Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Косарева И.Э.
судей Насиковской А.А., Свирской О.Д.
с участием прокурора Астапенко С.А.
при секретаре Н.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 14 июня 2012 года, которым удовлетворен иск Тосненского городского прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области об обязании произвести паспортизацию дороги.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Свирской О.Д., возражения прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Тосненский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском об обязании администрации Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения по <адрес>, протяженностью <...> км в <адрес> в соответствии с требованиями ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и ВСН 1-83 "Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденных Минавтодором РСФСР, ссылаясь на ст. ст. 5, 6 указанного Закона, пункты 1.1, 1.2, 1.3 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83, ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 45 ГПК РФ.
В обоснование иска указал, что в результате проведенной сотрудниками Тосненской городской прокуратуры проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области выявлены нарушения требований ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и ВСН 1-83 "Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", согласно которым предусмотрено составление документов технического учета и дорожных сооружений, определяющих фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы. Отсутствие данного документа нарушает права граждан на безопасность дорожного движения.
Представитель ответчика администрации Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области представила письменный отзыв, в котором указала, что Администрацией Форносовского городского поселения, в соответствии Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решением совета депутатов Форносовского городского поселения от 07.12.2011 N 107 "О бюджете Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2012 год плановый период 2013 - 2014 годов", разработана и утверждена муниципальная целевая программа "Паспортизация автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2013 - 2014 годы". Указанным документом, определена: очередность проведения работ по паспортизации дорог; время проведения паспортизации дорог, финансирование данных работ, в связи с чем ответчик считает, что администрацией добровольно выполнены требования Тосненского городского прокурора о проведении паспортизации дорог. Требования Тосненского городского прокурора "обязать провести паспортизацию дорог", указывают на немедленное их исполнение, однако ни один нормативный правовой акт, на который даются ссылки в исковом заявлении не содержит требований по проведению паспортизации дорог. Ссылка Тосненского городского прокурора на ВСН 1-83 "Типовая инструкция к техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", разработаны республиканским проектно-технологическим трестом "Росдорогтехстрой" по заданию Минавтодора РСФСР в 1983 году, не является нормативным правовым актом, и согласно самому документу: "Предназначена для разработки ведомственных инструкций по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования".
Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 14 июня 2012 года иск Тосненского городского прокурора удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель администрации Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области просит отменить состоявшееся решение суда, указывая на то, что у ответчика отсутствует обязанность по немедленному проведению паспортизации дорог по требованию прокуратуры. Податель жалобы также указал, что с целью паспортизации дорог ответчиком была утверждена муниципальная целевая программа, предусматривающая, в том числе, время ее проведения, а также порядок финансирования.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований к отмене решения суда по заявленным в апелляционной жалобе доводам.
В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 9 ст. 5 Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 5 ч. 1 ст. 9 Устава Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Спорная автомобильная дорога - "<адрес>", протяженностью <...> км. в <адрес> является автомобильной дорогой местного значения и расположена в границах территории Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, что не оспаривалось в процессе рассмотрения дела представителем ответчика, технический паспорт автомобильной дороги отсутствует.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83).
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. Статьи 1, 4, 5, 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 7 августа 2009 года N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учитывая, что спорная дорога расположена на территории Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ее паспортизацию должен осуществлять ответчик.
Отсутствие в бюджете местной администрации денежных средств для выполнения вышеуказанных работ само по себе не освобождает собственника от принятия необходимых мер для осуществления паспортизации дорог.
Согласно п. 5.3.4, п. 5.4.7 "Положения о Федеральном дорожном агентстве", утвержденного Постановлением Правительства России от 23 июля 2004 года N 374, Федеральное дорожное агентство организует обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам и осуществляет учет автомобильных дорог в целях формирования и ведения единого государственного реестра автомобильных дорог всех форм.
Технический паспорт автомобильной дороги, предлагаемый типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83), позволяет определить фактическое состояние дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения, в полной мере обеспечивает государственный учет автомобильных дорог, который осуществляется для организации проведения работ по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Отсутствие такого паспорта при условии эксплуатации дороги не позволяет подтвердить безопасность ее использования, в связи с чем необходимость незамедлительного изготовления технического паспорта дороги является обоснованной.
Безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, в связи с чем, прокурор вправе был предъявить указанные исковые требования в суд, в силу ст. 45 ГПК РФ.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным, судом исследованы все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит; иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые оценены судом правильно.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ч. 1 ст. 329, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 14 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.08.2012 N 33-3665/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 августа 2012 г. N 33-3665/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Косарева И.Э.
судей Насиковской А.А., Свирской О.Д.
с участием прокурора Астапенко С.А.
при секретаре Н.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 14 июня 2012 года, которым удовлетворен иск Тосненского городского прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области об обязании произвести паспортизацию дороги.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Свирской О.Д., возражения прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Тосненский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском об обязании администрации Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения по <адрес>, протяженностью <...> км в <адрес> в соответствии с требованиями ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и ВСН 1-83 "Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденных Минавтодором РСФСР, ссылаясь на ст. ст. 5, 6 указанного Закона, пункты 1.1, 1.2, 1.3 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83, ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 45 ГПК РФ.
В обоснование иска указал, что в результате проведенной сотрудниками Тосненской городской прокуратуры проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области выявлены нарушения требований ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и ВСН 1-83 "Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", согласно которым предусмотрено составление документов технического учета и дорожных сооружений, определяющих фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы. Отсутствие данного документа нарушает права граждан на безопасность дорожного движения.
Представитель ответчика администрации Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области представила письменный отзыв, в котором указала, что Администрацией Форносовского городского поселения, в соответствии Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решением совета депутатов Форносовского городского поселения от 07.12.2011 N 107 "О бюджете Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2012 год плановый период 2013 - 2014 годов", разработана и утверждена муниципальная целевая программа "Паспортизация автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на 2013 - 2014 годы". Указанным документом, определена: очередность проведения работ по паспортизации дорог; время проведения паспортизации дорог, финансирование данных работ, в связи с чем ответчик считает, что администрацией добровольно выполнены требования Тосненского городского прокурора о проведении паспортизации дорог. Требования Тосненского городского прокурора "обязать провести паспортизацию дорог", указывают на немедленное их исполнение, однако ни один нормативный правовой акт, на который даются ссылки в исковом заявлении не содержит требований по проведению паспортизации дорог. Ссылка Тосненского городского прокурора на ВСН 1-83 "Типовая инструкция к техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", разработаны республиканским проектно-технологическим трестом "Росдорогтехстрой" по заданию Минавтодора РСФСР в 1983 году, не является нормативным правовым актом, и согласно самому документу: "Предназначена для разработки ведомственных инструкций по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования".
Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 14 июня 2012 года иск Тосненского городского прокурора удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель администрации Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области просит отменить состоявшееся решение суда, указывая на то, что у ответчика отсутствует обязанность по немедленному проведению паспортизации дорог по требованию прокуратуры. Податель жалобы также указал, что с целью паспортизации дорог ответчиком была утверждена муниципальная целевая программа, предусматривающая, в том числе, время ее проведения, а также порядок финансирования.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований к отмене решения суда по заявленным в апелляционной жалобе доводам.
В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 9 ст. 5 Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 5 ч. 1 ст. 9 Устава Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Спорная автомобильная дорога - "<адрес>", протяженностью <...> км. в <адрес> является автомобильной дорогой местного значения и расположена в границах территории Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, что не оспаривалось в процессе рассмотрения дела представителем ответчика, технический паспорт автомобильной дороги отсутствует.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83).
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. Статьи 1, 4, 5, 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 7 августа 2009 года N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учитывая, что спорная дорога расположена на территории Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ее паспортизацию должен осуществлять ответчик.
Отсутствие в бюджете местной администрации денежных средств для выполнения вышеуказанных работ само по себе не освобождает собственника от принятия необходимых мер для осуществления паспортизации дорог.
Согласно п. 5.3.4, п. 5.4.7 "Положения о Федеральном дорожном агентстве", утвержденного Постановлением Правительства России от 23 июля 2004 года N 374, Федеральное дорожное агентство организует обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам и осуществляет учет автомобильных дорог в целях формирования и ведения единого государственного реестра автомобильных дорог всех форм.
Технический паспорт автомобильной дороги, предлагаемый типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83), позволяет определить фактическое состояние дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения, в полной мере обеспечивает государственный учет автомобильных дорог, который осуществляется для организации проведения работ по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Отсутствие такого паспорта при условии эксплуатации дороги не позволяет подтвердить безопасность ее использования, в связи с чем необходимость незамедлительного изготовления технического паспорта дороги является обоснованной.
Безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, в связи с чем, прокурор вправе был предъявить указанные исковые требования в суд, в силу ст. 45 ГПК РФ.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным, судом исследованы все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит; иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые оценены судом правильно.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ч. 1 ст. 329, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 14 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)