формирование земельного участка.
При этом отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм.
Однако, в рассматриваемом случае соответствующим органом не предоставлено сведений об отсутствии свободных земель для размещения индивидуального жилищного строительства в черте г. Смоленска, то есть по существу принятие решения о формировании земельных участков для индивидуального жилищного строительства возможно.
Вместе с тем, отсутствие решений по своевременной подготовке документации по планировке территории не должно ограничивать право льготной категории граждан на получение бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Проверив доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований, поскольку непредставление истцом чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности не должно препятствовать реализации ее права и разрешения этого вопроса по существу, учитывая, что действующее законодательство не возлагает на гражданина обязанность по самостоятельному поиску свободных земельных участков, а требование о предоставлении указанной схемы является допустимым в том случае, когда гражданин претендует на конкретный земельный участок.
Поскольку доказательств, свидетельствующих об отсутствии свободных земельных участков, Департамент суду не представил, иных оснований, установленных земельным законодательством, для отказа в предоставлении земельного участка из материалов настоящего дела не усматривается, суд справедливо удовлетворил иск.
Ссылка в жалобе на то, что Постановлением администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 предусмотрена необходимость приложения чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности, несостоятельна, так как отсутствие такого чертежа не является основанием к отказу в предоставлении такого участка (п. 4 ст. 28 ЗК РФ).
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение по делу, распределил бремя доказывания, исследовал представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ и постановил решение, которое не подлежит отмене по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 31 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2761/12
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 августа 2012 г. по делу N 33-2761/12
Судья Малиновская И.Э.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Дмитриевой Г.И.,
судей: Бобриковой Л.В., Федоришина А.С.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Ленинского районного суда, г. Смоленска, Смоленской области от 31 мая 2012 года по иску М. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, заслушав доклад судьи Федоришина А.С., судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда
установила:
М. обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее по тексту - Департамент) с требованием обязать Департамент предоставить ему в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства в черте г. Смоленска, площадью не менее установленной 1000 кв. м - 1800 кв. м, в обоснование указав, что является ветераном труда, в соответствии с Областным законом Смоленской области N 23-з от 10.06.2003 года имеет право на бесплатное однократное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального строительства. Однако ответчиком при ее обращении необоснованно в этом было отказано.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, в своих возражениях указал, что в предоставлении истцу земельного участка Департамент не отказывал; для положительного разрешения поставленного истцом вопроса, а также принимая во внимание постановление Администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 истцу было указано на необходимость исполнения возложенной на последнего нормативными актами обязанности по предоставлению схемы испрашиваемого земельного участка, необходимость в которой обусловлена отсутствием у названного уполномоченного органа сведений о наличии свободных от прав третьих лиц участков земли в черте г. Смоленска.
Решением суда иск удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что М. является ветераном труда и относится к числу лиц, которым в силу п. 4 ст. 1 Закона N 23-з предоставлено право на получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
13.03.2012 г. М. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного в черте города Смоленска для ИЖС. Письмом Департамента от 04.04.2012 ему сообщено, что для дальнейшего рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка необходимо предоставить чертеж (схему) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности.
В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта.
Пункт 4 статьи 30 ЗК РФ указывает на порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, который включает в себя, в частности, и проведение работ по формированию земельного участка.
Исходя из анализа положений данной нормы права, под формированием земельного участка понимается подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; осуществление государственного кадастрового учета; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 утвержден Порядок организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске.
В соответствии с п. п. 2.1, 2.2 указанного Порядка предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно осуществляется уполномоченным органом на основании заявления лица, обладающего таким правом. К заявлению прилагается, в частности, чертеж (схема) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности.
В случае отсутствия у заявителя права на бесплатное предоставление земельного участка либо если в соответствии с федеральным и областным законодательством земельный участок не может быть предоставлен в собственность, уполномоченный орган в 30-дневный срок принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что предоставление земельных участков в собственность бесплатно носит заявительный характер и любой субъект земельного права вправе инициировать формирование земельного участка.
При этом отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм.
Однако, в рассматриваемом случае соответствующим органом не предоставлено сведений об отсутствии свободных земель для размещения индивидуального жилищного строительства в черте г. Смоленска, то есть по существу принятие решения о формировании земельных участков для индивидуального жилищного строительства возможно.
Вместе с тем, отсутствие решений по своевременной подготовке документации по планировке территории не должно ограничивать право льготной категории граждан на получение бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Проверив доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований, поскольку непредставление истцом чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности не должно препятствовать реализации ее права и разрешения этого вопроса по существу, учитывая, что действующее законодательство не возлагает на гражданина обязанность по самостоятельному поиску свободных земельных участков, а требование о предоставлении указанной схемы является допустимым в том случае, когда гражданин претендует на конкретный земельный участок.
Поскольку доказательств, свидетельствующих об отсутствии свободных земельных участков, Департамент суду не представил, иных оснований, установленных земельным законодательством, для отказа в предоставлении земельного участка из материалов настоящего дела не усматривается, суд справедливо удовлетворил иск.
Ссылка в жалобе на то, что Постановлением администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 предусмотрена необходимость приложения чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности, несостоятельна, так как отсутствие такого чертежа не является основанием к отказу в предоставлении такого участка (п. 4 ст. 28 ЗК РФ).
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение по делу, распределил бремя доказывания, исследовал представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ и постановил решение, которое не подлежит отмене по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 31 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)