Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.03.2012 N 33-1227/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 марта 2012 г. N 33-1227/2012


Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Алексеевой Е.Д.,
судей: Алексеевой Г.Ю., Насиковской А.А.,
при секретаре: К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя П. - Ю. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 8 декабря 2011 года, которым П. отказано в удовлетворении заявления об оспаривании бездействия Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Алексеевой Г.Ю., объяснения представителя заявителя Ю., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

П. 13.08.2011 г. обратилась во Всеволожский городской суд Ленинградской области с заявлением об оспаривании бездействия Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области в отношении рассмотрения ее заявления о бесплатном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В обоснование своего заявления П. указала, что в соответствии с Постановлением МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области N от 11.03.2009 г., изданным в порядке реализации Областного закона N 105-оз от 14.10.2008 г. она 16.04.2010 г. обратилась в Администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области с заявлением о предоставлении земельного участка на территории Всеволожского района Ленинградской области (по возможности, на территории поселка <адрес>) для строительства индивидуального жилого дома. Ее заявление внесено в единый реестр заявлений жителей Всеволожского муниципального района о предоставлении земельного участка в аренду на три года для строительства индивидуального жилого дома и последующего бесплатного приобретения в собственность. Однако в нарушение положений действующего законодательства ее заявление в трехдневный срок не было передано Главой администрации в комиссию по вопросам бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, и не рассмотрено указанной комиссией в трехмесячный срок.
В связи установленным фактом бездействия заинтересованного лица заявитель просила суд обязать Главу Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области направить ее заявление о предоставлении земельного участка в комиссию по вопросам бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства, которую, в свою очередь, обязать рассмотреть ее заявление в трехмесячный срок с момента его получения.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 8 декабря 2011 года в удовлетворении заявления П. отказано
Представитель П. - Ю. подала кассационную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование своей жалобы указала, что при принятии решения суд руководствовался нормативными документами, принятыми после обращения П. с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, и не действовавшими на дату обращения, тогда как должен был руководствоваться Областным законом Ленинградской области от 14.10.2008 г. N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области", Постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район Ленинградской области" N от 11.03.2009 года о реализации закона Ленинградской области от 14.10.2008 г. N 105-оз, Постановлением Правительства Ленинградской области от 18.02.2009 года N 37 "Об утверждении положения о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области".
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, П. обратилась к Главе Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области с заявлением о предоставлении ей земельного участка в аренду сроком на три года для строительства индивидуального жилого дома 11 марта 2010 года.
В указанный период времени вопросы предоставления земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области регулировались Областным законом Ленинградской области от 14.10.2008 г. N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области", которым устанавливался круг лиц, имеющих право претендовать на бесплатное предоставление им земельных участков.
Во исполнение положений ст. 4 данного закона Постановлением Правительства Ленинградской области от 18.02.2009 г. N 37 было утверждено Положение о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории <адрес>, которым был регламентирован порядок подачи и приема заявлений о бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства и порядок рассмотрения таких заявлений граждан.
Согласно п. п. 3, 4, 9, 11 Положения о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области (в редакции, действовавшей на момент подачи П. ее заявления), заявления граждан рассматривались комиссиями по вопросам бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Заявления граждан направлялись в комиссию главой администрации муниципального района в трехдневный срок с момента регистрации заявления. Комиссия рассматривала заявления граждан в трехмесячный срок с момента их поступления. Заявления граждан должны были рассматриваться на заседании комиссии в присутствии заявителя, за исключением письменного отказа заявителя от присутствия на заседании комиссии. По итогам работы комиссия могла принять одно из следующих решений рекомендательного характера для органа, уполномоченного на распоряжение государственным и (или) муниципальным имуществом: предоставить гражданину земельный участок в аренду сроком на три года для строительства индивидуального жилого дома и последующего бесплатного приобретения в собственность земельного участка после завершения строительства жилого дома и государственной регистрации права собственности на него или отказать гражданину в предоставлении земельного участка в случае предоставления гражданином недостоверных сведений.
Исходя из вышеуказанных нормативных положений, которыми должен был руководствоваться суд первой инстанции при вынесении решения, заявление П. в срок до 14.03.2010 г. (в течение трех дней с 11.03.2010 г.) должно было быть передано Главой Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области в комиссию по вопросам бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства и рассмотрено последней в срок до 14.06.2010 г. (в течение трех месяцев с 14.03.2010 г.).
Поскольку ничего из вышеназванного администрацией сделано не было, что при рассмотрении настоящего дела представителем заинтересованного лица не оспаривалось, то у П. имелись предусмотренные законом основания для обращения в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления в целях защиты своих нарушенных прав.
Вместе с тем, как следует из положений ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если считает, что им нарушены его права и свободы, в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения ст. 256 ГПК РФ необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 и ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Вместе с тем, в нарушение положений ст. 256 ГПК РФ и вышеуказанных разъяснений Пленума ВС РФ мотивировочная часть решения суда первой инстанции не содержит доводов, на основании которых суд пришел к выводу о том, что П. не был пропущен срок на обращение в суд, тогда как из материалов дела следует, что такой срок заявителем пропущен.
16 марта 2010 г. на имя заявителя начальником управления по муниципальному имуществу Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области было направлено уведомление о том, что ее заявление о предоставлении земельного участка внесено в единый реестр заявлений Всеволожского муниципального района за N 2202/1.6-31 (л.д. 8).
Данное уведомление было получено заявителем (в дальнейшем приложено ею к своему заявлению в суд), в связи с чем она была осведомлена о принятии ее заявления и его регистрации.
В своем заявлении П. ссылается на бездействие Главы Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, не передавшего ее заявление в трехдневный срок в комиссию по вопросам бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, и на бездействие комиссии, не рассмотревшей ее заявление в трехмесячный срок.
Однако, как уже было сказано выше, Глава Администрации должен был передать заявление П. в комиссию в срок до 14.03.2010 г., а комиссия должна была его рассмотреть в срок до 14.06.2010 г.
Следовательно, установленный ст. 256 ГПК РФ срок подачи заявления об оспаривании бездействия Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области начал течь для П. 15.06.2010 г. и истек 15.09.2010 г.
В суд с заявлением об оспаривании бездействия Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области П. обратилась только 13.08.2011 года, то есть с пропуском установленного ст. 256 ГПК РФ срока практически на год.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии у заявителя уважительных причин пропуска указанного срока в материалах дела не имеется.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, судебная коллегия не может признать правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушения прав заявителя бездействием органа местного самоуправления, поскольку данный вывод сделан судом на основании применения норм материального права, не подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям.
Вместе с тем, неправильность вывода суда первой инстанции не влияет на правильность судебного решения, поскольку у суда первой инстанции имелись предусмотренные законом основания для отказа в удовлетворении заявления П. в связи с пропуском заявителем срока на обращение в суд.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 360, 361, 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" N 353-ФЗ от 09.12.2010 года, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 8 декабря 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя П. - Ю. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)