Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Цехмистера И.И.
судей Плосковой И.В., Косиловой Е.И.
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя К. за подписью представителя Д.
на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 27 июня 2012 года, которым постановлено:
"К. в удовлетворении заявления о признании незаконным Решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области" от за об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков, обязании осуществить кадастровый учет - отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Цехмистера И.И., пояснения представителя заявителя Д., представителя заинтересованного лица Г., судебная коллегия,
установила:
Заявитель К. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области" от об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков, обязании осуществить кадастровый учет земельных участков с адресным описанием: *.
Заявление мотивировала тем, что Ч. являясь собственником двух долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: (земли бывшей агрофирмы "Туринская"), в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок от утвердил местоположение двух земельных участков в счет двух принадлежащих ему долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: * (земли бывшей агрофирмы "Туринская") - для ведения личного подсобного хозяйства.
Ч. умер, после чего заявитель, в порядке наследования зарегистрировала за собой право собственности на две земельные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: * (земли бывшей агрофирмы "Туринская"). На основании решения участников общей долевой собственности от она провела в отношении выделенных земельных участков комплекс землеустроительных работ, после чего, подала в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области заявление о постановке на кадастровый учет двух земельных участков с приложением межевого плана. По результатам рассмотрения заявления, уполномоченным органом было вынесено решение об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании п. 2 ч. 2 ст. 27, ч. 12 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Просит признать незаконным данное решение по следующим основаниям. Согласно кадастровой выписке на земельный участок от, находящийся в общей долевой собственности земельный участок, расположенный по адресу: (земли бывшей агрофирмы "Туринская") имеет кадастровый номер и разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. Она вправе выделить, поставить на кадастровый учет, а впоследствии зарегистрировать за собой право собственности на земельные участки с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства.
Заявитель в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представитель заявителя в судебном заседании заявление поддержал.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании с заявлением не согласился, пояснил, что при принятии оспариваемого решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области не были нарушены нормы ЗК РФ, Закона о кадастре. При постановке на кадастровый учет сведения о разрешенном использовании выделяемого земельного участка должны соответствовать сведениям о разрешенном использовании земельного участка, сведения о котором ранее внесены в кадастр недвижимости. Представленный заявителем межевой план не соответствовал требованиям п. 58 Приказа Минэкономразвития РФ N 412 от 24.11.2008, что препятствует поставить выделенные земельные участки на кадастровый учет. Протокол общего собрания участников долевой собственности на земельный участок не является документом, на основании которого возможно изменение разрешенного использования земельного участка. Осуществление органом кадастрового учета изменений объекта недвижимости возможно только на основании заявления собственника земельного участка с приложением документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен заявитель.
В апелляционной жалобе просит об отмене решения.
Ссылается на то, что Земельный кодекс РФ и Федеральный закон от 24.07.2002 года N 101 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрел для земельных участков выделяемых в счет земельных долей специальный правовой режим и предоставил право собственнику при выделе определить целевое (разрешение) использование вновь образуемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в рамках предоставленного перечня. Разрешенное использование "для ведения личного подсобного хозяйства" входит в перечень видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения и не входит в противоречие с разрешенным использование основного земельного участка.
Представленный в органы кадастрового учета межевой план полностью соответствует всем нормам действующего законодательства и по итогам его рассмотрения орган кадастрового учета должен был принять решение о постановке на кадастровый учет выделенных в счет принадлежащих долей земельные участки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявления суд первой инстанции, исходил из того, что вид разрешенного использования земельного участка, обозначенного в межевом плане не соответствует сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:362, поэтому оснований для признания незаконным решения от об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков не имеется.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом.
Из материалов дела следует что, решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок было утверждено местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка агрофирмы "Туринская", в границах которой в первоочередном порядке выделяются земельные участки, в счет двух земельных долей принадлежащих на праве собственности Ч. с целью использования для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 51).
К. Н.К. является на основании свидетельства о праве на наследство, от (л.д. 37, 39) собственником двух земельных долей площадью 0,79 га каждая, в праве общей долевой собственности на земельный участок, категория земель; земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
В соответствии п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 5 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном ФЗ от N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 5 ст. 79 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области", указывая ссылку на требования Федерального закона, государственный орган, принявший это решение, не учел и не указал в решении редакцию указанного Федерального закона. Между тем, пункты 11 и 12 части 1 статьи 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ введены в действие Федеральным законом от 29.12.2010 года N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" и вступили в силу только с июля 2011 года.
Согласно разъяснениям, изложенным в Письме Минэкономразвития РФ N ОГ-Д23-605 от 26.07.2011 года, если в соответствии с ранее установленным порядком общее собрание участников долевой собственности состоялось до 01.07.2011 года или извещение о намерении выделить земельный участок в счет земельной доли было опубликовано до 01.07.2011 года, то оформление прав в отношении таких образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с ранее установленным порядком.
Пунктом 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в частности, гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Таким образом, вид разрешенного использования образуемых заявителем участков (а именно - для ведения личного подсобного хозяйства) не входит в противоречие с разрешенным использованием основного земельного участка, а именно - для сельскохозяйственного производства, поскольку соответствует указанным выше нормам земельного законодательства.
Учитывая, что согласно п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме, либо содержанию, не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона, а таких доказательств заинтересованным лицом представлено не было, судебная коллегия признает незаконным решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области" от об отказе в осуществлении кадастрового учета и возлагает обязанность ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области" осуществить кадастровый учет земельных участков.
На основании изложенного, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, доводы жалобы считает заслуживающими внимания.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Тюменского районного суда Тюменской области от 27 июня 2012 года отменить и принять по делу новое решение.
"Заявление К. - удовлетворить.
Решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области" от об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков - признать незаконным.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области" произвести постановку на государственный кадастровый учет, вновь образуемый земельный участок, расположенный по адресу: *, разрешенное использование - "для ведения личного подсобного хозяйства".
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области" произвести постановку на государственный кадастровый учет, вновь образуемый земельный участок, расположенный по адресу: *, разрешенное использование - "для ведения личного подсобного хозяйства".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3940/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 сентября 2012 г. по делу N 33-3940/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Цехмистера И.И.
судей Плосковой И.В., Косиловой Е.И.
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя К. за подписью представителя Д.
на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 27 июня 2012 года, которым постановлено:
"К. в удовлетворении заявления о признании незаконным Решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области" от за об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков, обязании осуществить кадастровый учет - отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Цехмистера И.И., пояснения представителя заявителя Д., представителя заинтересованного лица Г., судебная коллегия,
установила:
Заявитель К. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области" от об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков, обязании осуществить кадастровый учет земельных участков с адресным описанием: *.
Заявление мотивировала тем, что Ч. являясь собственником двух долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: (земли бывшей агрофирмы "Туринская"), в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок от утвердил местоположение двух земельных участков в счет двух принадлежащих ему долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: * (земли бывшей агрофирмы "Туринская") - для ведения личного подсобного хозяйства.
Ч. умер, после чего заявитель, в порядке наследования зарегистрировала за собой право собственности на две земельные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: * (земли бывшей агрофирмы "Туринская"). На основании решения участников общей долевой собственности от она провела в отношении выделенных земельных участков комплекс землеустроительных работ, после чего, подала в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области заявление о постановке на кадастровый учет двух земельных участков с приложением межевого плана. По результатам рассмотрения заявления, уполномоченным органом было вынесено решение об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании п. 2 ч. 2 ст. 27, ч. 12 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Просит признать незаконным данное решение по следующим основаниям. Согласно кадастровой выписке на земельный участок от, находящийся в общей долевой собственности земельный участок, расположенный по адресу: (земли бывшей агрофирмы "Туринская") имеет кадастровый номер и разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. Она вправе выделить, поставить на кадастровый учет, а впоследствии зарегистрировать за собой право собственности на земельные участки с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства.
Заявитель в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представитель заявителя в судебном заседании заявление поддержал.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании с заявлением не согласился, пояснил, что при принятии оспариваемого решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области не были нарушены нормы ЗК РФ, Закона о кадастре. При постановке на кадастровый учет сведения о разрешенном использовании выделяемого земельного участка должны соответствовать сведениям о разрешенном использовании земельного участка, сведения о котором ранее внесены в кадастр недвижимости. Представленный заявителем межевой план не соответствовал требованиям п. 58 Приказа Минэкономразвития РФ N 412 от 24.11.2008, что препятствует поставить выделенные земельные участки на кадастровый учет. Протокол общего собрания участников долевой собственности на земельный участок не является документом, на основании которого возможно изменение разрешенного использования земельного участка. Осуществление органом кадастрового учета изменений объекта недвижимости возможно только на основании заявления собственника земельного участка с приложением документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен заявитель.
В апелляционной жалобе просит об отмене решения.
Ссылается на то, что Земельный кодекс РФ и Федеральный закон от 24.07.2002 года N 101 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрел для земельных участков выделяемых в счет земельных долей специальный правовой режим и предоставил право собственнику при выделе определить целевое (разрешение) использование вновь образуемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в рамках предоставленного перечня. Разрешенное использование "для ведения личного подсобного хозяйства" входит в перечень видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения и не входит в противоречие с разрешенным использование основного земельного участка.
Представленный в органы кадастрового учета межевой план полностью соответствует всем нормам действующего законодательства и по итогам его рассмотрения орган кадастрового учета должен был принять решение о постановке на кадастровый учет выделенных в счет принадлежащих долей земельные участки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявления суд первой инстанции, исходил из того, что вид разрешенного использования земельного участка, обозначенного в межевом плане не соответствует сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:362, поэтому оснований для признания незаконным решения от об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков не имеется.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом.
Из материалов дела следует что, решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок было утверждено местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка агрофирмы "Туринская", в границах которой в первоочередном порядке выделяются земельные участки, в счет двух земельных долей принадлежащих на праве собственности Ч. с целью использования для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 51).
К. Н.К. является на основании свидетельства о праве на наследство, от (л.д. 37, 39) собственником двух земельных долей площадью 0,79 га каждая, в праве общей долевой собственности на земельный участок, категория земель; земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
В соответствии п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 5 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном ФЗ от N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 5 ст. 79 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области", указывая ссылку на требования Федерального закона, государственный орган, принявший это решение, не учел и не указал в решении редакцию указанного Федерального закона. Между тем, пункты 11 и 12 части 1 статьи 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ введены в действие Федеральным законом от 29.12.2010 года N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" и вступили в силу только с июля 2011 года.
Согласно разъяснениям, изложенным в Письме Минэкономразвития РФ N ОГ-Д23-605 от 26.07.2011 года, если в соответствии с ранее установленным порядком общее собрание участников долевой собственности состоялось до 01.07.2011 года или извещение о намерении выделить земельный участок в счет земельной доли было опубликовано до 01.07.2011 года, то оформление прав в отношении таких образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с ранее установленным порядком.
Пунктом 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в частности, гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Таким образом, вид разрешенного использования образуемых заявителем участков (а именно - для ведения личного подсобного хозяйства) не входит в противоречие с разрешенным использованием основного земельного участка, а именно - для сельскохозяйственного производства, поскольку соответствует указанным выше нормам земельного законодательства.
Учитывая, что согласно п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме, либо содержанию, не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона, а таких доказательств заинтересованным лицом представлено не было, судебная коллегия признает незаконным решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области" от об отказе в осуществлении кадастрового учета и возлагает обязанность ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области" осуществить кадастровый учет земельных участков.
На основании изложенного, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, доводы жалобы считает заслуживающими внимания.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Тюменского районного суда Тюменской области от 27 июня 2012 года отменить и принять по делу новое решение.
"Заявление К. - удовлетворить.
Решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области" от об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков - признать незаконным.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области" произвести постановку на государственный кадастровый учет, вновь образуемый земельный участок, расположенный по адресу: *, разрешенное использование - "для ведения личного подсобного хозяйства".
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области" произвести постановку на государственный кадастровый учет, вновь образуемый земельный участок, расположенный по адресу: *, разрешенное использование - "для ведения личного подсобного хозяйства".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)