Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья - Свириденко В.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе председательствующего судьи Комбаровой И.В.
судей Неказакова В.Я. и Сагитовой Е.И.
при секретаре П.
с участием прокурора Грековой М.В.
по докладу судьи Неказакова В.Я.
слушала в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика Г.Н. на решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 14 июля 2010 года.
Заслушав доклад судьи Неказакова В.Я., судебная коллегия
В соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.08.2008 N 658-р, в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа изъят земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402041:112, площадью 700 кв. м, расположенный по адресу: <...>, принадлежащий на праве собственности Г.Н. и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества. Земельный участок по указанному адресу попадает в границы размещения олимпийского объекта "Центральный стадион вместимостью 40 тыс. зрителей (проектные и изыскательские работы, строительство)" в соответствии с Приказом Министерства Регионального развития РФ от 31.12.2009 N 649.
Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года обратился в суд с иском к Г.Н. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка и освобождении объектов недвижимого имущества, путем выселения.
В судебном заседании представители истца Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года - М.Н., Ш. поддержали исковые требования.
Представитель ответчика Г.Н. - М.М. иск не признала.
Ответчик Г.Н. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.
Представитель администрации г. Сочи - С. при вынесении решения полагалась на усмотрение суда.
Представители "ГК Олимпстрой" - Я., И.Д. поддержали исковые требования.
Прокурор, участвующий в процессе И.А. поддержала исковые требования.
Обжалуемым решением суда от 14 июля 2010 года иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ответчик Г.Н. просит решение суда отменить, как незаконное, вынесенное с нарушениями норм материального и процессуального права. Считает, что отсутствуют правовые основания для изъятия принадлежащего на праве собственности земельного участка и жилого дома, нарушены нормы Федерального закона N 310-ФЗ от 01.12.2007 года "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", считает, что не устранены противоречия в актах под какой объект изымался земельный участок, также считает, что истцом не доказано, что место размещения объекта невозможно перенести, нет оснований для выселения, неправомерно суд обратил исполнение решения суда к немедленному исполнению, нарушено законодательство об оценке изымаемого имущества, не проводился осмотр здания изнутри, показатели отчета оценки не соответствуют фактическим, занижен размер выкупной цены, также указывает, что суд отказал им в ходатайстве о назначении экспертизы.
В возражении руководитель департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года - З. считает решение законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В возражении заместитель прокурора Адлерского района г. Сочи И.А. считает решение законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В возражении представитель "ГК Олимпстрой" И.В. считает решение законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В суд кассационной инстанции ответчик Г.Н. представитель администрации г. Сочи, представитель "ГК Олимпстрой" не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Совещаясь на месте, судебная коллегия определила: рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, выслушав пояснения представителя ответчика Г.Н. - К., представителя истца Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года - Г.А., представителя "ГК Олимпстрой" - Л., заключение прокурора Грековой М.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
На основании п. 6 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" Российская Федерация с 1.01.2008 года до 1.01.2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия: - подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения.
Согласно распоряжению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.08.2008 N 658-р, в собственность РФ для федеральных нужд путем выкупа изъят земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402041:112, площадью 700 кв. м, расположенный по адресу: <...>, принадлежащий на праве собственности Г.Н. и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности.
В соответствии с Программой строительства Олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 991 ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является ГК "Олимпстрой".
В силу п. 1.1. постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 N 497 "Об утверждении Положения, структуры, штатного расписания департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года" Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий РФ, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи и развитию г. Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края.
Согласно п. 21 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" для определения рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, а также убытков, подлежащих возмещению правообладателям указанных объектов недвижимого имущества в связи с их изъятием, после принятия решения об изъятии указанных объектов недвижимого имущества администрация Краснодарского края совместно с Корпорацией заключает договор с оценщиком на проведение оценки указанных объектов недвижимого имущества и убытков, причиненных таким изъятием.
Из материалов дела следует, что указанный земельный участок попадает в границы размещения олимпийского объекта "Центральный стадион вместимостью 40 тыс. зрителей (проектные и изыскательские работы, строительство)" в соответствии с Приказом Министерства Регионального развития РФ от 31.12.2009 года N 649. На основании п. 21 ст. 15 Закона N 310-ФЗ ООО "КО-ИНВЕСТ", г. Москва проведена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402041:112 площадью 700 кв. м, принадлежащего Г.Н., расположенного по адресу: <...>, и расположенных на нем объектов недвижимого имущества, а также размера убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием. Согласно отчету об оценке N 146/10 - рыночная стоимость земельного участка составляет 10 234 722 руб.; рыночная стоимость жилого дома литер А и иных правомерно возведенных объектов недвижимого имущества составляет 25 163 360 руб.; размер убытков, связанных с изъятием составляет 1562660 руб.
Судом первой инстанции учтено, что поскольку в соответствии с п. 3.1 соглашения "ГК Олимпстрой" приняла на себя обязательство предоставить Г.Н. законченный строительством индивидуальный жилой дом, общей площадью 369 кв. м. ООО "КО-ИНВЕСТ" проведена оценка рыночной стоимости права требования на предоставление в собственность земельного участка и расположенного на нем иного недвижимого имущества. Согласно отчету об оценке от 20.04.2010 N 163/10 рыночная стоимость права требования составляет 23351490 руб. В связи с изъятием недвижимого имущества Департаментом подготовлен проект соглашения с Г.Н., п. 4 ст. 2 соглашения Г.Н. предусмотрена выплата разницы между указанными денежными суммами в размере 13609252 руб.
Пункт 24 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" устанавливает, что администрация Краснодарского края после получения отчета об указанной в ч. 21 настоящей статьи оценке осуществляет подготовку проекта соглашения, заключаемого в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, и обеспечивает возможность ознакомления с ним лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества.
На основании п. 25 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, должно содержать: 1) выкупную цену земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в случае, если земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества находятся в частной собственности; 2) размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием; 3) рыночную стоимость земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества (если такое предоставление земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества предусмотрено соглашением) или рыночную стоимость права требования на предоставление в собственность гражданам земельных участков и расположенных на них индивидуальных жилых домов, жилых помещений в жилых домах блокированной застройки или в многоквартирных домах взамен изымаемых, строительство которых на день принятия решения об изъятии не завершено (в случае, когда взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества предлагается предоставление в собственность гражданам земельных участков и расположенных на них индивидуальных жилых домов, жилых помещений в жилых домах блокированной застройки или в многоквартирных домах, строительство которых на день принятия решения об изъятии не завершено, 4) иные существенные условия.
Судом учтено, что в силу п. 31 ст. 15 ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в случае, если соглашение, указанное в ч. 25 настоящей статьи, не заключено в течение одного месяца со дня, когда лицу, у которого в соответствии с настоящей статьей изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, администрация Краснодарского края или орган местного самоуправления МО г.-к. Сочи обращается в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, о прекращении соответствующих прав лиц, являющихся собственниками земельных участков, предназначенных для размещения олимпийских объектов федерального значения, и лиц, которым находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для размещения олимпийских объектов федерального значения земельные участки предоставлены на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, а также прав на расположенные на них объекты недвижимого имущества и об освобождении указанных объектов недвижимого имущества.
Из материалов дела усматривается, что проект соглашения для ознакомления и подписания направлен Г.Н. 02.06.2010 года с сопроводительным письмом N 81-5040/10-05.1, факт получения и ознакомления Г.Н. с проектом соглашения подтверждается поступившим 10.06.2010 г. в Департамент возражением на письмо Департамента от 02.06.2010 г. N 81-5040/10-05.1, в котором Г.Н. указала, что считает для себя невозможным подписание указанного соглашения.
Судом первой инстанции принято во внимание, что согласно распоряжения главы города Сочи N 230-р от 13 марта 2009 года "О включении жилых помещений 2 - 4 этажей спального корпуса N 3 пансионата "Нептун", расположенного по ул. Ленина 219 в Адлерском районе г. Сочи, в специализированный жилищный фонд и отнесении к маневренному фонду" жилые помещения 2 - 4 этажей спального корпуса N 3 литер "А" пансионата "Нептун", общей площадью 1196,8 кв. м, расположенного по ул. Ленина 219 в Адлерском районе г. Сочи включены в специализированный жилищный фонд и отнесены к маневренному жилищному фонду.
В соответствии с п. 33.2 ст. 15 ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в случае вынесения судом решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения и о предоставлении денежной компенсации, предусмотренной ч. 25 настоящей статьи, Корпорация в течение 7 дней со дня вынесения решения суда перечисляет такую денежную компенсацию на банковский счет, указанный гражданином или юридическим лицом.
Согласно п. 33 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, подлежит немедленному исполнению.
При указанных обстоятельствах, представляется законным и обоснованным вывод суда об удовлетворении в полном объеме исковых требований Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Г.Н. об изъятии в собственность РФ для федеральных нужд путем выкупа земельного участка и освобождении объектов недвижимого имущества, путем выселения.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, сомнений в достоверности она не вызывает.
Судебная коллегия считает, что суд вынес законное и обоснованное решение.
Предусмотренных законом оснований для отмены судебного решения не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 14 июля 2010 года - оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 31.08.2010 ПО ДЕЛУ N 33-16532/10
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 августа 2010 г. по делу N 33-16532/10
Судья - Свириденко В.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе председательствующего судьи Комбаровой И.В.
судей Неказакова В.Я. и Сагитовой Е.И.
при секретаре П.
с участием прокурора Грековой М.В.
по докладу судьи Неказакова В.Я.
слушала в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика Г.Н. на решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 14 июля 2010 года.
Заслушав доклад судьи Неказакова В.Я., судебная коллегия
установила:
В соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.08.2008 N 658-р, в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа изъят земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402041:112, площадью 700 кв. м, расположенный по адресу: <...>, принадлежащий на праве собственности Г.Н. и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества. Земельный участок по указанному адресу попадает в границы размещения олимпийского объекта "Центральный стадион вместимостью 40 тыс. зрителей (проектные и изыскательские работы, строительство)" в соответствии с Приказом Министерства Регионального развития РФ от 31.12.2009 N 649.
Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года обратился в суд с иском к Г.Н. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельного участка и освобождении объектов недвижимого имущества, путем выселения.
В судебном заседании представители истца Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года - М.Н., Ш. поддержали исковые требования.
Представитель ответчика Г.Н. - М.М. иск не признала.
Ответчик Г.Н. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.
Представитель администрации г. Сочи - С. при вынесении решения полагалась на усмотрение суда.
Представители "ГК Олимпстрой" - Я., И.Д. поддержали исковые требования.
Прокурор, участвующий в процессе И.А. поддержала исковые требования.
Обжалуемым решением суда от 14 июля 2010 года иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ответчик Г.Н. просит решение суда отменить, как незаконное, вынесенное с нарушениями норм материального и процессуального права. Считает, что отсутствуют правовые основания для изъятия принадлежащего на праве собственности земельного участка и жилого дома, нарушены нормы Федерального закона N 310-ФЗ от 01.12.2007 года "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", считает, что не устранены противоречия в актах под какой объект изымался земельный участок, также считает, что истцом не доказано, что место размещения объекта невозможно перенести, нет оснований для выселения, неправомерно суд обратил исполнение решения суда к немедленному исполнению, нарушено законодательство об оценке изымаемого имущества, не проводился осмотр здания изнутри, показатели отчета оценки не соответствуют фактическим, занижен размер выкупной цены, также указывает, что суд отказал им в ходатайстве о назначении экспертизы.
В возражении руководитель департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года - З. считает решение законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В возражении заместитель прокурора Адлерского района г. Сочи И.А. считает решение законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В возражении представитель "ГК Олимпстрой" И.В. считает решение законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В суд кассационной инстанции ответчик Г.Н. представитель администрации г. Сочи, представитель "ГК Олимпстрой" не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Совещаясь на месте, судебная коллегия определила: рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, выслушав пояснения представителя ответчика Г.Н. - К., представителя истца Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года - Г.А., представителя "ГК Олимпстрой" - Л., заключение прокурора Грековой М.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
На основании п. 6 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" Российская Федерация с 1.01.2008 года до 1.01.2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия: - подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения.
Согласно распоряжению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.08.2008 N 658-р, в собственность РФ для федеральных нужд путем выкупа изъят земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402041:112, площадью 700 кв. м, расположенный по адресу: <...>, принадлежащий на праве собственности Г.Н. и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности.
В соответствии с Программой строительства Олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 991 ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является ГК "Олимпстрой".
В силу п. 1.1. постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 N 497 "Об утверждении Положения, структуры, штатного расписания департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года" Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий РФ, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи и развитию г. Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края.
Согласно п. 21 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" для определения рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, а также убытков, подлежащих возмещению правообладателям указанных объектов недвижимого имущества в связи с их изъятием, после принятия решения об изъятии указанных объектов недвижимого имущества администрация Краснодарского края совместно с Корпорацией заключает договор с оценщиком на проведение оценки указанных объектов недвижимого имущества и убытков, причиненных таким изъятием.
Из материалов дела следует, что указанный земельный участок попадает в границы размещения олимпийского объекта "Центральный стадион вместимостью 40 тыс. зрителей (проектные и изыскательские работы, строительство)" в соответствии с Приказом Министерства Регионального развития РФ от 31.12.2009 года N 649. На основании п. 21 ст. 15 Закона N 310-ФЗ ООО "КО-ИНВЕСТ", г. Москва проведена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402041:112 площадью 700 кв. м, принадлежащего Г.Н., расположенного по адресу: <...>, и расположенных на нем объектов недвижимого имущества, а также размера убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием. Согласно отчету об оценке N 146/10 - рыночная стоимость земельного участка составляет 10 234 722 руб.; рыночная стоимость жилого дома литер А и иных правомерно возведенных объектов недвижимого имущества составляет 25 163 360 руб.; размер убытков, связанных с изъятием составляет 1562660 руб.
Судом первой инстанции учтено, что поскольку в соответствии с п. 3.1 соглашения "ГК Олимпстрой" приняла на себя обязательство предоставить Г.Н. законченный строительством индивидуальный жилой дом, общей площадью 369 кв. м. ООО "КО-ИНВЕСТ" проведена оценка рыночной стоимости права требования на предоставление в собственность земельного участка и расположенного на нем иного недвижимого имущества. Согласно отчету об оценке от 20.04.2010 N 163/10 рыночная стоимость права требования составляет 23351490 руб. В связи с изъятием недвижимого имущества Департаментом подготовлен проект соглашения с Г.Н., п. 4 ст. 2 соглашения Г.Н. предусмотрена выплата разницы между указанными денежными суммами в размере 13609252 руб.
Пункт 24 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" устанавливает, что администрация Краснодарского края после получения отчета об указанной в ч. 21 настоящей статьи оценке осуществляет подготовку проекта соглашения, заключаемого в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, и обеспечивает возможность ознакомления с ним лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества.
На основании п. 25 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, должно содержать: 1) выкупную цену земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в случае, если земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества находятся в частной собственности; 2) размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием; 3) рыночную стоимость земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества (если такое предоставление земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества предусмотрено соглашением) или рыночную стоимость права требования на предоставление в собственность гражданам земельных участков и расположенных на них индивидуальных жилых домов, жилых помещений в жилых домах блокированной застройки или в многоквартирных домах взамен изымаемых, строительство которых на день принятия решения об изъятии не завершено (в случае, когда взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества предлагается предоставление в собственность гражданам земельных участков и расположенных на них индивидуальных жилых домов, жилых помещений в жилых домах блокированной застройки или в многоквартирных домах, строительство которых на день принятия решения об изъятии не завершено, 4) иные существенные условия.
Судом учтено, что в силу п. 31 ст. 15 ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в случае, если соглашение, указанное в ч. 25 настоящей статьи, не заключено в течение одного месяца со дня, когда лицу, у которого в соответствии с настоящей статьей изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, администрация Краснодарского края или орган местного самоуправления МО г.-к. Сочи обращается в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, о прекращении соответствующих прав лиц, являющихся собственниками земельных участков, предназначенных для размещения олимпийских объектов федерального значения, и лиц, которым находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для размещения олимпийских объектов федерального значения земельные участки предоставлены на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, а также прав на расположенные на них объекты недвижимого имущества и об освобождении указанных объектов недвижимого имущества.
Из материалов дела усматривается, что проект соглашения для ознакомления и подписания направлен Г.Н. 02.06.2010 года с сопроводительным письмом N 81-5040/10-05.1, факт получения и ознакомления Г.Н. с проектом соглашения подтверждается поступившим 10.06.2010 г. в Департамент возражением на письмо Департамента от 02.06.2010 г. N 81-5040/10-05.1, в котором Г.Н. указала, что считает для себя невозможным подписание указанного соглашения.
Судом первой инстанции принято во внимание, что согласно распоряжения главы города Сочи N 230-р от 13 марта 2009 года "О включении жилых помещений 2 - 4 этажей спального корпуса N 3 пансионата "Нептун", расположенного по ул. Ленина 219 в Адлерском районе г. Сочи, в специализированный жилищный фонд и отнесении к маневренному фонду" жилые помещения 2 - 4 этажей спального корпуса N 3 литер "А" пансионата "Нептун", общей площадью 1196,8 кв. м, расположенного по ул. Ленина 219 в Адлерском районе г. Сочи включены в специализированный жилищный фонд и отнесены к маневренному жилищному фонду.
В соответствии с п. 33.2 ст. 15 ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в случае вынесения судом решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения и о предоставлении денежной компенсации, предусмотренной ч. 25 настоящей статьи, Корпорация в течение 7 дней со дня вынесения решения суда перечисляет такую денежную компенсацию на банковский счет, указанный гражданином или юридическим лицом.
Согласно п. 33 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, подлежит немедленному исполнению.
При указанных обстоятельствах, представляется законным и обоснованным вывод суда об удовлетворении в полном объеме исковых требований Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Г.Н. об изъятии в собственность РФ для федеральных нужд путем выкупа земельного участка и освобождении объектов недвижимого имущества, путем выселения.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, сомнений в достоверности она не вызывает.
Судебная коллегия считает, что суд вынес законное и обоснованное решение.
Предусмотренных законом оснований для отмены судебного решения не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 14 июля 2010 года - оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)