Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.08.2010 ПО ДЕЛУ N 44-Г-116

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРЕЗИДИУМ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2010 г. по делу N 44-г-116


Судья Ковалева Н.С. ГСК-2: Юрова Т.В. - докл.,
Сидоренко А.В.,
Шевчук Т.В.

Президиум Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Золотых В.В.,
членов президиума Бахтиной С.М., Золотаревой Е.А.,
Огульчанского М.И., Рафаэлова Л.М., Ходакова А.В.,
рассмотрев дело по иску Т.Л. к администрации г. Азова, третьи лица на стороне истца - Т.В., Т.А., Т.К., о признании права на получение жилищного сертификата и обязании включить в список на получение субсидии,
переданное в суд надзорной инстанции на основании определения судьи Ростовского областного суда Коробковой Л.В. от 23 июля 2010 г., вынесенного по надзорной жалобе Т.Л. на решение Азовского городского суда от 11 февраля 2010 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 15 апреля 2010 г.,
по докладу судьи Ростовского областного суда Коробковой Л.В.,

установил:

В мае 2009 г. Т.Л. обратилась в суд с указанным иском, сославшись на следующие обстоятельства.
В связи с аварией на Чернобыльской АЭС осенью 1986 г. истица была эвакуирована из с. Кливины Киевской области, ее статус лица, эвакуированного из зоны отчуждения, подтвержден выданным в установленном порядке 10 апреля 1996 г. Администрацией Ростовской области удостоверением, которое является бессрочным и действительно на всей территории Российской Федерации.
Постановлением главы администрации г. Азова Ростовской области N 1266 от 16 ноября 1993 г. истица с членами своей семьи принята на квартирный учет в г. Азове как эвакуированные из зоны отчуждения, вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, а также Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, истица с членами семьи как эвакуированные из населенного пункта тридцатикилометровой зоны, подвергшейся радиоактивному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Базовый закон), имеют право на получение государственного жилищного сертификата.
Несмотря на то, что истица изъявила желание участвовать в вышеуказанной государственной программе и сдала весь необходимый пакет документов, она не включена в Списки граждан соответствующей категории на получение субсидии.
Представитель ответчика иск не признал, ссылаясь на то, что село Кливины Киевской области, из которого была эвакуирована истица, не включено в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 N 1582 перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а потому истица не имеет права на получение жилищного сертификата.
Дело неоднократно рассматривалось в суде.
Решением Азовского городского суда от 1 февраля 2010 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 15 апреля 2010 г., Т.Л. в иске отказано.
В надзорной жалобе, поступившей в Ростовский областной суд 31 мая 2010 г., Т.Л. просит об отмене указанных судебных постановлений, считая, что они приняты с существенным нарушением норм материального и процессуального права, не учитывают того, что ее статус как лица, эвакуированного из зоны отчуждения в 1986 году в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, и имеющего право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в силу ст. 17 Базового закона, подтвержден соответствующим удостоверением.
Ознакомившись с материалами дела, изучив доводы надзорной жалоб, выслушав объяснения Т.Л., поддержавшей доводы надзорной жалобы, возражения представителя администрации г. Азова П. (доверенность N 03.1/104 от 18.02.2010), президиум признал обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что действие Базового закона распространяется на перечень населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установленный постановлением Правительства Российской Федерации N 1582 от 18.12.1997 г., в котором с. Кливины Полесского района Киевской области не указано.
Представленное истицей Распоряжение Совета Министров Украинской ССР от 10.09.1986 N 350, по выводу суда, не доказывает обоснованности заявленного иска, поскольку соответствующее Распоряжение не может иметь какую-либо юридическую силу на территории Российской Федерации, и, кроме того, это Распоряжение не содержит указаний на то, что из села Кливины требовалось отселение (эвакуация) населения.
С правильностью таких выводов согласилась и кассационная инстанция, указав также на то, что в соответствии со ст. 7 Базового закона действие настоящего Закона распространяется на следующие территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
- из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан;
- на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);
- на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны:
- зона отчуждения;
- зона отселения;
- зона проживания с правом на отселение;
- зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
Поскольку в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1582 перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, село Кливины Полесского района Киевской области не включено, постольку отсутствуют правовые основания для включения истицы в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.
Между тем, судами первой и кассационной инстанций не приняты во внимание следующие положения закона.
Утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пересматриваемый не реже, чем один раз в пять лет, относится лишь к территориям Российской Федерации.
Понятие "зоны отчуждения" регламентировано в ст. 8 Базового закона:
Частью первой названной статьи установлено, что зоной отчуждения (именовавшейся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) является территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.
Таким образом, в зону отчуждения согласно этой норме помимо части территории Российской Федерации включена и часть территории Украины (территория вокруг Чернобыльской АЭС). Отдельного нормативного регулирования со стороны Правительства Российской Федерации о включении в соответствующий Перечень населенных пунктов, расположенных на территориях других государств (Украины, Белоруссии), Базовый закон не требует.
Статус лиц, эвакуированных из зоны отчуждения в 1986 году, закреплен в пункте 6 части первой статьи 13 Базового закона: граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Указанная норма не связывает наличие такого статуса с тем, чтобы территория, с которой гражданин выехал, входила в состав Российской Федерации, а статья 49 Базового закона прямо гарантирует гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, в полном объеме меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Т.Л. 10 апреля 1996 г. Администрацией Ростовской области выдано удостоверение Серии АЗ N 033773 в соответствии с порядком оформления удостоверений, утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от Чернобыльской и других радиационных катастроф от 12.11.1992 N ВД-8-3279, которое действительно и после утверждения нового Порядка и условия оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 818).

Абзацем 8 пункта 4 раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865 (далее - Подпрограмма), предусмотрено, что граждане, эвакуированные (переселенные) и добровольно выехавшие из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, за пределы Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеют право на получение субсидий для обеспечения жильем за счет федерального бюджета.
Согласно подпункту "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (далее - Правила выпуска и реализации сертификатов), право на участие в Подпрограмме имеют граждане, эвакуированные (переселенные) и добровольно выехавшие из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, за пределы Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.
Таким образом, указанные Подпрограмма и Правила выпуска и реализации сертификатов действительно урегулировали вопросы предоставления жилья лишь отдельным категориям граждан, из числа эвакуированных (переселенных) и добровольно выехавших из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (выехавших за пределы Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей).
Однако при этом не были отменено и продолжало действовать Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 866 "О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц".
Этим Постановлением установлено, что основной формой обеспечения жильем граждан, которые имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона, является предоставление им субсидий на приобретение жилья (пункт 1).
Названным Постановлением утверждены также Правила обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц (пункт 2), которые устанавливают порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц путем предоставления им субсидий на приобретение жилья (пункт 1).
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 866 признано утратившим силу только с принятием Постановления Правительства Российской Федерации N 257 от 10 апреля 2008 г. Однако одновременно с признанием его утратившим силу были внесены изменения в п. п. "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 153.
Указанный подпункт в новой редакции, в частности, признал право на участие в подпрограмме за следующей категорией граждан Российской Федерации:
граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1.
Как следует из дела, Т.Л. является гражданкой Российской Федерации, на нее распространяется действие ст. 17 Базового закона, и она встала на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.
Судами первой и кассационной инстанций допущено существенное нарушение норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, повлиявшее на исход дела, что в силу ст. 387 ГПК РФ является основанием к отмене судебных постановлений в порядке надзора.
Руководствуясь ст. ст. 387, 390 ГПК РФ, президиум

постановил:

решение Азовского городского суда от 11 февраля 2010 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 15 апреля 2010 г. по делу по иску Т.Л. к администрации г. Азова, третьи лица на стороне истца - Т.В., Т.А., Т.К., о признании права на получение жилищного сертификата и обязании включить в список на получение субсидии отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)