Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.06.2012 N 33А-2661/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июня 2012 г. N 33а-2661/2012


Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Алексеевой Е.Д.,
судей Алексеевой Г.Ю., Насиковской А.А.,
при секретаре К.Ю.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 16 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Насиковской А.А., объяснения М. и его представителя К.И., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

М. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, оспаривая постановление администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области N <...> от 20.01.2012 года, которым он с членами своей семьи был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключен из списка на получение жилья как семья военнослужащего, уволенного в запас.
В обоснование заявления М. указал, что постановлением администрации Тосненского района Ленинградской области N <...> от 3 февраля 1995 года он и члены его семьи были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как семья военнослужащего уволенного в запас.
21 января 2012 года администрацией муниципального образования Тосненский район Ленинградской области сообщено о том, что он и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключены из списков по основаниям п. п. 2 п. 1 ст. 56 ЖК РФ (утрата оснований, дающая право на получение жилого помещения по договору социального найма).
Полагал данное решение администрации незаконным и немотивированным. Указал, что жилое помещение в собственность бесплатно или по договору социального найма, единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения, ему не предоставлялись.
Просил отменить постановление администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области N <...> от 20.01.2012 года в части снятия его и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключении из льготного списка среди граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку в администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, обязать администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области восстановить его и членов его семьи на учете нуждающихся в жилых помещениях, включить в льготный список.
Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 16 апреля 2012 года заявление М. удовлетворено.
Признано незаконным постановление администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области N <...> от 20 января 2012 года "О снятии граждан, уволенных с военной службы в запас (отставку) с учета нуждающихся в жилых помещениях и включении в состав членов семей граждан, уволенных с военной службы в запас (отставку) по решению судебных органов Российской Федерации" в части снятия подполковника запаса М., составом семьи 4 человека (он, жена, два сына) с учета нуждающихся в жилых помещениях, исключения из льготного списка среди граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку в администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области.
Суд обязал администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области восстановить М. составом семьи 4 человека (он, жена, два сына) на учете нуждающихся в жилых помещениях, в льготном списке среди граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку в администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области.
В апелляционной жалобе администрация МО Тосненский район Ленинградской области просит решение суда первой инстанции отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагает, что при рассмотрении дела суд не учел факт предоставления М. земельного участка в собственность бесплатно, что является основанием для снятия гражданина с учета нуждающихся в жилых помещениях. Также указывает, что на предоставленном земельном участке М. возведен жилой дом, но на протяжении длительного времени заявитель уклоняется от проведения действий по вводу дома в эксплуатацию. По мнению администрации, М. злоупотребляет своим правом.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно, жилого помещения по договору социального найма, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (до 1 января 2005 года) гражданам предоставлялось право на приобретение в установленном порядке земельных участков для жилищного строительства независимо от наличия у них другого жилого помещения, в том числе в других населенных пунктах. Снятие с жилищного учета военнослужащих-граждан в случае предоставления земельного участка для строительства жилого дома, действовавшим до 1 марта 2005 года Жилищным кодексом РСФСР, не предусматривалось.
Согласно ч. 1, 2 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений названной части.
В соответствии с п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года N 1054, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, только в случае, если они осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили на эти цели социальные выплаты от соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Лицо, уволенное с военной службы, может быть снято с учета в случае получения безвозмездной финансовой помощи на строительство жилья.
Судом первой инстанции установлено, а также материалами дела подтверждается, что постановлением администрации Тосненского района Ленинградской области от 03.02.1995 года N <...> "О постановке на учет по обеспечению жилой площадью администрации Тосненского района Ленинградской области", М., составом семьи 4 человека, проживающий по адресу: <адрес>, имеющий льготы как военнослужащий, уволенный в запас, был принят на учет по улучшению жилищных условий в соответствии с п. 15 Правил.
14 октября 1997 года М. на основании договора купли-продажи приобрел недостроенный дом, расположенный на земельном участке, площадью <...> м?, предоставленном для индивидуального жилищного строительства в аренду, по адресу: <адрес>.
Постановлением главы муниципального образования "Тосненский район" от 18 февраля 1998 года N <...> М. был предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок, площадью <...> м? для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, который впоследствии на основании постановления главы администрации МО "Тосненский район Ленинградской области" от 29 сентября 1999 года N <...> передан заявителю в собственность бесплатно.
16 сентября 2011 года М. представил главе администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области заявление о предоставлении ему и членам его семьи в собственность бесплатно жилого помещения.
Постановлением администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 14 ноября 2011 года N <...>, заявителю отказано во включении в список граждан, которые до 1 января 2005 года были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Тосненскому муниципальному району Ленинградской области, претендующих на предоставление жилых помещений в собственность бесплатно в 2011 - 2012 года, на основании абз. 4 п. 7 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договорам социального найма, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 17 августа 2011 года N <...>.
27 июня 2006 года постановлением администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области N <...> образована общественная жилищная комиссия <...>.
Решением общественной жилищной комиссии администрации <...> от 20 декабря 2011 года N <...>, подполковник запаса М., составом семьи 4 человека (он, жена, два сына) снят с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п. п. 2 п. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Постановлением администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 20 января 2012 года N "О снятии граждан, уволенных с военной службы в запас (отставку) с учета нуждающихся в жилых помещениях и включении в состав членов семей граждан, уволенных с военной службы в запас (отставку) по решению судебных органов Российской Федерации" подполковник запаса М. составом семьи 4 человека (он, жена, два сына) снят с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключен из льготного списка среди граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку в администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на основании п. п. 2 п. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предоставление М. земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства не являлось основанием для снятия его с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда соглашается с выводами суда первой инстанции, как с соответствующими требованиям закона, учитывая при этом, что не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, только в случае, если они осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили на эти цели социальные выплаты от соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Лицо, уволенное с военной службы, может быть снято с учета в случае получения безвозмездной финансовой помощи на строительство жилья.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции установлено и администрацией не опровергнуто, что заявитель не получал выплаты для улучшения жилищных условий от соответствующих федеральных органов исполнительной власти, то следует признать, что снятие заявителя с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении противоречит закону.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении дела суд не учел факт предоставления М. земельного участка в собственность бесплатно, что является, по мнению администрации, основанием для снятия гражданина с учета нуждающихся в жилых помещениях, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Как было указано выше, заявитель не получал какие-либо социальные выплаты от соответствующих федеральных органов исполнительной власти на строительство жилья, а потому факт бесплатного предоставления земельного участка не может расцениваться в качестве основания для снятия заявителя с учета.
Также не являются основанием для отмены правильного по существу решения суда доводы жалобы от том, что на предоставленном земельном участке М. возведен жилой дом, однако, заявитель уклоняется от проведения действий по вводу дома в эксплуатацию. Администрацией не представлено в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств того, что заявитель злоупотреблял своими правами в части уклонения от проведения действий по вводу жилого дома в эксплуатацию. С учетом того, что в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о завершении строительства дома и ввода его в эксплуатацию, не имеется оснований для вывода о том, что заявитель обеспечен надлежащим образом жильем и в силу этого должен быть снят с учета как лицо, обеспеченное жилым помещением.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции, является законным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 16 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)