Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья - Руденко В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.,
судей Диденко И.А., Казакова Д.А.
по докладу судьи Диденко И.А.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности Г. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 10 мая 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Ш. обратился в суд с заявлением о признании отказа департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в подготовке проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории незаконным.
В обоснование своих требований указал, что является собственником нежилых помещений N первого этажа литер Е2 общей площадью <...>, расположенных по адресу ул. <...>, на основании договора купли-продажи от <...>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права <...> от 1 г., выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, повторным взамен Свидетельства <...> серия <...> от <...>; нежилых помещений второго этажа N литера Е2 общей площадью м., расположенных по адресу <...>, на основании соглашения об отступном от <...>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права <...> от 1 г., выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, повторным взамен Свидетельства <...> серия <...> от <...>; нежилого помещения <...> первого этажа здания литер Е2, общей площадью <...> м, расположенного по адресу: <...>, на основании соглашения об отступном от <...>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права <...> от <...>, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
<...> он обратился в департамент архитектуры градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории (для объектов недвижимого имущества), в котором просил департамент подготовить на рассмотрение администрации муниципального образования город Краснодар материалы и проект установления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для приобретения права собственности земельного участка общей площадью расположенного по адресу ул. для эксплуатации офисных и складских помещений.
<...> департамент направил в адрес заявителя письмо <...>, в котором отказал в подготовке проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, на кадастровом плане соответствующей территории по улице <...> в Прикубанском внутригородском округе <...> в связи с нахождением части формируемого земельного участка с объектом недвижимости в красных линиях застройки (территория общего пользования, а также в связи с отсутствием в предоставленном техническом паспорте плана приусадебного участка и поэтажного плана на помещение <...>, а также регистрации права.
Просил суд признать отказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в подготовке проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории незаконным и обязать департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар подготовить проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для приобретения права собственности земельного участка общей площадью <...>, расположенного адресу: <...>, ул. <...> для эксплуатации офисных и складских помещений и передать его в органы администрации муниципального образования город Краснодар для дальнейшего согласования в установленном порядке.
Обжалуемым решением от 10 мая 2012 Первомайский районный суд г. Краснодара удовлетворил требования Ш. в полном объеме.
С данным решением не согласился представитель департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности Г., подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении требований. В обосновании жалобы указывает, на то что суд неправильно применил нормы права, часть земельного участка заявителя расположена в пределах красных линий, поэтому письмо департамента законно и обоснованно.
Проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене, по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, судом первой инстанции установлено, что Ш. является собственником нежилых помещений N первого этажа литер Е2 общей площадью ...Ж, расположенных по адресу <...>, на основании договора купли-продажи от <...> (л.д. 13 - 14), что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права <...> от <...>, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, повторным взамен Свидетельства <...> от <...> (л.д. 11).
Ш. является собственником нежилых помещений второго этажа N литера Е2 общей площадью <...> кв. м, расположенных по адресу <...>, на основании соглашения об отступном от <...> (л.д. 15 - 17), что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права <...> от <...>, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, повторным взамен Свидетельства <...> серия <...> от <...> (л.д. 12).
Ш. является собственником нежилого помещения первого этажа здания литер Е2, общей площадью <...> кв. м, расположенного по адресу <...>, на основании соглашения об отступном от <...> (л.д. 15 - 17), что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права <...> от <...>, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (л.д. 10).
Ш. обратился в департамент архитектуры градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории (для объектов недвижимого имущества).
<...> департамент архитектуры градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар направил в адрес заявителя письмо <...>, в котором отказал в подготовке проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, на кадастровом плане соответствующей территории по улице в связи с нахождением части формируемого земельного участка с объектом недвижимости в красных линиях застройки (территория общего пользования), а также в связи с отсутствием в предоставленном техническом паспорте плана приусадебного участка и поэтажного плана на помещение <...>, а также регистрации права (л.д. 9).
В своем отказе департамент архитектуры градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар одной из причин отказа в подготовке проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории указывает, что часть формируемого земельного участка с объектом недвижимости находится в красных линиях застройки (территория общего пользования).
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции, что факт утверждения красной линии не придает земельному участку статус участка общего пользования, красные линии лишь ограничивают территории, которые либо уже являются землями общего пользования, либо могут стать ими в перспективе.
Согласно подп. 42 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов утверждения схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждения документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования, осуществления государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных ГрК РФ.
Аналогичные положения предусмотрены ст. 7 ГрК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 41 указанного Кодекса подготовка документации по планировке территории (в ходе которой разрабатываются проекты планировки, проекты межевания территории и градостроительные планы земельных участков) осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Согласно ст. 42 при составлении документации нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур.
Согласно п. 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Спорный земельный участок попадает в границы "красных линий", то есть, расположен на землях общего пользования, которые в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) отчуждению не подлежат.
При таких обстоятельствах, письмо департамента от <...> законно и соответствует вышеуказанным нормам права.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия отменять решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 10 мая 2012 г. об удовлетворении требований заявителя Ш. о признании незаконным отказа департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от <...> об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и обязывании департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар подготовить проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для приобретения права собственности земельного участка общей площадью 2 360 кв. м, расположенного адресу: <...>, ул. <...> эксплуатации офисных и складских помещений и передать его в органы администрации муниципального образования город Краснодар для дальнейшего согласования в установленном порядке, и принимает решение об отказе Ш. в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 10 мая 2012 года -отменить.
В удовлетворении требований заявителя Ш. 8 о признании незаконным отказа департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от <...> об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и обязывании департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар подготовить проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для приобретения права собственности земельного участка общей площадью 2 360 кв. м, расположенного адресу: <...>, ул. <...> для эксплуатации офисных и складских помещений и передать его в органы администрации муниципального образования город Краснодар для дальнейшего согласования в установленном порядке - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 06.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-15883/12
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 сентября 2012 г. по делу N 33-15883/12
Судья - Руденко В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.,
судей Диденко И.А., Казакова Д.А.
по докладу судьи Диденко И.А.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности Г. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 10 мая 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Ш. обратился в суд с заявлением о признании отказа департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в подготовке проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории незаконным.
В обоснование своих требований указал, что является собственником нежилых помещений N первого этажа литер Е2 общей площадью <...>, расположенных по адресу ул. <...>, на основании договора купли-продажи от <...>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права <...> от 1 г., выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, повторным взамен Свидетельства <...> серия <...> от <...>; нежилых помещений второго этажа N литера Е2 общей площадью м., расположенных по адресу <...>, на основании соглашения об отступном от <...>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права <...> от 1 г., выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, повторным взамен Свидетельства <...> серия <...> от <...>; нежилого помещения <...> первого этажа здания литер Е2, общей площадью <...> м, расположенного по адресу: <...>, на основании соглашения об отступном от <...>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права <...> от <...>, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
<...> он обратился в департамент архитектуры градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории (для объектов недвижимого имущества), в котором просил департамент подготовить на рассмотрение администрации муниципального образования город Краснодар материалы и проект установления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для приобретения права собственности земельного участка общей площадью расположенного по адресу ул. для эксплуатации офисных и складских помещений.
<...> департамент направил в адрес заявителя письмо <...>, в котором отказал в подготовке проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, на кадастровом плане соответствующей территории по улице <...> в Прикубанском внутригородском округе <...> в связи с нахождением части формируемого земельного участка с объектом недвижимости в красных линиях застройки (территория общего пользования, а также в связи с отсутствием в предоставленном техническом паспорте плана приусадебного участка и поэтажного плана на помещение <...>, а также регистрации права.
Просил суд признать отказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в подготовке проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории незаконным и обязать департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар подготовить проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для приобретения права собственности земельного участка общей площадью <...>, расположенного адресу: <...>, ул. <...> для эксплуатации офисных и складских помещений и передать его в органы администрации муниципального образования город Краснодар для дальнейшего согласования в установленном порядке.
Обжалуемым решением от 10 мая 2012 Первомайский районный суд г. Краснодара удовлетворил требования Ш. в полном объеме.
С данным решением не согласился представитель департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности Г., подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении требований. В обосновании жалобы указывает, на то что суд неправильно применил нормы права, часть земельного участка заявителя расположена в пределах красных линий, поэтому письмо департамента законно и обоснованно.
Проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене, по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, судом первой инстанции установлено, что Ш. является собственником нежилых помещений N первого этажа литер Е2 общей площадью ...Ж, расположенных по адресу <...>, на основании договора купли-продажи от <...> (л.д. 13 - 14), что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права <...> от <...>, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, повторным взамен Свидетельства <...> от <...> (л.д. 11).
Ш. является собственником нежилых помещений второго этажа N литера Е2 общей площадью <...> кв. м, расположенных по адресу <...>, на основании соглашения об отступном от <...> (л.д. 15 - 17), что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права <...> от <...>, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, повторным взамен Свидетельства <...> серия <...> от <...> (л.д. 12).
Ш. является собственником нежилого помещения первого этажа здания литер Е2, общей площадью <...> кв. м, расположенного по адресу <...>, на основании соглашения об отступном от <...> (л.д. 15 - 17), что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права <...> от <...>, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (л.д. 10).
Ш. обратился в департамент архитектуры градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории (для объектов недвижимого имущества).
<...> департамент архитектуры градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар направил в адрес заявителя письмо <...>, в котором отказал в подготовке проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, на кадастровом плане соответствующей территории по улице в связи с нахождением части формируемого земельного участка с объектом недвижимости в красных линиях застройки (территория общего пользования), а также в связи с отсутствием в предоставленном техническом паспорте плана приусадебного участка и поэтажного плана на помещение <...>, а также регистрации права (л.д. 9).
В своем отказе департамент архитектуры градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар одной из причин отказа в подготовке проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории указывает, что часть формируемого земельного участка с объектом недвижимости находится в красных линиях застройки (территория общего пользования).
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции, что факт утверждения красной линии не придает земельному участку статус участка общего пользования, красные линии лишь ограничивают территории, которые либо уже являются землями общего пользования, либо могут стать ими в перспективе.
Согласно подп. 42 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов утверждения схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждения документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования, осуществления государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных ГрК РФ.
Аналогичные положения предусмотрены ст. 7 ГрК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 41 указанного Кодекса подготовка документации по планировке территории (в ходе которой разрабатываются проекты планировки, проекты межевания территории и градостроительные планы земельных участков) осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Согласно ст. 42 при составлении документации нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур.
Согласно п. 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Спорный земельный участок попадает в границы "красных линий", то есть, расположен на землях общего пользования, которые в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) отчуждению не подлежат.
При таких обстоятельствах, письмо департамента от <...> законно и соответствует вышеуказанным нормам права.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия отменять решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 10 мая 2012 г. об удовлетворении требований заявителя Ш. о признании незаконным отказа департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от <...> об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и обязывании департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар подготовить проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для приобретения права собственности земельного участка общей площадью 2 360 кв. м, расположенного адресу: <...>, ул. <...> эксплуатации офисных и складских помещений и передать его в органы администрации муниципального образования город Краснодар для дальнейшего согласования в установленном порядке, и принимает решение об отказе Ш. в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 10 мая 2012 года -отменить.
В удовлетворении требований заявителя Ш. 8 о признании незаконным отказа департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от <...> об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и обязывании департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар подготовить проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для приобретения права собственности земельного участка общей площадью 2 360 кв. м, расположенного адресу: <...>, ул. <...> для эксплуатации офисных и складских помещений и передать его в органы администрации муниципального образования город Краснодар для дальнейшего согласования в установленном порядке - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)